Скачать 63.82 Kb.
|
Правописание суффиксов -ЕК-, -ИК- имен существительных Русский язык, 3 Лавлинскова Елена Юрьевна, МОУ гимназия № 2 г. Волгограда Цели урока: - воспитание внимательного и бережного отношения к слову; к русскому языку; - развитие навыков самоконтроля и самооценки, планирования своей деятельности. - формирование навыков правописания суффиксов -ЕК-, -ИК- имен существительных. Учебник: Полякова А.В. Русский язык. 3 класс. – М.: Просвещение, 2009 Ход урока Звучит музыкальная фонограмма (рис. 1) За горами, за лесами Есть волшебная страна. В ней так много испытаний, И чудес она полна… Рис. 1 - Можно ли урок русского языка назвать такой волшебной страной, страной Открытий? Почему? (на уроках узнаем новое, делаем открытия) - Сегодня я предлагаю совершить путешествие по этой замечательной стране. - Определите, в какой последовательности мы будем двигаться по стране Открытий (рис. 2) Рис. 2 По мере называния этапов путешествия детьми, появляются соединительные стрелки (анимация) - Начнём с отгадывания загадки (рис. 3). Загадка записана на экране, отгадка скрыта шторкой. Как только дети угадали загадку, отгадка открывается. Рис. 3 - Это слово-отгадка - первое испытание на нашем пути. Оно поможет нам вспомнить уже известный материал. - И, прежде всего, подготовим руку к письменной работе в тетради. Минутка чистописания. - Догадайтесь, какую букву мы будем писать сегодня на уроке: в слове-отгадке она обозначает непарный звук. [р'] - Что ещё вы можете рассказать о данном звуке? (звонкий, мягкий) - Рр - Оцените свою работу. Подчеркните буквы, написанные, на ваш взгляд, безошибочно. - Запишите слово-отгадку. Образуйте от него однокоренные слова, а помогут вам в этом схемы. Запишите (рис. 4) Схемы записаны на экране, слова, записанные в правой части экрана закрыты шторкой. После того, как дети записали слова в тетрадь, они проверяют правильность выполнения задания. Для этого шторка отодвигается. Рис. 4 - Найдите и назовите среди данных слов существительные со значением уменьшительности, ласкательности (речка, речушка, реченька, речонка). - Какая морфема им придает это значение? ? ( суффиксы –к-, -еньк-, -онк-, ушк-). - В этот момент на экране появляются называемые суффиксы, эффект анимация. Учитель: Тему нашего сегодняшнего урока подскажут герои мультфильма «Как грибы с горохом воевали» (рис. 5). Демонстрация мультфильма (прикрепленный файл, переход по гиперссылке) Рис. 5 - Назовите героев мультфильма (гриб, горох). Запишите эти слова. Измените эти слова так, чтобы они приобрели значение ласкательности (рис. 6). Дети записывают на доске (она предварительно разлинована, фон) с помощью инструмента «Перо» гриб грибочек горох горошек дом домик Рис. 6 - Что им придает такое значение? (-ЕК-, -ИК-) Суффиксы высвечиваются на доске, эффект анимации. - Значение ласкательности, уменьшительности может выражаться с помощью суффиксов -ЕК-, -ИК-. - Как вы думаете, какова тема урока? («Правописание суффиксов -ЕК-, -ИК- имен существительных») (рис. 7). Рис. 7 - Вы вспомнили уже знакомый материал. Он вам помог сформулировать тему урока. Готовы перейти к следующему этапу нашего маршрута? (хоровой ответ). - Отгадайте зашифрованное слово (рис. 8). Дети отгадывают ребус. Затем отгадка высвечивается на экране, ластиком стирается цвет, закрывающий надпись. Рис. 8 - Образуйте от данного слова однокоренные существительные при помощи суффикса -ЕК- или -ИК- (рис. 9) Рис. 9 - Объясните орфограмму в суффиксе.(?) - Хотите узнать, как выбрать суффикс правильно? - Прочитайте слова (на доске, рис. 10) глоточек братик кусочек браслетик комочек бортик Рис. 10 - Что заметили? - Что общего в словах обоих столбиков? (ед. число) - Чем отличаются слова 1 и 2 столбика? ( суф. -ЕК-, -ИК-) - Проведите исследование с этими словами (рис. 11) Работа в группах
Во время работы в группах работает таймер. Засекается 2 мин. По истечению времени звучит сигнал. Рис. 11 Проверка: Что заметили? (у слов с суф. -ЕК- во множ. числе гласная выпадает, в словах с суф. -ИК- во множ. числе гласная не выпадает) (рис. 12) На экране появляются образцы для проверки. Во время наблюдения выделяются (обводятся) необходимые орфограммы с помощью инструмента «Перо». Рис. 12 - Мы сделали с вами открытие и теперь можем выстроить алгоритм (порядок) определения гласного в суффиксах -ЕК-, -ИК-. - С чего мы начали наше исследование со словами? (рис. 13)
По мере выстраивания алгоритма рассуждения детьми, на экране высвечиваются этапы определения суффиксов -ек ,-ик в словах. Рис. 13 - Вернемся к расшифрованному слову (клубоч?к). Для возвращения на предыдущую страницу используется гиперсыылка. - Примените новое знание, используя данный алгоритм, и объясните орфограмму в суффиксе (рис. 14) С помощью инструмента «Перо» дети записывают слово, вставляя необходимый суффикс. Объясняют свой выбор. Рис. 14 - Мы совершили с вами открытие, узнали, как правильно определить гласный в суффиксах -ЕК-, -ИК-. - Вы готовы перейти к следующему этапу нашего маршрута? (Применить новые знания) Учитель: Предлагаю поиграть в Игру «Назови слово» (Вы должны назвать предмет, используя суф. -ек-, -ик- и показать соответствующую карточку) (рис. 15) По мере появления рисунков, дети показывают соответствующую карточку. Картинки закрыты прямоугольниками цвета фона. Рис. 15 - Вы хорошо справились с заданием. Пришло время каждому проверить свои силы Самостоятельная работа (рис. 16) Во время самостоятельной работы включён таймер. Засекается 5 мин. По истечению времени звучит сигнал. (Используется прикрепленная презентация) Рис. 16 Для самостоятельной работы предлагаются задания разного уровня сложности. 1 уровень. Задание, требующее внимательности. 1. Выдели суф. –Ек—ИК- Брелочек, самолетик, чулочек, желудочек, бортик, бегемотик. 2 уровень. Задание с измененной ситуацией 2. Вставь суф. -ЕК- -ИК- Вопрос.к, желточ.к овраж.к, ёж.к, конверт.к, ящич.к. 3 уровень. Самое сложное задание. Записать название предметов, используя суф. -ЕК-, -ИК- Бантик, вопросик, гвоздик, кармашек, фартучек. Самопроверка с доски (Есть ли среди вас ребята, которые не допустили ошибок?) Домашнее задание: подберите и запишите 5 слов с суффиксом -ЕК- и 5 слов с суффиксом -ИК- Итог урока (рис. 17) - Мы заканчиваем наше путешествие. - Что нового вы узнали на уроке? Какое значение придают словам суффиксы -ИК-, -ИК-, как правильно выбрать суффикс? - Все ли этапы мы прошли? - Оцените свою работу на уроке (сигнальные карточки) Рис. 17 - Если вы поняли проблему сегодняшнего урока, активно работали, доказывали, вы поднимаете желтый сигнал. - Если вы внимательно слушали, но у вас еще остались сомнения, то поднимите оранжевый сигнал - Если вы внимательно слушали, пытались понять, но у вас еще не все получалось, то поднимите красный сигнал. - Как вы считаете, нужно ли на следующем уроке еще возвращаться к этой теме? Спасибо за работу на уроке. |