Урок изобразительного искусства в 5 классе
Тема урока: "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."
Тема : Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.
Тема урока: Роспись собственной модели игрушки.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Вид урока: урок-практикум.
| Цели и задачи:
1) Систематизировать и обобщить знания учащихся о народной глиняной игрушке, её видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи.
2) Формировать навыки работы с художественными материалами.
3) Развивать творческую и познавательную активность , художественную фантазию и вкус.
4) Воспитывать интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.
Оборудование: для учителя - материалы компьютерной презентации, учебные таблицы "Элементы Дымковской, Филимоновской и Каргопольской росписи", готовые изделия, репродукции и фотографии народных игрушек; для учащихся - учебник, заготовка игрушки, акварель или гуашь, фломастеры, кисти (№1, 2), баночка для воды, тряпочка.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Ход урока.
1. Организационный этап. (Слайд 1)
(Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку).
2.Сообщение темы и целей урока.
Много игрушек есть у ребят.
Медведи и зайцы на полках стоят.
Мы же игрушку сделали сами,
Её и распишем своими руками.
(Слайд 2) Добро пожаловать на итоговое занятие по теме "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках". Урок наш будет необычным. Давайте представим, что мы находимся не в классе, а в другом помещении. Отгадав загадку, вы узнаете в каком. Что за комната такая? И большая, и сверкает, В ней всего так много есть: Краски, кисти, штук по шесть,
И большое полотно,
Разрисовано оно. (Мастерская художника).
Мы с вами находимся в мастерской, где расписывают игрушки. (Слайд 3)
В нашу мастерскую поступил заказ на роспись сувенирных игрушек. Мы должны очень постараться, чтобы у нас получились самые красивые игрушки.
В соседней мастерской уже были сделаны заготовки. Наша задача - вдохнуть в них жизнь, т.е. расписать как дымковскую, филимоновскую и каргопольскую.
3. Повторение теоретических сведений.
Прежде чем приступить к выполнению заказа, давайте повторим особенности каждого вида игрушек. Вопросы для беседы: - Из какого материала изготавливаются эти игрушки? (Из глины) - Почему филимоновские игрушки такие вытянутые? (Очень жирная маслянистая глина) - Какой необычный герой есть среди каргопольских игрушек? (Конь-Полкан)
(Ребята делают выводы об особенностях формы и росписи каждого вида игрушек) (Слайды 4,5,6) Дымковская - пышные формы, яркие краски, элементы геометрического орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки. Филимоновская - удлинённые формы, три основных цвета: малиново-красный, жёлтый, изумрудно-зелёный, узор состоит из полосок, ёлочек и точек. Каргопольская - приземистые неуклюжие фигурки, разные краски, простой узор - символы солнца (круги и кресты), мотивы хлебных колосьев и веточек растений.
Во многих городах нашей необъятной страны есть мастерские по изготовлению изделий из глины, в том числе и игрушек. Давайте вспомним, какая игрушка откуда к нам "приехала". (Слайд 7)
Дымковская - Кировская область
Филимоновская - Тульская область
Каргопольская - Архангельская область
Хлудневская - Калужская область
Абашевская - Пензенская область 4. Физкультминутка. (Слайд 8)
Что рисует мальчик странный
На мольберте утром рано?
Это - мама, это - папа и любимая собака.
Это - солнце вместе с нами,
Светит добрыми лучами...
Нарисую маме поле,
Где гуляют на просторе
И зайчонок, и бельчонок,
И весёлый лис-плутишка,
Всех лесных зверей братишка.
Встанет мама утром рано,
Перед ней - моя поляна...
5. Практическая работа. (Слайд 9)
Молодцы, ребята, теперь мы можем приступить к выполнению заказа.
(На доску вывешиваются таблицы-помощницы) Приложение 5.
Учащиеся приступают к работе.
(Включаются записи русских народных песен).
Во время практической работы учитель делает целевые обходы, проверяя организацию рабочего места, правильность приёмов работы, оказывая помощь, контролируя объём и качество выполняемой работы.
6. Итог урока.
1) Выставка работ учащихся.
Ребята ставят готовые работы на стол "готовой продукции". Те, кто не закончил, доделают работу дома и принесут на следующий урок.
2) Оценивание работы учащихся на уроке.
Самым активным вручаются медали "За активную работу на уроке". Приложение 6.
3) Заключительное слово учителя.
Я думаю, что задание, которое вы сегодня выполняли, позволило вам почувствовать, насколько интересна работа художника-игрушечника. Я уверенна, что игрушки понравятся тем, кому они будут подарены и принесут им удачу. Закончить наш урок хочется стихотворением Бориса Дубровина: (Слайд 10)
Творенья умельцев дороже
Душе моей всяких иных
И чем-то особым и звонким похожи
На тех, кто задумывал их.
. |