Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 83.03 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.04.2014
Размер83.03 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
I четверть 3 класс Урок 1 «Дымковская игрушка и свистулька»

Цели: Приобщение учащихся к духовному опыту поколений.

Задачи:

  • Познакомить с историей появления дымковской игрушки, с техникой ее изготовления. Учить приемам лепки народной игрушки. Познакомить с игрушкой-свистулькой, древним народным музыкальным инструментом;

  • Учить выделять характерные особенности во время создания формы игрушки;

  • Развивать эстетический вкус, внимание, память, способность анализировать и обобщать, проявлять творческие способности в выполнении росписи фигуры;

  • Воспитывать любовь к искусству наших предков.

Оборудование: плакаты с изображением дымковской игрушки, дымковские игрушки-свистульки, проигрыватель, русские народные песни “Вальс-шутка”, “Камаринские”, “Барыня”, “Пойду ль я”, мини-выставка дымковских игрушек, репродукция картины Б.М. Кустодиева “На ярмарке”, костюмы скоморохов ,схемы лепки.

Материалы: пластилин, стеки, поворотные круги, все принадлежности для лепки.

Тип урока: интегрированный, комбинированный ИЗО и музыка

Ход урока

1.Объяснение урока


Добрый день, ребята. Сегодня мы познакомимся:

– с историей дымковской игрушки;
– с техникой ее изготовления;
– познакомимся с древним музыкальным инструментом, какой была дымковская игрушка.

А пока перенесемся с вами в далекие времена. Перед нами древний город: Киев, Новгород, Казань или Москва. Торговые ряды… А вокруг люди бойко предлагают свой товар: горшки, сбрую, оружие. Многолюдными были базары и ярмарки в те времена. Сегодня они показались бы великолепным зрелищем, где все жило одной неуемной жизнью, деловой и одновременно праздничной. Веселым праздником вливалась в жизнь народа пестрая и шумная ярмарка. Принаряженная толпа, ярко раскрашенные ярмарочные вывески, горы всякой снеди из разного товара никого не оставляли равнодушным, тем более художника. Посмотрите, как прекрасно отобразил ее в своей картине художник Б.М. Кустодиев “На ярмарке”. На картине изображены торговые ряды в начале века и русский люд в традиционных для той поры костюмах, картузах, лаптях и сапогах, все с покупками.

– Скажите, ребята, что же обычно покупали на ярмарке в то время?

Ответы детей (сапоги, валенки, грабли, игрушки…).

Картина Б.М. Кустодиева “Ярмарка” – замечательное историческое свидетельство русского быта и традиций XX века. И в самом деле, было чему подивиться, чего только не привозили на ярмарку. Здесь можно было увидеть и выступление бродячего цирка с заморскими зверями и развлекательные клоунады, пантомимы. Услышать заунывного шарманщика и рядом веселого гармониста-исполнителя сатирических куплетов, задорных частушек, и конечно, не обходилось без театра “Петрушки”. И среди всей этой шумной разноголосицы слышались зазывные голоса продавцов и разносчиков игрушек.

Ученики:

1 Ай да, кукла, 2 Неслыханное чудо,
Ай да, Милаша Невиданное диво!

3 Наша хата 4 Расчески-гребешки,
Успехом богата. Свистульки-петушки.

Педагог: особенное оживление было около игрушек. Их продавали в магазинах и лавках в наскоро сколоченных палатках, и прямо с открытых лотков. Умели продавцы и разносчики игрушек показать свой товар. Выставляли на прилавок самые смешные и забавные игрушки с веселыми поговорками и прибаутками предлагали их любопытному покупателю.

Ученики:

1 Купи, мамаша, 2 Деточка-то ваша
Купи-ка, папаша. С этой игрушкой
Пусть поиграет.

3 Повеселится, повеселится, порезвится.

Педагог : Разве не остановится прохожий, услышав такую интригующую рекламу? непременно пройдет, посмотрит, прикинет, и, глядишь, купит игрушку-подарок с ярмарки. Если не своим ребятам, то другим будет радость, “на доброе здравие”.

А теперь представим село, где рождалось и готовилось это чудо. По всей России были разбросаны очаги гончарного дела, где наравне с глиняной посудой изготовлялись глиняные игрушки, и одной из них была дымковская игрушка. Произошла она от названия бывшей слободы Дымково (близ города Кирова), что расположена на берегу реки Вятки. По утрам слобода подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название Дымково слобода получила из-за этого. Возникновение дымковской игрушки относится к XV–XVI вв. Часть исследователей связывают изготовление этой игрушки с весенней ярмаркой и “свистуньей” или “свистопляской”, некогда проходившей на горе Раздерихе (близ Вятки).

Пробуждение природы, примет птиц, надежды на будущий урожай – все это витало в воздухе и рождало веселое настроение, радостное ожидание, а вместе с тем и веселые игрушки, какой была дымковская игрушка. Яркая, сверкающая позолотой, она невольно заставляет любоваться своим нарядом.

– Ребята, первоначально дымковская игрушка не была такой, какой мы все ее видим сейчас. Она была обыкновенной игрушкой-свистулькой. (Показать детям, раздать игрушки. Предложить посвистеть).

– На этих свистульках можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Кроме того, свистульки очень часто использовались в ансамбле, т.е. в сочетании с другими музыкальными инструментами: пастушескими рожками, свирелью, жалейками.

– Послушайте русскую народную мелодию “Пойду ль я”. (Прослушивание музыкального фрагмента).

Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготавливаемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из “старины глубокой”. Очень часто в дымковской игрушке встречается изображение музыкальных инструментов: гармони и балалайки. Именно вятские гармони (наряду с Тульскими) нам сейчас хорошо известны. Эти два инструмента были особенно любимы простым народом, и поэтому очень часто изображаются. Гармоника устойчиво держала строй, ее не нужно было настраивать. Она была очень удобной, компактной и транспортабельной. Обладала гармоника и большим громким звучанием, что позволяло играть на открытом воздухе. Игру на ней мог освоить любой человек. К тому же она была очень дешевой. А балалайка тоже была нехитра в изготовлении. “На профессиональном инструменте должна быть и профессиональная игра, а на балалайке можно было “балабонитиь”: вот где коренится название “балалайка”.

– Сейчас вы прослушаете русский народный танец “Камаринская” в исполнении оркестра русских народных инструментов (прослушивание фрагмента).

– Какими музыкальными инструментами исполняется тема “Камаринской”?

Дети (отвечают): балалайка, гармошка, рожки).

– А сейчас прослушайте, как этот танец звучит в другом исполнении (прослушивание фрагмента).

– На каком музыкальном инструменте исполняется?

Дети (отвечают): баян.

– Верно, ребята. В настоящее время дымковская игрушка продолжает радовать своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковский сохраняется благодаря дымковским мастерицам.

2. Физкультминутка


– Ребята, вы, наверное, устали?
– Ну, тогда все дружно встали.
– Ножками потопали,
– Ручками похлопали.
– Покрутились, повертелись
– И за парты все уселись.
– Глазки крепко закрываем,
– Дружно до пяти считаем.
– Открываем, поморгаем,
– И работать продолжаем.

– Итак, ребята, мы побывали с вами на веселой ярмарке, где продавались эти игрушки. Представили село, где родилась дымковская игрушка, а теперь поговорим о самом главном – о Мастере “Золотые руки” и о том, как рождалось это чудо, и почему так расписана эта игрушка.

3. (Рассматривание выставки игрушек.)

Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Таким экзотическим кажется обычный петух. Его хвост превратился в прекрасный веер, разрисованный узорами. Красивый гребень, как причудливый цветок, красная позолоченная бородка украшает длиннющую шею. Крылья свисают по бокам, так же как и хвост украшены цветным орнаментом и волнистым рельефом. Народная фантазия, любовь к красочности проявляется именно в таких образах живописной дымковской игрушки.

“Дама с собачкой”, “Дама с ребенком” – типичные персонажи дымковской игрушки. Их силуэты и формы обобщены. Чопорность и важность дам хорошо запоминаются. Их пышные юбки украшены яркими узорами. На головах – шляпы с цветком или высокие кокошники с розой, волосы заплетены в косы, а потом в затейливые калачики, щеки нарумянены. В обрисовке этих дам присутствуют праздничность, нарядность, а также юмор, и, даже насмешка. Особенно привлекательна их цветовая гамма.

– Ребята, расскажите, какими узорами и орнаментом расписаны игрушки?
– Какими красками пользуются мастера в росписи дымковских игрушек?

4.Ответы детей (точки, круги большие и маленькие, волнистые линии, клетки). Цвет – яркий, по белому фону юбки используется орнамент, кофта – желтая или красная.

– Верно, ребята, рисунки даны крупным планом, поэтому хорошо запоминаются. Промысел глиняной дымковской игрушки сохраняется до сих пор, хотя с течением времени сложились определенные приемы лепки и росписи игрушки, свой художественный стиль. Игрушки изготавливали из местной глины, обжигали в обыкновенной русской печке, а затем ярко расписывали. По белому фону мастерицы “разбрасывали” круги, клетки, мелкие и крупные горошины. Кроме того, игрушки были украшены сусальным золотом и поталью. Это придавало им праздничный вид и привлекало внимание не только детей, но и взрослых.

1 Привезли мы глину с дальнего пруда,
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
И слеплю по шадучику, я ее поглажу.
И седельце с бахромой на спине прилажу.

2 Слепим, высушим – и в печь,
А потом распишем,
Будем мы игрушки печь, печка жаром пышет.

3 А в печи не калачи, а в печи –
Не куличи, ни пышки, не ватрушки,
В печи – игрушки.

4 Не кастрюли чугунные, а лошадок табуны.
За лошадками козел из печи –
И прыг на стол.

1 Вылезай скорей, медведь,
В печке можно угореть.

Мастер: Распишу я утушку разными цветами, свищет моя утушка разными ладами.

2 Модница, нарядница,
Вы куда идете?
С бантиком и сумочкой,
Глиняная тетя.

3 Посмотрите, каковы
И нарядны и новы,
Расписные сани.
4 Медведь с гармошкой,
Солдат с усами,
Козел “золотые рожки”,
Да куколка в сережках.
Пестрые, яркие, славные подарки.

Перерыв: 5–7 мин.

– А сейчас, ребята, вам предстоит возможность слепить дымковскую игрушку-барыню.
– Предлагаю вам побывать в роли Дымковских мастеров. Перед вами лежит глина. Прежде чем лепить, вспомним некоторые правила-советы по лепке из глины.

Дети называют правила:

  • закатать рукава, размять пластилин;

  • лепить только на подкладной доске;

  • смачивание рук по мере надобности;

  • поворачивать модель со всех сторон, пользуясь поворотным кругом;

  • прорабатывать детали стекой;

  • хорошо скреплять детали;

– Ребята, с чего начнете лепить?
– Верно, с самого большого – с юбки барышни.
– Как разделить пластилин?
– Как будете лепить? (По частям или из целого куска.)
– Чтобы слепить куклу, надо поделить пластилин на два неравных куска. Из большого куска сделать конус, отжать голову, шею и тонкое туловище до талии, а затем работать над подолом платья (пустотой внутри).

Начинаем работать с остаточным куском глины. Делим его на три части. Из двух частей лепим руки и присоединяем из остальной детали одежды и украшений.

Уточняем- С чего начнете лепить?
– Как разделить пластилин?

6. Практическая работа. Желающим ребятам предлагаются схемы лепки барышни. Роком звучит “Барыня” в исполнении оркестра русских народных инструментов. Даётся индивидуальная работа затрудняющимся детям.

– Слепили своих барынь?
– Посмотрите на них, все ли они похожи друг на друга? Как их различать?
– Подумайте, с чем или с кем ваша барыня пойдет гулять. Может, она пойдет гулять… с животными, книгой, с ребенком и т.д.
– Подумайте и закончите свою работу.

7. Анализ


8. Критерии оценки– А теперь давайте посмотрим, какие вы смастерили игрушки  Правильность техники лепки
– Аккуратность
– Творческие находки

Каждый ученик рассказывает о своей лепной композиции. Небольшой рассказ.

8. Итог занятия


– О чем мы сегодня говорили на уроке? (О Дымковской игрушке, о свистульке, о музыкальных инструментах.)
– Как называется игрушка, которую вы сегодня лепили? (Дымковская.)
– Почему их так называли? (В честь Дымковской слободы.)
– Одинаковы ли эти игрушки? (Нет.)
– Правильно, ребята, не одинаковы.
– Каждая игрушка самобытна и неповторима. В этом и состоит ее уникальная ценность.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск