Скачать 318.37 Kb.
|
Система уроков по творчеству Н.С. Лескова в старших классах Урок 1. Н.С. Лесков. Страницы жизни и творчества (с использованием ИКТ) Цель:
Оборудование:
Ход урока. План лекции учителя:
На предыдущем уроке в качестве индивидуального домашнего задания 2-м учащимся было дано задание подготовить сообщения ни темы: «Орловщина — родина Лескова», «Лесковские места нашего города». (Презентация 1.) 1. Словарная работа: Праведник — человек верующий, живущий по законам Христа, совершающий ежедневный подвиг любви к людям. 2. Оформление тетрадей: Эпиграф: Лесков, страстно влюбленный в жизнь, очарован богатством ее проявлений, бескрайними просторами России, яркими национальными чертами быта и нравов, колоритными картинами старой русской жизни, поэтичностью народного миросозерцания, артистизмом русского языка... Все это он стремится выразить в своем творчестве. И.П. Видуэцкая 3. Слово учителя. Вопрос учащимся: Вам уже известно имя великого русского писателя Николая Семеновича Лескова. Вспомните, пожалуйста, названия его произведений, которые вы изучали ранее (В зависимости от программы обучения учащиеся могут назвать такие произведения, как «Левша», «Тупейный художник», «Человек на часах», и др.). А помните ли вы какие-нибудь факты из биографии писателя? Лесков до последнего времени считался писателем «второго ряда» и не включался в число классиков. Его творчество долго находилось вне школьных и вузовских программ по литературе, оно было изъято из русского литературного процесса. Даже на родине Лескова в начале 50-х годов в орловских музеях, и в Тургеневском, и в краеведческом, портретов писателя не было. Но уже в январе 1957 года был открыт музей писателей-орловцев и в нем представлена экспозиция, посвященная Лескову. А в сентябре 1966 года на межвузовской научной конференции, посвященной 400-летию нашего города, прочитано 6 докладов о Лескове гостями из Омска, Киева, Якутска, Астрахани, Иванова и из Чехословакии. В 1974 году в Орле наконец открылся музей нашего земляка и прошла первая лесковская научная межвузовская конференция. «Это не жизнь, а только житие», — так определил свой жизненный путь сам Лесков. Действительно, этот путь складывался не просто. А причины тому были разные, как внешние обстоятельства, так и внутренний мир автора. Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в сельце Горохове Орловского уезда. Дед — священник, отец — чиновник, мать — из орловского дворянского рода Алферьевых. Первые детские годы прошли на Третьей Дворянской улице, ныне Октябрьской. Позднее Лесков часто вспоминал домик в Орле недалеко от обрыва над рекою Орликом, Панин хутор, крестьянских ребятишек, с которыми ходил в ночное, мельника дедушку Илью, учившего его почитать простой народ. Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе <...> Я с народом был свой человек...».
В 1841 году Лесков поступил в Орловскую гимназию, но учился неважно и недолго — умер отец, нужно было обеспечивать себя и семью. Этот трагический поворот, с одной стороны, «положил предел и правильному продолжению учености...» Впоследствии Лесков скажет о себе: «В науках далеко не зашелся», — и назовет он себя «малообученным» для литературного дела. Действительно, детство, прошедшее в провинции, карьера провинциального чиновника как бы изначально предполагали изолированность от людей «лучших умов и понятий», незнание философских, идеологических, социально-политических исканий 30 — 40 годов. «Мы не те литераторы, которые развивались в духе известных начал и строго подготовлялись к литературному служению. Нам нечем похвастаться в прошлом: оно у нас было по большей части и мрачно и безалаберно. Между нами почти нет людей, на которых лежал бы хоть слабый след благотворного влияния кружков Белинского, Станкевича... Мы, плачевные герои новомодного покроя, все посрывались, «кто с борка, кто с сосенки…». Время нас делало литераторами, а не наши знания и дарования», — так метко и тонко охарактеризовал Лесков писателей своего поколения, писателей, пришедших в русскую литературу в начале 1860-х годов. Но, с другой стороны, от жизни Лесков и получил немало. К тридцати годам он побывал и чиновником уголовной палаты, и помощником столоначальника по «рекрутскому столу ревшского отделения», и коммерсантом в фирме А.Я. Шкотта. Он жил в Орле, Киеве, Петербурге, изъездил почти всю Российскую империю: служба «требовала беспрестанных разъездов, удерживала в глухих захолустьях». Лесков увидел Россию во всем многообразии ее характеров, быта, нравов, языка, пейзажа. Это все помогло ему стремительно и свободно войти в русскую литературу. Лесков практически не знал литературной молодости: он пришел в искусство тридцатилетним и сразу же заявил о себе как о незаурядном публицисте, а затем показал себя зрелым художником. Первая «проба пера» — в 1860-м году. Лесков опубликовал свое первое произведение: «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)» в журнале «Отечественные записки» (№ 4). С 1861 года один за другим появляются его рассказы, очерки, повести и хроники, поразившие современников глубоким проникновением в народную психологию, знанием реальных условий жизни народа, широким охватом различных слоев социальной жизни России. Его позиция в политической борьбе эпохи отличалась самостоятельностью и опиралась на близкое знание жизни низовых слоев русского общества. Лесков не разделял идею радикального преобразования общественной жизни, но понимал необходимость ее обновления. Революционному пути, на который призывали русские демократы, писатель противопоставил возможность «мирного и стройного разрешения общественных вопросов». Проблемы национального сознания русского народа, национального самосознания человека из народа, веры и безверия становятся постоянными и актуальными в творчестве Лескова. Показательны в этом отношении самые первые — 1862 г. — беллетристические опыты Лескова: «Погасшее дело», «Разбойник», «В тарантасе». Первые художественные произведения — это «сильная позиция», своего рода заглавие или эпиграф ко всему творчеству писателя. Дилогия «Разбойник» и «В тарантасе» «обещает» (если иметь в виду все творчество писателя) того Лескова, которого читатель знает по «Житию одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Левше», «Очарованному страннику». Здесь уже реализованы характерные для него эстетические принципы изображения действительности, способы и приемы характерологии, стилистическая манера, формы авторского присутствия в тексте, жанрообразование. Уже здесь Лесков стремится выразить свои философско-религиозные взгляды, выделяя в социально-политических проблемах всегда волновавший его христианско-этический аспект. С самого начала в творчество Лескова прочно вошла тема русского нигилизма и нигилистов, проявляющаяся с той или иной степенью открытости в романах, повестях, рассказах «Обойденные», «Островитяне», «Соборяне», «Путешествие с нигилистом» и др. В художественном воплощении этой темы писатель проявил иное, чем у революционных демократов понимание перспектив и возможностей общественного развития России, иное видение мира и человека — христианское. Но главной в творчестве Лескова становится тема праведничества. В 1870-е годы писатель создает хронику «Соборяне», цикл «Праведники», рассказ «Запечатленный ангел», повесть «Детские годы», рассказ «На краю света», очерки «Мелочи архиерейской жизни», хронику «Захудалый род» и др. Размах и масштабность лесковских. творений были закономерным продолжением художественных опытов 1860-х годов. В 1880 году Лесков издал сборник-цикл «Три праведника и один Шерамур», в который вошли рассказы «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Русский демократ в Польше», «Шерамур». Современники по-разному воспринимали его творчество. Для одних он был «талантом средней величины» (А. Скабичевский), для других даже «мертвым писателем... анекдотистом» (В. Богданович), а третьи подчеркивали его «независимую мысль, одухотворенную любовью к народу, добру и правде, необыкновенную силу его психического анализа и высокую оригинальность, как в форме, так и в содержании» (А. Введенский). Потребовалось немало времени, чтобы этот «оригинальный, своеобразный, удивительный талант» (М. Горький) был признан читателями и историками литературы. Н.С. Лесков лишь недавно занял по праву достойное место в ряду классиков русской литературы. Искусство, по Лескову, должно служить «умножению в людях добра, правды и мира». «Все, что не поднимает духа человеческого, не есть искусство в том священном его значении», — утверждал Николай Семенович. В 1895 года, в ночь с 20 на 21 февраля Н.С. Лесков умирает, прожив 64 года, из них 34 отдав литературе. Но ведь путь писателя не заканчивается строками некролога. Л.Н.Толстой не случайно пророчески предрек: «Лесков — писатель будущего». 6. Домашнее задание. 1. Прочитать повесть «Очарованный странник». 2.Выделить сюжетную линию, подумать над смыслом названия произведения, о своеобразии изображения русского национального характера. 3. Обратить особое внимание на описания внешности героя, пейзажные зарисовки, ключевые эпизоды произведения. Найти в Интернете иллюстрации к повести. leskow.net.ru ru.wikipedia.org school-essay.ru festival.1september.ru Урок 2. Повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник» (с использованием ИКТ) Цель:
Оборудование: портрет Н.С. Лескова, иллюстрации к повести: портрет Ивана Флягина, Груши (Художник И. Глазунов), (Презентация 2). Ход урока. 1. Оформление тетрадей: Эпиграф: «Мне за народ очень помереть хочется» 2. Словарная работа: Национальный — «народный, или народу свойственный» (В.И.Даль). Литературный национальный характер - носитель национально-исторической идеи, которую автор «вложил» в своего героя. 3. Выявление знания текста методом тестирования (презентация или в Инете ) school-essay.ru 1. С каким былинным богатырем сравнивает автор Флягина? а) Алеша Попович; б) Добрыня Никитич; в) Илья Муромец; г) Никита Кожемяка. 2. Как звали в детстве Ивана Северьяныча Флягина? а) Измаил; б) Монах; в) Голован; г) Казачок; д) Иван. 3. Какую награду попросил главный герой за спасение графской семьи? а) деньги; б) освобождение от крепостной зависимости; в) коня; г) гармонь; д) сапоги. 4. Почему Флягин бежал в степь? а) в поисках приключений; б) по предложению англичан; в) вслед за возлюбленной; г) из-за убийства татарина; д) был взят в плен. 5. Как удерживали главного героя в степи? а) богатыми подарками; б) отдали Флягину в жены самую красивую девушку; в) держали в колодках в яме; г) подщетинили пятки. 6. Сколько времени провел Флягин в плену? а) один год; б) три месяца; в) пять лет; г) три года; д) десять лет. 7. Почему Иван Флягин убил Грушу? а) из-за неразделенной любви; б) чтобы Груша не вернулась к князю; в) чтобы спасти ее от греха убийства; г) это произошло случайно. 8. Каковы планы героя-рассказчика в финале повести? а) остаться в монастыре; б) пойти воевать; в) возвратиться на родину. 4. Самостоятельная творческая работа учащихся : анализ фрагментов повести или научного текста по предложенным заданиям для мини-групп учеников. Класс делится на 5 групп, каждая из которых готовит ответ на предложенный вопрос. Обсуждение ведется группами вполголоса (10-15 минут). Задания: 1. Выявите разнородные начала в портретном описании героя-рассказчика и значение в реализации глубинного смысла повествования. «Это был новый пассажир, который ни для кого из нас незаметно присел с Концевца. Он до сих пор молчал, и на него никто не обращал никакого внимания, но теперь все на него оглянулись, и, вероятно, все подивились, как он мог до сих пор оставаться незамеченным. Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. Послушник он был или постриженный монах — этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и на самих островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический. Простодушный. Добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К. Толстого. Казалось, что ему бы не в рясе ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный бор». Но, при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется «бывалого». Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности, и заговорил приятным басом с повадкою» Ответ учащихся: Установка на необычность, оригинальность внешности героя-рассказчика поддержана особой «типологичностью» героя,. Иван Северьяныч Флягин зримо воплощает облик русского богатыря, каким он сложился в искусстве, в прямом авторском слове указана генетическая связь образа с фольклором (былины об Илье Муромце), живописью (картина Верещагина) и литературной стилизацией былин (поэма А.К. Толстого), и в то же время введено еще одно измерение, для сказа обязательное, — фактографичность (и повествователь, и рассказчик воспроизводят действительно бывшее). Такой расклад предопределяет многослойность художественного текста, особую «синтетичность» форм, в которых реализуется — на авторском уровне — глубинный смысл повествования в целом. 2. Попытайтесь определить своеобразие пейзажа в «Очарованном страннике»: «...тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже среди дня стоит погода хорошая, жарынь, в стану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам и спит, а я подниму у своего шатра полочку и гляжу на степи... в одну сторону и в другую — все одинаково... Знойный вид, жестокий; простор — краю нет; травы, буйство; ковыль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется, и по ветерку запах несет: овцой пахнет, а солнце обливает, жжет, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски дна нет... Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь. Или еще того хуже было на солончаках над самым над Каспием: солнце рдеет, печет, и в солончаках блестит, и море блестит... Одурение от этого блеску даже хуже чем от ковыля делается, и не знаешь тогда, где себя, в какой части света числить, то есть жив ты или умер и в безнадежном аду за грехи мучишься. Там, где степь ковылистее, она все-таки радостней; там хоть по увалам кое-где изредка шалфей сизеет или мелкий ролынь и чабрец пестрит белизну, а тут все одно блыщание... Там где-нибудь огонь палом по траве пойдет, — суета поднимется: дрохвы летят, стрепеты, кулики степные, и охота на них затеется. Тудаков этих, или по-здешнему дрохвов, на конях заезжаем и длинными кнутами засекаем; а там, гляди, надо и самим с конями от огня бежать... Все от этого развлечение. А потом по старому палу опять клубника засядет; птица на нее разная налетит, все больше мелочь этакая, и пойдет в воздухе чириканье... А потом еще где-нибудь и кустик встретишь: таволожка, дикий персичек или чилизник... И когда на восходе солнца туман росою садится, будто прохладой пахнет, и идут от растения запахи...» — Как через эту пейзажную картину передается эмоциональное состояние героя и его миропонимание? Ответ учащихся: Яркие черты субъективного восприятия мира несет пейзаж в произведениях со сказовой формой повествования. Описания природы здесь не только отражают эмоциональное состояние героя-рассказчика, но и раскрывают его мировоззрение. В данном описании передается эмоциональное состояние героя: его глубокая тоска по родине, желание вернуться домой. Важно и то, что пейзаж также выявляет главную черту миропонимания героя — религиозность. В приведенном отрывке обращает на себя внимание интонация, рассчитанная на сочувственное внимание слушателей. Использование народных, близких к фольклорным, сравнений и метафор передает то, что можно назвать национальным чувством героя или иначе — передает его сопричастность жизни своего народа. Без любви к Родине нет настоящего человеческого характера. Тот, кто любит родную землю, видит красоту ее в любых мелочах, чувствует огромный интерес ко всяким ее «проявлениям». Иван Северьянович именно такой человек, и эта любовь помогает ему словесно точно выразить свои чувства, настроение, стремления в пейзажном описании. 3. Какие черты характера и навыки Голована проявились в двух следующих эпизодах: 1. «Так и на этот раз: спускаем экипаж, и я верчусь, знаете, перед дышлом и кнутом Астронома остепеняю, как вдруг вижу, что уж он ни отцовых вожжей, ни моего кнута не чует5 весь рот в крови от удилов и глаза выворотил, а сам я вдруг слышу, сзади что-то заскрипело, да хлоп, и весь экипаж сразу так и посунулся... Тормоз лопнул! Я кричу отцу: «Держи! держи!» И он сам орет: «Держи! держи!» А уж чего держать, когда весь шестерик, как прокаженные, несутся и сами ничего не видят, а перед глазами у меня вдруг что-то стрекнуло, и смотрю, отец с козел долой летит... вожжа оборвалась... А впереди та страшная пропасть... Не знаю, жалко ли мне господ или себя стало, но только я, видя неминуемую гибель, с подседельной бросился прямо на дышло и на конце повис... Не знаю опять, сколько тогда во мне весу было, но только на перевесе ведь это очень тяжело весит, и я дышловиков так сдушил, что они захрипели и... гляжу, уже моих передовых нет, как отрезало их, а я вишу над самою пропастью, а экипаж стоит и уперся в коренных, которых я дышлом придавил» (IV, с. 401). 2. «Отодрали меня ужасно жестоко, даже подняться я не мог, и к отцу на рогоже снесли, но это бы мне ничего, а вот последнее осуждение, чтобы стоять на коленях да камешки бить... это уже домучило меня до того, что я думал-думал, как себе помочь, и решился с своею жизнью покончить. Припас я себе крепкую сахарную веревочку, у лакейчонка ее выпросил, и пошел вечером выкупался, а оттудова в осиновый лесок за огуменником, стал на кодены, помолился за вся християны, привязал ту верёвочку за сук, затравил петлю и всунул в нее голову. Осталося скакнуть и вся б недолга была... Я бы все это от своего характера пресвободно и исполнил, но только что размахнулся да соскочил с сука и повис, как, гляжу, уже на земле лежу, а передо мною стоит цыган с ножом и смеется — белые-пребелые зубы, да так ночью середь черной морды и сверкают» (IV, с.405). — Как эти качества героя сказались в его дальнейшей судьбе? |