Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 111.69 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.04.2014
Размер111.69 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
9 декабря 2010 г., 8 А класс.

28. Тема: ОБРАЗ ГОРОДА И ТЕМА ЧИНОВНИЧЕСТВА В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»

Цели урока:

  • образовательные: проанализировать, каким виделся уездный город России первой половины 19 века, его обитатели и чиновники Н.В. Гоголю, определить роль уездного города в истории России, соотнести жизненную основу пьесы "Ревизор" и ее обобщающий смысл в изображении чиновников;

  • развивающие: отработать навык анализа драматического произведения, развивать умение подбирать цитаты, развивать коммуникативную компетенцию учащихся, развивать умение самостоятельно работать с историческим материалом и литературным текстом;

  • воспитательные: воспитывать вдумчивого зрителя, читателя, формировать устойчивую нравственную позицию, формировать эстетическое восприятие средствами литературы.

Тип урока: урок анализа художественного произведения.

Форма урока: урок-путешествие.

Методы и приемы: частично-поисковый (слово учителя, эвристическая беседа с последующим выводом, работа по тексту – подбор цитат, иллюстрирующих утверждения, словарная работа).

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: презентация «Уездный город в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
В «Ревизоре» я решился собрать в кучу всё дурное в России, какое я тогда знал…
Н.В.Гоголь


ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

  2. Вступительное слово учителя. Введение темы и целей урока

Н
Слайд 1
а прошлом уроке мы с вами говорили о великом русском писателе Н. В. Гоголе и самой его известной комедии – «Ревизор». Вы узнали, как и когда была создана комедия. Сегодня я хочу предложить всем нам небольшое путешествие в уездный город N, который Гоголь выбрал местом действия своего произведения.

На этом уроке мы должны уяснить, как изображен уездный город в комедии, посмотреть, кто живет в городе N, какие порядки там царят, и выяснить, насколько типичной была подобная картина для николаевской России.

Итак, в путь!

  1. Лексическое значение словосочетания «уездный город»

Гоголевский город N является уездным. Для начала давайте выясним, что же такое «уездный город»

(Уезд — низшая административная, судебная и финансовая единица в Российской Империи, а также в РСФСР в первые годы после Октябрьской революции. В результате административной реформы в 1927 уезды были преобразованы в районы. Включал город и присоединённые к нему волости. Управлялся княжеским наместником, а с начала XVII века — воеводой, выполнявшим военные, административные и судебные функции).

  1. Географическое положение

М
Слайд 2
ы выяснили, что такое уездный город, в который нам предстоит путешествие. Теперь нам нужно определить, где же этот город расположен. Россия такая большая, куда же именно мы должны отправиться?

(Городок находится далеко от столицы, в глубине России. Хлестаков едет из Петербурга в Саратовскую губернию через Пензу, второй месяц как из Питера).

- У города нет названия. Почему?

(Безымянный город в каком-то воображаемом, символическом центре государства. Местоположение “везде – нигде”. “Да отсюда, хоть 3 года скачи… ни до какого государства не доскачешь”, - говорит Городничий. Город условный, безликий. Но социальная модель городской жизни дана подробно).

  1. Гостиница и трактир

В
Слайд 3
от мы приехали в город. Где мы остановимся? Правильно, в гостинице. Давайте посмотрим, как выгладит городская гостиница.

(Номер под лестницей, клопы и обед из двух блюд).

  1. Улицы города

Х
Слайд 4
орошо. В гостинице сидеть не очень приятно. Предлагаю вам выйти на улицу и прогуляться по улицам. Что мы видим на улицах города?

(Улицы города грязные, в центре его «навалено сорок телег мусору». «На улицах кабак, нечистота!» « … чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя»)

  1. Государственные учреждения (работа в группах)

Уездные города того времени были похожи друг на друга, так как строились по одному плану: в центре – большая площадь, на которой располагались здания различных государственных учреждений. В каком бы веке мы ни жили, всегда есть люди, которые нуждаются в помощи властей. Власть в уездном городе осуществлялась государственными учреждениями, которыми управляли чиновники. Давайте запишем, что же значит слово «чиновник».

(Чиновник — в царской России государственный служащий, имеющий чин. В обыденном языке часто чиновниками называют также иных лиц, имеющих ту или иную распорядительную власть, или даже просто иные лица, имеющих большую важность и относительную защищенность.

С какими государственными учреждениями мы познакомились в комедии? (Больница, суд, училища, почта, полиция). Давайте их посетим.

[В ходе анализа заполняется схема]



Итак, первое учреждение – это

БОГОУГОДНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (Больница),

к
Слайд 5
ак они назывались в XIX веке.

– Интересно, кто же заведует подобным учреждением? (Земляника Артемий Филиппович)

– Охарактеризуйте Артемия Филипповича Землянику, используя высказывания самого Земляники.

Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений. Он, говоря современным языком, отвечает за больницы, приюты. Средства воруются, сам признаётся: «Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несёт такая капуста, что береги только нос». Больные у него «все как мухи выздоравливают». В больницах грязно. «Сделайте так, чтоб всё было прилично: колпаки бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов», «такой крепкий табак курят, что всегда расчихаешься, когда войдёшь». Доктор Гибнер «по-русски ни слова не знает, но «лечит» людей. Земляника признается: «Лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Землянике дается указание надеть чистые колпаки на больных, «над каждою кроватью надписать по-латыни или на другом каком языке.. всякую болезнь, когда кто заболел, которого дня или числа».

Хорошо. Важное государственное учреждение – это

ПРИСУТСТВЕННЫЕ МЕСТА (Суд).

Д
Слайд 6
авайте отправимся туда.

– Кто управляет судом? (Аммос Федорович Тяпкин-Ляпкин). Охарактеризуем его.

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин – судья. Его городничий называет умным человеком, потому что тот прочитал пять или шесть книг. Замечания городничего о присутственных местах: «У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусёнками, которые так и шныряют под ногами». «У вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь, и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник... От него (заседателя) такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода». Признание Аммоса Фёдоровича «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками» говорит о том, что взятка – это норма для чиновников города, только каждый берёт то, что ему нужно. Судья ничего не понимает в своей работе: «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда, а что неправда». Земляника доносит на Ляпкина-Тяпкина: «Судья… ездит только за зайцами…» От заседателя «такой запах, как будто он сейчас вышел из винокуренного завода».

Одной из задач государства является обеспечение населения образованием. Отправляемся в

УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЯ (Уездное училище).


Слайд 7
Что Гоголь говорит нам о преподавании в уездном училище?

– Кто же контролирует училище? (Лука Лукич Хлопов). Дайте его характеристику, используя цитаты.

Хлопов Лука Лукич – смотритель училищ. Самая опасная должность, ведь учёность никогда в России не ценилась. «Не приведи бог служить по учёной части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». В училищах тоже беспорядок. Хлопову объявлен выговор. Учителя там «имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием». Один корчит гримасы, которые заставляют думать, что «вольнодумные мысли внушаются юношеству». Другой «объясняет с таким жаром», что ломает стулья.

Хорошо. Следующее государственное учреждение, которое мы посетим, - это

ПОЧТОВОЕ ВЕДОМСТВО (Почта).

К
Слайд 8
то заведует почтой города N? (Иван Кузьмич Шпекин) Как он выполняет свои обязанности.

Шпекин Иван Кузьмич – почтмейстер. Он «совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении: посылки задерживаются…». Почтмейстер даже и не скрывает, что он письма вскрывает и читает, не видит в этом преступления. Он делает это «из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете. Я вам скажу, что это преинтересное чтение. Иное письмо с наслаждением прочтёшь…» Интересные письма он себе оставляет. Это не только приятное времяпровождение, это и исполнение указаний городничего, который советует читать письма. «Послушайте, Иван Кузьмич, нельзя ли вам для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать: не содержится ли в нём какого-нибудь донесения или просто переписки…».

Какое еще государственное учреждение города N мы не охарактеризовали. Правильно, это

ПОЛИЦЕЙСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

В
Слайд 9
каждом уездном городе было полицейское управление. Оно должно было обеспечивать порядок в городе. А чем занималась полиция города N?

Полиция. Мы узнаём, что полицейский Прохоров мертвецки пьян, спит на участке. В афише пьесы даны фамилии трёх полицейских: Держиморда, Свистунов, Пуговицын. Уже сами фамилии говорят, как они наводят порядок в городе. Городничий даёт распоряжение насчёт Пуговицына: «Квартальный Пуговицын…он высокого роста, так пусть стоит для благоустройства на мосту». Насчёт Держиморды замечает частному приставу: «Да сказать Держиморде, чтобы он не слишком давал воли кулакам своим; он для порядка всем ставит фонари под глазами: и правому и виноватому». Далее Держиморда стоит у дверей «ревизора» Хлестакова и не впускает к нему горожан. Полицейские городка в полном подчинении у городничего и, думается, действуют не по законам государства, а по прихоти главного чиновника города.

В подчинении городничего и полиции находятся и солдаты. Как они выглядят? «Не выпускать солдат безо всего: это дрянная гарниза наденет только сверх рубашки мундир, а внизу ничего нет». Итак, мы будто побывали во многих уголках города N и познакомились с чиновниками этого города – людьми, которые ответственны за благоустройство города, четкость работы всех организаций.

Все эти учреждения подчинялись главе города, как говорили в XIX веке, городничему. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – личность интересная. Но о нем мы поговорим на следующем уроке.
Н
Слайд 10
азовите черты, характерные для чиновников. (Словарная работа)


Халатность (недобросовестное выполнение обязанностей).

Взяточничество.

Мошенничество, казнокрадство.

Произвол.

Это главные пороки чиновничества, но есть еще и другие, которые вы, наверное, заметили: страх перед начальством, глупость, использование служебного положения в личных целях.

Обращаем внимание на эпиграф к уроку. С какой целью писатель показал в комедии «всё дурное в России»?

  1. Купцы и мещане


Слайд 11
Какие еще стороны российской действительности представлены в комедии? (Помещики, купцы, мещане).

Даже купцам несладко живётся, что уж говорить о бедном люде. Купечество и гражданство « Обижательство терпим совсем понапрасну …». Купцы жалуются на городничего, хотя вместе с ним воруют городскую казну. «Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай» «мы уж порядок всегда исполняем: что следует на платья супружнице его и дочке».

Слесарша Февронья Пошлёпкина «Мужу-то моему приказал забрить лоб в солдаты... По закону нельзя: он женатый». Унтер-офицерша «Высек» «два дни сидеть не могла»

Как живётся в уездном городе людям?

  1. Свидетельства современников (сообщение ученика)

Если вы внимательно читали комедию, то, вероятно, заметили, что и Хлестаков, и Городничий в характеристике города использовали один и тот же эпитет. Какой? (скверный). Что означает? Подберите синонимы (безобразный, отвратительный, противный, мерзкий …).

Разве может существовать город с такими вопиющими безобразиями?

Может быть, прав Вигель в письме к Загоскину: «Автор выдумал какую-то Россию и в ней какой-то город, в который свалил все мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находить…»

Современник Гоголя А.В.Никитенко приводит в «Дневнике» сведения о жизни уездных городов. Например, он рассказывает о городе Острогожске, где на улицах попадалось больше собак, чем людей и который «буквально утопал в грязи. Его немощёные улицы становились непроходимыми: среди них, как в месиве, барахтались пешеходы и вязли возы с волами».

В уездных городах Рязанской губернии процветали взяточничество и самоуправство. Начальство умело ловко пустить пыль в глаза вышестоящим чиновникам. Так же, как поступал гоголевский городничий. В городе немедленно создавалась видимость строительства: пустыри «обносились красивыми заборами с обозначением номеров будто бы строящихся домов, которых некому и не на что было строить… Получалось, например, известие, что вот тогда-то, по такому-то тракту должна проехать высокая особа. Там мост едва держался. Чинить его сгонялись целые села. Мост воздвигался на славу. Особа проезжала и хвалила, а мост, вслед за оказанной ему честью, немедленно проваливался».

Казанский полицмейстер Поль истязал людей совершенно невинных. Этой участи подвергались не только простолюдины, но даже и мелкие чиновники.

Ревизор, приехавший в Пензу неожиданно вечером, велел себя везти на набережную. «На какую набережную?»- спросил извозчик. «Как на какую? Разве у вас их много? Ведь одна только и есть, »- ответил ревизор. «Да никакой нет!» - воскликнул извозчик. Оказалось, что на бумаге набережная строилась уже два года и что на неё истрачено несколько десятков тысяч рублей, а её и не начинали.

  1. Обобщение

С какой целью вывел Гоголь в комедии такой скверный городишко?

Город, в котором мы живем и родились, мы называем родным. Именно с этим местом мы связываем надежды на будущее, поэтому хотим, чтобы наш город был красивым, чистым, уютным.

Но говоря о своей любви к городу мы должны замечать не только красоту и чистоту. Часто говорят и об отрицательных явлениях. А для чего? (Изображая подобное, хотят, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону).

Только замечая достоинства и недостатки своего города, мы можем сделать так, чтобы он был лучше. Именно поэтому известные писатели поднимали проблемы, связанные с жизнью небольших городов, разбросанных по всей необъятной нашей родине, исследовали нравы, царящие в этих городках, рассматривали людей, живущих там.

Говорят, что комедия Гоголя «Ревизор» бессмертна. Можно ли согласиться с подобным утверждением? Разве не встречаем мы в современной России явления, подобные тем, которые описал Гоголь? Разве не участвуете вы в экологических десантах, очищая родной город от мусора? Разве исчезли все люди, халатно относящиеся к своим обязанностям? А сами вы всегда выполняете полученные задания?

  1. Заключительное слово.

Н
Слайд 12
о на город уже спустились сумерки. Куда пойти в провинции в такую пору?

Последуем примеру Хлестакова, согласившегося на предложение верного Осипа уехать отсюда поскорее, попрощаемся с городком и его обитателями, возьмем курьерскую тройку, выправим подорожную …

- Эй, вы, залетные! – крикнет ямщик и в одну минуту оставит позади и мостовую, и шлагбаум, и скверный городишко, столь похожий на любой уездный город N.

12. Домашнее задание

Охарактеризовать Городничего по плану:

  1. Внешний вид («Замечания для господ актеров»)

  2. Имя

  3. История городничего (факты биографии)

  4. Отношение к службе

  5. Встреча с «ревизором»

  6. Мечты

  7. Речевая характеристика







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск