Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 132.68 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.04.2014
Размер132.68 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема урока: «Чиновники города N»

Цель урока: сформулировать «своевременные мысли» и вопросы о связи деятельности чиновников и благополучной жизни города, так как правовое сознание школьников, многие из которых после окончания школы будут решать проблемы муниципального и государственного правления, начинается с умения «сквозь смех услышать грусть» и с желания бороться со всем «дурным в России». Рассмотреть образы чиновников в пьесе, составить их характеристику; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, актерского мастерства; расширить и углубить понятие литературоведческих терминов: «драма», «комедия» «сатира», «композиция», «элементы композиции», уметь ими пользоваться; развивать творческие способности обучающихся.

Задачи:

Образовательная: формировать полноту, осознанность, системность, прочность знаний, совершенствовать речевые навыки, умение вести беседу, обучение аналитическому чтению

Развивающая: формировать интерес к предмету; мотивацию к дальнейшему изучению литературы; развивать монологическую речь; учить  анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание

Воспитательная: воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.

Методы: объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов); проблемный метод; исследовательский

Педагогические технологии: учебное сотрудничество, технология коммуникативного взаимообучения, дискуссия как технология формирования УУД (письменная и устная), информационно-коммуникативные технологии, технологии исследования, технология продуктивного чтения

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (словарик литературоведческих терминов, словарь «трудных» слов из комедии Гоголя «Ревизор»)

Литературоведческие термины: драма, комедия, сатира, ремарка, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, оксюморон

Словарная работа: страх, инкогнито, произвол, казнокрадство, мошенничество.

Формировать УУД:

Личностные УУД: формирование правовой культуры и волевых качеств школьников на основе личности Н.В.Гоголя и изучения комедии «Ревизор»; познавательного интереса к изучаемому произведению (побудить детей к самостоятельному анализу образов чиновников)

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности (рефлексия).

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, умение работать в группе.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ эпизодов; умение работать с текстом (находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях); преобразовывать информацию из одной формы в другую

Планируемые результаты:

Предметные – создание условий для изучения творчества Н.В.Гоголя, знакомство с комедией как драматическим жанром литературы; научить выявлять идею и тему произведения, читать между строк, знать приемы анализа литературного произведения;

Метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;

Личностные – формирование духовно-нравственных качеств личности на примере характеристики персонажей литературных произведений, воспитывать заложенные автором в литературном произведении вневременные, непреходящие нравственные ценности, доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях

В «Ревизоре» я решился собрать в одну

кучу всё дурное в России, какое я тогда знал…

И за одним разом посмеяться над всем…

Сквозь смех… читатель услышал грусть

Н.В.Гоголь

Горьким словом моим посмеются

Н.В.Гоголь

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учащиеся зачитывают демократические правила общения на уроках литературы

2. Актуализация знаний

(Слайд №1) Слово учителя: 19 апреля 1836 года в воскресенье, в Александринском театре давалась в первый раз оригинальная (т.е. непереводная наконец-то) комедия в 5 действиях “Ревизор” сочинения Николая Гоголя. Автора её уже знала читающая публика.

Гоголь вышел из своего дома на Малой Морской и отправился в театр. На бледном лице напряжённо горели глаза. Так страшно, если комедию, в которой он решился “собрать в одну кучу всё дурное в России, какое тогда знал, все несправедливости, которые делаются… и за одним разом посмеяться над всем”, примут за весёлый пустячок.

В театре много знакомых: В.А.Жуковский, которому Гоголь читал “Ревизора” во дворце, поэт Вяземский. Даже старик Крылов пришёл. Для него новая русская комедия – событие, при котором дома не усидишь.

Но Гоголь минует всех. Его ослепляет зала. Страшит чужая публика. Какое ей дело до уездного городишки и нищей России? Ложи в первых рядах партера сияют звёздами сановников и драгоценностями дам.

В царской ложе Николай 1 с наследником. Только на галёрке теснятся зрители несветского толка.

Но вот пошёл занавес. Началось! Сначала смеялись охотно. Комедия – ведь это смешно. Совсем другое произошло в 4 акте: смех ещё перелетал из конца залы в другой, но это был какой-то робкий смех, тотчас же и пропадавший; аплодисментов почти совсем не было; зато напряжённое внимание, судорожное, усиленное следование за всеми оттенками пьесы, иногда мёртвая тишина показывали, что дело, происходившее на сцене, страстно захватывало сердца зрителей. По окончании акта прежнее недоумение переродилось во всеобщее негодование, которое довершилось пятым актом.

(Слайд№2) Царь на представлении комедии много смеялся и аплодировал, желая, вероятно, подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит принимать её всерьёз. Однако, оставшись наедине со свитой, царь не выдержал и сорвался: “ Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!”

После постановки комедии « Ревизор» на петербургской сцене в газетах писали: «Автор выдумал какую-то Россию и какой –то город, в который свалил все мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находишь: сколько накопил плутней, подлостей, невежества»
Учитель: Почему все так возмущались? Разве Гоголь исказил русскую действительность, оболгал, опорочил Россию?

Ученики: Высокопоставленные чиновники Петербурга оскорбились, увидя в пьесе “нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество”. Чиновники увидели в пьесе самих себя.

Сообщение темы и целей урока:

(Слайд №3) Учитель: Вспомните, какой эпиграф взял Гоголь для комедии. Когда и почему?

Ученик: Комедия открывается эпиграфом-пословицей. Эпиграф к “Ревизору” появился только в 1842 году, т.е. спустя шесть лет после выхода “Ревизора”. Эта пословица заключила работу Гоголя над комедией. Эпиграфом Гоголь ответил и на критику комедии. Писатель утверждает, что если сочинитель комедии сумел вызвать отвращение к изображенным нравам, характерам и событиям,  то тем самым он показал свой положительный идеал. «Разве все это накопление низостей, отступление от законов и справедливости не дает уже ясно знать, чего требуют от нас закон, долг и справедливость?» - писал Н.В.Гоголь

Учитель: Кто эти герои, к которым Гоголь сумел вызвать отвращение?

Ученики: Чиновники города Н

(Слайд №4) Учитель: Тема нашего урока: «Чиновники города Н». Сегодня мы мысленно перенесёмся в чиновничью Россию 19 века, вновь перелистаем страницы бессмертной комедии Гоголя, побываем в уездном городе Н «до которого хоть три года скачи не доскачешь», совершим путешествие по неухоженным улочкам города, повторим литературоведческие термины и проведём словарную работу

Беседа с классом

Постановка проблемного вопроса

Учитель: Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова самого Гоголя: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем…Сквозь смех читатель услышал грусть… » и слова пророка Иеремии,  которые были вырезаны на кресте, поставленном графом Воронцовым на могиле Гоголя: «Горьким словом моим посмеются»

Учитель: Найдите ключевые слова в эпиграфах.

Ученики: Смех и грусть

Учитель: Как называется такая риторическая фигура в литературоведении?

Ученики: Оксюморон

Словарная работа:

Оксюморон – это стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого).

На какой вопрос мы сегодня на уроке будем искать ответ?

Ученики: Над чем смеётся и о чём грустит Гоголь?

Учитель: Обратимся же, наконец, к пьесе непосредственно.

Беседа по повторению (Блиц-опрос)

Учитель: Кто подарил Н.Гоголю сюжет этой пьесы?

Ученик: А.С.Пушкин: “Сделайте же милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию”, - писал Гоголь Пушкину 7 октября 1835 года.

Учитель: В каком году была написана комедия?

Ученик: Н.В.Гоголь написал комедию в 1836г., но редактировал её до 1842г.

Учитель: К какому роду литературы принадлежит комедия?

Ученики: Это драматическое произведение

Учитель: Вспомните основные особенности драматического произведения. Назовите их.

Ученики: Наличие афиши - списка действующих лиц;

деление на действия, сцены, явления,

диалогическая форма пьесы, ремарки,

небольшой отрезок времени, напряжённость конфликта,

герои проявляют себя через монологи, диалоги и поступки

Учитель: Дайте определение комедии

Ученики: Комедия – это жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом

Учитель: К какому виду комического жанра можно отнести пьесу: сатирическая комедия или юмористическая комедия?

Ученик: Комедия-сатира

Учитель: «Ревизор»- это сатирическая комедия. Что же такое сатира?

Ученики: Сатира  (лат. satira) - обличительное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде.

Сатира — вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения.

 

Учитель: Фазиль Искандер, российский прозаик и поэт, дал такое определение сатиры:

«Сатира — это оскорбленная любовь: к людям, к родине или к человечеству в целом.»

 Гоголь - патриот своей страны болел за свой народ, который оказался под властью целой армии чиновников. Действующие лица комедии Гоголя не только смешат, но и вызывают отвращение и негодование. Это был смех сквозь слезы, смех гневный сквозь слезы горечи и негодования.

Учитель: Что такое композиция художественного произведения?

Ученики: Композиция – это построение художественного произведения

Учитель: Назовите элементы композиции?

Ученики: Завязка, развитие действия, кульминация, развязка

Учитель: Назовите особенности композиции пьесы.

Ученик: Зеркальная композиция – всё началось с сообщения о приезде ревизора и закончилось этим событием. Две развязки - письмо Хлестакова и сообщение о приезде настоящего ревизора

Учитель: С помощью какого приёма автор в драматическом произведении передаёт эмоциональное состояние героя?

Ученик? Использование ремарок

Учитель: Что такое ремарка?

Ученики: Краткое пояснение автора к тексту пьесы

Учитель: Где происходит действие комедии? Почему у города нет названия? Что нам известно об этом городе?

(Слайд№5)Ученики: Действие комедии происходит в небольшом уездном городке, название которому Гоголь не даёт. Неопределённое местоположение города. Откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь» придаёт ему условность, позволяет отразить все пороки России. Именно поэтому Хлестаков говорит об этом городе: «Какой скверный городишко!»

Учитель: О жизни города мы можем судить по состоянию дел в его учреждениях. О жизни каких учреждений города Н мы узнаём из комедии?

Ученики: Гоголь показывает суды, богоугодные заведения (больницы), почту, органы правопорядка.

Учитель: Во главе каждого заведения стоят чиновники. Кто такие чиновники и какова их роль в пьесе?

(Слайд №6) Ученик: Главные действующие лица этой комедии чиновники уездного города.

По словарю С.И.Ожегова: «Чиновник – государственный служащий, имеющий чин, служебное звание»

Учитель: Вы знаете, что ещё Петром I был составлен документ, который определял иерархию чиновных лиц. Назовите этот документ. Какому классу табели о рангах соответствовали чины наших героев.

Ученик: Табель о рангах. Чиновники принадлежали к 7,8,9 классу

Учитель: Какой фразой открывается пьеса? (Господа…)

Учитель: Немирович-Данченко отмечал: “ В “Ревизоре” - одна фраза… И пьеса уже начата. Дана фабула и дан главный её импульс – страх”. Кто же кого боится?

Ученики: Хлестаков – чиновников, чиновники – Хлестакова

Учитель: Действительно, чиновники - это виновники всех событий, происходящих в городе. Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению и душевным качествам тех, кто управляет, организует жизнь города начала 19 века. В комедии Гоголя перед нами представлены чиновники всех основных ведомств уездного города 19 века. Интересно, что чиновники на протяжении всего действия комедии держатся вместе. Как вы считаете, почему? Что их связывает?

Ученики: Общие грешки и страх перед ревизором.

Учитель: Они разъединяются только в сценах предложения взяток Хлестакову. Кто же они, чиновники города Н?

Работа над образами чиновников.

Готовясь к сегодняшнему уроку, вы провели собственные исследования и составили характеристики героев комедии.

На доске иллюстрации чиновников комедии «Ревизор». Прочитать характеристику персонажа и найти хозяина. (Приложение)

Исследования групп:

Ученик: Николай Васильевич Гоголь дал в комедии “Ревизор” широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России в 30-х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность интересов, лицемерие и ложь, чванство и полное отсутствие человеческого достоинства, суеверие и сплетни. Это раскрыто в образах помещиков Бобчинского и Добчинского, жены и дочери городничего, купцов и мещанок. Но более всего характеризуют быт и нравы этого города его чиновники. 
    Описывая чиновников, Н. В. Гоголь показал массовые злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к простым людям. Все эти явления были характерными, укоренившимися чертами чиновничества николаевской России. Именно такими предстают перед нами государственные служащие в комедии “Ревизор”. 
1 Группа: «Образ городничего»

2 Группа: «Земляника и Ляпкин-Тяпкин». Сравнительная характеристика

3 Группа: Почтмейстер Шпекин

4 Группа: Лука Лукич Хлопов

(Слайд №7) В каких пороках обвиняются чиновники? (записать в тетради)

Суд над городничим

Учитель: Чиновникам в городе N удавалось избегать наказания за свои грехи. Сегодня мы с вами попробуем исправить эту несправедливость и разобрать на судебном заседании дело хотя бы одного обвиняемого, а именно – господина Сквозник-Дмухановского, городничего из комедии. (Приложение)
Исследовательская работа (Приложение)

Учитель: Учащиеся класса провели предвыборную кампанию и попытались выяснить: кто может из чиновников претендовать на роль городничего
Проверка домашнего задания

Анализ 4 действия комедии
4. Контроль знаний
Возвращаемся к вопросу в начале урока: « Над чем смеётся и о чём грустит Гоголь?»
(Слайд № 8) А я хотела бы закончить наш урок словами Н.В. Гоголя:

«Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе.

Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был – смех».

(Слайд №9) Давайте прочитаем высказывания Гоголя:

  • «О смех, великое дело! Ничего не боится человек так, как смеха».

  • «…насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете».

  • «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»

Учитель: Какова роль смеха в сатирическом произведении?

Ученики: Смех указывает на недостатки в характерах героев, с помощью смеха над собой люди могут исправиться.

(Слайд №10) Учитель: Н.В.Гоголь надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев себя в зеркале сатиры, оно ужаснулось бы тому, что же с ним стало, и, ужаснувшись, затрепетало бы, желая иной, лучшей судьбы».

Вспоминаем, какую высокую гражданскую цель поставил Гоголь, создавая комедию (Собрать всё дурное и за одним разом над всем посмеяться). Итак, комедия не клевета, а зеркало. Не пеняйте на него, не упрекайте его в искажении, а присмотритесь к его отражению. Эпиграф звучит резко и смело.

Значение комедии. Чернышевский: «Гоголь первый представил нас нам в настоящем нашем виде, первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими…»

Но вот уже почти 177 лет комедия живёт на сценах театров. Что даёт она современному зрителю, читателю, помимо того, что мы узнаём, как это было?

Нет ли в нас самих, вокруг нас каких-то черт Хлестаковых, гоголевских дам, городничего, Земляники, Ляпкина-Тяпкина, Держиморды, Бобчинского и Добчинского?
Ребята, у каждого есть недостатки. Мы часто замечаем их в других людях, но, к сожалению, не в себе. Часто смеёмся над другими… А над собой?

Как сделать, окружающий нас мир чище, добрее, красивее?

Надо прежде всего научиться смеяться над собой, заглянуть в себя и увидеть свои недостатки… Начать изменять мир с себя…

Задание на выбор:
Задание №1 Письменно дать ответ на вопрос: «О чём грустит Гоголь?»

Задание №2 Тест по комедии «Ревизор»
5. Рефлексия:

Заполнение карточки «Мои достижения на уроке»
6. Домашнее задание: Прочитать текст Н.В.Гоголя «Развязка Ревизора» (1846 год), выписать ключевые фразы текста.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск