Программа кружка
«Поэтический театр «Россияночка»
Содержание:
Пояснительная записка
Постановка проблемы, цели и задачи программы
Деятельность, используемые формы, этапы реализации
Оценка эффективности
Мониторинг
Тематический план
Содержание тем
План воспитательной, методической работы и массовых мероприятий
Список литературы
Часть 1
Пояснительная записка Данная программа является индивидуальной авторско-составительской разработкой. Рассчитана на 2 года обучения. Основное направление – развитие лингвистических знаний и способностей учащихся, стимулирование творческого воображения и памяти посредством изучения и исполнения поэтических произведений классических и авторских, а также получение опыта стихосложения. Программа разработана для расширения словарного запаса учащихся, воспитания уважительного отношения к русскому языку, более глубокого понимания связи исторически-культурных корней языка с качеством жизни общества, воспитания коммуникабельности и развития творческих способностей через восприятие позитивных литературно-поэтических образов.
В связи с ограничением общения, чтения, обсуждения литературы, поэзии в школе и дома, погружением в компьютерные игры, телепрограммы и фильмы, использующие нелитературный сленг, существенно обедняется словарный запас ребенка. Программа рассчитана не только познакомить детей с многообразием и красотой звучания языка, но научить нести достойно поэтическое слово, привить вкус к искусству выражать мысли и чувства грамотно, используя художественные образы, привить любовь к эстетике речи. Изучая данную программу, дети узнают произведения классиков и современных авторов, которых нет в школьной программе, разовьют память и дикцию, научатся не только выступать перед аудиторией, но слушать других, обучаться умению анализировать текст, получать навыки актерского мастерства и импульс творческого развития в разных направлениях: рисунок, пение, этика общения, разовьют чувство патриотизма. Коллектив может пополняться вновь прибывшими детьми в течение года. Набор проводится посредством личных бесед руководителя в школах с детьми и привлечения заинтересованных детей примером позитивного наработанного опыта. Занятия предполагают, как индивидуальную, так и коллективную подготовку. Проводятся по группам 15 человек разных возрастов, 1994-95 года рождения, а также старшая группа 1990 года рождения и младшая – учащиеся начальной школы.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с каждой группой. Общее количество часов в первый год обучения - 144 часа, второй год -216 учебных часов, 2 раза в неделю по 3 часа. Часть 2
Постановка проблемы, цели и задачи программы. Проблема: Недостаток культуры общения и в обществе, в семье, в детских коллективах. Засоренность речевого, эфирного и печатного пространства сорными словами и сленгом. Ограниченность общения на почве совместного участия в творческом процессе. Отсутствие культуры речи и неумение выражать образно мысли и чувства.
Цель программы: дать детям понятие о приоритете использования лингвистической палитры. Привить вкус к доброму слову, русской речи, художественным образам, предоставить самостоятельность выбора произведений на заданную тему, развить ораторские способности, а также способности к стихосложению, предоставить возможности для выступления перед аудиторией. Актуальность программы очевидна. Так как умение выражать мысль, образное мышление -краеугольный камень любого творческого процесса. Слово – основа любого обучающего процесса. Но в тоже время программа не ставит целью разучивание стихотворений к определенным датам или театрализованное исполнение произведений. Главная цель – заинтересовать детей говорить и мыслить красиво, чтобы это было их естественной потребностью: общаться на грамотном языке, знать стихотворения классических и современных авторов, принимать участие в общественной и культурной жизни, повысить свою личную самодостаточность, самооценку, с расширением словарного и литературно-поэтического багажа.
Уникальность программы - в разработке авторских текстов индивидуально для каждого ребенка. Автор программы в течение 3 лет периодически встречалась как журналист, с учащимися на творческих мероприятиях, презентациях книг, театрализованных чтениях.
Успешность подобной работы не оставляет сомнений: дети с легкостью и желанием запоминают тексты, с удовольствием выступают перед зрителями, лучше успевают в школе. Совместное творчество сплачивает не только коллектив, но и семьи. На мероприятия приходят родители, бабушки и дедушки, они принимают участие в творчестве детей, помогают шить костюмы.
Программа универсальна по применению к социальным группам. Дети выбирают те произведения, которые им по душе, это дополнительный плюс к работе над текстом. Популяризация программы производится путем участия в различных культурно-массовых мероприятиях, школьных, праздниках, выступлениях на различных площадках, привлечением к освещению средств массовой информации.
Предусматривается сотрудничество с ВУЗами и культурными учреждениями Владивостока (музеи, выставочные залы) а также общественными организациями (краевой совет женщин), ДОФ ТОФ, детскими домами.
Задачи: Педагогические задачи: перед коллективом стоят задачи познавательные: расширение словарного запаса детей, знакомство с произведениями классиков и современников.
Развивающие: формирование навыков работы с текстом, развитие дикции, усидчивости, внимания, памяти, организованности.
Социально-педагогические: развитие гармоничной личности ребенка, воспитание неравнодушного гражданина, активно участвующего в жизни общества, укрепление культа семьи.
Обучающие: расширение кругозора, знание истории родного края через знакомство с литературными произведениями.
Эстетические: развитие культуры речи, культуры общения, поведения
Патриотические: работа с текстами патриотических произведений, общение с ветеранами, участие в городских и краевых патриотических мероприятиях.
А также, конкретные: научить каждого члена кружка хорошим стихотворениям, культуре речи и общения, провести интересные для детей праздники и выступления, ориентировать в выборе профессии, связанных с коммуникативными навыками.
Программа решает познавательные задачи – расширение словарного запаса детей, знакомство с новыми произведениями.
Развивающие: формирование навыков работы с текстом, развитие дикции, усидчивости, внимания, памяти, организованности.
Социально-педагогические: развитие гармоничной личности ребенка, воспитание неравнодушного гражданина, активно участвующего в жизни общества, укрепление культа семьи
Обучающие: расширение кругозора, через общение с творческими людьми, углубление в историю при анализе текста.
Эстетические: развитие культуры речи, культуры общения, поведения
Патриотические: работа с текстами произведений, развивающими чувство человеческого и национального достоинства. Часть 3
Деятельность, используемые методы, формы, этапы реализации программы. Для реализации программы нужно помещение для занятий, сценические костюмы, музыкальное сопровождение: встречи с муз работником, магнитофон, видеомагнитофон с монитором. Формы проведения занятий: беседы, игры, тренинги, совместные праздники Методы: наглядные - демонстрация видеоматериалов, словесные, дискуссии, встречи, посещение культурных мероприятий, творческих выставок и мастерских. Этапы реализации: к концу первого года обучения учащиеся должны показать знание текстов по намеченной программе, обрести навыки выступления перед аудиторией, проявлять инициативу участия в мероприятиях, соблюдать правила культуры общения внутри коллектива. К концу второго года обучения учащиеся должны существенно расширить словарный и поэтический запас, уметь грамотно и эффектно произносить тексты со сцены, иметь навыки художественно-сравнительных оборотов в речи, уметь корректно и доброжелательно общаться со сверстниками. На память знать тексты из пройденной программы. Часть4
Оценка эффективности программы.
Развитие умения выразительного чтения, коммуникативных навыков, творческого воображения.
Отзывы родителей.
Информация в СМИ.
Отзывы детей по завершению каждого этапа обучения.
Участие в массовых мероприятиях.
Отзывы зрителей.
Регулярность посещения занятий.
Тест на словарный запас по заданной теме.
Участие в конкурсах Часть 5
Мониторинг.
Предлагается оценивать успешность обучающихся по 5бальной шкале, соответственно таблице:
4-5 – высший уровень
3-4 – средний уровень
2-3 – низкий уровень
Имя, фамилия ученика
| Самосто-ятельность
| Креа-тивность
| Инициа-тивность
| Качество исполнения
| Коммуни-кабельность
| Адаптация
| Дикция
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методы отслеживания результатов:
1.метод устного контроля
2.метод письменного контроля
3.метод практической деятельности
4.метод репетиций
5.метод наблюдений Часть 6
Тематический план:
Название темы
| Общее количество часов
| Теория
| Практика
| Основы ораторского искусства и культуры речи
| 66
| 33
| 33
| Работа с литературными произведениями
| 64
| 32
| 32
| Патриотическая поэзия
| 78
| 39
| 39
| Поэзия – как инструмент познания мира
| 74
| 37
| 37
| Навыки публичного выступления
| 78
| 30
| 48
| Итого: 144 часа первого года обучения и 216 часов второго года обучения Содержание тем 1 года обучения:
Содержание темы
| Количество часов
|
|
|
| теория
| практика
| Общее количество часов
| 1. Вводное занятие. Знакомство с программой
| 2
|
| 2
| 2. Слово,речь на сцене.
Тексты к празднику Победы
| 4
| 4
| 8
| 3. Искусство слушать
партнера по сцене.
| 2
| 2
| 4
| 4. Внутренний монолог,
работа с текстами к празднику весны
| 4
| 4
| 8
| 5. Видения и ударные слова.
Величальная России
| 2
| 2
| 4
| 6. Передача образа без слов
| 2
| 2
| 4
| 7. Голос –инструмент создания образа
Моя семья.
| 2
| 2
| 4
| 8. Интонация
| 4
| 4
| 8
| 9. Дикция.
Подготовка программы к дню памяти Пушкина
| 2
| 2
| 4
| 10. Действие словом
| 2
| 2
| 4
| 11. Школа –наш второй дом
| 2
| 2
| 4
| 12. Анализ текста
| 4
| 4
| 8
| 13. Басня
| 2
| 2
| 4
| 14. Славянский эпос
| 2
| 2
| 4
| 15. Родное Приморье
| 4
| 2
| 6
| 16. Книга-живое существо
| 2
| 2
| 4
| 17. Лето-красное в произведениях русских поэтов
| 2
| 2
| 4
| 18. Монолог и диалог
| 4
| 4
| 8
| 19. Разговорные жанры
| 2
| 2
| 4
| 20. Частушка – как часть народного эпоса
| 2
| 2
| 4
| 21. Учимся сочинять стихи.
| 4
| 4
| 8
| 22. Этика взаимоотношений в творческом коллективе
| 2
| 4
| 6
| 23. Осень в произведениях русских поэтов
| 2
| 4
| 6
| 24. Художественные средства выражения
| 2
| 2
| 4
| 25. Словарь добрых слов
| 2
| 6
| 8
| 26. Искусство приветствия и ведения беседы
| 2
| 4
| 6
| 27. Поэтическая сказка как жанр
| 2
| 4
| 6
| 28. Подготовка к новому году. Времена года.
| 2
| 2
| 4
| 29. Доброе слово –доброе дело
| 2
| 4
| 6
| 30. От образа поэтического к живописному изображению и наоборот.
| 4
| 4
| 8
| 31. Зима в произведениях русских поэтов
| 2
| 2
| 4
| 32. Поэтические образы в речи
| 4
| 4
| 8
| 33. Особенности публичного выступления
| 4
| 4
| 4
| 33. Искусство дебатов
| 4
| 4
| 8
| 34. Музыка и слово
| 4
| 4
| 8
| Итого: 70 74 144часа Содержание тем 2 года обучения:
Содержание темы
| Общее количество часов
| Теория
| Практика
| 1. Поэзия – как искусство взаимодействия с окружающим миром
| 12
| 6
| 6
| 2. Тема Родины в произведениях русской литературы
| 24
| 12
| 12
| 3. Индивидуальная работа с текстом
| 10
| 4
| 6
| 4. Литературная и разговорная речь
| 8
| 4
| 4
| 5. Тема школы
| 10
| 2
| 8
| 6. Речевая гимнастика
| 12
| 6
| 6
| 7. Взаимодействие в группе
| 8
| 4
| 4
| 8. Словарь добрых слов
| 12
| 6
| 6
| 9. Культура речи и этика поведения
| 18
| 4
| 14
| 10. Тема семьи
| 12
| 6
| 6
| 11. Понятие о патриотической литературе
| 18
| 4
| 14
| 12. Публичное выступление
| 10
| 2
| 8
| 13. Композиция
| 8
| 4
| 4
| 14. Постановка спектакля
| 14
| 7
| 7
| 15. Техника рассказа
| 4
| 2
| 2
| 16. Проба пера – коллективное творчество
| 8
| 4
| 4
| 17. Специфика жанра поэтического спектакля
| 8
| 4
| 4
| 18. Поэзия - как образ мышления.
| 12
| 8
| 4
| 19. Красота - гармония слова и дела. Построение выступления на тему «Родина» с цитатами произведений.
| 8
| 4
| 4
| Итого: 216часов 91час 125часов
Часть8
План воспитательной, методической работы, массовых мероприятий.
«Поклон Вам, ветераны». Встреча с ветеранами в краевом музее Арсеньева
«Светлая Пасха» - посещение детского дома на Лазо, акция «Пасхальные яйца, расписанные детьми центра в подарок детям из детского дома». Познавательная программа «История пасхального яйца». Выступления оркестра народных инструментов, поэтического театра «Россияночка»
3. Акция «Посади дерево» высадка саженцев
4. «Моя семья». Конкурс рисунков и сувениров, выполненных детьми центра, клуб Лазо. Музыкально – литературная композиция «Вся моя родня».
«Праздник славянской письменности и культуры. Открытие памятника Кириллу и Мефодию – основоположникам славянской письменности у здания ДВГТУ. Знакомство с народными ремеслами в библиотеке Горького. Участие в выставке народных промыслов (вышивка, бисероплетение, кружевоплетение)
Конкурс «Мой Пушкин» участие в празднике, посвященному Дню рождения А.С.Пушкина
7. Выступление в научной библиотеке ДВГУ «Мои любимые книги» Экскурсии по библиотеке, знакомство с коллекцией книжек–малышек.
Клуб друзей Арсеньева. Встреча с фотохудожником Ю.Луганским, биографом Арсеньева, конкурс рисунков тигра, удэге, знакомство с биографией путешественника, стихотворения и песни о Приморье и Владивостоке
«Величальная России» произведения о России. Выступления в ВУЗах
Выступление на открытие авторской выставки «Страна сказок» в музее Арсеньева
«Лиры первое звучанье» выступление детей с авторскими стихотворениями в клубе «Лира» библиотеки им. Горького
«Улица мастеров» произведения декоративно прикладного творчества детей центра на выставке у «Триумфальной арки», урок у гончарного круга.
посещение художественной мастерской. Мастер-класс.
1. Индивидуальные беседы с родителями
2. Сборы, подготовка реквизита
3. Оформление клуба
4. Субботники
5. Массовые мероприятия
6. Встреча со школьниками
Часть 9:
Список литературы: 1. Алянский Ю.Л. Азбука театра:50 маленьких рассказов о театре Л.,86
2. Александрова Э. Люблю театр, М.71
3. Белкин А.А. Русские скоморохи М. 75
4. Морозов А.В. 3 века русской сцены Кн.1 М., 78
5. Родари ДЖ. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй
М. Прогресс, 78
6. Сабашникова Е.С. Диапазон: Рассказы о телережиссерах М., искусство, 78
7. Станиславский К.С. об искусстве театра. Избранное, М., ВТО,82
8. Фельзенштейн Вальтер. О музыкальном театре, Радуга, 84
9. Чехов М.А. Литературное наследием, М,И, 86
10. Шароев И.Г.Режиссура эстрады и массовых представлений, М, Просвещение, 86
11. Покровский Б.А Ступени профессии, М., ВТО,84
12. Профессиональная речь актера и режиссера. Словарь М., ГИТИС, 89
13. Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актера, Искусство 86
14. Бояджиев Г.Н.Душа театра М.,74
15. Голубовский Б.Г. Наблюдения, этюд, образ, ГИТИС,90
|