Скачать 0.99 Mb.
|
10 класс. Пояснительная записка Уровень рабочей программы – базовый. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010). Структура рабочей программы Рабочая программа включает 5 разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, календарно-тематический план, учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе. Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих ц е л е й:
Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения литературы ученик должен Знать/понимать
уметь
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса Знать/понимать:
уметь
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Учебно-тематический план Курс рассчитан на 102 часов ( 3 часа в неделю). Аудиторных сочинений - 7, домашних сочинений – 2, внеклассных чтений – 9.
Содержание каждой темы в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования 10класс 105 часов Аудиторных сочинений - 7, домашних сочинений – 2, внеклассных чтений – 9. ВВЕДЕНИЕ (1 час) Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Национальное самоопределение русской литературы. ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (19 часов) Россия в первой половине XIX века. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Нравственные устои и быт разных слоёв русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе. Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств. А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина, её национально-историческое и общечеловеческое содержание. Гражданские, философские, личные мотивы. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе, драматургии. Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок. «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях духовного мира человека («Погасло дневное светило», «Элегия»). Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом». Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина (осознание необходимости общественной свободы в ранней лирике -понимание свободы как личной независимости в позднем творчестве). Пушкин и декабристы. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, её гуманизм. Восприятие свободы как высшей жизненной ценности. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти». Религиозно-философская лирика А.С. Пушкина. «Вечные темы» и их философское осмысление в поэзии А.С. Пушкина (любовь и дружба, свобода и творчество, человек и природа, жизнь и смерть, смысл человеческого бытия). «Подражания Корану», «Вновь я посетил...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»). «Отцы пустынники и жены непорочны». Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Диалектика взглядов Пушкина на историю России. Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Художественная символика поэмы. Своеобразие жанра и композиции произведения. Социально-философские проблемы поэмы. Развитие реализма в творчестве Пушкина. М. Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта: чувство трагического одиночества, мятежный порыв, неоднозначное восприятие мироздания. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой...». Романтизм и реализм в творчестве поэта. Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание». Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...». Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»). «Молитва» Лермонтова и «Отцы пустынники и жены непорочны» Пушкина.Адресаты любовной лирики Лермонтова. Сопоставление пушкинской и лермонтовской концепции любви. Анализ стихотворений «Нищий», «Я не унижусь пред тобой», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и драматическое начала в сборнике «Миргород». Своеобразие творческой манеры Гоголя. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести». «Невский проспект». Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». Соотношение мечты и действительности, трагедийности и комизма, лирики и сатиры. Особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры. "Выбранные места из переписки с друзьями" и их место в творческом пути Гоголя. ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (76 часов) А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра» Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Функции второстепенных и эпизодических персонажей. Связь проблематики пьесы с противоречиями русской жизни 50-х годов XIX века. Своеобразие конфликта. Смысл названия, многозначность символа грозы в пьесе. Своеобразие жанра. Современность идейного содержания драмы. Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Роль пейзажа в «Грозе». Художественные средства в пьесе. Способы выражения авторской позиции. Катерина в системе образов пьесы. Протест Катерины против «темного царства». Внутренний «Хозяева жизни» (Дикой, Кабаниха) и их жертвы. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Катерина и Кабаниха как два полюса калиновского мира. Споры вокруг образа главной героини. Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Сравнительный анализ оценки образа Катерины Н.А. Добролюбовым и Д.И. Писаревым. Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство в поэзии. Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. Историзм в познании закономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы. Формирование национального театра Становление литературного языка. Мировое значение русской классической литературы . |