Филиал МОБУ Токаревской СОШ №1 в с Сергиевка
утверждаю: согласовано : рассмотрено-
Директор школы Зам. Директора по УВР На заседании МО-
_______________ ___________________ ______________
«___»______ ____г. «__» сентября______г. «___»______ ____г. Рабочая программа педагога
Изобразительное искусство 5 КЛАСС
по________________________________________________________________
предмет, класс
Мешалкина Вера Ивановна
__________________________________________________________________
Ф.И.О., категория
2013- 2014 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс Пояснительная записка к тематическому планированию Содержание программы под редакцией Б.М. Неменского « Декоративно- прикладное искусство в жизни человека» распределено по четвертям – ступеням, которые последовательно выстраиваются от осознания уникальности народного ( крестьянского) искусства к современным формам ДПИ. При сопосталении данного содержания с Примерной по изобразительному искусству и Государственным образовательным стандартом выявлено отсутствие в авторской программе .
Направленность содержания программы Б.М. Неменского на постижение языка декоративно- прикладного искусства, выступающего не как самоцель, а как средство создания художественного образа, передачи эмоционального отношения человека к миру, соответствует Примерной программе.
С целью реализации краеведческого аспекта. Предусмотренного и авторской программой, и образовательным стандартом, содержание тематического планирования дополнили уроки знакомства школьников с художественными промыслами Тамбовской области, символикой города и творчеством художников- прикладников.
Особое внимание педагогов хочется обратить на обор практических заданий для учащихся. Так как выполнение учебно- творческих работ на плоскости не способствует развитию у школьников понимания взаимосвязи функции предмета с его формой и декором. Для решения этой задачи необходимо конструирование объемной формы с последующим ее декорированием.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся является анализ и оценка учебных, учебно- творческих и творческих работ, игровые формы ( викторины, составление и решение кроссвордов, лото и др.)
Оценивать работы учащихся по декоративно- прикладному искусству по следующим критериям:
Декоративность ( композиция, форма, цвет, изобразительные элементы);
Содержательность ( полнота реализации в практической деятельности знаний, полученных в процессе воспитания);
Индивидуальность ( авторская позиция, фантазия, новизна в рамках традиции_
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета « Изобразительное искусство»
Класс- 5
Количество часов в неделю- 1часю
Количество часов в год – 35.часов
В соответствии с Концепцией художественного образования в РФ ( приказ МО РФ от 28. 12. 2001г., № 1403) в рабочую программу введен региональный компонент, в котором учитываются аспекты этнокультурного образования, через изучение художественных традиций и промыслов Тамбовской области.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате обучения в 5 классе учащиеся должны
Знать:
Особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
Основные жанры изобразительного искусства;
Известнейшие музеи своей страны и мира ( Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей и т.д.), а также местные художественные музеи;
О выдающихся произведениях изобразительного искусства.
Уметь:
Работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
Добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
Передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
Передавать при изображении головы человека ( на плоскости и в объеме) пропорции, характер черт, выражение лица.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5 КЛАСС СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»35 часов
Содержание курса 5 класса ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции. ТЕМА1.Древние корни народного искусства. (9 часов) Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. ТЕМА2.Связь времен в народном искусстве (9 часов) Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка. ТЕМА3.Декоративное искусство в современном мире (8 часов) Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале. ТЕМА4.Декор, человек, общество, время (9 часов) Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.
Календарно - тематическое планирование
ИЗО в 5 классе
№
урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| По плану
| Дата проведения
| 1
| Древние образы в народном искусстве.
| 1
|
|
| 2
| Орнамент как основа декоративного украшения
| 1
|
|
| 3
| Декор русской избы.
| 1
|
|
| 4
| Внутренний мир русской избы.
| 1
|
|
| 5
| Конструкция и декор предметов народного быта.
| 1
|
|
| 6
| Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки.
| 1
|
|
| 7-8
| Народный праздничный костюм
| 2
|
|
| 9
| Народные праздничные обряды. Масленица.
| 1
|
|
| 10-11
| Древние образы в современных народных игрушках.
| 2
|
|
| 12-13
| Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
| 2
|
|
| 14
| Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
| 1
|
|
| 15-16
| Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
| 2
|
|
| 17
| Роль народных художественных промыслов в современной жизни
| 1
|
|
| 18
| Связь времён в народном искусстве
| 1
|
|
| 19
| Зачем людям украшения.
| 1
|
|
| 20
| Декор и положение человека в обществе.
| 1
|
|
| 21-22
| Одежда говорит о человеке.
| 2
|
|
| 23-24
| О чем рассказывают гербы и эмблемы.
| 2
|
|
| 25
| Символы и эмблемы в современном обществе
| 1
|
|
| 26
| Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
| 1
|
|
| 27
| Современное выставочное искусство.
| 1
|
|
| 28
| Ты сам - мастер ДПИ (тряпичная кукла)
| 1
|
|
| 29-30
| Ты сам - мастер ДПИ (ваза)
| 2
|
|
| 31-32
33-34
| Ты сам - мастер ДПИ (витраж)
| 4
|
|
| 35
| Декоративно-прикладное искусство в жизни человека(обобщение и систематизация знаний)
| 1
|
|
|
| Итого по плану
| 35
|
| часов
| Учебно – тематическое планирование
по___________________________
предмет Класс_________________
Учитель_______________________________________ Количество часов Всего_________; в неделю__________ часов. Плановых контрольных уроков___________, зачетов__________, тестов_________ч. Административных контрольных уроков__________ч. Планирование составлено на основе_____________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
программа Учебник
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
название, автор, издательство, год издания
Дополнительная литература
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
название, автор, издательство, год издания
Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения изобразительному искусству
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса/ под редакцией Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2008.
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека. Методическое пособие. 5 класс. - М.: Просвещение, 2007.
Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: Просвещение, 2008.
Изобразительное искусство и художественный труд. Программа с краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009.
Учебно-тематическое планирование в 5 классе
|