Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 129.92 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.04.2014
Размер129.92 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15 г.о. Тольятти


Конспект урока литературы, проведенного в 8 «А» классе,

по теме: «Повесть Н.В.Гоголя «Шинель»»

Выполнила: Зылева Татьяна Венедиктовна,

учитель русского языка и литературы, директор МБУ СОШ № 15


Тольятти - 2013
Тема: «Повесть Н.В.Гоголя «Шинель»» (1 урок)
Класс: 8 "А"

Учитель: Зылева Т.В.

Дата проведения: 23.12.2011г.

Тип урока: урок анализа художественного произведения; урок комплексного применения знаний; выработки умения самостоятельно применять их в новых учебных условиях; формирования познавательных, коммуникативных, общекультурных, социальных компетенций.

Форма урока: урок – размышление.

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации к повести «Шинель» различных художников, кроссворд, слова для лексической работы

Цели и задачи урока:

- познакомить школьников с развитием темы «маленького человека» в творчестве Н.В. Гоголя;
- раскрыть образ главного героя произведения, выявив, как в нем сочетается комическое и трагическое начало;

- прояснить авторское отношение к герою;

- продолжить работу по усвоению таких теоретических понятий, как сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящая фамилия», художественная деталь;

- развивать навык анализа текста, нахождения языковых средств

- пробудить в учащихся чувство сострадания к главному герою и научить задумываться над своими поступками.

Направленность на планируемые результаты обучения:

- овладение гуманистическими и демократическими ценностными ориентациями;

- готовность следовать этическим нормам поведения в жизни, умение оценивать с позиций социальных, морально-нравственных и этических норм поступки людей;
- формирование умений и навыков работы с художественным текстом, умения выразительно читать, анализировать, выделять ключевые слова, средства выразительности.

Ход урока


  1. Вступительное слово учителя.

- Урок хотелось бы начать словами А.П. Чехова: «…надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о маленьких людях».

Такими молоточками приходят к читателю произведения А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, А. Платонова. Особое место в этом ряду занимает повесть Н.В. Гоголя «Шинель» - «одно из глубочайших созданий Гоголя», по словам В. Белинского, «колоссальное произведение», по мнению А. Герцена. Чем заслужила повесть столь высокие оценки, нам и предстоит сегодня выяснить.

- совместное формулирование целей урока.


  1. Сообщение учащегося об истории создания повести.

- Повесть «Шинель» была опубликована в Собрании сочинений Н.В. Гоголя, вышедшем в 1842г. Она относится к циклу петербургских повестей.

«Замысел повести родился не сразу. В середине 30-х годов при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья… В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидел своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни, но о страшном событии уже не мог никогда вспоминать без смертельной бледности на лице…

Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью повести его «Шинель», и она заронилась в душу в тот же самый вечер», - из воспоминаний Анненкова Павла Васильевича, известного литературоведа.
Анекдот – случай, приключение, происшествие; смешной эпизод, коротенький рассказ смешного содержания.
- Вы видите теперь, прочитав повесть, насколько отошел Гоголь от «канцелярского анекдота». Зерно его, конечно, сохранилось.

- Каков сюжет произведения?

(Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока её шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он её надевает, шинель снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу).

- Таким образом, конкретное событие и его исход, облик главного персонажа – все это под пером Гоголя претерпело решительные изменения. Изменения, которые помогают понять нам творческое задание повести. Разберемся в прочитанном.


  1. Анализ произведения.

  1. Словарная работа.

Вицмундир - форменный фрак гражданских чиновников.

Демикотон - плотная бумажная материя.

Департамент - подразделение министерства или Главного управления.

Капот - женская домашняя одежда, род халата.

Столоначальник - чиновник, ведавший отделением в учреждении

Статский (штатский) — гражданский чин.

Шинель — фирменное пальто военных или гражданских служащих.

Титулярный советник – чин 9 класса (всего14), низший чин гражданской службы

  1. Для анализа произведения обратимся к кроссворду, в котором спрятаны ключевые слова, помогающие понять творческий замысел автора.

- Кто главный повести? ( 6. Башмачкин Акакий Акакиевич).

- Расскажите о нем подробнее:

Как было дано имя герою? (при рождении ему долго выбирали имя, но имена попадались очень странные – Хоздазат, Варахасий, Павсикахий, так что назвали его в честь отца)

Акакий (греч.) - не делающий зла, незлобивый, смиреннейший.
Какие строки повести говорят о предопределенности судьбы героя? (Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник).
Обратите внимание на иллюстрацию П. Боклевского к повести. Таким ли вам представлялся Акакий Акакиевич? (низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальном)

- В каком департаменте служил Башмашкин? (8: одном).

- Почему автор не называет департамента, а в самом начале повести и имени чиновника? Какие ещё эпизоды говорят о типичности героя и ситуации?
- Предлагаю вам отгадать слово под цифрой 3: Это насекомое в повести упоминается дважды (муха, с ней сравнивается главный герой)

- В чем смысл этого сравнения? (подчеркивает, что Башмачкин для окружающих не человек, существо низшее, вроде насекомого. Первое сравнение встречаем в начале повести, с него начинается рассказ об отношении к «маленькому человеку в департаменте, где он служил: В департаменте ему не оказывалось никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха». Обратите внимание на 2 слова – уважение и сторожа. Каждый человек имеет право на уважение со стороны сослуживцев. Коллег. И если уж сторожа смотрят на тебя как на пустое место, это говорит о многом )

- Как считаете, только ли это характеристика героя? (скорее его сослуживцев: Молодые чиновники подсмеивались и острили над ним, рассказывали пронего истории, сыпали на голову ему бумажки, никто не видел в нем человека)

- Каково отношение к этому человеку начальства? (поступали с ним холодно-деспотически, прямо под нос совал ему бумаги, не сказав даже перепишите)

- А каков Башмачкин на службе? (вполне доволен своим положением, трудится самозабвенно и с удовольствием, переписывание канцелярских бумаг доставляет ему наслаждение, занимается своим делом добросовестно не из желания угодить начальству, а из бескорыстной любви к своему труду. Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира Башмачкина, его ограниченности, скудности интересов, неспособности мыслить, косноязычия)

- Какие качества автор дает крупным планом? (кротость, душевное незлобие, безропотное терпение забитого жизнью бедняка, христианское смирение)

- Это могло бы помочь Башмачкину попасть в статские советники (1. награды) Найдите в тексте строки об этом. В чем их смысл? (Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, попал бы в статские советники, но выслужил он, как выражались остряки, его товарищи, пряжку в петлице да нажил геморрой в поясницу. Гоголь вновь обращает внимание на несправедливое отношение к маленькому человеку, который не умеет кусаться и по натуре своей не честолюбив).

- Какую роль в повести играет эпизод о молодом чиновнике?(Б. произносит слова: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?.. в этих проникающих словах звенели другие слова: Я брат твой». Знаменательные слова пронзили только одного молодого человека, который в этих словах услышал заповедное слово о любви к ближнему. Как изменилась после этого его жизнь? Много раз содрогался он потомна веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей)

- Вернемся к кроссворду и отгадаем слово под цифрой 7: «Сильный враг всех, получающих четыреста рублей жалованья в год или около того» (мороз)

- Почему обыкновенное природное явление Гоголь называет «сильным врагом»? Какую роль в повести играют зимние холода, их особая продолжительность? (гибель героя посреди мрака и холода бесконечной зимы соотносится с мраком безумия, окружавшим его всю жизнь).

- Задание под цифрой 5: «подруга жизни Башмачкина» (шинель)

- Какие ещё определения шинели встречаются в повести? (старая шинель: утратила столь благородное имя, названа капотом, серпянкой; новая – вечная идея, подруга жизни, светлый гость Б. видит в ней защитницу, заступницу в этом холодном мире)

- Задание 4: какой мех был выбран на воротник шинели? (кошка)

- Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении Башмачкиным шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник? (Забота о новой шинели связана не только с большим материальным напряжением, вплоть до гадания по вечерам, но и с наполнением скудной духовной жизни Акакия Акакиевича новым содержанием, вызовом в его душе живых человеческих чувств. «Он питал­ся духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как буд­то он был не один, а какая-то приятная подру­га жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу». Гоголь тонко подмечает перемену, которая под влиянием мечты про­изошла в герое: он стал живее и тверже хара­ктером, как человек, имеющий определенную цель жизни; стал смелее и решительнее; в глазах его порой показывался огонь, а в голо­ве мелькали дерзкие и отважные мысли. Прав­да, эта дерзость не простирается дальше на­мерения положить на воротник куницу. Мо и это ироническое «снижение» темы только под­черкивает всю трудность для обезличенного общественным укладом чиновника проявить свою личность, самостоятельность).

- Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя? (статус А.А. в глазах сослуживцев повышается, меняется он сам)

- Какое событие является кульминационным в повести? (сцена катастрофы, воровство шинели; апатичный и всегда робкий А.А. переживает здесь истинное потрясение, все признаки оживления: мчится, возмущается, причина оживления ужас, на смену ему приходят ещё больший страх и оцепенение)

- Сравним историю о чиновнике, купившем ружье, и её перевоплощение в «Шинели». Гоголь пости целиком использует сюжет, за исключением финала: чиновничьи деньги – ничтожная сумма не спасают шинели А.А.. Гоголю нужна смерть героя. Зачем? Кто в ней виноват?

- Почему у значительного лица нет ни имени, ни фамилии? (он такой же винтик, как и А.А., только на другой ступеньке)

- Почему так смешно и нелепо согласуется средний род с мужским в рассказе о значительном лице?

- Гоголь иронизирует и над Башмачкиным, и над значительным лицом. Чем отличается смех автора?

(юмор – мягкий незлобный смех автора, обращенный к существенным, но частным недостаткам людей и жизненных явлений.

Ирония – скрытая насмешка, один из видов юмора, смех с чувством грусти, сожаления. Особенно злая, уничтожающая ирония называется сарказмом).

- Отчего умер Акакий Акакиевич?

- Для чего Гоголь повторяет сравнение героя с мухой? (Второй раз мы встречаем его в конце жизнеописания Акакия Акакиевича Башмачкина: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естествонаблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп». Возникает чувство вины перед «вечным титу­лярным советником», «над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться»).

- Задание 2. Место действия в повести? (Петербург)

- Что говорится о климате Петербурга? Какую роль играет ветер? Как взаимосвязаны темы холода в природе и в отношениях людей?

- Как следует понимать заключительные страницы повести – фантастический финал?

- Почему автор от собственного имени не отождествляет призрак с А.А., а пользуется слухами? («Окончание повести явно фантастично, и эта фантастичность самой своей неопреде­ленностью, таинственностью очень углубляет гоголевскую картину мира, усиливает ее гума­нистическую идею. Гоголь не хочет давать утешительной раз­вязки, не хочет успокаивать совесть читателя и все происходящее в финале оставляет, так сказать, на уровне таинственной недоговорен­ности.

И разве сама эта таинственность и стран­ность не характеризует общество, где так непостижимо играет нами судьба наша, где вместо человеколюбия и сострадания господствовала вакханалия чина и денет?

Накажи его ("значительное лицо") Гоголь серьезно, вышла бы скучная, нравоучительная сказка. Заставь переродиться — вышла бы ложь. Не щелкни он его, мы бы с недовольным чувством оставили книгу. Гоголь велико­лепно выбрал фантастическую форму момен­та, когда пошлость на мгновение прозрела»)

- Как вы понимаете авторскую позицию Гоголя – только как просьбу о милосердии или одновременно как выражение резкого протеста?
- Мы ответили на все вопросы кроссворда и нашли ключевое слово. Оно является ключевым и для всей повести: гуманизм – человеколюбие. Страницы повести гоголя будят в читателе чувство любви к людям.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. XIII, 34)

«Возлюби ближнего своего, как самого себя»

«Золотое правило»: «Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф., VII. 12)

«Осветляющее читателя впечатление создается всем тоном повести и несомненной её внутренней связью с нравственными заветами Евангелия» (М. Качурин)

Именно поэтому в каждом изображенном в повести персонаже, даже в значительном лице, автор отыскивает какие-либо хорошие человеческие качества. Перефразируя слова Булгакова, поклонника Гоголя, можно сказать: «люди как люди.. и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… чиновный вопрос только испортил их.»

В персонажах Гоголя, как ни странно, мы узнаем и себя, современное общество, и делаем неутешительный вывод: что-то изменить в духовно-нравственном облике большинства людей, пробудить в них «страх Божий», совесть, невозможно обычными земными способами. Генеральская шинель, бобровые воротники, длиннополые пальто. Машины иномарки способны вызвать сами по себе страх и трепет. Нельзя не согласиться с Гоголем: только лично пережитая встреча с мистическим возмездием способна поколебать устойчивый стереотип человеческого поведения. Идеей милосердия проникнута вся повесть «Шинель»


  1. Выставление отметок за урок.

  2. Д/з: ответить на вопросы учебника, написать синквейн «Башмачкин»








1




9













2








































3
















4

























5


















6






























7






















8



















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск