Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 91.82 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.04.2014
Размер91.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

в цикле уроков под названием «Сегодня учитель – ученик»
Два раза в год, в конце первого и второго полугодия, я провожу урок, который называется «Сегодня учитель – ученик». Вернее, этот урок проводит один из учащихся класса, который показывает хорошие результаты по предмету. Готовится урок заранее совместно и учителем и учеником: обговаривается тема, ставятся задачи, намечаются этапы, весь ход урока, отбирается материал. В конце первого полугодия это, как правило, повторение изученной темы, а в конце года подведение итогов целого курса. В разных классах уроки носят разные формы, но то, что они приносят пользу, несомненно.

Во-первых, они стимулируют деятельность учащихся, которые стремятся овладеть знаниями так, чтобы им доверили выступить в роли учителя (желающих и достойных всегда много).

Во-вторых, у учащихся развивается познавательный интерес, чаще выходящий за рамки школьной программы. Ученик, выступающий в роли учителя, готовя урок, старается привлечь интересный материал, которого нет в учебнике, т.е. показать свою эрудицию в данной теме, а одноклассники, на момент игры его ученики, тоже не хотят ударить в грязь лицом и готовятся с особой тщательностью (особенно это касается вопросов, которые можно и нужно задавать «учителю» ).

В-третьих, создаётся иная психологическая атмосфера на уроке: у учащихся практически отсутствует скованность, возникает определённый элемент радости от предоставленной самостоятельности (хотя учитель на уроке присутствует, но не на своём привычном месте, а превращается на время в «ученика», которого тоже можно спрашивать, но только в исключительных случаях).

В-четвёртых, такие уроки совершенствуют коммуникативные навыки детей.

Урок, проходивший 27 мая 2013 г. в 6 классе, назывался «Маленькие загадки русского языка». Его целью было вспомнить разделы русского языка и остановиться на их особенностях.

В канву урока были включены элементы игры и викторины, индивидуальная и групповая работа.

К текстовому материалу урока ученицей, выступавшей в роли учителя, была сделана презентация, сопровождавшая почти все этапы работы. Урок помогал вести один ассистент из учащихся класса, который вёл учёт правильных ответов, данных учениками.

Перед уроком в классе на стенды были помещены рисунки учащихся (это было домашнее задание), объединённые темой «Портрет части речи». При создании портрета той или иной части речи необходимо было соблюсти одно условие: отразить в рисунке её основную грамматическую особенность. За эти рисунки учащимся начислялись баллы, которые складывались с заработанными на уроке баллами, и по их сумме выставлялись оценки.

Для работы присутствующие на уроке 25 человек были распределены по группам (5 учеников в каждой). Распределение проходило так, чтобы в каждой группе находились как сильные, так и не очень сильные ученики. За правильные ответы группы получали свои баллы. На каждое задание отводилось определённое время.
ХОД УРОКА
На доске эпиграф урока:

« Необыкновенный язык наш есть ещё тайна… он

беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться

ежеминутно».

Н.В.Гоголь

Учитель: Сегодня мы перелистаем страницы учебника и вспомним те разделы

русского языка, которые изучали, и подтвердим слова Н.В.Гоголя,

которые стали эпиграфом нашего урока. Мы попробуем разгадать

некоторые загадки и увидеть, что язык действительно живой.
На экране первый слайд презентации

Эпиграфы 1-й части:

«Как из букв составляются слоги, из слогов – слова, так

из правильного соединения слов составляются

предложения».

Аполлоний Дископ, др.-греч.учёный

«Знаки препинания служат нотами при чтении…»

А.П.Чехов
Комментируя эпиграф, задаётся вопрос:

Учитель: - О каких разделах науки о языке пойдёт речь? («Синтаксис» и

« Пунктуация»)

- Что изучает каждый из разделов?

- Что является строительными кирпичиками для предложения?

(Словосочетания)
Слайд 2: - Прочитайте четверостишье и ответьте на вопрос:

Какой вид словосочетания встречается в предложении?

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык. (Все словосоч. именные)

Что не является словосочетанием в предложении?

(Однородные члены и основа предложения)
Слайд 3: Сколько простых предложений здесь спрятано? (Знаки

препинания не расставлены.)

Спешу слову навстречу

И чудо вновь рождается

Весной и в летний вечер

Пусть сказка продолжается.
Для следующей работы всем группам раздаются карточки с заданием расставить знаки препинания в предложениях:

  1. Язык расширяется снова и снова

Никто не поставит ему предела

Но право на слово

Необыкновенное слово

Имеет лишь новое

Необыкновенное дело.


  1. Не страшно под пулями мёртвыми лечь

Не страшно остаться без крова

И мы сохраним тебя русская речь

Великое русское слово.
О чём поведали нам вопросительный и восклицательный знаки?
Слайд 4 Дан текст под названием «ПИСЬМО БЕЗ СЛОВ»

В день выхода своей новой книги Виктор Гюго захотел узнать о её

распродаже и послал издателю открытку, на которой стоял

лишь один знак: «?»

Издатель не ударил в грязь лицом, и его ответ был не менее

краток: «!»

Слайд 5:

Эпиграф 2-й части:

« Слова не изобретаются академиями; они рождаются

вместе с мыслями».

Н.М.Карамзин
Вопрос: Какой раздел науки о языке изучает значение слов?

(Лексика)

«Кто больше?» Назовите словари, которые отражают всё многообразие

лексики. (Фразеологический словарь, Словарь синонимов,

Словарь антонимов, Этимологический словарь, Толковый

Словарь, Словарь иностранных языков и т.д.)
Работа с карточками, где предлагается задание дописать словосочетания, чтобы понять лексическое значение корня:

развиваться …………. обижать………….. поласкать………….. примирять………….

развеваться ………….. обежать………….. полоскать…………… примерять…………..
Слайд 6 Подберите к данным словам синонимы другого рода:

удача муж.род успех

дом жен.род изба

лес жен.род роща

огонь сред.род пламя

глаз сред.род око

фантик жен.род обёртка
Слайд 7 Определи значение слов:

село – село молодец – молодец

гвоздики – гвоздики атлас – атлас

хлопок – хлопок звонок – звонок

ирис – ирис раздели – раздели

замок – замок видение – видение

Что помогло это сделать?
«Кто больше?» Назовите фразеологизмы, в состав которых входит цифра 7.

(Седьмая вода на киселе, семь пятниц на неделе, на седьмом

небе, семь пядей во лбу, на семи ветрах, семеро по лавкам,

семь потов сошло, работать до седьмого пота, семь вёрст

до небес)
Учитель: А теперь проверим ещё одно домашнее задание. Послушаем

чтение наизусть стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй

душе лениться!» Я прочитаю первое четверостишие, а затем по

одному четверостишию продолжат представители всех групп.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь

Слайд 8 На слайде в транскрипции записаны слова из стихотворения

Н.Заболоцкого

[л ин ица] [сугроп] [паблашку] (лениться, сугроб, поблажку)
Вопросы Какие слова из стихотворения Н.Заболоцкого написаны в

транскрипции и зачем она нужна? (Для обозначения звуков

речи)

Какой раздел языка изучает звуки речи? (Фонетика)

Слайд 9

Эпиграф 3-й части:

В русском языке «все тоны и оттенки, все переходы звуков от

самых твёрдых до самых нежных и мягких…»

Н.В.Гоголь
Вопросы учителя: Какой раздел науки о языке очень тесно связан с фонетикой?

(Орфография)

Как переводится это слово? (Правильно пишу)

Фонетика и орфография всегда вместе, а рядом ещё и

орфоэпия, которая отвечает за?... (Правильное произношение)


Слайд 10 На слайде задание правильно произнести слова:
Алфавит, баловать, брала, диалог, договор, долбит, досуг, жалюзи,

звонит, звонят, искра, квартал, красивее, намерение, начался,

сливовый, столяр, творог, торты, щавель.

Работа с карточками, где записаны слова, в которых надо определить, сколько звуков дают буквы

Е, Ё, Ю, Я:

Ягоды, пряник, ёж, съёжиться, каюта, диета, пьют

Слайд 11 На слайде вопрос:

Почему орфография всегда настороже при написании таких слов?

М..гу, заб..раю, сч..стье, ш..на, ш..лк, сач..к, ш..фёр

(Правописание гласных в слабой позиции в разных морфемах зависит

от определённых правил: безударные гласные, проверяемые

ударением; чередующиеся гласные; А, И, У после шипящих; О, Ё, Е
Слайд 12 Под лингвистическим микроскопом «ПРАВОПИСАНИЕ»:

Пра-во-пи-са-ни-е [пръва писан ий э ] прав+о+пис+ани+е
Какие виды разбора здесь представлены? (По слогам, фонетический,

словообразовательный)

Какие из них важны для орфографии? (Фонетический и

словообразовательный)

Дополнительный балл получит группа, которая объяснит, почему.
(К сведению: более подробное повторение разделов «Словообразование» и «Орфография» с

решением грамматических задач, в основе которых лежит Золотое Правило Русской Орфографии, планировалось на следующем уроке.)
Назовите словообразующие морфемы (Приставка, суффикс)

Назовите формообразующие морфемы (Окончание и некоторые

суффиксы)

За названные формообразующие суффиксы даётся дополнительный

балл.
Слайд 13-15 На слайде лингвистические загадки, сочинённые мною к этому уроку:

  1. Что это? Кто там? Дайте ответ.

Я назову вам любой предмет. (Имя существительное)

  1. Какой предмет, каков на вид

Чей он – ответить нам спешит

Очень старательное и внимательное… (Имя прилагательное)

  1. Я могу тебе сказать,

Сколько будет пятью пять. (Имя числительное)

  1. Любое имя за мною

Как за каменною стеною. (Местоимение)

  1. Я не меняюсь никогда,

В себе храню значений столько!

Я знаю, где, как и когда,

Зачем и почему, куда и сколько. (Наречие)

  1. Я служу для связи слов

И с ними быть всегда готов! (Предлог)

  1. Простые предложения объединились в сложном –

Со мною и не то ещё возможно.

Стоять при однородных членах я могу,

Соединить и разделить их помогу. (Союз)

  1. Многое подвергаю сомненью,

Что-то усиливаю и отрицаю,

Но как образовать новые формы глагола

Я очень хорошо знаю. (Частица)

  1. «Дзинь-дзинь-дзинь»,- звенит звонок.

«Ура!» - закончился урок.

Изобразить могу я стук,

Крик, вздох, природы звук. (Междометие)

  1. Много действий сумел я назвать –

Их не так-то легко сосчитать. (Глагол)
Какой раздел языкознания представляют эти слова-ответы?

(Морфологию)
Учитель: К сегодняшнему уроку вы приготовили портреты всех частей речи ,

каждая группа рисовала два портрета, итоги этого задания будут

подведены сегодня после уроков и полученные баллы добавлены к тем,

которые получены сейчас. Об окончательных результатах вы узнаете

завтра.

Затем оглашается предварительный результат и даётся домашнее

задание.





АНАЛИЗ УРОКА
Проведённый урок показал, что учащиеся проявили живой интерес к представленному материалу, который содержал элементы викторины и ролевой игры. Весь урок они были внимательны и сосредоточенны, старались как можно быстрее и правильно ответить на вопросы и выполнить задания.

Работа в группе повышала ответственность учеников, т.к. от выбранного решения зависели баллы всей пятёрки. Совместное обсуждение вопросов – это хорошая школа для формирования таких навыков, как умение отстаивать свою точку зрения, опираясь на знание материала, умение выслушать другого, проявить выдержку, поддержать товарища, взять на себя ответственность за принятие решения. (Это хорошо видно по старшеклассникам, которые уже не первый год работают на подобного рода уроках.)

В течение всего урока можно было заметить, с каким уважением и вниманием относятся ученики к своей однокласснице, которая выступала в роли учителя (а по её словам, это было нелегко), помогали ей своей активной работой и достойным поведением. Учащиеся реагировали на все действия «учителя» и с удовольствием выполняли задания.

Если говорить о содержательной стороне урока, то следует отметить, что элементы игры помогли вовлечь в него как детей сильных, так и тех, у кого есть проблемы в изучении русского языка. Последние особенно старались, проявляя активность в ответах, а одноклассники поддерживали их. У таких детей очень силён соревновательный дух, сильно желание победить, поэтому равнодушных к уроку не было.

По тому, как отвечали ребята, было понятно, что готовились они тщательно, о чём свидетельствую набранные группами баллы (расхождения в их количестве минимальные).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск