Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 86.49 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.04.2014
Размер86.49 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Литература > Вопрос
14. «Горе от ума» А.С.Грибоедова и традиция комедии классицизма
«Заря долгожданного дня!»

Кого там везут? – Грибоеда.

Кого отпевают? – Меня!

Тынянов, Сюжет «Горя от ума»


(прототипы, контекст, истоки)
1. Тынянов пересказывает цитирует статью некоего исследователя И.Д. Гарусова 1875 года: «Комедия для массы остается непонятою», поскольку герои Г. имеют реальных прототипов, и актеры, не знавшие таковых, на сцене не могли их воплотить верно, а выходили карикатуры, поскольку роли были нетипичны для комедии. Такое понимание Тынянов полагает бесперспективным. В письме к Катенину от января 1825 г. Г. пишет в ответ на замечание о том, что в ГотУ «характеры портретны»: «Да! И я коли не имею таланта Мольера, то по крайней мере чистосердечнее его; портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии». Однако, эти портреты в действительности суть типы, поскольку имеют черты «свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому», а «карикатуры ненавижу, в моей картине их ни одной не найдешь».

Прежде «портретность» была для русской драматургии не исключением, а правилом. Практика драматических портретов была разработана Крыловым, Шаховским, Катениным. В комедии Шаховского «Новый Стерн» (1807) видели пародию на Карамзина, в Фиалкине другой его пьесы («Урок кокеткам или Липецкие воды», 1815, и все мы поняли, что пахнет Мольером) сам Жуковский узнал карикатуру на себя. Это положило начало литературному обществу «Арзамас» и возникновению знаменитой литературной полемики оного с «Беседой» (о «Людмиле» Жуковского и «Ольге» Катенина, явившихся переводами одной «Леноры»: в споре принимали участие Гнедич за сборную Жуковского и Грибоедов за команду Катенина, Пушкин болел за Гриб.).

Сюжет ГотУ изложен Г. в упомянутом письме к Катенину: дескать, план прост: «девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку (не потому чтоб ум у нас грешных был обыкновенен, нет! И в моей комедии 25 глупцов на одного здраво мыслящего человека); и этот человек разумеется в противуречии с обществом <…> его никто не понимает! Никто простить не хочет зачем он немножко повыше прочих, сначала он весел и это порок: «Шутить и век шутить, как вас на это станет!». Наконец до него доходит, что он задетыми личностями прозван психом, а что девушка его не любит, «он всем наплевал в глаза и был таков». Это я вам не сюжет ГотУ пересказываю, как вы понимаете, а точку зрения самого автора. Гласом задетого Фамусовского общества Тынянов полагает именно Софью: «в нем Загорецкий не умрет», и еще ряд ее недовольных высказываний. Идея в том, что девушка, для которой одной Чацкий приехал в Москву, выполняет сценическую функцию «типичного представителя», что вполне классицистично.

2. Тынянов цитирует статью Сенковского, появившуюся по выходе ГотУ в свет: «Подобно Свадьбе Фигаро, это комедия политическая: Бомарше и Грибоедов, с одинаковыми дарованиями и равною колкостью сатиры, вывели на сцену политические понятия и привычки обществ, в которых они жили, меряя гордым взглядом народную нравственность своих отечеств». Тынянов возражает: Г. всегда противопоставлял народные нравы и народную нравственность нравам образованной части общества, «поврежденного класса полуевропейцев», к которому сам принадлежал. Мысль о всесильной клевете в самом деле содержится у Бомарше, это кстати об истоках ГотУ.

3. Далее Тынянов распространяется о мотивах а) клеветы и б) сумасшествия в литературной и общественной жизни грибоедовского времени: об этом явно нужно будет сказать, напомню вкратце:

- Главным психом того времени был Батюшков, а слыл Чаадаев, объявленный сумасшедшим официально в дисциплинарных целях. Сам Грибоедов, при первой встрече с Кюхельбекером, принял того за сумасшедшего. Вообще, этот ярлык у них было в ходу. У Кюхельбекера была «этих в нем особенностей бездна», и толки вокруг него ходили. За давностию лет я не знаю, насколько Кюхля был странен в самом деле, но сам Тынянов в одноименном романе делает из него совершенного психа. Сумасшествие же, из-за Чаадаева, в ГотУ связывается с государственным преступлением: Тынянов цитирует слова Платона Михайловича о Зарецком, главном сплетнике и, судя по всему, сексоте: «при нем остерегись: переносить горазд» и «я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи»; старая княгиня подытоживает сплетни о Чацком: «я думаю, он просто якобинец» - т.е. сплетня превращается в донос.

  • Тема сумасшествия в свете рыцарского кодекса была для людей той эпохи неразрывно связана с темой любви, и когда Батюшков сошел с ума, Вяземский доискивался, нет ли тут юбки, о чем и писал Жуковскому. В ГотУ тема сумасшествия впервые появляется в устах Софьи в устойчивом речевом обороте: «вот нехотя с ума свела» и развивается путем еле заметных усилений в устах каждого повторяющего. Кюхельбекер наряду с Чаадаевым – один из главных прототипов Чацкого по Тынянову; еще один – Байрон.

  • Что до сплетни, то сам Г. пострадал от нее, будучи обвинен в трусости после четверной дуэли, которую не мог возобновить по независящим от него обстоятельствам.

  • Шаховского обвиняли в смерти Озерова, потому что он якобы противодействовал постановке Озеровской пьесы, а «Младой Семеновой», с которой тот делил «невольны дани народных слез, рукоплесканий» слух приписывал причину ссылки Катенина, ее театрального противника.

  • Тот же Чаадаев, помимо официального диагноза, подвергся сплетням неофициальным, послужившим причиной его отставки и гражданской смерти. Сомнению подвергалась его роль в истории о волнениях в Семеновском полку, когда он был послан в Троппау с донесением к Александру I. Его обвиняют как в опоздании, вызванном чрезмерной заботой о собственной внешности, так и в доносительстве. Чацкий сближается с Чаадаевым в своей позиции по отношению к рабству, однако, на допросе Грибоедов отрицал связь комедии с декабристской идеологией, ссылаясь на пародийную фигуру Репетилова.


Грибоедовская новизна по Тынянову:

«Открытием Грибоедова была речевая жизненность действующих лиц». Пушкин в 1825 г. указывает на центральную сцену в пьесе, на самую смелую новизну во всей новой для театра и литературы пьесе. Конец III действия совершенно менял трактовку комедии вообще и главного лица в ней, в частности. Горячий сатирический монолог Чацкого о «французиках из Бордо» является одним из идейных центров пьесы. Этот монолог обрывается следующим образом: «И в Петербурге, и в Москве,

Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых,

В чьей, по несчастью, голове

Пять, шесть найдется мыслей здравых,

И он осмелится их гласно объявлять,

Глядь…
(Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам).

Конец третьего действия»
Центр комедии – в комичности положения самого Чацкого, и здесь комичность является средством трагического, а комедия – видом трагедии.
Якобы классицистические черты ГотУ:

Устойчивые амплуа (Скалозуб – хвастливый воин, Фамусов – обманутый отец, и так далее). НО: Чацкий смешон, каковым не может быть традиционный резонер.

Говорящие имена: Скалозуб, Репетилов, Молчалин и т.п.; Фамусова производят обычно от латинского слова “fama” – молва. Тынянов ее производит от “famus”, т.е. графической передачи английского слова «знаменитый», «пресловутый» (я тут не вижу противоречия. Че-то Тынянов перемудрил).

Вообще фамилии ГотУ не только смысловые, но они являются равноправнями словами, связанными с главной, характерной чертой персонажа. Так, Чацкий описывает нового человека изменившегося московского общества: «являться помолчать, пошаркать, пообедать». И еще замечательная мысль Тынянова: несложная лирическая драма отношений складывается на фоне больших событий общественных, государственных. «Превращения» совершаются в комедии в связи, в зависимости от этих превращений, на сцене невидимых, как в классической трагедии главные события происходят вне сцены. Что означает это превращение, это внезапное проявление у героев пьесы черт совсем иного характера? Действующие лица – все – перестали быть портретами. Это была черта уже отошедшей комедии – таково было творчество Шаховского. Но они и не только характеры. Белинский в статье о ГотУ отметил поразительные места: речь Фамусова вдруг начинает в одном месте напоминать Чацкого: это говорит не Фамусов, а Чацкий устами Фамусова, и это не монолог, а эпиграмма на общество. Мало того, сам Скалозуб острит, да еще как – точь в точь как Чацкий. Елинский говорит о Лизе, что она отвечает эпиграммою, которая сделала бы честь остроумию самого Чацкого. Над действующими лицами властвует целое. Ни характеры, ни типы, но гораздо более тонкие элементы превращений, изменений – вот, что в героях этой комедии является главным, в развитии ее.

Требование выразительности в каждый данный момент «драмы превращений» - как следствие, слова Чацкого к Платону Михайловичу «Не в прошлом ли году, в конце, в полку тебя я знал?» противоречат трехлетнему отсутствию Чацкого. «мелочность в «точном» - ошибка».

Остальные мысли Тынянова – о матриархате всяких Софий и Татьян Дмитриевен, отражающем реальное положение дел: длительный период женских царствований в России, с одной стороны, с другой – эпоху бюрократизма Молчалиных, пришедшую на смену героической эпохе 12 года.
Асмус, «Горе от ума» как эстетическая проблема


  1. ГотУ противоречит положению о чистоте жанра, согласно которому комедия должна быть замкнутой в собственных пределах: здесь же – сплав жанровых признаков классицистической комедии с сатирой а также реалистической картиной нравов. Обычная комедийная любовная интрига осложняется и оттесняется на второй план общественными проблемами. Отступление от правил непрерывности сценического действия: столкновение Чацкого с миром фамусовской Москвы ввело в драматургическое построение комедии не только ряд сцен, но даже целые акты (например второй), где развитие любовной интриги тормозится, и на место развития поступков действующих лиц ставится идейный спор, развертывающийся не в сценическом действии, а в монологах Ч. и Ф.

  2. Белинский в «Литературных мечтаниях» говорит, что ГотУ, будучи реалистична, неизбежно становится неоднородна в смысле жанра и определяет ее как комедию-драму. Но позже приходит к выводу, что вторжение сатирического элемента приводит к ослаблению сценического действия, в чем с ним солидарен Гоголь.

  3. Гончаров – этюд «Мильон терзаний»: спорит со всеми вышепоименованными, видя в Гот У единство не только идейное, но и единство действия, драматургического развития. «Картина нравов, галерея живых типов». Общественная борьба Чацкого Гончаровым выводится из игры его чувств к Софье (напомним, что она – типичный представитель!).

  4. Заключительная идея: жанровое новаторство Грибоедова выросло из необходимости творчески решить новую и высшую содержательную задачу искусства.


Винокур, «Горе от ума» как памятник русской художественной речи
Будучи языковедом, а не литературоведом, Винокур рассматривает ГотУ как памятник русского языка. Что нас тут интересует:

  1. Основная единица сценической речи есть реплика. Герои классифицируются согласно длине своих реплик и важности соответственно: самые длинные реплики – у Чацкого и Фамусова. Шестеро главных персонажей группируются симметрически: на полюсах – Чацкий и Фамусов, короче всех говорят Молчалин и Скалозуб (страдательная роль), посередине – Софья, отношением к которой определяется весь ход действия, и Лиза. Многословие Чацкого естественным образом вытекает из его функции выразителя авторской точки зрения (уж не хочет ли Винокур сказать, что Чацкий – резонер?!). пространные реплики Ф. Мотивированы «театральной маской болтуна и сплетника» и функцией антагониста. Центральное пространство второго акта занято двукратной полемикой Ф. И Ч.. Молчалин потому и молчит. Скалозубова маска предполагает отрывистость. Репетилов выделяется на фоне «гротескных образов третьего акта» пространными репликами. То есть реплика выступает как бы маской героя!

  2. Языковые различия между персонажами обусловлены разностью трактуемых ими тем и предметов (следует сравнительный анализ словаря Чацкого и словаря Хлестовой). Но вообще говоря налицо индивидуализация драматических характеров, ожнако, не грубая (вспомним замечание Белинского об эпиграммах Лизы и пр.). В этом состоит, по-моему, тоже отличительная от классицизма черта: там возвышенную речь резонера никак не спутаешь с каким-нибудь Скотининым; Винокур же пишет здесь о «поговорочном материале», содержащемся равно в речи всех персонажей. Это называется общей атмосферой сценического языка комедии. Тут противоречие не между просвещенной литературной речью и безграмотной косностью. Чацкий говорит языком ораторства и публицистики, Софья – языком беллетристики. Они оба книжки читают, но это не положительные характерологические их приметы, а, если угодно, дань реализму.

  3. Винокур вводит полезное нам понятие метод языковой маски: например, князь Тугоухов с его нечленораздельными репликами, шепелявая графиня-бабушка и пр. Скалозуб с его терминологией. ГотУ есть театр слова: исполнение должно быть не только сценическое, но наиболее литературное.



Я думаю, что всякие мелкие подробности, соответствия и несоответствия все знают или выявят, прочитав Лизины вопросы о классицизме и припомнив комедию Грибоедова «Горе от ума», почему и привела в основном общие контекстуальные сведения, милые сердцу Бака! Главная мысль – в том, что Грибоедов изгнал схематизм, не уживающийся с правдой жизни.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск