Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 119.92 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.04.2014
Размер119.92 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Конкурс методических разработок по литературе

«Литература – это когда читатель столь же талантлив, как и писатель»
Галина Васильевна Вишневецкая,

учитель русского языка и литературы,

МОБУ СОШ №8 им. А.Г. Ломакина, г. Таганрог.

Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Цель урока: раскрыть роль женских образов в жизни Ильи Ильича Обломова и в романе, активизировать исследовательские, творческие навыки учеников; совершенствовать навыки анализа текста, монологической речи, навыки коллективной работы.
Задачи урока:

1. Обучающие:

  • формирование умения выявлять роль конкретного образа в раскрытии авторской концепции и жизни героя,

  • способствовать пробуждению интереса к исследовательской деятельности, творческому осмыслению исторической действительности,

  • совершенствование умения владения русским языком.

2. Развивающие:

  • развитие процессов самостоятельной мыслительной деятельности, логического мышления;

  • формирование коммуникативных навыков.

3. Воспитательные:

    • формирование эстетического отношения к слову;

    • повышение интереса к литературе;

    • воспитывать у учащихся желание действовать, занимать активную жизненную позицию.


Оборудование и материалы: доска, мультимедийное оборудование, фрагменты фильма «Один день из жизни Обломова» (реж. Н. Михалков)
Методы и приемы: эвристическая беседа, наблюдение над языком, метод самостоятельной работы, лексическая работа, слово учителя.
Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Работа над женскими образами романа.
В романе Гончарова «Обломов» читатель встречается с самыми разными героями, но особый интерес вызывают женские образы.

Учитель: Встречаются ли в романе женские образы до нашего знакомства с Ольгой Ильинской?

Ученик: Как мы помним из содержания романа, Обломов сознательно не общается с представительницами прекрасного пола, чтобы избежать лишних хлопот. В ранней молодости Обломов не чуждался общения с красавицами. Однако было это «еще в ту нежную пору, когда человек во всяком другом человеке предполагает искреннего друга и влюбляется почти во всякую женщину и всякой готов предложить руку и сердце...».
Учитель: Читателю нелегко представить себе Обломова в роли почитателя женской красоты. На самом деле он также увлекался молодыми красавицами, как и большинство людей. Но Илья Ильич никогда не позволял себе отдаваться страсти со всей силой своей души.
Однако как ни старался Обломов избежать общения с дамами, все же и на его долю выпала малая толика любви. Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской. И эта девушка оказывает достаточно сильное влияние на судьбу Ильи Ильича.
Учитель: Обратимся к тексту романа. Прочитайте портретное описание Ольги Ильинской.
Ученик: «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миниатюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда. Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это в свою очередь гармонировало с плечами, плечи – с станом...».
Учитель: Какой вывод можно сделать вывод из портретного описания?
Ученик: Из описания внешности девушки можно сделать вывод, что она была достаточно хороша, чтобы обратить на себя внимание.
Учитель: Просмотрим фрагмент фильма «Несколько дней из жизни Обломова». Сравните свое впечатление с кадрами из кинофильма. Такой ли вам представлялась Ольга Ильинская после прочтения романа? (Ответы учеников)
Учитель: Охарактеризуйте Ольгу. Какой вы себе ее представляете?
Ученик: Ольга – безусловно, личность совершенно незаурядная. Не случайно Штольц охотно и подолгу с ней беседует. Он отмечает ее природный ум, сообразительность и неординарность мышления. Ольга уверена в себе, и это качество выгодно отличает ее от большинства людей. И. А. Гончаров пишет: «Как бы то ни было, но в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка», тем самым автор дает читателям очень точные и лаконичные характеристики Ольги, помогающие читателю понять особенность ее незаурядной натуры.
Учитель: Как относятся к Ольге другие молодые люди?
Ученик: Ольга не признает кокетства и лжи, поэтому многие ее недопонимают и недооценивают. Искренно и от всей души Ольгу ценит только Штольц. Остальные молодые люди сознательно или невольно избегают общения с ней. Ольга не нуждается во внимании и в общении с теми людьми, которые не представляются ей интересными. Также можно предположить, что Ольга – человек с развитым внутренним миром, поэтому она кажется окружающим несколько странной. Буквально после самого первого знакомства Обломов начал думать об Ольге, представлять себе ее образ.
Учитель: Понаблюдаем, как развиваются отношения Ольги и Обломова?
Ученик: Обломов начинает о ней думать все больше и больше. И мысли эти тревожат его сонную душу, в ней начинают появляться какие-то непонятные чувства. Ольга постепенно занимает в душе Обломова все больше и больше места, вскоре после знакомства он уже не может обходиться без общения с ней. Обломову нравится, как поет Ольга. Также он находит ее очень хорошенькой, с восторгом смотрит на девушку, восхищаясь ее красотой.
Учитель: Какую задачу Ольга ставила перед собой?
Ученик: Штольц, можно сказать, «завещал» ей Обломова перед своим отъездом. Он обращается к Ольге с просьбой «расшевелить» Обломова, заставить его приобщиться к активной и деятельной жизни, которую ведут окружающие люди. И Ольга очень активно берется за дело. Ей хочется изменить Илью Ильича, сделать его совершенно другим человеком. Ольга стремится к тому, чтобы заставить Обломова читать книги и газеты. Ей хочется, чтобы Илья Ильич сбросил с себя сонную одурь и стал жить такой же бурной и активной жизнью, как большинство окружающих его людей. Ольга предстает в романе неким Пигмалионом, который создает свою Галатею и вселяет жизнь в безмолвную статую. Она сама до конца не понимает, для чего ей так необходимо изменить Обломова. Она очень действенная натура, ищущая выхода своей энергии. Ольга начинает восхищаться собой, видит себя совершенно особенным человеком: «И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!.. Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее. Возвратить человека к жизни — сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу? Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше».

Можно сказать, что теперь в лице Обломова она нашла достойный смысл своей жизни. Ольга начинает саркастически усмехаться над Обломовым, вменяя ему в вину прожитые ранее годы. Она стремится показать Обломову бесцельность и бесполезность его существования. Потом Ольга переходит к другим мерам, более резким и суровым, чем сарказм. Теперь уже она становится настоящим деспотом, навязывает Обломову свою волю. Она настойчиво пытается пробудить в нем стремление найти цель жизни, желание выполнять определенные обязанности.

Ольга постоянно повторяет, что «жизнь — обязанность, долг, следовательно, любовь — тоже долг». Такое мировоззрение характерно далеко не для всех. Ольга Ильинская — человек, без сомнения, уникальный. Называя любовь долгом, она тем самым отвергает возможность бесконтрольного чувства. Ольга иногда задумывается над тем, какое именно чувство она испытывает к Обломову, можно ли назвать это чувство любовью. Но вместе с тем Ольга сознает, что так она не любила пока еще никого в своей жизни, даже близких и родных людей.
Учитель: Кульминацией отношений Ольги и Обломова является сцена признания. Любит ли Ольга Обломова? Добилась ли она своей цели?
Ученик: Когда Обломов признается в любви Ольге, она приходит в восторг не от самой любви человека, а от того, что эта любовь является результатом ее усилий. Ольге кажется, что теперь она добилась всего, чего хотела. Однако все изменения, произошедшие с Обломовым, были лишь внешними. В душе же Илья Ильич остался таким же, каким был раньше. Он идет на поводу у своей строгой «наставницы» в большей мере от того, что он не обладает силой воли и характера, чтобы противиться ей. До поры до времени все идет гладко, а потом в душе Обломова постепенно нарастает сопротивление слишком активному напору женщины. На следующее утро после своего признания в любви Илья Ильич Обломов начинает размышлять о содеянном: «Она любит теперь, как вышивает по канве: тихо, лениво выходит узор, она еще ленивее развертывает ее, любуется, потом положит и забудет. Да, это только приготовление к любви, опыт, а он — субъект, который подвернулся первый, немного сносный для опыта, по случаю». Обломов начинает раздумывать о том, какое место на самом деле занимает он в душе Ольги. Может быть, это всего лишь очередной каприз вздорной барышни, стремящейся к чему-то новому? Его мучит мысль о том, что, влюбившись в другого, Ольга начнет стыдиться своей былой любви к Илье Ильичу.

И возможно, он был прав. Она на самом деле упивается своей ролью строгой, но справедливой наставницы, ведущей за собой заблудшего. Но воспитание взрослого, уже сформировавшегося человека — вещь далеко не шуточная. И чтобы добиться успеха в этом нелегком деле, требуются не только сила воли и характера "наставника”, нужно еще и искреннее желание измениться со стороны того, на кого направлены все усилия. В ситуации с Обломовым Ольга, безусловно, обладает необходимыми для воздействия на другого качествами, у нее сильная воля и твердый, решительный характер. Но только сам Обломов не приемлет совершенно никакого насилия над собой, его устраивает он сам таким, каков он есть.
Учитель: Верит ли Обломов Ольге?
Ученик: Обломов пишет Ольге письмо, в котором высказывает все свои опасения. Он говорит, что ее любовь не может быть названа настоящим чувством. Ведь это — всего лишь выражение бессознательной потребности в любви. Обломов даже упрекает любимую женщину, говорит, что «за недостатком настоящей пищи, настоящего огня, горит фальшивым, негреющим светом» эта потребность в сильном чувстве.

В своем письме Обломов пишет, что больше они не увидятся, но через некоторое время он раскаивается, просит прощения у Ильинской. Ольга начинает его упрекать в том, что тот сознательно «выдумал мучения», «готовил их и наслаждался заранее». Ольга и Илья Ильич помирились. Он даже начинает подумывать о женитьбе. Но скоро возлюбленная начинает меняться. «Как ни ясен был ум Ольги, как ни сознательно она смотрела вокруг, у нее стали являться какие-то новые, болезненные симптомы». Начинает меняться настроение, появляются слезы без причины, тревожность, беспокойство. Обломов не любит непонятных эмоций, поэтому он пугается странного поведения своей возлюбленной. Обломов постоянно размышляет над своими мыслями, он боится, что отношения с Ильинской зайдут слишком далеко. Илье Ильичу даже начинает казаться, что его могут счесть соблазнителем или волокитой. А такие намерения на самом деле не свойственны Обломову.

Некоторое время Ольге действительно удавалось удерживать Обломова от своей природной апатии и лени. Но вскоре старые привычки берут над ним вверх. Ольга пытается его упрекнуть, говорит: «Я верю твоей любви и своей силе над тобой. Зачем ты пугаешь меня своей нерешительностью, доводишь до сомнений? А тебе еще далеко идти, ты должен стать выше меня... Я видела счастливых людей и как они любят. У них все кипит, их покой не похож на твой... Они действуют».

Ольга имеет собственное представление о счастье. Она радуется от самой мысли, что она и Обломов являются женихом и невестой. А Обломова этот факт тяготит, поэтому он всячески старается сделать отношения незаметными. Жизнь в том виде, который наиболее приятен Ольге, то есть светская жизнь, посещения театров, встречи с друзьями и знакомыми, не подходит для Обломова. Его пугает даже сама мысль, что возможная женитьба становится предметом разговоров окружающих.

Обломов загорается любовью к Ольге и пробуждается благодаря этому к жизни, но с ней он не может обрести гармонии счастья. Не случайно любовь к Ольге описана как болезнь («оспа», «корь», «горячка»). В письме к Ольге Обломов пишет: «мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не управлюсь». Ольга навсегда будет «душою» Обломова. Однако идеал Ольги недосягаем для Обломова, а сама она остаётся недоступной.
Учитель: Итак, на смену одухотворенному и почтительному чувству к Ольге Ильинской приходит земная любовь, постепенно рождающаяся в Обломове от физического ощущения тепла и уюта, источаемых обликом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, женщины из плоти и крови.
Учитель: охарактеризуйте Агафью Пшеницыну и их отношения с Обломовым.
Ученик: Обломов любуется хлопотами Агафьи, ценит её искусство хозяйки: «славный кофе», пироги «не хуже обломовских», домашнюю водку. Его, привыкшего к бездействию и не терпящего суеты, покоряет трудолюбие Пшеницыной, погруженной в заботы о своем хозяйстве.
Учитель: охарактеризуйте деятельность Пшеницыной.
Ученик: Деятельность Пшеницыной размерена и нетороплива. Она «движется целый день, как хорошо устроенная машина, стройно, правильно, ходит плавно, говорит ни тихо, ни громко, намелет кофе, наколет сахару, посеет что-нибудь, сядет за шитьё, игла у ней ходит мерно, как часовая стрелка; потом она встанет, не суетясь; там остановится на полдороге в кухню, отворит шкаф, вынет что-нибудь, отнесет» Она деятельна, но эта деятельность «мерная, как часовая стрелка», то есть не ведёт к изменениям, а оставляет впечатление покоя. «Всё существо Агафьи Матвеевны источает спокойствие, и Обломов не просто подпадает под очарование ее земной привлекательности, ее простодушия и трудолюбия, он открывает в Пшеницыной свой идеал безыскусной гармонии и мирного уюта, живший в его воспоминаниях об Обломовке».
Учитель: Как развивались отношения Пшеницыной с Обломовым? Сравните эти отношения с предыдущими.
Ученик: Именно Пшеницына любит Обломова сильно и бескорыстно. Смыслом её жизни был покой и удобство Ильи Ильича. Бескорыстная преданность Агафьи видна, когда, забыв о себе и своих детях, она ухаживает за больным Обломовым, просиживая ночи у его постели, когда продаёт последнее, чтобы накормить Обломова.
Учитель: Можно ли сказать, что то чувство, которое Обломов испытывает к Пшеницыной, было предопределено и является закономерным развитием жизни героя?
Ученик: Главным в семейной жизни для Обломова всегда был покой, а не страсть, как и у его предков, которые избегали страстей. В этом герой видел норму человеческой жизни и норму любви. «…Подле гордо-стыдливой, покойной подруги спит беззаботно человек. Он засыпает с уверенностью, проснувшись, встретить тот же кроткий, симпатичный взгляд. И чрез двадцать, тридцать лет на свой теплый взгляд он встретил бы в глазах ее тот же кроткий, тихо мерцающий луч симпатии. И так до гробовой доски! «Да не это ли – тайная цель всякого и всякой: найти в своем друге неизменную физиономию покоя, вечное и ровное течение чувства? Ведь это норма любви, и чуть что отступает от нее, изменяется, охлаждается, – мы страдаем: стало быть, мой идеал – общий идеал? – думал он». Таким образом, норма для Обломова есть и у жизни, и у любви – покой. На фоне мирного, неспешного течения жизни отношения Обломова с Пшеницыной складываются ровно и непринужденно, в них, в отличие от бурного и страстного романа с Ольгой, нет напряжения. «Тоски, бессонных ночей, сладких и горьких слез – ничего не испытал он. Сидит и курит и глядит, как она шьет, иногда скажет что-нибудь или ничего не скажет, а между тем покойно ему, ничего не надо, никуда не хочется, как будто все тут есть, что ему надо».
3. Подведение итогов.

Учитель: Подводя итог нашей работы, сравним два женских образа, сыгравших значительную роль в жизни Ильи Ильича Обломова.
На первом плане в мечте Обломова всегда была женщина, причём, в первую очередь, жена, хранительница домашнего очага, мать, что так близко связывает героя с его детством, с его Обломовкой. В созданном мечтой Обломова образе женщины совмещаются черты романтики, поэтики и покойной семейной идиллии.

В каждом портрете (и в портрете Ольги Ильинской, и в портрете Агафьи Пшеницыной) есть часть мечты Обломова. В Ольге – стройность, лёгкость, гордость, мысль, поэзия. В Агафье – простодушие, полнота, плоть, здоровье, тишина, покой.

Портрет Ольги каждой деталью своей подчёркивает духовную энергию. Облик Агафьи подобную энергию исключает. Героини противопоставлены (автор использует прием антитезы).
Учитель: Какие слова автор сопровождают Ольгу?

Ученик: В характеристиках Ольги доминируют такие слова, как «мысль», «ум», «гордость», «воля», «любознательность», «энергия», «талант», «целеустремлённость»; «аристократка», «королева». Самое частотное слово, сопровождающее образ Ольги Ильинской – слово «гордость»
Учитель: Какие слова автор сопровождают Агафью?
Ученик: В описаниях Агафьи Матвеевны частотными являются слова «трудолюбие», «добросовестность», «хозяйственность», «простодушие», «доброта», «застенчивость»; «очень домашняя». И. А. Гончаров использует тот же прием – антитезу.
Учитель: Как воспринимает Ольгу и Агафью Обломов?
Ученик: На Ольгу герой смотрит как на «ангела», «божество». На Агафью же смотрит как на «горячую ватрушку», или как на «лошадь, на которую надевают хомут».
Учитель: Таким образом, мы видим в каждой из героинь отражение части идеала Ильи Обломова.
Учитель: Кроме того, обратите внимание на то, что фамилия Ольги (Ильинская) вызывает ассоциацию с именем главного героя (Илья), то есть она предназначена Обломову. Сама Ольга верит, что предначертана Обломову, что любовь к нему дана ей от Бога, что судьба ее навек связана с судьбой Ильи Ильича, она твердо намеревается выполнить свой долг любви до конца: «Умрете... вы... я буду носить вечный траур по вас и никогда более не улыбнусь в жизни. Полюбите другую – роптать, проклинать не стану, а про себя пожелаю вам счастья... Для меня любовь это – всё равно что... жизнь, …а жизнь – долг, обязанность, следовательно, любовь – тоже долг: мне как будто Бог послал ее».

При создании женских образов автор использует приемы со- и противопоставления, прем антитезы, помогающие раскрыть суть образа Обломова и всего романа в целом.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск