Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 126.68 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.04.2014
Размер126.68 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Народное творчество в горнозаводской зоне Урала
d:\мои документы\мои рисунки\свидетельство\свидетельство 200.jpg

Педагогический опыт

учителя Симонова В.Ф.

по народной игрушке в МОУ «ООШ № 60»

г. Миасс 2006 год

В сказочный край Урала русские люди тянулись давно, начиная с XI века. Новгородские купцы вели торговлю на северном Урале.

Коренное население Урала было малочисленно и жило племенами. Они занимались охотой и кочевали по уральским просторам. Заселение Урала русскими происходило с севера на юг и в несколько этапов.

Один из этапов в истории освоения Урала русскими наступил со второй половины XV века, в период княжения московского князя Ивана III. В этот период на Урал проникают крестьяне из московского княжества. Во второй половине XVI века заселение Урала связано с победой над казанским ханством и завоеванием Казани, добровольным присоединением Башкирии к России. В это время на Урал потянулись беглые, раскольники, они организовывали свои поселения в труднодоступных местах.

Предприимчивые люди организуют заводы, формируются горнозаводские районы. Переселенцы приносят в это район русскую культуру, народное искусство, приемы строительного мастерства из районов Новгорода, Москвы, Поволжья.

С падением Казанского ханства стало возможным активное заселение уральского региона с запада через южный Урал. Расселяясь по уральскому хребту и смешиваясь в быту с коренным населением, русские люди быстро сближались с ними, принимали от местных все то, что могло пригодиться в жизни.

В это время на Урале формируются зоны: горные и степные. В горных зонах строятся заводы. При возникновении горнозаводских районов нужно было перевозить много грузов. В зимнее время крестьянам приходилось заниматься «извозом», а летом осваивать различные промыслы. В центральной части России наоборот, летом крестьяне занимались в поле, а зимой организовывали промыслы.

Переселенцы старались поддерживать вязь со своей малой родиной. Крестьяне изготовляли изделия традиционно: откуда они были родом. Но уже тогда появилось в работах новое, заимствованное от разных переселенцев и местного населения.

Большой приток в Поволжья способствовал процессу экономического расслоения крестьянства. Крестьяне стали разделяться на землевладельцев и предпринимателей, которые занимались ремеслом, литейным делом, кузнечным, торговлей.

Организуются бригады плотников по возведению жилья и культурных сооружений. На севере Уральских гор плотники рубили избы под воздействием новгородского архитектурно-строительного опыта.

В средней части Урала распространяется строительство под воздействием архитектуры Поволжья. Крестьяне севера и Поволжья принесли на Урал различные варианты северорусского и среднерусского типов жилья и декоративного убранства домов, мебели, посуды.

Для своих детей крестьяне делали игрушки из всевозможных материалов: глины, дерева, тряпичная кукла (скатка). В быту деревни тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Тряпичные куклы были простейшими изображениями женской фигуры: грубую холстину скатывали (закручивали) в «скалку» - это была основа куклы. Отсюда и пошло название куклы – скатка (закрутка).

Кукольная одежда точно копировала наряд крестьянки той местности, где она изготовлялась. На голове у женщины платок, у девиц – коса, заплетенная лентой.

Рубаха и сарафан обязательно подпоясывались поясом. Пояс был необходимой деталью наряда, так как к нему прикреплялись вещи, необходимые в домашнем обиходе. Пояс утеплял одежду и еще считалось, что якобы предохранял от нечистой силы. Пояса плели из нитей на дощечках или пальцах и украшали орнаментом.

Кукла была безликой, но она донесла до нас свою древнюю магическую функцию, когда она была оберегом ребенка. В народе считалось, что кукла с нарисованным или вышитым лицом имеет душу и поскольку она тесно связана с ребенком, то в каких-то ситуациях может проявить свой нрав. Наделенная магической силой, тряпичная кукла становилась заступницей и помощницей в трудных делах. Куклу дарили на именины детям. Они принимала активное участие во многих традиционных обрядовых праздниках и заговорах. Пока дети были малы, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. С 5 лет девочки изготовляли кукол сами. Куклу-скатку можно сделать своими руками. Для шитья куклы используют следующие ткани: грубую холстину (бортовку), мешковину, ситец, льняную ткань, хлопок. Существуют 4 варианта шитья основы куклы.

d:\мои документы\мои рисунки\свидетельство\свидетельство 201.jpg

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\199.jpg

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\194.jpg

Условия натурального хозяйства заставляли крестьянина создавать домашнюю обстановку, утварь, орудия труда и одежду своими руками.

Эти вещи сопровождали его в течение всей жизни, а потому понятно, что крестьянин стремился делать не только полезные и удобные, но и красивые предметы, в которых утилитарная целесообразность сочеталась бы с эстетическими достоинствами.

В искусных руках русского крестьянина топор является универсальным орудием, которым он владел в совершенстве, при украшении изб создавались разнообразные окна, наличники, а также украшались крыльцо, ворота.

Первоначально украшение ставней, карнизов и фронтонов обрамлялась мелкой геометрической резьбой. В более позднее время в украшении стали применять прорезную резьбу, которая по своему виду напоминала художественные металлические решетки из литого чугуна или кованого железа. В деревнях Урала был распространен кузнечный промысел.

Мастера умели и умеют до сих пор применять детали из металла для украшения домов. Особенно это получило распространение в городах горнозаводской зоны.

Уральская земля богата прекрасными мастерами. В народном творчестве широко применяется просеченное и кованое железо для украшения домов. В общей композиции с резьбой все это придавало особый вид всему сооружению.

В Кусе и Каслях было хорошо развито чугунное литье, которое до сих пор славится на весь мир. При изготовлении изделий мастера добиваются такой фактурности материала, что диву даешься, глядя на изделие, не верится, что все это отлито из простого чугуна. В краеведческом музее Екатеринбурга можно увидеть работу старых мастеров Каслей, которые сохранились с выставки 1905 года в Париже.

Далеко за пределы России шла слава уральских камнерезов, златоустовских граверов по металлу. Народные скульпторы Прикамья прославили свой край деревянной скульптурой, строгановской школой иконописи. Только в Пермской области в сохранившихся храмах можно увидеть деревянную скульптуру. В Миассе существовала старообрядческая иконописная школа. Работы иконописцев дошли и до нашего времени. Тагильские мастера славились расписными подносами, которые сейчас возрождают энтузиасты этих промыслов. На базе тагильских подносов возникли жестовские подносы. В разных областях Урала много и других интересных промыслов народного творчества.

Особенно богата народными мастерами горнозаводская часть Кусы, Златоуста, Миасса, Челябинской области.

Многообразие форм народного искусства обусловлено самой жизнью человека. Условия натурального хозяйства заставляли мастеров создавать домашнюю обстановку, утварь, орудия труда своими руками. Неотъемлемую часть быта людей составляла деревянная посуда. Среди посуды особое место занимали ковши, которые были связаны в древности с обрядами праздников – братчин.

Такие ковши чаще всего имели ладьевидную форму, выделывались более тщательно, а рукоятки их приобретали скульптурную законченность, на Урале это получило название звериный стиль, форма птицы – наиболее традиционная и характерная форма русской национальной питьевой посуды.

d:\мои документы\мои рисунки\свидетельство\свидетельство 206.jpg

В большинстве своем посуду изготовляли ручным способом, при помощи долбления и резьбы, используя в качестве материала сосну, ель, березу, а также отличающиеся особой прочностью березовые наросты – капы. Более совершенный прием обработки – обточку – применяли лишь мастеровые столяры, у которых были специальные мастерские и токарные станки.

В 1960 годы на базарах Златоуста, Миасса можно было встретить деревянную и глиняную игрушку: традиционные свистульки в виде петухов и курочек, коней, птичек. Глиняная игрушка с типичным конусовидным телом и небольшими ножками, лихим гребнем у петуха без росписи несет в себе самобытный, цельный образ и глубину народной памяти.

В Екатеринбурге существовала своя глиняная игрушка, имея характерные черты, которая впоследствии получила название «Уральская глиняная игрушка». Современные мастера – энтузиасты стараются возродить промысел этой игрушки.

Урал отличается весьма пестрым разнообразием местных традиций. Обширные залежи глины, необозримые леса, пригодные к заготовке дров. Большой спрос на гончарные изделия – все это определило возникновение «горшечного промысла» в селе Нижние Таволги, что расположена на реке Нейве в 14 км от г. Невьянска. Поселенцы принесли в местный промысел черты, характерные для всей керамики центральных районов России. Гончарство местных мастеров совмещалось с землепашеством и считалось сезонным.

Близость крупного промышленного и ремесленного центра позволяла сбывать продукцию на ярмарках, которые 2 в год проводились на торговой площади Невьянска. Непременным товаром, кроме гончарной бытовой утвари, были свистульки. Такой товар лепили специально к ярмаркам, на забаву детворы.

Небольшие традиционные свистульки в виде петушков, коней, курочек, собачек, котов, птичек глазуровали и обжигали в горнах вместе с горшками, крынками и другими изделиями. Приемы изготовления местных игрушек типичны и встречаются практически во всех промыслах России.

В древних культовых игрушках символы образа и роспись геометрическими знаками – слиты воедино. Мастера народных промыслов по-прежнему лепят дерево, бабу, медведя, оленя, коня – это изображения в далеком прошлом участвовали в магических обрядах и были воплощением тотема.

Особое значение имели знаки, наносимые на такую игрушку. Так, например, прямая линия обозначает землю, горизонтальная – воду, вертикальные и волнистые – падающий дождь, ромб с крючками – символ изобилия, крест в круге – солнце, крест и точки в квадрате – засеянное поле или знак плодородия. В целом – народная глиняная игрушка не является примитивом, а несет в себе глубокие корни, исконные генетические связи природы и культуры народа.

Одной из особенностей уральской глиняной игрушки является наличие полости внутри, даже если игрушка не несет функцию свистульки.

В нашей школе ребята стараются сохранить и развить традиции народного творчества. Дети получают большое удовольствие – создавать своими руками игрушки, предметы быта, знакомиться с историей родного края. Ученики гордятся своей связью с прошлым, они чувствуют, что связь времен не прекратилась, наоборот, развивается. В школе был создан музей «Детского декоративного творчества». В оформлении музея ученики принимали непосредственное участие. Сами ремонтировали помещение и оформляли его. Изготовляли мебель, витрины, карнизы, располагали экспозицию. В музее находятся наиболее интересные работы, изготовленные руками учеников школы на уроках художественного труда и в кружке «Резьба по дереву».

Кроме изделий учеников, в музее находятся вещи начала прошлого века, которые принесли сами дети для экспозиции. Экскурсии в музее проводят дети, со знанием дела они рассказывают все, что интересует зрителей по экспонатам. За короткое время существования музея, его посетили люди многих городов Челябинской и других областей, ученики гордятся, когда их работы попадают в экспозицию музей. Нужно видеть глаза ребенка при изготовлении народной игрушки, чтобы понять с каким интересом они делают эти, на первый взгляд, весьма простые изделия. При изготовлении игрушки дети стараются сохранить старую технологию. Дети интересуются старыми технологиями изготовления, расспрашивая у старых людей, как это делали раньше.

В горнозаводской зоне не было мастерских по изготовлению игрушек из дерева, как в Поволжье. Мастера, которые умели изготовлять деревянную игрушку, в основном, были выходцы из центральной части России. Волею судьбы попали на Урал после Великой Отечественной войны или приехали на молодежные стройки Урала, так и остались здесь жить. Это были последние переселенцы на Урал в наше время. Поэтому таких людей было намного труднее найти и по их рассказам изготовить игрушку.

Деревянные кони с упругой гривой и крутой грудью по облику были похожи на семеновских коней. В тоже время отличались гривой, которая изготовлялась из лыка, как у мордовской игрушки.

Народная игрушка, пройдя стадию детской забавы, в наше время утратила свое значение и превратилась в сувенир, неся в себе глубокие корни народного творчества, генетическую связь культуры народа и природы.

Ребенок – это своего рода губка, которая все в себя впитывает. Ученики с интересом воспринимают необходимые знания по изготовлению игрушки и умело их применяют, когда мастерят эти изделия.

Генетически в детях заложено стремление к народному творчеству. Задача взрослых – научить детей заниматься творчеством предков, а главное – привить чувство гордости за народное искусство.

Из глубины истории до нас дошли великолепные образцы изделий из бересты. Из нее люди научились делать великолепную посуду: туески, корзины, всевозможные украшения. Береза – прекрасный поделочный материал. В дело использовалось все: из корней плели рабочие лапти, из пней гнали деготь, из стволов изготовляли мебель, ветки использовали в быту, из почек делали лекарство, из коры (береста) делал посуду, береста является сильным антисептиком. Продукты в берестяной посуде могли храниться десятилетиями.

Ученики в нашей школе освоили приемы работы с берестой для итоговых работ в 9 классе, на экзамене по художественному труд, изготовляли туески, посуду с прорезной берестой.
Валерий Кузнецов

Туесок

Руки дрожащие, белый висок…

Старый якут мастерит туесок.

Снял он с березы лоскут бересты:

Дело не просто – движенья просты.

С плашки березовой слой сострогал,

Вырезал донышка ровный овал.

Опыт древним, работой – игрой

Дерево снова дружит с корой.

Нет ни гвоздя – вся душа ремесла

В теле березовом произросла.

Лентой берестяной кору скрепил.

Крышкой березовой туес закрыл.

Чтобы любому он радовал взор

Лег на бересте привычный узор…

Светится нежной корой туесок –

Мастер второму рожденью помог.
Работа с природным материалом очень нравится детям, они много узнают о физико-химических свойствах бересты, где она использовалась, какие у нее преимущества перед другими материалами.

С особым интересом ребята занимаются мозаикой из шпона. Это довольно-таки молодой вид декоративного творчества. Методику мозаики из шпона разработал преподаватель Златоустовского педколледжа Минигалимов Г.Г. До этого существовала техника интарсии, инкрустации, с появлением шпона появилась техника маркетри. В конце XVI века, когда немецкий инженер изобрел станок для изготовления шпона, появилась новая техника резьбы маркетри. Хотя маркетри и существует несколько веков, но народным видом искусства не стала. Причина простая – шпон изготовляли из дорогих пород дерева, и простому мастеру купить это дерево было очень трудно. Поэтому занимались маркетри специализированные мастерские по изготовлению мебели. Мебель, облицованная шпоном, хотя и стала дешевле, но все равно была дорогой и изготовлялась для богатых людей. Маркетри занимались не только резчики по дереву, но также профессиональные художники. Все богатство резьбы по дереву мы с ребятами стараемся освоить на уроках труда и в кружке «Резьба по дереву». Большое внимание уделяется народному творчеству: домовой резьбе, изготовлению посуды, и народной игрушке и т.д. Хочу привести несколько примеров изготовления народной игрушки.

Последовательность изготовления игрушки – коня. В старое время брали кусок доски или полена, обрабатывали топором с двух сторон до нужной толщины и придавали форму туловища. «Топорщина» так назывались такие игрушки. Ученики работать топором по технике безопасности не разрешается, поэтому мы технику изготовления изменили.

  1. Берем доску толщиной 25-30 мм в зависимости от размера игрушки. На ней наносим контур туловища лошади.

  2. Затем выпиливаем наружным лобзиком, лучковой пилой, которая имеет название «змейка», по контуру рисунка. Выкружной лобзик можно заменить электрическим.

  3. Выпиленную заготовку с 2 сторон срезаем ножом под углом возле головы, головка заготовки получается в виде клина. Туловище остается пока без изменения.

  4. Когда придали форму голове, начинаем подрезать туловище о всех сторон. Заготовка походит на коня.

  5. В туловище сверлим 4 отверстия для ног, диаметром примерно на 8 мм.

  6. Изготовляем 2 палочки длиной 30 см. Для этого можно использовать шпатик, закруглив его рубанком. Готовые палочки нарезать примерно по 10 см и по толщине подогнать под отверстия, просверленные в туловище лошади. Из этих палочек изготовляются ноги, длину ног выполняют в зависимости от всего туловища. Ноги можно приклеить на клей: столярный или ПВА.

  7. Теперь нужно сделать подставку, на которой будет стоять лошадь. Длина подставки будет зависеть от того, какую лошадь вы собираетесь сделать. Для подставки можно использовать тарную доску, толщиной 8-10 мм.

  8. К подставке нужно сделать 2 оси, которые должны быть длиннее ширины подставки на 1,5 см с каждой стороны. Затем на оси отмерить ширину подставки. С каждой стороны оси нужно приготовить место для колеса. Здесь, правда, должна быть одна особенность: каждый конец оси нужно немного заточить в виде сеченного конуса, а где будет находиться колесо, сделать на 3-5 мм тоньше.

  9. Колеса лучше всего делать из березового сука. Кору с сучка нужно удалить, колесу придать более округлую форму и по центру просверлить на 2-3 мм под диаметру больше, чем на заготовке оси, которую вы сделали для подставки. Но диаметр отверстия колеса не должен быть больше усеченного конуса на конце оси.

  10. Чтобы колесо оделось на ось, его нужно распарить несколько минут в горячей воде, а затем одеть на ось. При высыхании колесо не снять с оси. Но зато оно будет легко вращаться на оси. Вот эта необходимая хитрость всегда приводит людей в недоумение: как одели колесо на ось?

  11. Затем остается все заготовки собрать и раскрасить. И ваша лошадь готова.

Сегодня полузабытое искусство изготовления деревянной игрушки, изделий из дерева с любовью используются в быту и занимают достойное место в жизни людей. Хочется верить, что все это не уйдет в небытие и подтверждение всему этому – изделия из дерева.
d:\мои документы\мои рисунки\свидетельство\свидетельство 203.jpg

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\197.jpg
Список рекомендуемой литературы:


  1. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. 11М: Культура и традиции. – Леспромбытиздат, 1997.

  2. Бубнов Е.Н. Русское деревянное зодчество Урала. 11М: Стройиздат, 1988.

  3. Дерево в архитектуре и скульптуре славян. 11М: Советский художник, 1987.

  4. Русские игрушечные кони. 1М: Издательство Советская Россия, 1978.

  5. Русская народная игрушка. 1 М: Внешторгиздат.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск