Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 142.78 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации25.04.2014
Размер142.78 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Администрация Кожевниковского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Осиновская средняя общеобразовательная школа»

с.Осиновка. Томская область.


Интегрированный урок

(литература, МХК)

Тема: «Щелкунчик и Мышиный король» Э-Т.-А.Гофмана в мировой художественной культуре.

Работу выполнила:

Денисова Ольга Николаевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Осиновская СОШ» Кожевниковского района

2012г.

Сценарий урока
(Презентация №1.)

Тема: «Щелкунчик и Мышиный король» Э-Т.-А.Гофмана в мировой художественной культуре «

Цели: исследование «вечных» тем и проблем, поставленных сказочником из далекого прошлого, в произведениях искусства, авторы которые взяли за основу сюжет «Щелкунчика» Э.Гофмана, и их актуальность и развитие в наше время.

Задачи:

  • глубоко и верно раскрыть понятия, как «вечные» темы и образы, имеющие отношение не только к литературе, но и к другим видам искусства, к художественному творчеству в целом;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры.

Тип урока: интегрированный

Форма организации учебной деятельности: работа с группами учащихся, индивидуальная работа с презентациями, поисково-исследовательская деятельность, коллективная мыслительная деятельность.

Оборудование

Проектор

Ход урока

Слово учителя

-Мы уже не раз на уроках литературы и МХК вели серьёзный разговор о «вечных» образах в мировой культуре и о том, как их интерпретировала русская литература. Художественный образ – это своего рода послание автора читателю, своему современнику и потомку. Однако «путешествовать» во времени из произведения в произведение может не только образ, но и тема, и поставленная и осмысленная автором проблема. Поэтому очень важно воспринять любое произведение в его внутренней взаимосвязи с другими. Это и позволяет читателю заглядывать в «колодец времени», проникать в тайну вечных загадок бытия и законов искусства. Всё многообразие произведения и актуальность поставленных в нём проблем открываются тогда, когда мы воспринимаем его в контексте развитых в нём традиций и их новаторского осмысления.

-Давайте вспомним, какие проблемы мы относим к «вечным»?

( Ответы:1.Проблема войны и мира 2.Проблема любви и ненависти3.Проблема дружбы и предательства. 4.Проблема нравственного выбора героя 5.Проблема добра и зла…).

-Сегодня в поле нашего внимания будет известная вам с раннего детства сказка Э.Гофмана «Щелкунчик» и её место в мировой художественной культуре.

«Щелкунчик» был написан в 1816 году и до сих пор пользуется неизменной популярностью.

-Как вы думает, какие из перечисленных вами «вечных» проблем можно выявить в данном произведении?

( Ответ: Эта сказка – о волшебном мире детства, наполненном яркими красками и подлинными чудесами, об извечном противостоянии добрых и злых сил и о победе прекрасных чувств. Это самая известная рождественская сказка, любимая многими поколениями).

-А в чём актуальность проблем, поставленных сказочником из далёкого прошлого, для авторов других видов искусств, которые взяли за основу своих произведений сюжет «Щелкунчика» Э.Гофмана? Прослеживаются ли они в представленных на нашем уроке произведениях? Как развиваются?

-На данном уроке будут представлены специальные исследовательские проекты, работая над которыми вы попытались проследить, как раскрываются и по-новому осмысливаются в них перечисленные выше проблемы.

Проект №1 Щелкунчик — книжный. ( Словесная интерпретация сказки)

Визитной карточкой Гофмана для широкой публики , несомненно, является «Щелкунчик». В чем же особенность этой сказки?

Во-первых, она рождественская, во-вторых, очень светлая, ну и, в-третьих, самая детская из всех сказок Гофмана.

В сказке «Щелкунчик» нетрудно отыскать многие характерные черты творчества Гофмана. В чудесные события, которые происходят в ней, можно верить, а можно легко списать их на фантазию заигравшейся девочки, что, в общем-то, и делают все взрослые персонажи сказки.

Только крестный героев – одноглазый Дроссельмейер – не простой взрослый. Он фигура одновременно и симпатичная, и загадочная, и пугающая. У Дроссельмейера, как и у многих героев Гофмана, два обличья. В нашем мире – это старший советник суда, серьезный и немножечко ворчливый мастер игрушек. В сказочном пространстве – он активное действующее лицо, дирижер этой фантастической истории.

Те, кто знают «Щелкунчика» только по мультфильмам и театральным постановкам, наверное, удивятся тому, что в оригинальном варианте это очень смешная и ироничная сказка. Только ребенок может воспринимать битву Щелкунчика с мышиной армией как драматическое действие. На самом деле она больше напоминает кукольную буффонаду.

Да и сама причина вражды с мышами скорее комична, чем трагична. По сути дела, она возникла из-за… сала, которое усатая рать съела во время приготовления королевой (да-да, королевой) ливерных колбас. Разгневанный король объявляет мышам войну и ставит на них мышеловки. Тогда королева мышей превращает его дочь - принцессу Пирлипат -в уродину. На помощь приходит молодой племянник Дроссельмейера, который лихо разгрызает волшебный орех Кракатук и возвращает принцессе ее красоту. Но он не может довести магический обряд до конца и, отступая положенные семь шагов, нечаянно наступает на мышиную королеву и спотыкается. В результате Дроссельмейер-младший превращается в уродливого Щелкунчика, принцесса теряет к нему всякий интерес, а умирающая Мышильда объявляет Щелкунчику настоящую вендетту. За мать должен отомстить ее семиголовый наследник. Если на всё это посмотреть серьезным взглядом, то видно, что действия мышей являются совершенно обоснованными, а Щелкунчик – просто злосчастная жертва обстоятельств.

В конце сказки Щелкунчик показывает Мари свои владения – Пряничный город, Цукатную рощу и прочие «сладкие» места. Маленькая девочка с живым воображением получает от описания всех этих прелестей настоящее удовольствие. Кстати, говорят, что сам Гофман перед смертью почему-то вспоминал именно о Пряничном городе. Возможно, это была вечная тоска взрослого по тому светлому и радостному детству, оставшемуся в прошлом, под сверкающей огнями рождественской ёлкой.

Слово учителя

-Более ста лет назад наш гениальный соотечественник создал музыкальный образ этой сказки. Гофман и Чайковский – гений слова и гений музыки. Они такие разные, но есть связующее, объединяющее их – это любовь к музыке. Гофман начинал свой путь как музыкант, Чайковский же обладал несомненным литературным талантом. Любимый композитор, как Гофмана, так и Чайковского – Моцарт, неслучайно писатель изменил своё имя « Вильгельм» на «Амадей». И, конечно же, их объединяла невероятная фантазия и жажда чуда.

Проект №2 П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик». (Презентация №2.)

Незаурядное произведение редко удается без потерь пересказать в другом виде искусства, но «Щелкунчику» Гофмана повезло. Петр Ильич Чайковский создал на основе этой сказки гениальный балет, – возможно, лучший балет всех времен и народов. Его мелодии на слуху и поныне, они не устарели ни единой нотой. «Щелкунчика» ставили, наверное, даже не сотни, а тысячи раз на сценах разных театров мира, и заглавные партии стали вершинами творчества величайших танцоров.

Знакомясь с музыкой Чайковского к балету, я заметила, что композитор не только иллюстрировал текст музыкальными образами, но и наполнил их особым содержанием, отражая в музыке своё понимание характеров героев, идеи произведения, он как бы творит свою сказку. Мир Гофмана – внутренне разорванный. Это саркастическое, с одной стороны, с другой – лирическое отражение жизни.

Мир музыки Чайковского – светлый и одухотворённый. Он полон веры в торжество добра и красоты.

В сказке Гофмана даётся лишь сцена первого сражения Щелкунчика с Мышиным королём, и отсутствуют сцены победной битвы. Чайковский создаёт этот эпизод, выражая главную идею – победу добра над злом и расширяя тем самым содержание сказки.

Надо сказать, что в основу сюжета был положен не оригинал, а французский пересказ сказки Гофмана, сделанный А. Дюма. Под пером французского беллетриста сказка потеряла практически всю иронию и стала походить на мелодраму. Ну а уже талант гениального русского композитора поднял эту тему до настоящей пронзительной трагедии и возвышенной феерии. Из сюжета полностью вылетела история про орех Кракатук, и не читавший книгу отныне не мог знать, откуда же взялся Щелкунчик. Зато к путешествию по царству сластей Чайковский написал замечательную музыку для экзотических танцев: «Шоколад», «Кофе», ну и, конечно же, знаменитый «Вальс цветов». ( Видеоролик).

А 6 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра в Петербурге с огромным успехом прошла и театральная премьера балета. «Щелкунчик» стал одним из последних крупных произведений Чайковского. В 1893 году композитор выпил стакан воды, заразился холерой и умер. Балет на музыку Чайковского, по сути, и сделал «Щелкунчика» суперзвездой среди сказок Гофмана. Он пережил множество постановок: от «Путешествия по Ёлке» Ю.Григоровича и С. Вирсаладзе до модернистской фантасмагории М. Шемякина с жутковатыми масками, шокирующими декорациями и недостающей частью про орех Кракатук.

Слово учителя

-Современное искусство также не остается равнодушным к волшебной сказке немецкого писателя. Увлекательный сюжет "Щелкунчика" лег в основу произведений разных видов искусств. Многочисленные постановки, спектакли, экранизации свидетельствуют о неиссякаемом интересе к сказке Гофмана. Во многих странах режиссеры используют сюжет сказки в своих спектаклях, мультфильмах, художественных фильмах.

Музыка Чайковского легла в основу советского мультфильма про Щелкунчика, созданного в 1973 году усилиями режиссера Б. Степанцева и художника А. Савченко. Чтобы не затенять гениальную музыку, герои в мультфильме не произносят ни одного слова, и, тем не менее, он смотрится на одном дыхании.

 Не обошлось, конечно, и без советского классового подхода. Главной героиней стала не девочка из зажиточной семьи, а юная служанка-уборщица, спасшая Щелкунчика и от мышей, и от жестокосердных дворянских мальчуганов. Зато была добавлена история про превращение в Щелкунчика (правда, в иной версии, нежели у Гофмана). Здесь маленький принц хочет оградить свою мать от издевательств мышей, в результате чего его и заколдовывают. Сюжет приобрел соразмерность и логически ясную концовку: Щелкунчик превращается в принца, "Золушка" становится принцессой, и они кружат вокруг новогодней ёлки в прекрасном вальсе. Превосходно нарисованные персонажи, динамичный сюжет, гармония музыки и действия - что еще надо для хорошего мультфильма!

Всего несколько лет назад по "Щелкунчику" был создан анимационный фильм, получивший признание во всем мире.

Проект №3. Щелкунчик - герой недетских сказок. Анимационный фильм «Щелкунчик» (Презентация №3.)

Киноверсий этой истории – и традиционных, и осовремененных –было создано немало. На мой взгляд, ни одна из них не встала вровень со сказкой и балетом.

Последняя экранизация сказки Гофмана была успешно завершена в 2004 году под руководством режиссера Татьяны Ильиной.

Новая версия знаменитой сказки Э. Гофмана – это рождественская история живых людей и оживших игрушек, разыгрываемая под волшебную музыку в прекрасных старинных интерьерах Петербурга начала ХХ века. Капризный черствый Принц превращен в уродливую деревянную куклу Щелкунчика, и лишь чистое любящее сердце маленькой девочки способно освободить его от злых чар. И впереди героев мультфильма ждут суровые испытания и необыкновенные приключения.

Этот полнометражный, невероятно зрелищный мультик стал грандиозным в истории мультипликации российско-германским проектом. Фильм наделал много шуму еще до премьеры. Несколькими годами ранее пилотный ролик мультфильма обогнал продукцию «Уолта Диснея» и завоевал Всемирную золотую медаль на Нью-йоркском кинофестивале в номинации «Лучшая анимация». Сюжет мультфильма довольно сильно отличается от сказки Гофмана, действие которой перенесено в Санкт - Петербург и героям которой присвоены русские имена. Как рассказывает Т. Ильина, ей пришлось с фотоаппаратом обойти весь Петербург в поиске «сказочных» мест. Создание героев также не обошлось без приключений. Все персонажи были уже нарисованы, а главная героиня Маша никак не выходила у художников. Наконец, ее образ увидели в лице студентки анимационного училища, с которой и была срисована героиня мультфильма. Заминка также произошла с пажом – негритенком. Мультфильм создавали для проката во всех странах, и пришлось учесть тот факт, что фильмы, в которых имеются темнокожие слуги, не могут быть показаны в Америке. Цвет кожи мальчика пришлось осветлить до «политкорректного» оттенка.

В работе над фильмом приняли участие более трехсот лучших российских аниматоров, а героев мультфильма озвучивали популярнейшие актеры, как Евгений Миронов (Щелкунчик), Ефим Шифрин (Мышиный король), Георгий Тараторкин (Дроссельмейер), Марина Александрова (Маша), Ольга Остроумова (мама девочки). Музыка к мультфильму была написана Александром Вартановым, сумевшим передать неповторимую атмосферу позапрошлого века. Композитор использовал несколько музыкальных тем из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, которые, правда, не избежали современной обработки.

Безудержная фантазия, яркие волнующие образы, фантастические краски и прекрасная музыка делают эту доброю рождественскую сказку настоящим шедевром мировой мультипликации.

Проект №4. Художественный фильм «Секрет Щелкунчика» (Презентация №4.)

В 2006 году американский режиссёр Эрик Тиль снял фильм «Секрет Щелкунчика» по мотивам рождественской истории Э.Гофмана. Действие происходит в годы Второй мировой войны. Семья, состоящая из матери, трёх детей - девочки и двух мальчиков - готовится к встрече праздника. Но радости нет, так как они давно не получали весточки от отца, который находится в лагере военнопленных в далёкой фашистской Германии. Жив ли он? Здоров ли? Как ему помочь вернуться домой? Надеяться на чудо? Но в жизни чудес не бывает. Хотя, если очень верить в чудо, оно может и сбыться. Добрые новости приносит волшебный незнакомец Дроссельмейер, который становится другом Клары и помогает ей поверить, что чудеса сбываются. Кларе нужно просто ждать, когда же вернётся папа. «Порой наша недостижимая мечта бывает ближе, чем нам кажется», - эти волшебные слова дядюшки Дрозда становятся лейтмотивом данной версии сказки Гофмана.

12-летняя Клара отправляется на поиски отца в лагерь военнопленных. В том сказочном мире она его находит и спасает. Но в реальном мире зло-фашизм, которое символизирует полчище крыс, ещё не побеждено. В битву с ним вступает Щелкунчик, но силы не равны. В сражении с мышиным царством кульминацией является эпизод, где главная героиня семилетняя девочка Мари, побеждая в себе страх, бросает туфельку в Мышиного короля.

Создатели фильма заменяют грозное для мышей орудие – туфельку - на куколку, в которую превращается под чарами дяди Дрозда упавшая на розу слезинка Клары, тоскующей от разлуки с отцом. Грёзы превращаются в явь: отец Клары возвращается домой живой и невредимый. Племянник Дроссельмейера – Щелкунчик, пережив двойное колдовство: деревянная игрушка и петух, вновь приобретает человеческий облик благодаря дружбе. А дружба – это великая сила в борьбе со злом. «Никто не должен быть одинок».

«Секрет Щелкунчика» - история на все времена, новый взгляд на классическую сказку Э.Гофмана. В фильме звучит прекрасная музыка П.И.Чайковского, танцевальные сцены в исполнении труппы создают атмосферу волшебных снов Клары, вплетённых в эту драматическую историю.

Слово учителя

Андрей Кончаловский не раз брался за идеи новые, за темы, которые никем никогда не поднимались. Это привлекало внимание зрителей, критиков: кто-то хвалил, кто-то, как обычно, ругал. Его творения всегда были спорными, но не провальными. Но в этом году, по мнению зрителей, провал случился. И имя ему «Щелкунчик и крысиный король».

Проект №5. Щелкунчик Щелкунчику рознь. Андрей Кончаловский. Фильм «Щелкунчик и Крысиный Король» - мечта длиною в 40 лет. (Презентация №5) (2 ученицы – по очереди)

1-ая ученица:Андрея Кончаловского не нужно представлять мировой публике. Ему всегда тесно в устоявшемся художественном пространстве. Он легко распознает признаки новых общественных запросов и потому меняется от фильма к фильму: трудно предположить, что «Дворянское гнездо», «Дядю Ваню», «Сибириаду», «Романс о влюбленных», «Ближний круг», «Курочку Рябу» и «Глянец» снимал один человек. «Щелкунчик и Крысиный Король»- это семейная классическая рождественская сказка, созданная в жанре современного фэнтези экшн». СМИ знакомят нас с разными откликами на эту работу кинорежиссёра. Ваша задача – познакомиться с некоторыми из них и составить своё мнение об этом фильме.

2-ая ученица: Андрей Кончаловский не перестает удивлять и восхищать. Взял да и снял фантастический музыкальный фильм для взрослых и детей по мотивам сказки немецкого романтика Эрнста Гофмана «Щелкунчик» с бессмертной музыкой Петра Чайковского. Сделал роскошный подарок сразу всем землянам – маленьким и взрослым, бедным и богатым, хорошим и не очень. Он подарил нам сказку, не такую «глянцевую», как либретто одноименного балета, но такую желанную, особенно в канун Рождества. Правда, этого случая патриарху российского кино пришлось ждать 40 лет.

1-ая ученица: Андрей Кончаловский взялся не за новое, а за всем известное нам произведение «Щелкунчик». Поставив перед собой задачу - снять кино для детей, он в итоге снял кино для себя. На детей этот «Щелкунчик» не рассчитан, как и на взрослых тоже. Гестапо в сказочном королевстве, вампокрысы, мать, кусающая свое дитя за шею - это неуместно, глупо и надумано. У Кончаловского было всё, чтобы снять настоящую сказку.

А у Московского драматического театра им. К.С. Станиславского сказка о Щелкунчике, грызущем волшебные орехи, удалась. Очень красивая сцена с огромной сияющей ёлкой.Очень запоминающиеся костюмы героев. Особенно ярко выглядели Пауки, у которых было шесть лап, светящихся в темном зале. Спектакль «Волшебный орех» завершается так же, как и фильм Кончаловского, Щелкунчик оказывается кузеном Мэри. Но ощущение, что на сцене происходило волшебство, не покидало зрителей весь просмотр. Так что нужно для того, чтобы создать настоящую сказку? Многомиллионный бюджет, звездные актеры, сногсшибательные спецэффекты? В какой-то степени эти составляющие помогут создателю, но без любви к детям и веру в сказку создать чудо не получится».

2-ая ученица: Щелкунчик» был написан Гофманом всего два года спустя после поражения Наполеона, и автор не мог не думать о войне, перепахавшей Европу вдоль и поперёк. Если же действие сказки перенесено в начало следующего века, - значит, над безмятежной жизнью персонажей нависают тени двух грядущих войн. И в киноленте, в отличие от сказки, необходим динамичный сюжет. Поэтому в новой работе Кончаловского основное внимание уделено борьбе игрушек с крысиным королём.

1-ая ученица: Соратники Мари и Щелкунчика совершенно не похожи на суперменов, порой трусоваты, наивны, любят жаловаться или хвастаться. Но всё же самые робкие и неуверенные находят силы противостоять злу. А противники положительным персонажам достались очень серьёзные: Крысиное царство получилось по-настоящему пугающим. Впрочем, это не удивительно по нескольким причинам. Во-первых, воссоздание на экране любой империи фашистского толка даёт художникам и костюмерам прекрасные возможности для творчества. Во-вторых, кинематографистам удалось создать впечатляющий и страшный образ Крысиной империи – фабрики по производству дыма из детских игрушек. Думаю, что фабрика по производству дыма заставит вздрогнуть тех, кто знает, как на самом деле работали газовые камеры в гитлеровских концлагерях.

2-ая ученица: Вокальные номера крысиного короля получились шикарными в исполнении Киркорова, а королеву крыс – Пугачёвой. В целом новый «Щелкунчик» получился вполне достойной работой знаменитого режиссёра. Не уверена, что эта лента поможет зрителям создать новогоднее настроение. По-моему, Крысиная империя затмила всё остальное. А совсем маленьких зрителей и вовсе может напугать. Ну а взрослые, наверняка, получат удовольствие от впечатляющего видеоряда и от игры «Угадай цитату».

Заключительное слово учителя. Рефлексия .

- На данный урок мы, конечно, взяли минимум того, что было создано в культурном мире по мотивам сказки Э. Гофмана «Щелкунчик», благодаря своему увлекательному сюжету. Но и этого, я уверена, будет достаточно, чтобы ответить на поставленные в начале урока вопросы:

- В чём актуальность тем и проблем, поставленных сказочником из далёкого прошлого, для авторов других видов искусств, которые взяли за основу своих произведений сюжет «Щелкунчика» Э.Гофмана? Прослеживаются ли они в представленных на нашем уроке произведениях? Как развиваются?

(Ответ: «Щелкунчик» - сказка о первой любви, об умении замечать прекрасные качества души, о победе Добра над Злом. Темы и проблемы, поставленные сказочником из далёкого прошлого, современны и актуальны будут во все времена, пока существует человек. Мы думаем, что их развитие в произведениях различных видах искусства будет продолжаться и дальше. А как – всё зависит от таланта авторов.).

Выступающие рассказали и показали нам, как авторы различных видов искусств использовали сюжет сказки Э.Гофмана «Щелкунчик» для создания своих произведений. При этом художники обращаются к тем же вечным ценностям - идеалам любви, отваги и отзывчивости по отношению к окружающим тебя людям.

Итоги урока: объявление оценок

Домашнее задание: написать сочинение – отзыв на данный урок.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск