Выступление Ивановой Оксаны Анатольевны на методическом семинаре.
Тема выступления «Методы и приёмы для активизации познавательной деятельности».
В чем же заключается работа учителя? Неужели в том, чтобы спокойно и без хлопот осуществлятьвсе намеченные этапы урока, занимая в каждом из них царственное, главенствующееположение? Может быть, шум в классе свидетельствует как раз о том, что ученикам в самом деле нечего слушать? Ведь человек если слушает, то заинтересованно. Либо не слушает вовсе.
Если у класса отсутствует интерес, то учителю с этим лучше считаться.
Задача учителя, чтобы каждый ученик учил-ся, то есть учил себя, и делал это с явным удовольствием.
Для активизации познавательной деятельности я использую следующие методы и приёмы:
1 . В начале урока русского языка я даю какую-либо фразу и прошу ребят её продолжить. Например, «А за окном сегодня дождь…..», «Вот и выпал первый снег….», «Когда мне грустно, я….» и т.д. Фразы придумываю сама или прошу об этом учеников. Этот приём настраивает на рабочий лад, способствует развитию речи.
Иногда предлагаю в начале урока работу со скороговорками.
В качестве разминки в начале урока использую олимпиадные задания, а также интересные задания из конкурса-игры «Русский медвежонок». Это заинтересовывает ребят, делает необычным начало урока.
Приём “Шапка вопросов” хорошо использовать на уроке литературы.
– в первую «шапку» складываются записки с вопросами по проверке знания текста;
– в другую – связанные с выяснением того, как относится отвечающий к изложенному в записке мнению о романе, например, суждению о персонажах;
– и в третью “шапку” складывались вопросы по тексту, на которые сам спрашивающий ученик затруднялся ответить.
Каждому ученику нужно в каждую “шапку” положить по записке со своим вопросом.
Желающие затем выходят к доске, выбирают любой вопрос и отвечают. В такой игровой форме можно закрепить материал, услышать мнения ребят.
Цель общения учителя - создание на уроке условий для активного освоения (формирования,формулирования, корректировки и/или углубления) учениками своих личных пониманий.Для достижения этой цели учитель предоставляет классу инициативу – вопросы задают (письменно на листочках) сами учащиеся.
Наиболее эффективны при объяснении нового материала и закреплении пройденного дидактические игры. И использоваться могут учителями самых разных предметов по любым темам.
Игра. ВИДИМО-НЕВИДИМО
Любая словарная (при закреплении) или терминологическая работа (при изучении нового материала) может проводиться следующим образом. Ученики объединяются в несколько команд по 5–6 человек. После того как все заняли свои новые (командные) места, учитель вывешивает на доске заранее приготовленный плакат(или на интерактивной доске), на котором разными цветами крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом “вдоль” и “поперек” написано пятнадцать – двадцать слов. По истечении заранее оговоренного времени (сорока секунд или минуты) плакат снимается, а команды записывают все запомнившиеся слова.
Затем команды обмениваются своими записями для проверки. Командам желательно договориться вносить исправления в чужие записи ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают “не увиденные” другой командой слова,
Листочки возвращаются прежней команде – теперь уже для проверки проверяющих. Исходный плакат учитель опять вывешивает на доску для сверки и выяснения возможных недоразумений. После чего определяются победители. Выигрывают те команды, в чьих записях оказалось меньшевсего ошибок и пропущенных слов.
Плакаты для задания “Видимо-невидимо” могут изготавливаться и самими учениками во время урока. Игра. Ожившие модели.
Можно использовать на физике, биологии. Т.е. разбить механизм на части(несколько учащихся), «вжиться» в каждую из частей и рассказать о работе каждой и всего механизма в целом.
На уроках русского языка в качестве такого механизма может быть модель слова. Ученики разбирают слово на морфемы (на листочках крупно записывают), встают по очередности следования этих морфем (получается слово) и «представляют» каждый свою (где стоит морфема, что придает слову), начиная со слов «Я- приставка…». Для проверки домашнего задания или закрепления можно использовать приём «Разрезанные таблицы». Для этого можно использовать как одну таблицу, так и несколько сразу. Например, таблицу «Склонение существительных» и «Правописание Е-И в падежных окончаниях существительных». Работу на уроке можно организовать как в группах, так и в парах. А затем дать упражнение на закрепление. Приём «Шпаргалка».
Можно предложить учащимся конкурс на лучшую шпаргалку. Критерии: полнота освещения темы, качество камуфляжа, остроумность авторского решения.Это задание вызывает интерес у учащихся.
Приём работы с текстом.
Группы учащихся получают разрезанный на части текст без названия. 1 этап – собрать текст из частей. Доказать. 2 этап – придумать заглавие, объяснить его. 3 этап – сравнение названия савторским. 4 этап - на столе наборы карточек с элементами композиции и их определениями. Команды, разложив карточки по порядку – экспозиция, завязка, кульминация, развязка и заключение, приступают к поиску в восстановленном рассказе этих элементов. Последний этап –личное отношение учащихся к рассказанному в тексте.
Из опыта учителя (математики):
ТЕОРЕМА В ЛИЦАХ
В одной тверской школе учительница математики поинтересовалась у восьмиклассников: “Что вы сейчас по литературе проходите?” И узнав, что “Ревизора”, попросила ребят озвучить математический текст из учебника (теорему) от лица различных персонажей бессмертной комедии Гоголя.В каждой команде бросили жребий, кому выступать. Потом тот, на кого пал жребий, вытягивал листочек с именем одного из героев комедии. Остальные помогали выступающему своими советами подготовить выступление.
Затем команды по очереди показывали свои работы. Слушатели старались угадать литературный образ. Заодно и теорема улеглась.
(литературы)
КООРДИНАТЫ БИОГРАФИИ
Учительница литературы из Ленинградской области, прочитав очерк Цвейга о Гофмане, стала думать, как же ей давать биографию Гофмана. Уж очень в ней все неоднозначно: что-то, так сказать, “идет в плюс”, что-то – “в минус”. Зависит от системы координат…
Она пришла на урок и предложила: “Каждый делит тетрадный лист пополам и, пока я читаю вслух биографию Гофмана, выписывает ключевые слова (желательно из текста). В левую колонку – слова, которые в романтизме воспринимаются со знаком “плюс”, в правую – со знаком“минус” ”. И в результате вся биография Гофмана оказалась просвеченной через призму системы ценностей романтизма как метода.
Кстати, по ходу урока случился любопытный разговор. Цвейг пишет, что Гофман пил много. Учительница остановилась и говорит: “Большинство это в минус, конечно, запишут. А с какой точки зрения?..” В процессе обсуждения они дошли до того, что с точки зрения реализма, да, вино– это минус. А с точки зрения романтизма вино – это здорово, потому что забываешься, тянешься к людям, начинаешь общаться и так далее.
|