Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 87.51 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации25.04.2014
Размер87.51 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 5-м классе

учителя русского языка и литературы

МОУ СОШ №69 г. Пензы Маркиной О.Ю.
"Русский фольклор – свидетельство мастерства устной речи народа"

Цели урока

Обучающие:

  1. углубить представление учащихся о русском фольклоре;

  2. подготовить учащихся к выступлению в жанре наставления с использованием фольклорной лексики;

  3. активизировать словарь учащихся за счет употребления фольклорной лексики.

Развивающие:

  1. совершенствовать речь учащихся на основе наблюдения за тем, как произведения УНТ содействуют её обогащению;

  2. развивать память, логическое мышление, грамотную, точную, выразительную речь.

Воспитательные:

  1. воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение;

  2. воспитывать любовь к языку, трудолюбие, усердие, настойчивость, любознательность.

Оборудование: выставка книг по теме, плакаты с высказываниями по теме.

План урока.

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач.

III. Речевая разминка.

IV. Работа по теме:

  • выяснение значения слова фольклор;

  • работа с эпиграфом;

  • сообщение о пословицах;

  • работа с учебником;

  • объяснение значения пословиц.

V. Составление наставления:

  • подготовка к написанию: анализ стиля, типа речи, темы, идеи, композиции, языковых средств;

  • озаглавливаете частей;

  • составление наставления (самостоятельная работа в группах);

  • произнесение наставления;

  • анализ устных выступлений учащихся.

VI. Подведение итогов. Выставление оценок.

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II Постановка целей и задач.

– Тема нашего урока «Русский фольклор – свидетельство мастерства устной речи народа».

– Сегодняшний урок мы посвятим подготовке к выступлению в жанре наставления с использованием лексики фольклора.

– Каково лексическое значение слова наставление? (Наставление учение кого-либо чему-нибудь хорошему. Можно наставить на ум, наставить на путь истинный, дать настоятельный совет.)

– Кто к кому обращается с наставлением? Для чего? (Обращается отец к сыну, руководитель к подчинённому, для того чтобы передать свой опыт.)
– Выбирайте, к кому вы будете обращаться с наставлением и с какой

целью. (Будем обращаться к сверстникам, чтобы они прилежно учились и освоили богатства УНТ.)

– Чтобы вы смогли произнести наставление убедительно и выразительно, проведём речевую разминку.

III . Речевая разминка.

– Вспомните, что такое артикуляция? (Артикуляция — это работа органов речи при произнесении звука.)

– Пропойте, следуя за дыханием и артикуляцией, звуки И-Э-А-ОУ.

– Произнесите ШКИ – ШКЕ – ШКА – ШКО – ШКУ.

– Произнесите скороговорку медленно, отчётливо артикулируя, вдумываясь в смысл: Саша любит сушки, Соня – ватрушки.

– Есть ли в скороговорке непонятные слова? (Сушка сухая, тонкая баранка, а ватрушка — пирожок с творожной начинкой.)

– Произнесите скороговорку 3 раза в быстром темпе.

– Для чего нужна работа со скороговоркой? (Работа со скороговоркой нужна для формирования хорошей дикции, чтобы научиться чётко произносить звуки.)

– Если мы научимся чётко произносить звуки, будет ли этого достаточно для выразительности речи? (Нет, для выразительности необходима правильная интонация.)

– Что такое интонация? (Интонация — это звуковые средства языка, оформляющие высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания, манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства говорящего, тон.)

– Поучимся произносить скороговорки с нужной интонацией, а для этого поиграем. Представим, что весь класс – это ярмарка. Каждая группа привлекает внимание к своему товару скороговоркой, написанной на раздаточном материале и на слайде. Выигрывает та группа, которая выразительнее всех произнесёт скороговорки.
1-ая группа:

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

2-ая группа:

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из текста испёк спозаранку:

3-я группа:

Вкусна халва – мастера хвала.

4-я группа:

Ткет ткач ткани на платье Тане.
– У кого лучше всех получилось? Почему вы так думаете?

– Когда будете произносить наставление, не забудьте выделить голосом наиболее важные слова.

IV. Работа по теме урока.

1. Выяснение значения слова фольклор.

– Определить содержание наставления нам помогут произведения УНТ, которые мы прочитали. С какими жанрами УНТ вы знакомы? (Песни, загадки, потешки, считалки, пестушки, сказки, скороговорки, пословицы и поговорки.)

– Как одним словом назвать совокупность обрядов, обычаев, песен и др. явлений народного быта? (Фольклор.)

– Дайте определение слову фольклор, воспользовавшись словарем литературных терминов в конце учебника. (Фольклор — устное словесное творчество народа, тесно связанное с музыкой, танцами, обрядами.)

– Из всех жанров УНТ нам нужно отобрать только те, которые содержат наставление, поучение? Какие это жанры? Докажите своё мнение. (Это пословица, т.к. пословица это краткое, мудрое изречение с назидательным, поучительным смыслом, народный афоризм. Пословица – это законченное суждение, характеризует поступки человека, образ
жизни.)

2. Работа с эпиграфом. (Отдельным учащимся было дано задание подобрать эпиграф к теме из учебника литературы и объяснить, как они понимают слова автора.) «В пословицах и поговорках бьётся мысль, светится живой и гибкий народный ум, хранится вековой житейский опыт», стр. 210, ч.2.

3. Сообщение о пословицах.

– Давайте послушаем сообщение о пословицах (Сообщения учащихся о пословицах, составленные на основе статьи учебника на стр. 210-220, ч. 2)

– Что интересного вы узнали из сообщения?

– Просмотрите вопросы, которые предлагают авторы учебника на стр. 211, 213, 214, 220. – Выберите те из них, которые вас наиболее заинтересовали, и задайте своим товарищам, готовившим сообщение по теме.

4. Работа с заданиями учебника.

– Откройте учебник на странице 222 и прочитайте задание №4: «Насколько уместно, по вашему мнению, применение пословиц и поговорок в речи современного человека?») (Применение пословиц и поговорок в речи современного человека уместно, т.к. они обогащают речь, делают её яркой, выразительной. Для того чтобы быть более убедительными, нам нужно учиться употреблять их как можно чаще. Их можно использовать при подготовке публичных выступлений, докладов.)

5. Объяснение значения пословиц (работа в парах).

– Выберите из текста учебника одну пословицу, которую вам хотелось бы представить в классе (стр. 210-220, ч 2), объясните, какие поучения в них содержатся.

– Ребята, толкование пословиц вы можете прочитать в следующих сборниках: «Пословицы русского народа», «Толкование слов живого великорусского языка», их составил В.И. Даль. Более подробно о нём вы узнаете, прочитав биографический очерк в учебнике на странице 221.

V. Составление наставления.
1. Подготовка к написанию. Анализ стиля, типа речи, темы, идеи, композиции, языковых средств.

– К какому стилю относится жанр наставления? ( К публицистическому.)

– К какому типу речи? (Рассуждение.)

– Какая тема будет у наставления? (Необходимость изучения фольклора.)

– Какой будет озаглавлено наше наставление? (Наставление изучающим фольклор пятиклассникам)

– Запишем этот заголовок в тетрадь. Какая основная мысль будет у нашего наставления? (Надо изучать фольклор с желанием, настойчиво, осознавая, насколько это важно, потому что произведения устного народного творчества – это сокровищница, хранящая мудрость народа.)

– Какая композиция будет у нашего наставления? (Три части: вступление – тезис, основная часть аргументы, заключение - вывод.)

2. Обсуждение структуры и содержания наставления:

– О чем будем говорить во вступлении? (О значении изучения фольклора для каждого человека.)

– О чём будете говорить в основной части? (В основной части будет само наставление, доказательства того, насколько важно изучать фольклор.)

– Можно ли использовать пословицы для доказательства основной мысли? (В качестве аргументов будут использоваться пословицы.)

– Как нужно располагать материал в основной части? (Материал должен располагаться в строгой логической последовательности, смысловые части нужно объединить в абзацы)

– Какие художественные особенности фольклорных произведений мы можем использовать в наставлении? (Можно использовать следующие художественные особенности: повторы, постоянные эпитеты, единое начало фраз.)

– О чём будете говорить в заключении? (Надо подвести итог, сделать
вывод о пользе, необходимости изучения фольклора. Сказать, что в фольклорных произведениях заложено народное представление о добре и зле, хорошем и плохом. Это очень важно помнить, чтобы не остаться людьми без истории, без памяти, без нравственных принципов.)

– Какие языковые средства будете использовать в наставлении? (Эпитеты, сравнения, риторические вопросы, восклицания, обращения, эмоционально-оценочные слова.)

3. Составление наставления.

– Пользуясь планом, составьте наставление. (Составление наставления. Групповая работа.)

4. Произнесение наставления, анализ выступлений.

– Прежде чем произносить наставление, вспомните, что необходимо, чтобы произвести хорошее впечатление на слушателей. (Нужно уметь держать себя, иметь опрятный вид, следить за жестикуляцией и мимикой, владеть голосом, установишь зрительный контакт)

– Раскрыта ли идея наставления?

– Была ли соблюдена логическая последовательность в композиции наставления?

– Были ли использованы необходимые языковые особенности речи?

– Удачно ли подобраны пословицы для доказательства своей мысли?

– Удалось ли убедить слушателей?

– Кто был самым убедительным?

6. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

– Фольклор – это неиссякаемый кладезь народной мудрости. Пословицы как жанр фольклора не только несут в себе полезные наставления, но и способны обогатить нашу речь, сделать ее яркой, убедительной. Старайтесь чаще использовать пословицы в вашей речи, и тогда ваши слова, обращенные к собеседнику, будут непременно услышаны.

  1. Рефлексия. Заполните таблицу (предлагаются специальные карточки).






Вопросы

Ответы

Да

Нет

Не знаю

1

Считаете ли вы тему урока интересной?










2

Урок вам понравился?










3

Остались ли вопросы, на которые вы сегодня не получили ответа?











8. Домашнее задание.

– Прочитайте биографический очерк о В.И. Дале в учебнике на стр. 220-222, выполните задание №3 на стр. 223.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск