Скачать 173.94 Kb.
|
1. Манаева Ирина Викторовна. 2. МОУ гимназия №1 города Данкова Липецкой области. 3.Общий педагогический стаж 19лет, стаж работы в данном ОУ 15лет. 4. Первая квалификационная категория, грамота РОНО, 2 место в районном конкурсе «Учитель года», 2007г. 5. Тема: «Личностно ориентированный подход в обучении русскому языку и литературе». Мой ученик… В глаза твои смотрю, И целый мир, вселенная навстречу. Я за тебя пред Будущим отвечу, Коль это чудо Сохранить смогу И.АндрееваI. ВВЕДЕНИЕ. КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГА Условия реформы во всех областях общественной и экономической жизни, изменившийся окружающий нас мир предъявляют новые требования к образованию, его содержанию, формам и методам преподавания. В основе этих требований лежит необходимость ориентации школы на сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей, способностей. Эти новые подходы к образованию и воспитанию нашли отражение в инновационной работе нашей гимназии, которая состоит в изучении, апробировании различных личностно-ориентированных систем обучения, позволяющих создать условия «выполнения учебных программ каждым учащимся, предупреждения неуспеваемости, формирования общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика, улучшения учебной мотивации и развития познавательных интересов, воспитания личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества» (Селевко Г.К.), должны «помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться» (Якиманская И.С.). Такому подходу должны соответствовать все учебные дисциплины. Литературе в решении этих проблем принадлежит особая роль, так как именно литература во многом определяет духовное, нравственное, гражданское становление личности, ее эстетическое и интеллектуальное развитие. Традиционная система обучения вступила в противоречие с требованиями времени, общества, основными направлениями деятельности педагогического, ученического коллективов, моим личным опытом. С какими основными противоречиями я столкнулась в своей работе? 1. Необходимость учета и развития индивидуальных особенностей, способностей каждого ученика и одинаковые условия обучения для всех. 2. Организация деятельности ученика с опорой на зону ближайшего развития и фронтальные методы работы, при которых учитель, формируя вопросы и задания, вынужден ориентироваться на среднего ученика, некую среднюю зону ближайшего развития. 3. Соблюдение принципа природосообразности, который требует перевода ученика из «объекта» в «субъект» обучения. 4. Одной из важнейших задач уроков русского языка и литературы является формирование умений и навыков диалогической и монологической речи. Особое значение принадлежит логическому высказыванию по поставленной проблеме, умению чётко и грамотно сформулировать своё высказывание с учётом норма и речевых ситуаций. Но при средней наполняемости класса 25-30 человек организовать такую практику для каждого ученика в рамках традиционного урока сложно. 5. Ухудшение психического, физического состояния здоровья учеников и все увеличивающийся объем информации, темп обучения. 6. Индивидуальный характер усвоения знаний и коллективная форма обучения. 7. Задача социализации, адаптации школьников, затем выпускников к современным условиям жизни, требующим самостоятельности, активности, ответственности, и ведущая роль учителя, который почти полностью излагает новый материал, проверяет усвоение знаний, отвечает за результат. Неразрешение этих противоречий приводит к тому, что углубляется «наиболее серьезный недостаток традиционной системы обучения - пассивность учащихся на уроке и обусловленная этим низкая эффективность. Фактическая активизация отдельных учащихся очень мала» (И.Унт). Выход из создавшихся противоречий я вижу в построении индивидуально-ориентированной системы обучения, которая опирается на разработанные И.Э.Унт, А.С.Границкой, В.Д.Шадриковым - теорию и технологию индивидуализации обучения, в основе которой лежит идея ориентации и учета в процессе обучения индивидуальных особенностей ребенка, создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка в отдельности. Принципы, которыми я руководствуюсь в педагогической деятельности, сочетаются с принципами индивидуализированного обучения, при которых выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся, т.е. «своеобразием совокупности черт и свойств психики, формирующейся под воздействием разнообразных факторов, обеспечивающих анатомо-физиологическую, психическую организацию любого человека» (И.Якиманская), разнообразие его способностей, дарований, интересов; - различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход. 2) Индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности. 3) Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности. 4) Учение в индивидуальном темпе, стиле. 5) Предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые, в первую очередь, следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы. Но так как психологические особенности, достигнутый уровень постоянно развиваются, изменяются, поддаются коррекции, значит, их трудно учесть в полном объеме, даже у отдельного ученика. Я в своей работе право выбора уровня сложности, форму ответа предоставляю ученику. 6) Использование индивидуализированного обучения необходимо во все время обучения. 7) Индивидуальная работа требует адекватного уровня развития общеучебных умений и навыков (планирование, работа с книгой, само контроль; умения организовать психическую деятельность: целесообразность восприятия, рациональное усвоение, эффективное мышление). 8) Индивидуализируемое обучение должно быть открытым. Под открытостью обучения понимается свобода выбора учеником собственного темпа обучения, уровня трудности обучения, времени устного ответа и т.д., «возникает возможность соединять два противоречивых, однако весьма нужных принципа: принцип управления учебным процессом со стороны учителя с принципом саморегулирования учения самим школьником» (И. Унт). специфические цели индивидуализацииОбучающая цель - усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ повышением уровня знаний, умений и навыков каждого учащегося в отдельности и, таким образом, уменьшить его абсолютное и относительное отставание (под последним понимается учение ниже своих возможностей), углублять и расширять знания учащихся, исходя из их интересов и специфических способностей. Развивающая цель - формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития, творческих способностей учащихся. Воспитывающая цель - воспитание личности гармонически развитой, способной принимать решения и отвечать за свой выбор. II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения я вижу в использовании элементов личностно-ориентированных технологий, оригинальных методических приёмов, развивающих подходов, направленных на развитие личности ученика. Почему я использую данные технологии? В своей работе мы часто сталкиваемся с такими проблемами, как разноуровневая подготовка детей, нехватка времени. Развивающие подходы личностно-ориентированных технологий решают, по крайней мере, несколько из этих проблем: - во-первых, одновременное обучение детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий, на основе сотрудничества и партнерства; - во-вторых, потому что, на мой взгляд, это истинно педагогические технологии, гуманистические не только по своей философской и психологической сути, но и в нравственном аспекте. Они обеспечивают не только усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное, нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Кроме того, среди разнообразных направлений педагогических технологий наиболее адекватными, на мой взгляд, являются: - личностный подход педагогики сотрудничества; - успех, как главное условие развития детей в обучении; - последовательность, системность содержания учебного материала; - дифференциация, доступность задания для каждого; - игровая технология (характеризуется учебно-познавательной направленностью). Главная цель данных направлений - успешное обучение всех, целенаправленное развитие личности школьника, прочное усвоение ЗУН и их применение в практической деятельности. Использование активных форм методов и форм обучения способствует обучению с хорошо организованной обратной связью учителя и ученика с двусторонним обменом информацией между ними. Через субъективную активность проявляются так же важнейшие качества личности, как индивидуальность личности, трудоспособность, творчество, инициативность, лидерство, конкурентоспособность и т.п. Любая педагогическая технология имеет цель и обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны: - самостоятельно объяснять окружающие явления и процессы; - отстаивать свое мнение; - принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; - задавать вопросы своим товарищам и учителям; - рецензировать ответы товарищей; - оценивать ответы и письменные работы товарищей; - заниматься обучением отстающих; - объяснять более слабым ученикам непонятные места; - самостоятельно выбирать посильные задания; - находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи; - проверить результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные познавательные и практические действия; - решать познавательные задачи комплекса, применяя известные им способы решения. В некоторых педагогических технологиях цели и средства активации составляют главную идею и являются основой эффективности результатов. Внутриклассная индивидуализация в современных условиях предоставлена самостоятельной работой, которая проходит в одиночестве и в индивидуальном темпе. Самостоятельная работа - такой способ учебной работы, где: 1) учащимся предлагаются учебные задания и руководство для их выполнения; 2) работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством; 3) выполнение работы требует от учащегося умственного, психического, нравственного напряжения, В условиях самостоятельной работы ученик может заниматься в индивидуальном стиле, может вникнуть в то, что ему неясно, выполнять задание соответственно своим умениям. Самостоятельная работа активизирует учащихся в том смысле, что все ученики, даже пассивные и ленивые, должны выполнять задания сами, не дожидаясь, пока кто-то другой их выполнит, как это нередко бывает при фронтальной работе. Самостоятельную работу как форму индивидуализации обучения, активизации познавательной деятельности учащихся широко применяю уже в 5-м классе, постепенно обучая рациональным приемам учебного труда, формируя общие и специальные умения. В младших классах прежде чем выполнить какое-то задание самостоятельно, мы проделываем подобную работу коллективно, таким образом вырабатывая способы выполнения задания, вооружая учащихся определенными умениями. В таком коллективном сотрудничестве ученик проявляет определенную самостоятельность, отвечая на отдельные вопросы, выполняя по ходу урока те или иные задания. Элемент творчества каждого воспитанника будет возрастать по мере предоставления ему большей самостоятельности (отсутствия наводящих и подсказывающих вопросов, обращения к его собственному мнению, выводу). Следующий шаг - полная самостоятельность школьника при выполнении заданий. Доля учебного времени на самостоятельную работу в 5-7-х классах может составлять от 10 до 20%. В старших классах доля учебного времени вырастет до 80% и более. Для организации такой работы используются специальные карточки, содержащие руководство по выполнению самостоятельной работы, заданий различной степени сложности; лекции и консультации учителя. Продуктивность опыта в том, что учащиеся успешно овладевают системой знаний, практическими умениями, предусмотренными программой по литературе, повышается мотивация учения. Анализ анкет показывает устойчивый интерес и положительное отношение к изучаемой науке. Трудоемкость опыта заключается в вовлечении всех учащихся в самостоятельную работу, нетрадиционной проработке содержания учебного материала, изменении характера взаимодействия учитель - ученик. От учителя требуется большая подготовительная работа, которая заключается в адаптации разнообразного учебного материала в соответствии с уровнем индивидуальной подготовки учащихся. Необходимо разработать разноуровневые задания, продумать формы работы и проверки выполнения заданий. Требуется психологическая перестройка и со стороны учащихся. Наибольшие трудности вызывает отсутствие у учащихся навыков устного ответа, слабый уровень развития монологической речи, завышенный или заниженный уровень выбора заданий некоторыми учениками, отсутствие четких рамок разграничения между заданиями, выполняемыми непосредственно на уроке и дома, выполнение заданий только На уроке без домашней подготовки. Поэтому начинается подготовка к работе по данной системе с 5-го класса, когда дети только приходят из начальной школы. Постепенно формируются навыки и приёмы самостоятельной работы с художественными произведениями, справочной литературой, учебником. III. СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА.
1. Лекционные консультационные занятия Помимо самостоятельной работы по карточкам, используются при работе по данной системе и другие формы обучения: лекции, индивидуальные и групповые консультации. Как известно, лекция - одна из важнейших форм учебных занятий. Ее основой является изложение учителем учебного материала. В своей работе я использую эту форму обучения: - при прохождении нового раздела, темы учебного курса; - при прохождении материала, мало или совсем не связанного с ранее изученным; - при обобщении отдельных разделов или тем изученного материала; - при изучении учебных тем, где необходимы межпредметные связи; - при изучении материала проблемного характера. В зависимости от дидактических целей лекции читаются следующие: 1) Вводные, где выделяются лишь основные, ключевые вопросы темы, уяснение которых позволит ученикам лучше усвоить материал входе самостоятельной работы. Например, перед изучением произведений А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», В. Шалимова «Колымские рассказы» провожу небольшую лекцию с привлечением исторического материала «Судьба человека в тоталитарном государстве». 2) Обобщающие лекции служат закреплению полученных учащимися знаний. Здесь выделяются узловые вопросы, широко используются обобщения. Примером такого занятия служит лекция «Развитие темы назначения поэта и поэзии в русской литературе», которая подводит итог работы над лирикой В. Маяковского, посвященной этой теме. Лекции могут быть различными по форме. При наличии диафильмов и фильмов по различным темам провожу кино-лекции. Перед началом просмотра обязательно до учащихся доводится целевая установка, задания имеют разный уровень сложности. При просмотре диафильма «Драматургия Островского» следуют задания: ▲ Запишите название наиболее интересных пьес драматурга, сгруппируйте их тематически. █ • Почему, по-вашему, именно А.Островского современники назвали «отцом русского театра»? В ходе занятий или в их начале, при необходимости, провожу консультации. Они могут быть индивидуальными или групповыми. Главная их задача - помочь организации самостоятельной работы, разрешить трудности, которые возникают у учеников при работе. 2. Групповая форма индивидуализации Самостоятельная работа может быть как индивидуальной, так и групповой. При групповой форме организации работы класс делится на группы по 3-8 человек. Задание дается группе. Работа организуется по тем же разноуровневым заданиям, объединенным в карточку. В группе работают ученики разного уровня подготовки. Организует работу, помогает в случае затруднений консультант, которого назначает и готовит учитель. Работа в группах проводится тогда, когда необходимо рассмотреть проблему, охватывающую несколько произведений, важную для всех, представляющую сложность для учеников 1-го (▲) и 2-го (█) уровней. В группе слабо успевающий (в его сознании) ученик работает на равных. Участие в совместной групповой работе расширяет кругозор учащихся, увеличивается информационный фонд, расширяется зона ближайшего развития у всех, а особенно - у слабо успевающих учеников. Работая в группе, ученик удовлетворяет потребности в общении, безопасности, у учащихся развивается диалогическая речь. Работа в такой группе создает особенно благоприятные условия для проявления личностных качеств. (Урок «Тютчев - поэт мироздания»). Свою работу строю так, чтобы ни один урок не был шаблонным. Для этого планирую занятия таким образом, чтобы передать школьникам не только базовый материал, но знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического образования. Так, в области преподавания основ истории русского языка и литературы руководствуюсь словами И. С. Тургенева: «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни, - есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями». Нетрадиционные методы, обеспечивающие созданиена уроке личностно ориентированной ситуации. I. Метод экспрессии в творческой ситуации. Этот метод позволяет осуществлять в какой-то мере целостный подход к человеку как единству, в котором все функции взаимосвязаны. Приемы метода - рисование, образные "разговоры", "писание" картин, выразительные движения тела. Благодаря этому личность обогащается, выступая одновременно и в роли творца, и в роли воспринимающего. Через эмоцию личность становится более открытой, творческой. Применяя на уроках-играх по литературе, когда участникам команд нужно изобразить "живую" картинку в лицах по изученному фрагменту произведения. Результат: 1) развитие самосознания, которое происходит через усиление внимания к собственным чувствам, особенностям личности. 2) укрепление взаимоотношения с людьми. (Урок-игра по поэме "Руслан и Людмила" в 5 классе). II. Метод чтения вслух. Предполагает работу с текстами в непосредственном и метафорическом смыслах. Идея работы с литературным материалом заключается в том, что каждая художественная ситуация должна вести учащихся на глубинные личностные слои, существования духовного начала в человеке. Проникаясь сопричастностью к герою, ученик может отторгнуть героя, а не пожелать оказаться на его месте, но все равно встречается и взаимодействует с ним. Организация литературного материала охватывает многоуровневые системы отношений учащегося к произведению, когда он по-разному проявляет себя и внешне, и внутренне, одновременно и принимая, и познавая, и понимая, и переживая, и выражая свое переживание, открывая широкий спектр альтернатив, ставит себя на место того или иного героя. В своей работе создаю ощущение Пространства и Времени жизни отдельного человека, через которое проецируется опыт художественного чтения, актуальной ситуации, в которой учащийся представляет самого себя. Когда ребенок работает с произведением, ему необходимо сделать нравственный или этический выбор. Моя задача - ставить перед детьми проблему, но ставить так, чтобы это была их проблема. Прежде всего ученику нужно понять, в чем она состоит, ведь одна и та же социальная ситуация по-разному воспринимается людьми, потому что один человек видит конкретную проблему так, другой по-другому. Таким образом, достигается реализация главной идеи: когда затрагивается движение ребенка, он обязательно включает свой опыт и, стало быть, свою индивидуальность. Подросток "примеривает" проблему на себя, свои возможности, на то, как он их отражает, на свое стремление, оценки, на то, как он их принимает. Результат: для самого подростка метод выступает как способ исследования своей личности. III. Метод интроспективного анализа. Исследованию подвергается практически весь спектр жизненных проявлений внутреннего "Я", собственная деятельность, поступки, поведение, характер взаимоотношений с людьми, качество личности, собственная речь, мысли, мотивация, поступки, переживания. Использую на уроках развития речи по русскому языку для формирования морально-нравственных качеств через создание сочинений, в которых тщательный самоанализ в виде постоянного осмысленного переживания личности, собственных ощущений, чувств, желаний, приводит к установлению контроля над жизнью. Умение обращаться к себе, самонаблюдение и оценка своего внутреннего состояния стимулирует анализ и понимание своего поведения, человеческих особенностей отношения к себе, другим людям. Например: "Мои успехи", "Что значит быть красивым", "Не быть смешным" и т.д. Результаты: осознание своего "Я" в социуме (места в мире). VI. Метод развития творческого самочувствия с использованием игровых методов. Включает в себя игры и задания по развитию произвольной регуляции и навыков произвольного поведения, чувство партнера, воображение и т.д. Особое место здесь занимает использование элемента "театрализации" и "драматизации" в педагогическом процессе, приводящее ученика к социальной адаптации и повышающее уровень его коммуникабельности. Участие в драматизации и театрализации способствует раскрытию и совершенствованию человеческого потенциала и самовыражения, применяемые мною в литературно-музыкальных композициях и на уроках русского языка в виде сценок с участием литературных героев. Например: "Как Незнайка знания искал", "Темная лошадка", "Угадай-ка" и т.п. Способ воздействия по типу "Делай как я" увеличивает возможность педагога сделать доступными преподносимые знания. V. Метод творческого самовыражения заключается в том, чтобы привести каждого ребенка в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь найти точку опоры в своей уникальности. Данный метод использую:
Результат: новые возможности для самораскрытия подростка. VI. Метод дискуссии учит навыкам использования практических общих правил. В то же время он позволяет участникам извлекать общие принципы из анализа конкретных ситуаций. Использую в старших классах для развития умения анализировать прочитанное, слушать товарища. В ходе дискуссии формируется особая культура поведения и общения, и учитель не довлеет над учеником. Уроки ЛИТЕРАТУРЫ - моя особая любовь. Одна из задач курса - научить видеть предмет изображения художественной литературы как одного из видов искусств, научить умению самостоятельно оценивать прочитанное. Таким образом, продолжаю учить ребят работать с критикобиографическим материалом, который помогает как при выполнении творческих работ, таки при проведении вводных уроков, где учащиеся самостоятельно готовят доклады о жизни и творчестве изучаемых автором. А применение мною таких форм уроков как Урок-лекция, Семинар, Диспут, Аналитическая беседа, Систематизация и обобщение, Зачёт, Тестирование, Практикум, Игра, повышают мотивацию и позволяют использовать время урока более эффективно. 3. Результативность. Так, применяя на своих уроках элементы различных технологий, методов и форм деятельности, вижу, что дети лучше осознают и осмысливают всё происходящее на уроке. Они учатся объяснять, обосновывать, доказывать свои действия. Таким образом, изменение форм работы при неизменной форме урока в классно-урочной системе, нетрадиционные задания, побуждающие учеников не быть пассивными слушателями, а быть активно мыслящими, решают главную задачу: учить доступно, а значит, интересно, результативно. Следовательно, эффективность моей работы заключается в реализации сочетания принципов традиционного, развивающего обучения и современных образовательных технологий.
Создание в классе спокойной обстановки, доброжелательность и взаимопомощь, чувство коллектива - тоже необходимые слагаемые успеха. Именно такой урок сотрудничества, на котором у всех всё получается, и готовность решать всё более трудные задачи, идти вперёд по дороге знаний. В.А.Сухомлинский писал: Есть успех – есть и желание учиться». Успех в труде – это основа взаимопонимания между учителем и учениками, родителями и детьми, учителем и родителями, а значит единства действий и воспитательных усилий школы и семьи. Прекрасней в мире нет союза: учитель, ученик и муза. |