Тематическое планирование 5 класс (35 ч)
Тема: « Декоративно прикладное искусство в жизни человека»
№ урока
| Тема урока
| Зрительный ряд
| Материалы
| Содержание
| 1-четверть «Древние корни народного искусства»(9ч)
| 1
| Древние образы в народном искусстве.
| солярные знаки, варианты изображений коня, птицы, дерева.
| краски, кисти, бумага.
| Работа по теме: древние образы в резьбе, росписи по дереву, в народной вышивке.
| 2
| Дом-космос. Единство конструкций и декора в народном жилище.
| кижи,детали декора экстерьера избы.
| акварель, бумага, кисти
| Создание эктерьера избы. Работа над украшением элементов избы.
| 3-4
| Интерьер крестьянского дома, внутреннее убранство дома.
| изображение интерьера крестьянского дома (избы)
| бумага ,краски, кисти
| Устроение внутр. пространства дома , его символика(потолок –небо, пол-земля, подпол-подземный мир, окна-свет и т. д.)
| 5
| Конструкция и декор предметов народного быта.
| Предметы крестьянского быта.
| на выбор учащихся
| Подробное рассмотрение различных предметов быта, выявление символического значения декоративных элементов.
| 6-7
| Русский народный орнамент. Русская народная вышивка.
| образы русских орнаментов в вышивке, росписи прялок
| гуашь или акварель, кисти, карандаши
| Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
| 8-9
| Народная праздничная одежда.
| Иллюстрации с изображениями народных костюмов
| бумага, акварель, кисти,цветная бумага, клей, ножницы
| Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Выражение идеи целостного мира, связь земного и небесного.
| 2-четверть «Связь времён в народном искусстве»(8ч)
| 1-2
(10,11)
| Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора в игрушках
| глиняные народные игрушки, таблицы с примерами
| пластилин, грунтовка, гуашь, кисти
| Единство формы и декора. Живучесть древних образов коня, птицы, бабы в современных народных игрушках, особенности пластической формы, различный худ. промыслов.
| 3
(12)
| Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Искусство Гжели.
| таблицы с примерами росписей
| бумага , кисти, гуашь, акварель
| Истории развития промыслов. Единство формы предмета и его декора. Основные приемы, цвета, мотивы. Гжель.
| 4
(13)
| Древние образы в игрушках. Роспись собственной модели игрушки.
| глиняные народные игрушки, таблицы с примерами
| кисти, гуашь
| Цветовой строй и основные элементы росписи филионовской, каргопольской и др. форм игрушек.
| 5-7
(14,15,16)
| Предметы народных промыслов. Городецкая роспись. Хохлома. Жостовские подносы.
| таблицы с примерами росписей
| гуашь или акварель, кисти, бумага
| Истории развития промыслов. Единство формы предмета и его декора. Основные приемы, цвета, мотивы. Городецкая роспись. Хохлома. Жостовские подносы.
| 8
(17)
| Щепа. Роспись, тиснение и резьба по бересте.
| учебник, таблицы
| цветная, бумага, картон, клей
| Предметы народных северных промыслов. Изготовление птицы - солнце. Выставка.
| 3-четверть «Декор, человек, общество и время» (10 ч)
| 1
(18)
| Введение в проблематику: зачем людям украшения.
| архитектура, рельефы и росписи Античная культура, средние века.
| бумага, акварель
| Роль ДПИ в эпоху Др. Египта. . Символика украшений, цвета, их связь с мировоззрением египтян. Отличия одежд высших и низших сословий общества.
| 2
(19)
| Украшения в жизни древних обществ. Искусство Др. Египта.
| ДПИ, архитектура, рельефы и росписи Др. Египта
| по выбору учащихся
| Роль ДПИ в эпоху Др.Египта. Символика украшений ,цвета, их связь с мировоззрением египтян.
| 3
(20)
| Украшения в жизни древних обществ. Декоративное искусство Древней Греции.
| греческая архитектура, скульптура, иллюстрации мифов
| бумага, карандаш, краски
| Архитектура, скульптура в жизни человека и общества. Мифология. ДПИ.. Зарисовки людей в греческом костюме.
| 4
(21)
| Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.
| иллюстрации с вазами, орнаменты
| бумага , карандаш краски
| Формы сосудов, для чего предназначались. Чернофигурная и краснофигурная вазопись. Темы на вазах, их роль в истории.
| 5
(22)
| Декоративное искусство Западной Европы 17 века.
| прикладное искусство средневековья
| краски, бумага, карандаш
| Знакомство с ДПИ Западной Европы.
| 6-7
(23-24)
| Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общ.
| иллюстрации
| бумага, гуашь, кисти
| Стиль барокко. Декор мебели. Работа над интерьером дворца. Интерьер комнаты.
| 8-9
(25-26)
| Гербы и эмблемы.
| цветовая символика гербов, фигуры, гербы стран городов.
| гуашь, клей, бумага, ножницы.
| Отличительный знак любого человеческого сообщества – государства, страны, города, партии, фирмы.
| 10
(27)
| Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. (обобщение темы)
| книги с иллюстрациями, изображающими
| ножницы, клей, бумага цветная, гуашь, кисти
| Единство формы и декора, живучесть древних образов.
| 4-четверть «Декоративное искусство» (8ч)
| 1-2
(28-29)
| Современное повседневное и выставочное декоративное искусство. Что такое дизайн?
|
|
| Многообразие материалов и техник современного ДПИ (худ. керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Пластический язык материалов и его роль в создании худ. образа.
| 3
(30)
| Древние образы в современном декоративном искусстве.
| книги, иллюстрации
| краски, бумага, кисти
| Рисование с натуры «Резной набор для кухни». Виды работы по дереву.
| 4
(31)
| Современное декоративное искусство, составление мозаики. Витраж.
| иллюстрации
| цветная бумага, краски, клей, ножницы
| Знакомство с искусством мозаики. Знакомство с понятием композиция. Работа над элементами композиции. Выполнение имитации витража.
| 5-8
(32-35)
| Ты сам мастер. Создание декоративной работы. (подведение итогов года)
|
| панно, клей, ножницы, краски.
| Работа над целостной картиной.
Контрольный тест.
| Всего:
| 35часа.
|
6 класс (34ч)
Тема: «Изобразительное искусство в жизни человека».
№ урока
| Тема урока
| Зрительный ряд
| Материалы
| Содержание
| 1 четверть «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (9ч)
| 1
| Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
| произведения разных видов пластических искусств.
|
| Искусство и его виды. Деление на 3 группы: конструктивные, декоративные и изобразительные. Общие основы и разное назначение. Виды изобр. искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность.
| 2
| Рисунок – основа изобразительного творчества.Линия и её выразительные возмож.
| разные виды линейных рисунков
| бумага, карандаши, черная тушь, перья
| Рисунок – основа мастерства худ-ка. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Графический материалы и их граф. возможности. Зарисовка с натуры отдельных травянистых растений или веточек.
| 3
| Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
| европейская гравюра, графические рисунки, российская графика 20в.
| бумага или аппликация, черная или белая гуашь, кисти
| Пятно в изобр. искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: светлое – темное. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Линия и пятно. Изображение различных осенних состояний: ветер, тучи, дождь, яркое солнце, тени.
| 4-5
| Цвет. Основы цветоведения.
|
| акварель, кисти, бумага
| Основные составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплое и холодное. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Практика: спектор цветов, хроматические и ахроматические цвета, размывка цвета, контраст.
| 6
| Цвет в произведениях живописи.
| Произведения с ярко выраженным цветовым состоянием, букеты цветов
| акварель, бумага, кисти
| Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Изображение осеннего букета с различным настроением – радостный, грустный, торжественный.
| 7
| Объемные изображения.
| Рисунки и скульптурные произведения
| бумага, карандаш
| Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окруж. Пространством и освещением. Художественные материалы скульптуры: глина, камень, металл, дерево и др. Объемные изображения животных .
| 8-9
| Основы языка изображения (обобщение темы)
|
|
| Виды изобр. искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, худ. творчество и худ. восприятие, зрительские умения. Примеры в графике, живописи и скульптуре. Тест.
| 2 четверть «Мир наших вещей. Натюрморт» (7ч)
| 1
(10)
| Художественное познание: реальность и фантазия
| Изображение как познание окружающего мира
| Работа карандашами
| Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Условность и правдоподобие в изобраз. иск.
| 2
(11)
| Изображение предметного мира – натюрморт.
| Натюрморт из плоских изображений знакомых предметов.
| краски, кисти, бумага ,карандаш
| Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусств. Натюрморт в живописи, графики, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов.
| 3
(12)
| Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
| Предметы, созданные человеком, природные формы
| бумага, карандаши, линейка
| Многообразие форм в мире. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно видеть в основе всего многообразия форм. Простые и сложные формы.
| 4
(13)
| Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.
| Геометрические тела, таблицы и наглядные пособия
| карандаш, бумага
| Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изобр. геометрических тел. Построение конструкции из геометр. Тел.
| 5
(14)
| Освещение. Свет и тень.
| Геометрические тела с боковым освещением, таблицы и наглядные пособия
| карандаш, бумага, или акварель
| Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия: свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Выразительные возможности освещения в графике и живописи. Изобр. геометр. Тел с боковым освещением.
| 6
(15)
| Натюрморт в графике
Цвет в натюрморте.
| Графические изобр. предмета
Иллюстрации натюрмортов
| бумага, картон, ножницы, клей, гуашь,
| Графическое изображение . Композиция и образный строй: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок. Художественные техники. Гравюра и ее виды. .
Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи. Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Работа над натюрмортом в заданном эмоц. состоянии.
| 7
(16)
| Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
| иллюстрации натюрмортов
| бумага, акварель, кисти
| жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве 19-20 вв. натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Работа над натюрмортом, который можно было назвать: натюрморт-портрет.
| 3 четверть «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (10ч)
| 1
(17)
| Образ человека – главная тема искусства
| др.греческие портреты, портреты всех эпох и народов.
|
| Изобр. человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Парадный и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портрете характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре.
| 2 – 3
(18-19)
| Конструкция головы человека и ее пропорции, изображение в пространстве.
| таблицы и наглядные пособия, рисунки и фотографии различных лиц
| карандаш и бумага, или аппликация из вырезанных из бумаги деталей.
| Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица. Поворот и ракурс головы.
| 4
(20)
| Портрет в скульптуре.
| скульптурный портрет.
| Бумага, карандаш
| Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры.
| 5-6
(21-22)
| Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
| графические портреты
| бумага, карандаш или тушь
| Образ человека в графическом портрете. Индивидуальные особенности, характер, настроение. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Рисунок с натуры друга или одноклассника.
| 7
(23)
| Сатирические образы человека.
| портреты
| бумага, карандаш, акварель
| Композиция в парадном и лирическом портрете. Аналитические зарисовки композиций портретов художников или зарисовки с натуры.
| 8
(24)
| Образные возможности освещения в портрете
| портреты
| Гуашь или акварель
| Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. Наблюдения с натуры и наброски с изображением головы в различном освещении.
| 9
(25)
| Роль цвета в портрете.
| портреты
| гуашь или акварель
| Цветовые решения образа в портрете. Цвет и тон. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека.
| 10
(26)
| Великие портретисты (обобщение темы).
| портреты
| бумага, карандаш, акварель
| Выражение творческой индивидуальности художника в создании им портретных образах. Личность худ-ка и его эпохи.
| 4 четверть «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9ч).
| 1
(27)
| Жанры в изобразительном искусстве.
| 2-3 примера по каждому жанру
| Бумага,краски
| Жанры в изобр. искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанр.
| 2-4
(28-30)
| Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы.
| наглядные пособия
| бумага, карандаш, краски
| Перспектива - как учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов – перспективные сокращения. Точка схода. Правила линейной и воздушной перспективы и изменение контрастности. Изображение уходящей в даль аллеи с соблюдение правил перспективы.
| 5
(31)
| Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
| разнообразные пейзажи
| гуашь, кисти, бумага
| Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта. Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр.
| 6-7
(32-33)
| Пейзаж – настроение. Природа и художник.
| разнообразные пейзажи
| бумага, акварель, кисти
| Природа как отклик переживаний художника. Изменчивость состояний природы в течении суток. Освещение в природе. Пейзаж-настроение. Работа по памяти и по представлению с выбором яркого впечатления от состояния в природе.
| 8
(34)
| Городской пейзаж.
| город в живописи и графике
| краски и кисти, или аппликация, или коллаж
| Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве 20в. Работа над графической композицией «Городской пейзаж», «Мой город» и т.д. возможен вариант коллективной работы или индивидуальной путем аппликации или коллажа.
| 9
(35)
| Выразительные возможности изобр искусства. Язык и смысл.
| произведения искусства в живописи,, графике и скульптуре.
|
| Обобщение материала года. Значение изобр. искусства в жизни людей. Виды изобр. искусства. Средства выразительности, основы языка и произведение как целостность. Понимание искусства – труд души.
| Всего:
| 35 часа
| 7 класс (35ч)
|