Скачать 1.23 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 имени А.И. Томилина Согласовано Заместитель директора по УВР __________ /___________ от ___________ 20_____ г Утверждено Руководителя образовательного учреждения __________ /___________ от ___________ 20_____ г Рассмотрено Руководитель МО __________ /___________ от ___________ 20_____ г Рабочая программа по учебному предмету литературному чтению УМК «Развивающая система Эльконина-Давыдова» Выполнила Чернышова Наталья Николаевна, учитель начальных классов Советско-Гаванский муниципальный район 2012-2016 учебный год Паспорт календарно-тематического планирования Учебный предмет Литературное чтение Класс (параллель классов) 1 - 4 класс_ Программа (примерная программа) Литературное чтение авторы: Е.И. Матвеева Количество часов в неделю по учебному плану 4_ Общее количество часов за курс 448 Учитель Чернышова Наталья Николаевна_
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова, программы по литературному чтению Е.И. Матвеевой и с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами. В системе предметов общеобразовательной школы курс литературного чтения реализует следующие цели:
Приобретённой целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности (владение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знание книг, умение самостоятельно их выбирать, сформированность духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания). Задачи курса: 1) образовательные задачи:
2) развивающие задачи:
3) воспитательные задачи:
Предметное содержание литературного чтения и логика его построения в данной образовательной системе определяются закономерностями формирования учебной деятельности. В этом процессе создаются условия и для решения собственно предметных задач. Курс обеспечивает освоение обязательного минимума содержания основного общего образования по литературному чтению. Данный курс органически связывает в себе следующие содержательные моменты: – открытие мира литературы (знакомство с новыми именами авторов, новыми произведениями, разными жанрово-видовыми особенностями текстов, приемами выражения авторской позиции; рассмотрение одной темы в представлении разных авторов); – овладение приемами понимания (анализа и интерпретации) художественного текста (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собственного высказывания; освоение способов «тщательного» чтения; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов для создания собственного высказывания, выражения личной авторской позиции); – совершенствование навыка синтагматического чтения (овладение способом осмысленного чтения речевыми звеньями (синтагмами), с соблюдением всех элементов интонации (постановка логического ударения, выбор темпа, тона, громкости); – применение законов русской речи в ситуациях речемыслительной деятельности (овладение законами и нормами этикетного общения); – творческая деятельность учащихся (деятельность, связанная с созданием нового продукта на основе прочитанных литературных текстов: сочинения, иллюстрации, «виртуального мультфильма», схемы, модели, презентации, мультимедийной программы; проектная деятельность). В соответствии с Федеральным базисным учебным планом курс «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по 4 часа в неделю. Систематический курс литературного чтения по программе рассчитан на 448 ч. Из них: 1 й класс – 40 ч, 2 – 4 й класс – по 136 ч в год.
Основное содержание курса литературного чтения определено Федеральным государственным стандартом второго поколения начального общего образования. Материал курса «Литературное чтение» представлен следующими содержательными линиями развития на протяжении 1- 4 классов:
Образовательный процесс по русскому языку организуется с помощью следующих форм и видов учебных занятий:
Самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии: - задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ; - задания по освоению ведущих тем курса, включая отработку соответствующие навыков, на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном); - творческие задания для учащихся, которые хотят расширить свои знания и умения (эти задания выбираются и выполняются по желанию). Кроме этого учитель организует следующие виды работ, как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету:
Важную роль в обучении литературного чтения играет целенаправленная и систематическая работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности: - интеллектуальных (обобщение, анализ, сравнение, классификация); - познавательных (целеполагание, мотивация, творческое самовыражение); - организационных (групповая работа, сотрудничество, планирование, рефлексии ). В ходе освоения литературного чтения формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, самостоятельно работать с учебником, пользоваться словарями, справочниками и другими пособиями. Знакомство с книгой и другими печатными изданиями (формирование информационно-библиографической культуры) происходит в системе от этапа к этапу. 1-ый класс. Знакомство с понятиями «книга», «библиотека», «библиотекарь», «книжный фонд», «абонемент», «читальный зал». Знакомство с правилами поведения в библиотеке, пользования библиотекой, формирование умения самостоятельно ориентироваться в мире книг. Формирование первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки. Знакомство с правилами обращения с книгой, учебниками; элементами книги (обложка, корешок, переплёт, титульный лист, содержание или оглавление, аннотация, предисловие, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрация). 2-ой класс. Знакомство с процессом создания книги, с профессиями людей, которые книгу (наборщик, печатник, переплётчик), с названием «книжной фабрики» – типографией. Знакомство с понятиями «библиотечный (или книжный) фонд», открытый и закрытый фонд, «стеллаж», «полка». Формирование умения самостоятельно находить книгу на полке разными способами: «по автору», «по названию», «по рубрике» и т.д. Знакомство с понятиями «газета», «журнал», «статья», «заметка», «корреспондент», «журналист», «периодическая печать», «книга-сборник», «справочные издания», «интернет-издания». 3-4-ий классы. Знакомство с каталогом, шифром книги, дается понятие «каталожная карточка», «каталожный разделитель». Знакомство со справочной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
1 класс 1. Речевая и читательская деятельность Совершенствование навыка чтения: освоение синтагматического способа чтения Слово и настроение. Оттенки слова и оттенки настроений. Автор и его настроение. Герой произведения. Настроение и характер героя произведения. Речь героя. Особенности ее интонации. Способы передачи настроения героя. Диалог героев произведения. Герой и разные способы передачи его настроения, разные способы изображения. Формирование способа синтагматического чтения на основе выделения смысловых частей высказывания и постановки тактового ударения. Фраза и такт в звучащей речи. Интонация – понижение и повышение тона в звучащей речи. Паузы в звучащей речи, обязательные и факультативные. Чтение дидактических (специально составленных) текстов с выделенными тактами и синтагматическим ударением. Соблюдение нужной интонации внутри такта, в начале и в конце фразы, пауз на границах речевых тактов и фраз. Смысловые части высказывания (о чем или о ком сообщается, что сообщается). Самостоятельное выделение смысловых частей высказывания и деление на его основе фраз на такты (синтагмы). Чтение дидактических текстов с предварительным делением учащимися фразы на синтагмы и с опорой на выделенное в тексте тактовое ударение. Ударение в слове и в такте, состоящем из нескольких слов. Способ выделения тактового и фразового ударения (путем перестановки – по аналогии со словесным ударением). Чтение дидактических текстов с предварительным выделением учащимися тактов (на основе смысловой структуры высказывания) и самостоятельной постановкой тактового ударения. Мелодика и ритм фразы, состоящей из нескольких тактов. 2. Литературоведческая пропедевтика Читатель и автор. Слушатель и писатель. Освоение ролей слушателя, читателя. Тема произведения. Основная мысль произведения. Название произведения – особый авторский прием для раскрытия замысла. Прямое и переносное значения слова. Многозначность слова как способ создания особого видения мира. Арсенал художника-сочинителя. 3. Творческая деятельность Создание высказываний, маленьких текстов по заданной тематике на основе анализируемых произведений (текст-описание, прогнозирование сказки, рассказа). Конструирование текста по предложенному набору слов. Иллюстрирование произведения. Создание «виртуального мультфильма-сказки по тексту юмористического стихотворения (по предварительной раскадровке). Чтение по ролям. Драматизация. 2 класс 1. Речевая и читательская деятельность Совершенствование навыка чтения: освоение синтагматического способа чтения Восстановление способа синтагматического чтения на дидактическом тексте (тексте-обращении). Тактовое чтение специально отобранных литературных текстов (сказок) с предварительным выделением учащимися синтагм и постановкой ударения. Распространение способа синтагматического чтения на поэтические тексты. Составление «партитуры» поэтического текста (коллективно). Роль слова и коммуникативной культуры в жизни человека, общества. Адресность высказывания. Значения слова (лексическое и грамматическое: смысл и форма). Звуковая оболочка слова и смысл. Прямое и переносное значения слова. Функции слова. Пословицы о значении слова в жизни человека. Авторы о слове. Слово в притче. Иносказательность и поучительность притчевого слова. Слово в художественном тексте. Слово – образ. Слово и настроение. Оттенки слова. Слово поэтическое и прозаическое. Слово в лирическом стихотворении. Слово в юмористическом, шутливом стихотворении. Диалог-спор «неживых» героев, способы передачи настроения этих героев. Выбор лексических средств для передачи настроения. Слово и речь человека. Словесные «казусы» в речи героев юмористического стихотворения. Выбор автором языковых средств для создания своего образа, передачи настроения, раскрытия темы. Слово и передача особых чувств героя (желание выделиться, похвастаться, похвалить себя, возмутиться и т.д.). Слово в речи героев русской народной сказки. Поучительность и иносказательность слова в басне. Хвалебное слово в разных литературных жанрах. Смыслоразличительна роль ударения в слове. Образ героя – словесное выражение главной мысли автора. Способы этого выражения в стихотворении и рассказе. Обидное слово. Слово и реакция человека на него. Вежливое и невежливое слово. Форма высказывания. Способ исправить форму выражения своего высказывания. Слово-совет. Слово авторское. Восприятие авторского слова читателем. Понятие «талантливого читателя». Сравнение как прием автора, создающий образ. Слово в миниатюре. «Философичность» смысла авторского слова. 2. Литературоведческая пропедевтика Слово в юмористическом произведении (в рассказе, в стихотворении, притче, миниатюре). Замысел юмористического произведения. Герой юмористического произведения. Средства создания его образа. Речь и характер героев. Отношение автора к герою юмористического произведения, средства его выражения, проявление иронии. Слово в сказке. Замысел сказки. Сказочный образ и средства его создания. Иносказательность сказочного текста. Особенности сказочного героя. Виды сказок: русская народная (о животных, бытовая, волшебная), сказка-притча, авторская (литературная) сказка. Форма сказки: прозаическая и стихотворная. Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, общие места, концовка. Экспозиция произведения. Композиция авторской сказки. Роль поучения в сказке. Связь сказки и пословицы. Отношение автора к героям сказки, средства его выражения через сказочные образы. 3. Творческая деятельность Составление моделей изобразительных средств. Сочинение и редактирование текстов по заданной тематике на основе анализируемых произведений (текст-описание, прогнозирование рассказа; создание текста по заданной первой фразе; интерпретация произведения в выразительном чтении; рассказ произведения близко к тексту). Конструирование текста по предложенному плану; составление модели рассказа с элементами описания, написание рассказа по модели. Создание «виртуального» мультфильма - сказки (по предварительной раскадровке). Чтение по ролям. Драматизация. Презентация произведения. Презентация книги. 3 класс 1. Речевая и читательская деятельность Совершенствование навыка чтения: освоение синтагматического способа чтения Синтагматическое, интонационно оформленное чтение вслух любого текста: прозаического и поэтического. Чтение прозаического текста без предварительной подготовки, чтение поэтического текста по заранее разработанной учащимися «партитуре» (коллективно или индивидуально). Формирование навыка чтения «про себя» на основе многократного перечитывания текста в контексте его литературного анализа. Каким бывает авторское слово? Автор-художник и авторская позиция. Авторская оценка изображаемого (на материале описания). Что такое авторство? Кто такой автор? Авторский замысел. Авторская позиция. Отражение внутреннего мира автора в описании природы. Средства выражения авторской оценки (эпитеты, метафоры). Описание животного в произведениях разных жанров (рассказе, повести, басне, юмористическом стихотворении). Средства выражения авторского отношения к героям этих произведений. Описание неживого предмета как живого. Средства его изображения (звукопись, метафора, олицетворение и др.). Авторская позиция в художественном описании. Авторская позиция в деловом описании (на примере научного текста). Понятие художественного произведения, в котором отражен внутренний мир автора-художника через целостный художественный образ. Авторский замысел произведения. Отличие художественного произведения от нехудожественного произведения. 2. Литературоведческая пропедевтика Авторское слово в разных литературных жанрах. Понятие жанра. Авторская позиция в послании (автор – «адресант»). Адресность послания. Адресат и адресант. Цели и свойства послания. Происхождение послания: бытовые и литературные послания. Виды посланий: эпистола, телеграмма, записка, личное письмо, поздравление, деловое письмо, открытое письмо в газету. Жанровые особенности литературного послания. Этикетные нормы послания. Тон послания. Комплимент как обязательный компонент послания. Комплимент (антикомплимент) как особое выразительное средство адресности. Авторская позиция в басне (автор – «морализатор»). Аллегория (иносказание) как основное средство выражения авторской позиции в басне. Ирония в басне. Форма басни. Способы выражения морали. Виды басен: прозаические и стихотворные. Жанровые особенности басни. Комплимент и антикомплимент как возможный элемент басни, выражающий авторскую позицию. Авторская позиция в сказке (автор – «повествователь»). Жанровые особенности сказки (повторение). Виды сказок (повторение). Поучение в сказке как проявление авторской позиции, средства его выражения. Комплимент (антикомплимент) как особое средство выражения авторского отношения к героям сказки через героя-посредника. Понятие литературного жанра: выбор литературных средств автором в зависимости от его замысла и позиции. Жанровые особенности эпистолярного жанра. Сравнение поучительных жанров: сказки, притчи, басни, пословицы. Выявление их общих и специфических жанровых особенностей, определяемых авторской позицией и замыслом. Этимология (происхождение) названий жанров (эпистолярного, сказки, притчи, басни, пословицы). Понятие выразительных средств жанра, используемых автором для реализации его замысла и выражения авторской позиции. 3. Творческая деятельность Составление моделей изобразительных средств. Сочинение и редактирование текстов по заданной тематике на основе анализируемых произведений (текст-описание, прогнозирование рассказа, создание текста по заданной первой фразе; интерпретация произведения в выразительном чтении; рассказ произведения близко к тексту). Конструирование текста по предложенному плану; составление модели рассказа с элементами описания, написание рассказа по модели. Создание «виртуального» мультфильма - сказки (по предварительной раскадровке). Презентация мультфильма, книги. 4 класс 1. Речевая и читательская деятельность Совершенствование навыка чтения: освоение синтагматического способа чтения Синтагматическое, интонационно оформленное чтение вслух любого текста: прозаического и поэтического. Чтение прозаического текста без предварительной подготовки, чтение поэтического текста без «партитуры» (индивидуально). Формирование навыка чтения «про себя» на основе многократного перечитывания текста в контексте его литературного анализа. Чтение публицистического текста. Чтение информативного учебного текста. Художественный образ Детства. Средства его создания. Детство – начало творческой биографии автора – ключ к пониманию дальнейшей жизни. Приемы создания художественного образа «детства». Образ детства в поэзии и прозе разных авторов, рассказывающих о себе. Создание «страны детства» в художественном тексте. Приемы создания образа детства. Выбор авторами изобразительных средств с целью замысла показать свою «страну детства». Образ детства в миниатюре. Приемы создания образа детства в миниатюре. Понятие творческой биографии автора. Понятие биографии и автобиографии. Использование автобиографических черт в художественном произведении. Личность автора, автор биографии, герой автобиографического произведения. Тема, главная мысль, замысел автобиографического произведения. Сюжет и композиция автобиографического произведения. Автопортрет в художественном тексте. Приемы его создания. Автобиографическая проза. Раскрытие личности автора через характер главного героя произведения, через выражение отношения к другим героям и событиям. Автобиографическая поэзия. Раскрытие личности автора через образ лирического героя. Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания. «Жизненный урок» – кульминация автобиографического повествования. Эссе: тематика, проблематика, средства языка. 2. Литературоведческая пропедевтика Биография – ключ к пониманию личности автора. Биография писателя (поэта). Способы изображения детства писателя (поэта) другими авторами. Мемуары. Очерк. Художественно-публицистический рассказ (слово о писателе): его содержание, композиция, источники и язык. Способы создания словесного портрета писателя (поэта). Прием контраста (противопоставления) при создании образа писателя (поэта). «Жизненный урок» детства – кульминация биографического повествования. Образ «храма науки» (библиотеки), созданный в биографическом и автобиографическом произведении. Описание читательских приоритетов ребенка. Ирония, юмор в биографических и автобиографических произведениях. Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания. 3. «Страна детства» – тема, поднимаемая в литературных произведениях. Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми, переживаний нежной детской души. Человек и его выбор в окружающем мире. Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания. Тема человеческого горя и радости. Способы раскрытия данных тем. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю свое отношение к героям в повествовательном тексте. Ирония, юмор в биографических и автобиографических произведениях. Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета. Портрет героя произведения. Сопоставление нескольких портретов разных героев. Описание помещения (интерьера) с целью раскрытия характера героя. Отзыв о художественном произведении о детстве (об отрывке): тематика, проблематика, средства языка, средства авторской оценки изображаемого события. 3. Творческая деятельность Уточнение моделей изобразительных средств. Сочинение и редактирование текстов по заданной тематике на основе анализируемых произведений (текст-описание; прогнозирование рассказа; создание текста-отзыва, текста-эссе, развёрнутого ответа на вопрос, в котором содержится оценка поступка персонажа; интерпретация произведения в выразительном чтении; рассказ произведения близко к тексту). Конструирование текста по предложенному плану; составление модели рассказа с портретом персонажа, создание портрета модели. Создание «виртуального» мультфильма - сказки (по предварительной раскадровке). Участие в создании литературно-иллюстрированного альманаха. Драматизация. Презентация любого продукта творческой деятельности ученика и группы учащихся.
Все критерии отбора произведений для детского круга чтения обеспечивают деятельностный характер обучения, организацию детского творчества на фундаменте элементарных теоретических представлений об исторических эпохах, о народах, об этике и эстетике, о видово-жанровых возможностях литературы, разнообразии авторского видения мира, человека, природы. Выбор текстов для исследования в урочной и внеурочной читательской деятельности опирается на возрастные особенности учащихся 1-ой ступени образования, обусловлен их читательскими пристрастиями, а также требованиями к особой культуре изображения действительности, позволяющей мотивировать формирующегося читателя к личностному духовному развитию. 1 класс |