Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 308.74 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.05.2014
Размер308.74 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ЛИТЕРАТУОНОМУ ЧТЕНИЮ
Рабочая программа по литературному чтению разработана для обучения в 4 «А» классе Гимназия города Навашино и составлена на основе авторской программы Л.А.Ефросининой «Литературное чтение» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – Руководитель проекта - член – корреспондент РАО профессор Н.Ф.Виноградова- 3-е изд., дораб.и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 165с.), отражающего содержание обучения по основным предметам начальной школы, При составлении данной рабочей программы учитывались следующие документы:

* Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению (2004 г.);

* Примерная программа начального общего образования Министерства образования РФ;

*Авторская программа «Литературное чтение» под рук Л.А.Ефросининой из сборника программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: «Вентана-Граф», 2012.

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребѐнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей и задач:

*овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

*развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

*воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование представлений о добре и зле, дружбе, правде и ответственности; развитие нравственных чувств, уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы реализуются актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, а также поурочное распределение учебного времени, определяет последовательность изучения тем программного материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей. Рабочая программа предусматривает основные методические приемы, позволяющие реализовать определенные цели урока.

Методы и приемы, включенные в уроки «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) личные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказ отзывов о книгах). Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.

Так как требования Государственного образовательного стандарта ориентируют нас на овладение учащимися навыком осознанного, правильного и выразительного чтения, от которого во многом зависит успешность дальнейшего обучения, в календарно-тематическом планировании делается акцент на формирование культуры чтения. При изучении произведений одного жанра или темы предусматривается обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге.

Программа Л.А.Ефросининой «Литературное чтение» рассчитана на 136 часов.

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов (34 недели): по учебному плану МБОУ Гимназия в 4 классе на этот предмет выделяется 2 часа в неделю.

Учебно-методический комплект, используемый для достижения поставленных целей в соответствии с образовательной программой предмета «Литературное чтение» в 4 классе осуществляется на основе:

- Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 3-е изд., дораб. -М.:Вентана-Граф, 2013.

- Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., доп. - М.:Вентана-Граф, 2013.

Основные формы организации учебной деятельности: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, комбинированный урок, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений.

Описание ценностных ориентиров

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из её направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки.

Основные требования к уровню подготовки выпускника начальной школы

В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны:

Знать:

  • название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;

  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

Называть, приводить примеры:

  • сказок народных и литературных;

  • стихов и рассказов из круга детского чтения;

Различать, сравнивать:

  • произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

  • жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

  • сказки народные и литературные;

  • словари и справочники;

  • элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

  • виды пересказа (подробный, краткий, выборочный).

Уметь:

  • читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

  • выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы,

  • специально подготовленные тексты;

  • определять тему и главную мысль художественного произведения;

  • ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

  • делить текст на смысловые части и составлять простой план;

  • пересказывать и рассказывать произведение по плану;

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

  • оценивать события, героев произведения;

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни:

  • для самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

  • определять тему и жанр незнакомой книги;

  • работать со справочной литературой.


Содержание тем учебного предмета «Литературное чтение»
Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии. Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей-классиков XIX — начала XX века, детских писателей второй половины XX века, раскрывающие многообразие их творчества, жанров, особенности национального колорита и специфику произведения. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга.

Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях и др. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки, воспоминания, письма. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Для самостоятельного чтения. Художественная книга (автобиографическая, из жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве человека). Научно- познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, истории, психологии, археологии и др. Книги о путешествиях и приключениях. Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека и т.д. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя. Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения. Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении — реальных и фантастических. Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (на родной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам: манера письма, особенности композиции текста, языка, характер изображения персонажей. Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов {«жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты {«добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения {«день и ночь — су тки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа. Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты {«сыра земля», «богатырский конь» и т.д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре). Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям. Манера письма автора. Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности. Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения. Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение. Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство я действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе. Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения. Тема, идея произведения; литературный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.

Творческая деятельность школьников. Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного на родного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок. Творческие работы по сопоставлению сюжетов литературных произведений с аналогичными сюжетами произведений живописи, графики, музыки. Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку. Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх — драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Навык чтения:

— осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение про себя;

— выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него;

— использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи);

— темп чтения вслух — не менее 90 слов в минуту, про себя — не менее 110 слов в минуту;

— использование мемуарно-критических, историко-бытовых, историко-литературных сведений об авторе книги, об эпохе ее создания;

— чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

Работа с текстом:

— установление смысловых связей между частями текста;

— определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков;

— сопоставление поступков героев;

— понимание и различение значений слов в тексте;

— нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы;

— выделение в тексте эпитетов, сравнений;

— составление простого плана к рассказу, сказке;

— подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану;

— составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины);

— выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Читательские умения (работа с произведением и книгой):

— обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;

— самостоятельный выбор книги на определенную тему;

— чтение детской периодики;

— использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т.д.).
Межпредметные связи

С уроками русского языка: устные и письменные рассказы о персонажах литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, применение лингвистических знаний в устной и письменной речи, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т.д.).

С уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о содружестве и взаимообогащении музыки и литературы.

С уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.

С уроками физического воспитания: уметь правильно пользоваться дыханием, голосом, мимикой, жестом, ритмическим движением при чтении вслух и инсценировке литературных произведений.
Формы и средства контроля

В 4 классе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать произведение, особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов. Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.). Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. В четвертом классе чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. По мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности: в 4 классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту ("про себя"); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.

Оцениваются:

• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций, и работы в целом;

• степень самостоятельности;

• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

В конце изученных разделов в рабочих тетрадях есть рубрика «Проверь себя»

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (тестовые работы) и устный опрос (собеседование). Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольная работа.
Нормы оценивания техники чтения в начальной школе

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений (более двух);

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Оценка навыков чтения

(темп, способ, правильность, понимание) в 4 классе:

«5» - ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 90 слов в минуту вслух и больше 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставить факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста.

«4» - ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 70 слов в минуту вслух и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказать свое мнение о прочитанном.

«3» - ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 60 слов в минуту и не меньше 80 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя)

Норма вычитки слов при проверке техники чтения:

I четверть 70-74 сл/м

II четверть 75-80 сл/м

III четверть 81-90 сл/м

IV четверть 91 -95 сл/м

Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения:

«5» - если все задания выполнены верно;

«4» - если выполнено не менее ¾ всех заданий;

«3» - если выполнено не менее ½ всех заданий;

«2» - если выполнено менее ½ всех заданий.

Поурочно-тематическое планирование по литературному чтению
(2 часа в неделю – 68 часов)


Общая тема



уро
ка


Тема урока

Страница учебника

Дата

Методические приемы

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни



«Иван-царевич и Серый волк». Рус-ская народная сказка

5-13




Особенности волшебной сказки. Объяснение заго-ловка. Работа с текстом сказки. Образы героев по-ложительных и отрицательных. Книги с волшеб-ными сказками. Повторение: сказки бытовые, волшебные, о животных



Легенды, былины, героические пес-ни. «Волх Всесла-вович». Былина

18-23




Повторение изученных былин, понятие о былине как жанре фольклора. Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине. Анализ содержания, составление плана. Рассказывание былины по плану. Подробный пересказ отдельных эпизодов



Легенды. «Леген-да о граде Ките-же», «Легенда о покорении Сиби-ри Ермаком»

24-29




Рассуждать: легенда – жанр фольклора, приводить примеры особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении. Сравнивать легенды



«Кузьма Минин и Дмитрий Пожар-ский во главе опо-лчения» Героичес-кая песня

30-33




Повторение народных песен ( колыбельных, хоро-водных, песенок -закличек). Понятие о героичес-кой песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни (исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер)



Урок «Проверьте себя».


35-37




Самостоятельная работа учащихся. Выполнить задания в рубрике «Проверь себя» в тетради.






И.Крылов «Стре-коза и муравей», И.Хемницер «Ст-рекоза», Л.Толстой «Стрекоза и муравьи».

38-44




Закрепить понятия: «басня», «мораль». Включать-ся в групповую работу по сравнению басен И.А.-Крылова, И.И. Хемницера, Л.Н.Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма). Оценивать результа-ты своей работы.

Басни. Русские баснописцы



И.Хемницер «Друзья», А. Из-майлов «Кукуш-ка», Дополни-тельное чтение

И.Крылов «Крес-тьянин в беде»

45-48




Выразительно читать басни. Выделять особеннос-ти басни (сюжет, герои, мораль). Слушать чтение басни И.А.Крылова «Крестьянин в беде». Сравни-вать басни Хемницера «Друзья» и И.А. Крылова «Крестьянин в беде». Самостоятельно работать с басней А.Е. Измайлова «Кукушка»: чтение, выпол-нение заданий в учебнике и тетради.



И.А.Крылов "Мартышка и очки", "Квартет". Дополнительное чтение: С.В.Ми-халков "Слово о Крылове

49-54




Слушать басни И.А. Крылова. Участвовать в ана-лизе басни И.А. Крылова «Мартышка и очки». Работать с текстом басни «Осел и соловей». Учить-ся анализировать басню И.А. Крылова «Квартет». Работать над самостоятельным чтением басни И. Дмитриева «Муха». Сравнивать басни И. Дмитри-ева и И.А. Крылова. Оценивать результаты своей работы.



Урок «Проверьте себя».

55-56




Обобщить знания по разделу. Участвовать в конкурсах «Знаток басен», «Лучший чтец басен».

Произведения В.А.Жуковского



В.А.Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминания»

57-60




Знакомиться с произведениями В.А. Жуковского (темы, жанры, стихи о природе, загадки, особен-ности формы и содержания; языка - эпитеты, срав-нения олицетворения.).



В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна»

60-72




Слушать сказку. Высказывать свое мнение в опре-делении главной мысли; герои положительные и отрицательные, эпитеты, сравнения. Работать с текстом сказки. Сравнивать сказку В.А. Жуков-ского «Спящая царевна» со сказкой «О Мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина



Обобщающий урок по разделу «Проверьте себя».

72-73




Принять участие в конкурсе чтецов «Наш В.А. Жуковский». Думать и рассуждать при самостоя-тельной работе.






А.С.Пушкин «Осень»

«Зимняя дорога».

74-77




Повторить произведения А.С. Пушкина. Объяснять понятия: «эпитет», «сравнение», «рифма», «ритм», «тон», «темп», «логическое ударение», «пауза». Комментировать заголовок стихотворения.

Произведения А.С.Пушкина



А.С.Пушкин

«И.И.Пущину» , И.Пущин «Запис-ки о Пушкине

77-78




Выразительно читать стихи наизусть. Проводить словарную работу. Выполнять творческие задания



Дополнительное чтение А.С.Пуш-кин «Сказка о золотом петушке»







Слушать сказку, работать с сюжетом, героями. Наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль. Выразительно читать. Участво-вать в игре «По страницам сказок А.С. Пушкина». Включиться в творческую работу: «Любимые герои сказок А.С. Пушкина».

Произведения М.Ю. Лермонтова



М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва», «Парус»

82-84




Работать с текстами стихотворений М.Ю. Лермон-това. Высказывать свое мнение о сравнении строф, рифм. Выразительно читать стихи. Заучивать наизусть одно стихотворение



М.Ю.Лермонтов «Горные верши-ны», «Утёс»

85-86




Объяснять определение тона и темпа чтения. Наб-людать за употреблением знаков препинания, указание пауз, выделение логических ударений.



Дополнительное чтение М.Ю. Лермонтов «Каза-чья колыбельная песня», «Три пальмы».







Повторить колыбельные песни (народные и лите-ратурные). Работать с книгами М.Ю. Лермонтова, книги - справочники о поэте. Участвовать в конкурсе «Лучший чтец стихов»

Произведения П.П.Ершова



П.П.Ершов «Конёк- Горбунок».

88-96




Работать со сказкой: слушание, выполнение зада-ний, выразительное чтение, определение главной мысли. Оценивать результаты своей работы.



П.П.Ершов «Конёк- Горбунок». «Кто он?»

97-98






Обобщение по разделу "Проверьте себя"

100-101




Выполнение заданий в учебнике и тетради или комплексная разноуровневая контрольная работа.

Произведения В.М.Гаршина



В.М.Гаршин «Лягушка-путе-шественница»

102-110




Делить на части, составлять план. Пересказывать по плану. Воспроизвести образ лягушки.



Дополнительное чтение В.М. Гар-шин «Сказка о жабе и розе». «Пленница»







Самостоятельно читать стихотворение В.М.Гаршина «Пленница».



Дополнительное чтение: В.М. Гаршин «Сказание о гордом Аггее».







Закрепить понятия «легенда», выделять особеннос-тей легенды, определять главную мысль. Работать с сюжетно-композиционным треугольником. Участвовать в рассказывании отдельных эпизодов.






Урок «Проверьте себя»







Самостоятельно выполнять задания в тетради.

Произведения Н.Г.Гарина -Михайловского



Н.Г.Гарин-Михай-ловский «Старый колодец» глава из

повести «Детство Тёмы»

111-121




Объяснять понятие о повести, главах повести. Выс-казывать свое мнение об образе Темы (внешний вид, поступки, отношение к Жучке). Выделять кульминационный эпизод и его выразительное чте-ние. Определять авторскую позицию, рассуждать о выражении своего отношения к произведению и герою.



Дополнительное чтение: К.М.Ста-нюкевич «Максимка».







Читать книги о детях.

Произведения зарубежных писателей



Дополнительное чтение: Виктор Гюго «Козетта».

124-142




Повторение произведений зарубежных писателей ( Джек Лондон "Волк", Э.Сетон-Томпсон "Чинк", Бр.Гримм "Умная дочь крестьянская", Дж.Чиареди "Джон Джей Пленти и кузнечик" и др.). Работа с произведением В.Гюго "Козетта": слушание, рабо-та с текстом каждой главы, образ "Козетты"

  1. -

Марк Твен «Прик-лючения Тома Сойера»

143-153




Рассуждать о приключенческой повести: юмор, ге-рой повести-ребенок, особенности языка, структур-ные единицы - главы, абзацы, смысловые части.



Х.К.Андерсен «Дикие лебеди».

155-172




Работать над планом сказки. Участвовать в пересказе понравившегося отрывка.



Х.К.Андерсен «Дикие лебеди»

155-172




Повторение изученных произведений Х.К.Андер-сена. Особенность сказки : сюжет, главная мысль, язык, точка зрения автора ( что хотел ска-зать автор). Работа с книгами- справочниками ( значение слов, имен, картин)



Х.К.Андерсен «Дети года». До-полнительное чтение: Х.К.Ан-дерсен. Сказка «Са-мое невероятное»

173-174




Работать с текстом стихотворения: строфа (двус-тишие), рифма, тон, темп чтения. Выразительно читать наизусть. Работать с книгами-справоч-никами (значения слов) Знакомить с новым жанром Х.К. Андерсена.



Дополнительное чтение: Х.К. Ан-дерсен "Девочка со спичками". К.Г. Паустовский «Ве-ликий сказочник»







Работа с книгами Х.К.Андерсена. Аннотация са-мостоятельно прочитанной книги Х.К.Андерсена. Слушание сказки Х.К.Андерсена "Девочка со спичками". Самостоятельное чтение очерка К.Г. Паустовский "Великий сказочник". Произведения зарубежных писателей на страницах детских газет и журналов



Итоговое обобще-ние изученного в первом полугодии «Проверь себя»

176-177




Обобщение по разделу. Работа по "Страничке кни-гочея" в тетради. Конкурс "Книгочей класса" по изученным произведениям.

Мифы народов мира



Древнегреческий миф «Орион»







Знакомить с понятием о мифе. Выделять особен-ности древнегреческих мифов.



Древнегреческий миф «Дедал и Икар»







Определять главную мысль, героев мифов.



Славянский миф «Ярило- Солнце».







Определять образы героев мифа. Составлять план, пересказывать по плану. Воспроизводить сюжеты отдельных эпизодов.



Обобщение по разделу "Проверьте себя"







Выполнение заданий в учебнике и тетради или комплексная разноуровневая контрольная работа.

Книги Древней Руси



Отрывок из жития «О князе Влади-мире», похвала книгам «Деятель-ность Ярослава»

178-179




Знакомить с первыми книгами Древней Руси, пись-менными памятниками культуры. Объяснять поня-тия о житии и похвале как жанрах древнерусской литературы.



Обобщающий урок по теме «Книги и произ-ведения Древней Руси»







Включиться в групповую работу, слушать ответы товарищей, высказывать свое мнение

Произведения Л.Н.Толстого



Слушание расска-за Л. Н.Толстого «Акула»

4-7




Работа с рассказом. Герои произведения. Сюжет, кульминация произведения. Характер поведения героев



Толстой Л.Н. Сказка «Два брата»

8-11




Знакомство со сказками автора в пересказе, в обработке, авторскими



Толстой Л.Н. Басня «Мужик и водяной» Толстой Л.Н. Рассказ «Черепаха»

12-17




Понятие о басне. Работа с частями басни, фор-мулировка морали. Выразительное чтение басен Эзопа и Л.Н.Толстого. Умение анализировать произведение, определять жанр рассказа



Толстой Л.Н. Рассказ «Русак»

18-20




Словарная работа, употреблять в речи устаревшие слова.



Толстой Л.Н. «Святогор- богатырь»

21-23




Работать с детскими книгами. Вспомнить имена русских богатырей. Воспроизвести библиографи-ческие сведения о книге (автор, титульный лист, оглавление)



Обобщение по разделу «Проверьте себя»

25




Выполнение заданий в учебнике и тетради или комплексная разно уровневая контрольная работа.






А. А. Блок «Россия» А. А. Блок «Рождество»

26-30





Определение темы, комментирование заглавия. Определение тона, темпа, ритма. Упражнение в выразительном чтении. Выполнение заданий в тет-ради. Заучивание наизусть. Работа со стихотворе-нием: первичное восприятие, комментирование за-головка, определение позиции поэта. Определение интонационного рисунка. Выразительное чтение с листа или наизусть.



Дополнительное чтение: А. А. Блок «На поле Кулико-вом»







Стихи К.Д.Бальмонта



К. Д. Бальмонт «Россия», «К зиме»

31-33




Определение тем стихов. Комментирование заго-ловков. Повторение понятий: рифма, строка, стро-фа. Упражнение в выразительном чтении. Вырази-тельное чтение наизусть одного стихотворения.



К. Д. Бальмонта «Снежинка», «Камыши», «У чудищ».

34-40




Выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения






Куприн А.И. «Скворцы»

41-53




Объяснение заголовка. Аналитическое чтение, выделение повторов, устойчивых эпитетов, опи-саний героев. Выполнение заданий в учебнике и тетради






Дополнительное чтение: Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк»







Работа с книгами о животных: титульный лист, оглавление. Аннотация, предисловие, справка об авторе. Слушание рассказа Э.Сетона –Томпсона "Виннипегский волк". Самостоятельное чтение очерка В.М.Пескова "В гостях у Сетона–Томпсо-на". Творческая работа: отзыв о прочитанном произведении о животных






Обобщение по разделу "Проверьте себя"

55-56




Думать и рассуждать при выполнении к/работы.

Стихи И.А.Бунина



И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Шире, грудь, распахнись для принятия», «Детство»

57-60




Определять темы, интонационный рисунок, тон, темп, ритм. Выразительно читать, находить эпите-ты, сравнения, олицетворения. Первичное воспри-ятие стихотворения ( читает учитель или учащие-ся). Работа надвыразительностью чтения. Закреп-ление понятий:эпитет, сравнение, олицетворение. Выполнение заданий в тетради



И. А. Бунин «Листопад»

61-64






Обобщение по разделу "Проверьте себя"

65




Думать и рассуждать при выполнении к/работы.

Произведения С.Я.Маршака



С. Я. Маршак «Словарь», До-полнительное чтение «Загадки », Зелёная застава»

66




Повторение произведений С.Я.Маршака ( 1-3 кл.).

Жанры произведений С.Я.Маршака ( загадки, стихи, сказки). Работа со стихотворением С.Я.Маршака "Словарь": самостоятельное чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради



С. Я. Маршак «12 месяцев»

67-101




Понятия: пьеса, действия, картины, действующие лица, диалог, реплика, ремарка (пояснение автора). Работа с пьесой по действиям ( картинам): чтение, беседа по содержанию, выделение реплик и ре-марок, инсценирование отдельных картин. Подготовка спектакля



Р. Бернс «В горах мое сердце»

Дополнительное чтение: С. Я. Маршак «Ледяной остров»

102-103




Работа со стихотворением Р.Бернса "В горах мое сердце": чтение, беседа, выполнение заданий. За-учивание наизусть ( по желанию). Справка об ав-торе (работа со справочной литературой). Моде-лировать обложку. Упражняться в выразительном чтении

Стихи Н.А.Заболоцкого



Н. А. Заболоцкий «Детство», «Лебедь в зоопарке»

104-107




Работа с текстом стихотворения. Упражнение в выразительном чтении. Сравнение стихотворений Н.А.Заболоцкого "Детство" и И.З.Сурикова "Детство". Сравнение стихотворений: строф, тем, главная мысль. Выразительное чтение (паузы, логическое ударение).

Стихи Н.М.Рубцова



Н. М. Рубцов «Березы», «Тихая моя Родина», «Ласточка»

108-111




Работа с текстом стихотворения: строфы, рифма, описание березы. Точка зрения автора, опре-деление отношения к стихотворению. Вырази-тельное чтение: постановка задачи. Заучивание наизусть ( по желанию).



Проверьте себя.

«Страничка книгочея»

112




Воспроизводить эпизоды из повести Катаева.

Произведения С.В.Михалкова



С. В. Михалков «Школа» С. В. Михалков «Хижи-на дяди Тома»

113-118




Повторение произведений С.В.Михалкова. Чтение

стихотворений, выполнение заданий в учебнике и в



С. В. Михалков «Зеркало»

119-121




Повторить литературоведческие понятия (басня, мораль, ирония).

Юмористические произведения



Н. Н. Носов

«Федина задача»

В. Драгунский «Тайное становит-ся явным»

122




Повторение изученных рассказов о детях Н.Н. Носова, Л.Пантелеева, В.Ю.Драгунского ( 1-3кл.). Понятия: юмор, ирония. "Вычитывание" юморис-тических эпизодов. Определение и комментиро-вание отношения автора. Выразительное чтение диалогов. Юмористические произведения на стра-ницах газет и журналов. Веселые рассказы о детях и для детей Н.Н.Носова и В.Ю.Драгунского.

Очерки



А.И.Куприн «Сказки Пушки-на», Н. Шер «Кар-тины сказки».

130-140




Работа с очерками, выделение их особенностей

(герой, описание, выражение точки зрения).

Выполнение заданий в тетради и в учебнике






Контрольная работа Проверка уровня начитан-ности и чита-тельских умений







Выразительно читать эпизоды из сказки.

Думать и анализировать при проверке уровня

начитанности и читательских умений.






Библиотечный урок «В мире книг». Летнее чтение







Читать книги и произведения писателей из круга чтения 1-4 кл.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск