Этапы работы
| Цель каждого этапа, вывод
| Использование технических средств
|
Работа учителя
| Действия учащихся,
предполагаемые ответы
|
Мотивация
|
I
| Цель:
| Презентация 1:
| Любите ли вы смотреть художественные фильмы?
| Да
|
Вступ-ление
| - заинтересовать ребят предстоящей работой
|
Кадр 1
| Что вам известно о тех, кто их создает?
| Это актеры, режиссеры, гримеры, актеры, звукооператоры…
|
|
|
| Какими знаниями должны обладать люди, имеющие отношение к подобному виду творчества?
| Они должны очень хорошо разбираться в тексте автора, по чьему произведению создается картина.
|
|
|
|
Зачем им это нужно?
| Создателям необходимы различные знания, для того, чтобы воплотить авторский замысел.
|
|
|
| Кто является, на ваш взгляд, одним из самых важных лиц на съемочной площадке? От кого зависит будущее фильма? Почему?
| Режиссер: он может полностью следовать замыслу автора, а может переработать текст, что-либо удалив из него или добавив.
|
| Вывод:
|
| Хотелось бы вам сегодня побывать в роли режиссера?
| Да
|
| - создавать фильм интересно, но сложно; требуется огромная подготовительная работа
|
| Работу режиссера можно условно разбить на 3 этапа:
1)подготовительный
2)собственно съемка
3)монтаж: соединение отдельно отснятых сцен.
|
|
| - быть режиссером
непросто, но от умений и знаний этого человека зависит будущее кинофильма.
|
|
Наступил долгожданный момент перевоплощения: вообразите себя великими режиссерами. Что вам потребуется для начала?
|
Текст какого-нибудь автора.
|
|
|
| Что ж, с этим сложностей не будет, ведь он у каждого в учебнике на стр. 202. Откройте заданную страничку. В тетради оставьте место для темы, запишите число и эпиграф к уроку
| Учащиеся открывают страницу 202 учебника.
В тетрадях оставляют место для темы и записывают эпиграф: “Понять поэта можно, только побывав в стране поэта” (И.В. Гёте).
|
Актуализация знаний
|
II
|
|
| Взгляните на текст. Он знаком вам?
| Нет.
|
Основная часть:
| Цель:
|
| Как вы думаете, важно ли для режиссера правильное определение жанра текста?
| Конечно, ведь у каждого литературного жанра свои особенности.
|
работа с текстом
| - определение жанра по внешним признакам
|
|
Можем ли мы, не прочитав произведения, предположить жанр?
| Да. Я думаю, что это лирическое стихотворение: во-первых, текст небольшого объема, во-вторых, он зарифмован и разбит на 4-стишия.
|
1)
| Вывод:
|
| Какие еще стихотворные жанры вам известны?
| Басня и баллада.
|
Беглое знакомство с текстом
| - на данном этапе невозможно точное определение жанра, т.к. из 3-х изученных стихотворных жанров можно исключить только басню
|
|
Может ли данный текст быть басней?
|
Нет: в нем нет морали, которая отделяется от всего ее содержания в начале или конце произведения. Текст басни не разбивается на 4-стишия.
|
Постановка проблемы
|
2)
|
|
| Мы пришли к выводу: данный текст может быть или балладой, или лирическим стихотворением.
|
|
Знакомство с содержа-нием пр-я
|
| Презентация 1
Кадр 2-10
| Попробуем справиться с возникшим затруднением после знакомства с содержанием произведения.
|
|
|
| Шуберт «Лесной царь» (звучит тихо, сопровождая чтение ребят)
| Прослушать текст произведения нам помогут заранее подготовленные ученики... Подумайте, каким чувством наполнен этот текст?
| Звучит текст баллады В.А. Жуковского «Лесной царь» по ролям в исполнении заранее подготовленных учащихся.
|
3)
работа с теорией литера-туры:
|
Цель:
|
| Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
|
|
жанр
род
| - убедиться в схожести ощущений от совместного воздействия теста и музыки
|
| «Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» -
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой».
«О нет, то белеет туман над водой».
|
|
| - определить жанр, литературный род
|
|
«Дитя, оглянися, младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
|
|
| - вспомнить определение баллады
|
| «Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит».
« «О нет, мой младенец, ослышался ты: то ветер, проснувшись, колыхнул листы»
|
|
| - отнести произведение к литературной балладе, найдя элементы стилизации
|
|
«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».
|
|
|
|
|
«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей». –
«О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».
|
|
|
|
| «Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».–
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать:
Уж вон он: мне душно, мне тяжко дышать».
|
|
|
Выводы:
|
|
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал…
В руках его мертвый младенец лежал
|
|
| А) в результате эмоционального воздействия на читателя все испытали схожие чувства
|
|
Поделитесь ощущениями. Какие чувства вызвало у вас это произведение?
| Страх, нарастающий ужас, ощущение горя, беды…
|
|
|
| Музыка Шуберта, на фоне которой звучал текст, помогала или мешала вам прослушивать текст? Как это происходило?
| Музыка помогла ощущения от текста сделать более яркими: на репликах царя она убаюкивала, заманивала, на большей части текста – усиливала тревогу и ужас.
|
| Б)
- определен жанр: баллада;
|
| В каком литературном жанре нарастание ужаса и страха в душе читателя и героя является нормой?
| Это баллада.
|
|
- дана характеристика литературного жанра «баллада»
|
|
Что вам известно о балладе?
| Баллада – это лиро-эпический жанр, в котором повествуется об исторических событиях, фантастических явлениях. В основе обычно лежит диалог. Произведение сильно воздействует на эмоции.
|
| В) определен литературный род: лиро-эпика, дана его характеристика
|
| Почему этот жанр называют лиро-эпическим?
| …, потому что относится к литературному роду под названием «лиро-эпика» и объединяет в одном произведении, с одной стороны, мысли и чувства автора, а с другой – события.
|
|
|
| Какие виды баллад вам известны в зависимости от времени их появления?
| Фольклорные (появились раньше) и авторские (были созданы позже)
|
| Г) произведение отнесено к
литературной балладе
|
|
Отнесите изучаемую сегодня балладу к одному из предложенных видов, докажите свою точку зрения.
| Это литературная баллада:
1) есть автор – В.А. Жуковский;
2) в основе баллады 2 вида диалога (явный: между отцом и сыном) и скрытый (между лесным царем и младенцем)
|
|
Д) выявлены элементы стилизации
|
|
Не заметили ли вы сходства с фольклорной балладой?
| В этой балладе есть фольклорные элементы
1) магическое число 3: 3 раза лесной царь зазывает младенца в свои сети, 3 раза мальчик обращается за помощью к отцу.
2) басня начинается пейзажным зачином (… мчится под хладною мглой)
|
|
|
| Как называется литературный прием, основанный на сходстве по содержанию и форме?
| Это стилизация: создатели баллад сначала стремились создавать произведения схожими с фольклорными.
|
|
Цель:
|
| Мы с вами занимаемся подготовительной работой перед созданием фильма. Уважаемые режиссеры, как вы считаете, понадобятся ли нам сведения о композиции произведения? Если «да», то зачем?
| Да, чтобы снимать эпизоды: видеть начало и окончание микротемы внутри произведения.
|
компози-ция
| - вспомнить элементы композиции эпического произведения
| Презентация 2
Кадр1
| Давайте вспомним, какие элементы композиции эпического произведения нам известны.
| Композиция эпического произведения обычно состоит из экспозиции, завязки, развития событий, кульминации, развязки, эпилога
|
| - познакомиться с фрагментарным строением сюжета
|
| Все ли элементы мы наблюдаем в этом произведении? Найдите их в балладе.
| Нам неизвестно, что происходило с отцом до того, как он с сыном отправился в путь, поэтому в тексте отсутствует экспозиция.
|
|
|
|
| Что заставило всадника пуститься в путь, мы тоже не знаем, значит, в тексте отсутствует завязка.
|
|
|
|
| Известно, что герои скачут куда-то по ночному лесу. Езда убыстряется (скачет–мчится–летит). Думаю, что это развитие действия, как и разговор с лесным царем.
|
| Выводы:
|
|
| Кульминацией и одновременно развязкой является смерть ребенка.
|
Открытие нового знания
|
| - вспомнили элементы композиции эп. произ-ия, соотнесли с текстом и убедились в отсутствии некоторых из них
| Кадр 2
| Отсутствие отдельных элементов композиции, динамично развивающиеся события – все это свойственно изучаемому сегодня произведению. Подобное строение сюжета называется фрагментарным. Эта особенность свойственна и фильмам, которые так увлекают сегодняшних школьников.
|
Уч-ся записывают в тетрадь: Фрагментарное строение сюжета – отсутствие в композиции отдельных элементов при динамично развивающихся событиях.
|
| - познакомились с новым термином «фрагм. сюжет»
|
| Запишите определение фрагментарного строения сюжета в тетрадь
|
|
|
Цели:
| Кадр 3
| Мы с вами подошли к началу съемки фильма. Осталось взять камеру и… Скажите, легко ли нам будет снимать развитие действия?
| Нет, потому что в тексте кроме реального мира изображен другой мир, не поддающийся объяснению с точки зрения логики, в котором обитает лесной царь.
|
сюжет
| - вспомнить алгоритм сопоставитель-ного анализа
|
| Какой мир внешне привлекательней: реальный или потусторонний? Для того, чтобы грамотно и полно ответить за этот вопрос, заполните таблицу на карточке оранжевого цвета
| Ребята заполняют таблицу, сравнивая 2 мира по плану:
герои
отношения между людьми
предметы
что ожидает героев в будущем
|
художест-венная деталь
| по ключевым фразам
- убедиться в преимуществе мира реального перед нереальным;
- определить время года, суток
| Кадр 4
|
Какой мир привлекательней: реальный или потусторонний? Обратите внимание на глаголы, характеризующие отношение отца и сына.
|
Внешне потусторонний мир привлекательней. Почему же у ребенка возникает страх? Этот мир великолепен, красив и богат, но лишен любви. В реальном, внешне не привлекательном мире - тепло, забота близких, любовь (малютка приник, греет старик).
|
| - дать характеристику героям
- определить СХВ
| Кадр 5
| Для режиссера важна каждая деталь. Какое время года вы бы изобразили, какое время суток?
| Это осень: хладная мгла, ветер колыхнул листы, темные ветви, ветлы седые. Ночь: при месяце будут играть…
|
| Вывод:
в результате работы с художественной деталью определено
- преимущество реального мира,
время года: осень, время суток: ночь;
- дана хар-ка гер.
| |