Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 248.82 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации27.05.2014
Размер248.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2
МБОУ гимназия № 19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Конспект урока для 5 класса с углубленным изучением литературы

по программе М.Б. Ладыгина

«ТАЙНЫ МИСТИЧЕСКОГО…»

( по балладе И.В.Гете «Лесной царь» в переводе В.А.Жуковского)

Учителя русского языка и литературы:

Вишневской С.М.

Липецк, 2013
Тип урока: изучение нового материала
Цели и задачи:

  1. познавательные:

    • обзорно познакомить с личностью и творчеством И.В.Гете и В.А.Жуковского (человека и гениального переводчика);

    • расширить представление о балладе как лиро-эпическом жанре;

    • познакомить с литературным термином «фрагментарный сюжет»;

  1. развивающие:

    • формировать целостное восприятие литературно-музыкального произведения;

    • способствовать развитию критического мышления, умения использовать полученные ранее знания (о жанре, литературном роде, видах диалога, композиции, сюжете) для анализа незнакомого текста;

  2. воспитательные:

    • продолжить воспитание любви к жизни на земле;

    • способствовать поддержанию веры в торжество добра и любви;

    • развивать способность сопереживать нуждающемуся, понимать тех, кто по-настоящему заботится и любит тебя.

Оборудование:


  1. Экран, проектор, компьютер.




  1. Презентации:

    • № 1 (к балладе «Лесной царь»);

    • № 2 (к теоретическому блоку);

    • № 3 (к рассказу о жизни и творчестве И.В. Гете и В.А. Жуковского).




  1. Мультипликационный фильм «Лесной царь» по балладе И.В. Гете.




  1. Музыка Шуберта к балладе.



  1. Эпиграф «Понять поэта можно, только побывав в стране поэта» (И.В. Гете).




  1. Дидактический материал:

    • Карточка № 1 (оранжевая): «Миры»;

    • Карточка № 2 (желтая): «Средства художественной выразительности»;

    • Карточка № 3 (розовая): Текст баллады И.В. Гете на немецком языке и подстрочный перевод М. Цветаевой.


Виды деятельности:


  • Аналитическая работа с текстом;

  • Индивидуальная работа с карточками;

  • Просмотр фильма;

  • Прослушивание музыки;

  • Сопоставительный анализ произведений одного жанра (баллады Гете и Жуковского) и произведений разных жанров (мультипликационного фильма, музыки и текста баллады).


Основные понятия:


  • Композиция (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог);

  • Диалог (явный, крытый);

  • Художественная деталь;

  • Средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, градация, обращение, лексический повтор);

  • Фрагментарный сюжет.


Этапы работы

Цель каждого этапа, вывод

Использование технических средств


Работа учителя

Действия учащихся,

предполагаемые ответы

Мотивация


I


Цель:

Презентация 1:


Любите ли вы смотреть художественные фильмы?

Да

Вступ-ление


- заинтересовать ребят предстоящей работой


Кадр 1

Что вам известно о тех, кто их создает?

Это актеры, режиссеры, гримеры, актеры, звукооператоры…









Какими знаниями должны обладать люди, имеющие отношение к подобному виду творчества?

Они должны очень хорошо разбираться в тексте автора, по чьему произведению создается картина.











Зачем им это нужно?

Создателям необходимы различные знания, для того, чтобы воплотить авторский замысел.










Кто является, на ваш взгляд, одним из самых важных лиц на съемочной площадке? От кого зависит будущее фильма? Почему?

Режиссер: он может полностью следовать замыслу автора, а может переработать текст, что-либо удалив из него или добавив.




Вывод:





Хотелось бы вам сегодня побывать в роли режиссера?

Да




- создавать фильм интересно, но сложно; требуется огромная подготовительная работа




Работу режиссера можно условно разбить на 3 этапа:

1)подготовительный

2)собственно съемка

3)монтаж: соединение отдельно отснятых сцен.







- быть режиссером

непросто, но от умений и знаний этого человека зависит будущее кинофильма.





Наступил долгожданный момент перевоплощения: вообразите себя великими режиссерами. Что вам потребуется для начала?


Текст какого-нибудь автора.






Что ж, с этим сложностей не будет, ведь он у каждого в учебнике на стр. 202. Откройте заданную страничку. В тетради оставьте место для темы, запишите число и эпиграф к уроку

Учащиеся открывают страницу 202 учебника.

В тетрадях оставляют место для темы и записывают эпиграф: “Понять поэта можно, только побывав в стране поэта” (И.В. Гёте).

Актуализация знаний

II







Взгляните на текст. Он знаком вам?

Нет.

Основная часть:

Цель:





Как вы думаете, важно ли для режиссера правильное определение жанра текста?

Конечно, ведь у каждого литературного жанра свои особенности.

работа с текстом

- определение жанра по внешним признакам





Можем ли мы, не прочитав произведения, предположить жанр?

Да. Я думаю, что это лирическое стихотворение: во-первых, текст небольшого объема, во-вторых, он зарифмован и разбит на 4-стишия.

1)

Вывод:





Какие еще стихотворные жанры вам известны?

Басня и баллада.

Беглое знакомство с текстом

- на данном этапе невозможно точное определение жанра, т.к. из 3-х изученных стихотворных жанров можно исключить только басню





Может ли данный текст быть басней?


Нет: в нем нет морали, которая отделяется от всего ее содержания в начале или конце произведения. Текст басни не разбивается на 4-стишия.

Постановка проблемы

2)








Мы пришли к выводу: данный текст может быть или балладой, или лирическим стихотворением.




Знакомство с содержа-нием пр-я




Презентация 1

Кадр 2-10

Попробуем справиться с возникшим затруднением после знакомства с содержанием произведения.










Шуберт «Лесной царь» (звучит тихо, сопровождая чтение ребят)

Прослушать текст произведения нам помогут заранее подготовленные ученики... Подумайте, каким чувством наполнен этот текст?

Звучит текст баллады В.А. Жуковского «Лесной царь» по ролям в исполнении заранее подготовленных учащихся.


3)

работа с теорией литера-туры:


Цель:




Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

Обняв, его держит и греет старик.





жанр

род



- убедиться в схожести ощущений от совместного воздействия теста и музыки




«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» -

«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:

Он в темной короне, с густой бородой».

«О нет, то белеет туман над водой».







- определить жанр, литературный род





«Дитя, оглянися, младенец, ко мне;

Веселого много в моей стороне:

Цветы бирюзовы, жемчужны струи;

Из золота слиты чертоги мои».








- вспомнить определение баллады




«Родимый, лесной царь со мной говорит:

Он золото, перлы и радость сулит».

« «О нет, мой младенец, ослышался ты: то ветер, проснувшись, колыхнул листы»








- отнести произведение к литературной балладе, найдя элементы стилизации




«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять».















«Родимый, лесной царь созвал дочерей:

Мне, вижу, кивают из темных ветвей». –

«О нет, все спокойно в ночной глубине:

То ветлы седые стоят в стороне».














«Дитя, я пленился твоей красотой:

Неволей иль волей, а будешь ты мой».–

«Родимый, лесной царь нас хочет догнать:

Уж вон он: мне душно, мне тяжко дышать».








Выводы:




Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит;

Ездок погоняет, ездок доскакал…

В руках его мертвый младенец лежал







А) в результате эмоционального воздействия на читателя все испытали схожие чувства





Поделитесь ощущениями. Какие чувства вызвало у вас это произведение?


Страх, нарастающий ужас, ощущение горя, беды…










Музыка Шуберта, на фоне которой звучал текст, помогала или мешала вам прослушивать текст? Как это происходило?

Музыка помогла ощущения от текста сделать более яркими: на репликах царя она убаюкивала, заманивала, на большей части текста – усиливала тревогу и ужас.




Б)

- определен жанр: баллада;




В каком литературном жанре нарастание ужаса и страха в душе читателя и героя является нормой?

Это баллада.





- дана характеристика литературного жанра «баллада»





Что вам известно о балладе?

Баллада – это лиро-эпический жанр, в котором повествуется об исторических событиях, фантастических явлениях. В основе обычно лежит диалог. Произведение сильно воздействует на эмоции.




В) определен литературный род: лиро-эпика, дана его характеристика




Почему этот жанр называют лиро-эпическим?

…, потому что относится к литературному роду под названием «лиро-эпика» и объединяет в одном произведении, с одной стороны, мысли и чувства автора, а с другой – события.










Какие виды баллад вам известны в зависимости от времени их появления?

Фольклорные (появились раньше) и авторские (были созданы позже)




Г) произведение отнесено к

литературной балладе





Отнесите изучаемую сегодня балладу к одному из предложенных видов, докажите свою точку зрения.

Это литературная баллада:

1) есть автор – В.А. Жуковский;

2) в основе баллады 2 вида диалога (явный: между отцом и сыном) и скрытый (между лесным царем и младенцем)





Д) выявлены элементы стилизации





Не заметили ли вы сходства с фольклорной балладой?

В этой балладе есть фольклорные элементы

1) магическое число 3: 3 раза лесной царь зазывает младенца в свои сети, 3 раза мальчик обращается за помощью к отцу.

2) басня начинается пейзажным зачином (… мчится под хладною мглой)










Как называется литературный прием, основанный на сходстве по содержанию и форме?

Это стилизация: создатели баллад сначала стремились создавать произведения схожими с фольклорными.




Цель:




Мы с вами занимаемся подготовительной работой перед созданием фильма. Уважаемые режиссеры, как вы считаете, понадобятся ли нам сведения о композиции произведения? Если «да», то зачем?

Да, чтобы снимать эпизоды: видеть начало и окончание микротемы внутри произведения.

компози-ция



- вспомнить элементы композиции эпического произведения

Презентация 2

Кадр1

Давайте вспомним, какие элементы композиции эпического произведения нам известны.

Композиция эпического произведения обычно состоит из экспозиции, завязки, развития событий, кульминации, развязки, эпилога



- познакомиться с фрагментарным строением сюжета




Все ли элементы мы наблюдаем в этом произведении? Найдите их в балладе.


Нам неизвестно, что происходило с отцом до того, как он с сыном отправился в путь, поэтому в тексте отсутствует экспозиция.













Что заставило всадника пуститься в путь, мы тоже не знаем, значит, в тексте отсутствует завязка.













Известно, что герои скачут куда-то по ночному лесу. Езда убыстряется (скачет–мчится–летит). Думаю, что это развитие действия, как и разговор с лесным царем.




Выводы:







Кульминацией и одновременно развязкой является смерть ребенка.

Открытие нового знания




- вспомнили элементы композиции эп. произ-ия, соотнесли с текстом и убедились в отсутствии некоторых из них

Кадр 2

Отсутствие отдельных элементов композиции, динамично развивающиеся события – все это свойственно изучаемому сегодня произведению. Подобное строение сюжета называется фрагментарным. Эта особенность свойственна и фильмам, которые так увлекают сегодняшних школьников.


Уч-ся записывают в тетрадь:
Фрагментарное строение сюжета – отсутствие в композиции отдельных элементов при динамично развивающихся событиях.




- познакомились с новым термином «фрагм. сюжет»




Запишите определение фрагментарного строения сюжета в тетрадь







Цели:

Кадр 3

Мы с вами подошли к началу съемки фильма. Осталось взять камеру и… Скажите, легко ли нам будет снимать развитие действия?


Нет, потому что в тексте кроме реального мира изображен другой мир, не поддающийся объяснению с точки зрения логики, в котором обитает лесной царь.

сюжет

- вспомнить алгоритм сопоставитель-ного анализа




Какой мир внешне привлекательней: реальный или потусторонний? Для того, чтобы грамотно и полно ответить за этот вопрос, заполните таблицу на карточке оранжевого цвета

Ребята заполняют таблицу, сравнивая 2 мира по плану:

  1. герои

  2. отношения между людьми

  3. предметы

  4. что ожидает героев в будущем

художест-венная деталь

по ключевым фразам

- убедиться в преимуществе мира реального перед нереальным;

- определить время года, суток

Кадр 4


Какой мир привлекательней: реальный или потусторонний? Обратите внимание на глаголы, характеризующие отношение отца и сына.


Внешне потусторонний мир привлекательней. Почему же у ребенка возникает страх? Этот мир великолепен, красив и богат, но лишен любви. В реальном, внешне не привлекательном мире - тепло, забота близких, любовь (малютка приник, греет старик).




- дать характеристику героям

- определить СХВ

Кадр 5

Для режиссера важна каждая деталь. Какое время года вы бы изобразили, какое время суток?

Это осень: хладная мгла, ветер колыхнул листы, темные ветви, ветлы седые. Ночь: при месяце будут играть…




Вывод:

в результате работы с художественной деталью определено

- преимущество реального мира,

время года: осень, время суток: ночь;

- дана хар-ка гер.

отец

сын

царь








  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск