Отдел образования администрации Тальменского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тальменская средняя общеобразовательная школа №2
Тема: Л. Пантелеев. «Две лягушки»
2 класс Учитель: Татарникова Елена Арнольдовна
Предмет: литературное чтение
Школа: МОУ ТСОШ №2
Тальменский район Технология: Современные образовательные технологии
( ЛОО в начальных классах) Автор программы: Н.Ф. Виноградова «Начальная школа 21 века»
Автор учебника « Литературное чтение»: Л.А. Ефросинина
р.п. Тальменка 2011г.
Пояснительная записка
Данная разработка урока литературного чтения по УМК «Начальная школа XXI века" позволяет показать, как можно построить урок так, чтобы удерживать интерес детей к изучаемому материалу и при этом совершенствовать навык чтения, развивать речь и внимание учащихся путём смены видов деятельности. Выполнение различных упражнений обеспечивает формирование у учащихся целого ряда мыслительных операций и способностей, которые в качестве составных компонентов входят в процесс чтения.
Приоритетным направлением в современной педагогике является развитие личности ребёнка. Чтобы реализовать этот принцип, используются нетрадиционные методы и формы деятельности учащихся: создание проблемной ситуации, условий для развития познавательной активности, включение детей в групповые формы деятельности, формирование адекватной самооценки.
В урок введены элементы здоровьесберегающих технологий: создание положительного эмоционального настроя, физкультминутки, смена видов деятельности, сочетание фронтальных форм работы с работой в парах.
Нетрадиционной формой урока является - моделирование. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного читателя, также даёт возможность включить каждого ребёнка в активный процесс и в формирование специальных читательских умений (умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения).
На уроке показана методика работы над произведением по программе «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой.
Урок адресован в первую очередь учителям начальных классов, работающим по программе "Начальная школа XXI". Данная разработка может быть использована в качестве дополнительного материала учителями начальных классов, работающих по программе других авторов.
Тема: Л. Пантелеев «Две лягушки» Цели: создать условия для:
- знакомства с новым произведением, формирования умения называть произведение, определять тему и идею;
- развития умения анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства, при работе над образами литературных героев;
- воспитания нравственных качеств характера (настойчивость, трудолюбие, волю); формирования понятия, что в любой ситуации можно найти выход.
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Оборудование:
для учителя: компьютер, экран, проектор (для проведения тренажёра « Дождик»)
для учащихся:
Учебник Л.А.Ефросинина. - Литературное чтение 1часть: 2 класс,
Л.А.Ефросинина. - Литературное чтение: 2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф.- 2010.- ( «Начальная школа XXI века»)
Лист с текстом для чтения «про себя»
Лист для моделирования обложки
Цветные карандаши
Ход урока
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Примечание
| 1.Организацион-ный момент
| – Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу хорошего настроения.
| Дети берутся за руки и желаю друг другу у
| Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
| 2. Отработка
навыка чтения
Чтение «про себя»
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и скорость чтения
Зарядка для глаз (Приложение 2)
| - С чего начнем наш урок?
-Сейчас вы будете читать молча, только глазами, не шевеля губами, а я буду наблюдать за вашей работой.
Вопросы
1. О чем Лось попросил Зайца? 2. Как Заяц хотел услужить Лосю?
1. Прочитайте слова
БА-РАХ-ТАТЬ-СЯ БАРАХТАТЬСЯ
БУЛ-ТЫ-ХАТЬ-СЯ БУЛТЫХАТЬСЯ
ЗА-ХЛЕБ-НУТЬ-СЯ ЗАХЛЕБНУТЬСЯ
ВЫ-ПРЫГ-НУ-ЛА ВЫПРЫГНУЛА
Объясните значения слов.
БАРАХТАТЬСЯ- делать беспорядочные движения, находясь в жидкости.
БУЛТЫХАТЬСЯ- барахтаться, плескаться.
| - С чтения «про себя» Читают текст 3 мин.
( Приложение 1)
Дети читают слова, которые записаны на листочках сначала сами, потом друг другу, затем все вместе по указке учителя плавно словами
| Через указанное время задать вопросы по прочитанному тексту для проверки.
В упражнение включают слова, которые по составу трудны для прочтения и понимания. Слова из читаемого произведения на уроке
| 3. Повторение
| -Как называется раздел учебника, с которым мы работаем?
-Назовите произведения, которые соответствуют следующим моделям. (Приложение 3)
| - О детях и для детей. Ученики выходят к доске и по моделям называют ранние прочитанные произведения из данного раздела.
| Начитанность предполагает знание детьми названий произведений и фамилий их авторов, умение определять темы и жанры.
| 4. Постановка проблемы
| - Откройте страницу 69 учебной книги «Литературное чтение». Рассмотрите эту страницу.
- Что можете сказать о тексте?
-Самые яркие произведения автора: "Буква "Ты", "Честное слово", " автобиографическая повесть "Ленька Пантелеев",
- Какое из этих произведений вам уже знакомо? - Можно ли, не читая, сразу сказать, о чём мы будем читать и какой жанр? - Мы услышали несколько интересных версий о содержании произведения.
Пришло время узнать, кто же из вас прав?
| Внимательно рассматривают и сообщают тему урока сами.
- Мы будем сегодня читать произведение Л. Пантелеева «Две лягушки»
-Рассказ "Буква "Ты" изучался в первом классе
Дети высказывают всевозможные варианты предположений
| Если дети не вспомнят, то учитель называет сам.
Обратить внимание на иллюстрацию
| 5. Первичное чтение и восприятие произведения
Упражнение в моделировании.
Физминутка «Две лягушки» (Приложение 5)
| - Я предлагаю вам начать поиск ответа на вопрос через игру “Догонялки”
-Правила игры: глаза - спортсмены, а карандашик в руке - спортивный судья.
-Я буду читать, а вы старайтесь не отстать от меня.
Беседа после чтения
- Кому понравилось это произведение?
-Какое чувство вызывает это произведение?
-Итак, о чём читали? Оправдались ли наши предположения? - Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок.
- Покажите на листочках: это рассказ или что – то другое?
-О ком или о чём это произведение?
- Проверьте свою работу по образцу. – А теперь все тихо встали! Отдохнём
| Карандашом подчёркивают
непонятные слова
по значению
Высказывание детей
Дети на отдельных листочках пишут фамилию автора и заголовок, жанр и тему указывают ««заместителями»
| После первичного чтения ставятся вопросы только на выявления впечатления.
На партах обязательно должна лежать карточка с «заместителями жанров и тем чтения (Приложение 4) Учитель демонстрирует образец, на котором указано, что это сказка о животных
| 6. Аналитическое чтение Словарная работа
Тренажёр для глаз
« Дождик» (на диске)
Выборочное чтение
( выполнение заданий по учебнику)
Работа в тетради 7. Контроль. Подведения итогов урока.
| - Какие необычные слова подчеркнули в тексте? Погреб – кладовая ниже уровня земли, для хранения овощей и продуктов. - Как будем читать? - Предлагаю прочитать сказку самостоятельно.
- Повторим правила самостоятельного чтения.
- Прежде чем выполнить задание по учебнику, я предлагаю снять напряжение с глаз.
- Прочитайте первый вопрос на странице 70.
- Найдите и прочитайте из текста, какими были лягушки.
- Прочитайте, как себя вела каждая лягушка, попав в беду.
- Какая лягушка тебе больше понравилась? Почему?
- Прочитайте главную мысль прочитанной сказки? А.С. Пушкин сказал
«Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок… «
- Чему учит эта сказка?
-Откройте тетради на с. 30 – 31, прочитайте задания №1,2,3
-Выберите задание по силам и выполните его.
Проверка. - Что мы читали?
- О ком произведение?
- Расставьте иллюстрации по порядку (Приложение 6) -А сейчас мы сделаем ещё одну книжку-самоделку в наш уголок. Сбор листочков, скрепление.
|
Дети предлагают свои варианты.
1. Работать надо так, чтобы не мешать своим товарищам.
2. Тот, кто прочитал, может еще раз перечитать текст или подумать над заданием к тексту
Называю несколько сказок
Сначала отвечают на вопросы друг другу, а потом всему классу. …пока силы есть, буду бороться. Я ведь ещё живая – значит, надо жить» Быть терпеливым, храбрым, старательным, стремиться справиться с трудностями. - Мы читали сказку Л. Пантелеева «Две лягушки» о животных
|
Когда идёт выборочное чтение, следует спрашивать учащихся со слабым навыком чтения.
Самостоятельная дифференцированная работа
Дети дают разные ответы, но нужно учить их правильно и полно отвечать на вопрос. Это важно для формирования специальных читательских умений
| 8. Домашнее задание.
| Дома вы сможете:
- Пересказать сказку Л. Пантелеева «Две лягушки»;
нарисовать иллюстрацию к сказке для книжки - самоделки; самостоятельно прочитать произведение В. Катаева «Цветик – самоцветик»
| Дети выбирают задание.
| Предлагается несколько вариантов домашних заданий на выбор. Для осознания своих возможностей.
| 9. Рефлексия
| – Сейчас положите головки на парты и прислушайтесь к состоянию своей души.
–Какие черты характера вам захотелось в себе воспитывать?
– Мне было очень приятно с вами общаться.
– Урок окончен, спасибо за работу на уроке.
|
|
| Список литературы
1. Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс / Под ред. Л.Е. Журовой. – М: Вентана – Граф, 2007. ( Начальная школа 21 века)
2. Физминутки / авт. – сост. С. А. Лёвина, С.И. Тукачёва – Волгоград: Учитель, 2004
3. Методика личностно – ориентированного обучения. Как обучать всех по – разному?6 пособие для учителя/ А.В. Хуторской. – М: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005
Интернет – ресурсы
1. Сайт сети творческих учителей.
2. Учительский портал
Приложение 1
Услужливый
Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилёг на поляну и попросил Зайца: – Разбуди меня через полчасика! Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его. – Спи-спи! Разбужу! – пообещал он. Лось потянулся и закрыл глаза. – Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц. Притащил стог сена и давай его Лосю под бок пихать. – Спасибо, не надо! – сквозь сон сказал Лось. – Может, тебе перед сном напиться принести? Я мигом сбегаю! – Да нет, не надо... я спать хочу... – Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу? Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплёлся прочь. – Куда же ты? – удивился Заяц. – Ведь ещё и двадцати минут не прошло!
(С. Михалков)
Приложение 2
Зарядка для глаз
Ах, как долго мы читали.
Глазки у ребят устали
Посмотрите все в окно
Ах, как солнце высоко
Мы глаза сейчас закроем
В классе радугу построим
Вверх по радуге пойдём
Вправо – влево повернём
А потом скатимся вниз
Жмурься сильно, но держись
| Дети встают
Поморгать глазами
Посмотреть влево, вправо
Посмотреть вверх
Закрыть глаза ладошками
Показывают руками радугу
Посмотреть по дуге – вправо и вверх- влево
Посмотреть вниз
Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.
|
Приложение 3 (1)
Приложение 3 (2)
Приложение 3 (3)
Приложение 4
Жанр
| « Заместитель»
Фигура
| Тема
| « Заместитель»
цвет
| Рассказ
|
| О Родине
| красный
| Сказка
|
| О детях
| Желтый
| Стихотворение
|
| О природе
| Зелёный
| Басня
|
| О животных
| Коричневый
| Былина, легенда
|
| О волшебстве и приключениях
| Синий
| Загадка
|
|
|
| Пословица
|
|
|
| Очерк
|
|
|
|
Приложение 5
Две лягушки
Текст
| Описание движений
| Видим: скачут по опушке
Две зеленые лягушки.
Прыг- скок, прыг – скок,
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись, влево наклонялись.
Вот здоровья в чём секрет, всем друзья физкуль – привет?
| Руки на поясе
Полуприседания вправо – влево
Переступание с носка на пятку Руки на поясе
Полуприседания вправо – влево
Движения выполнять по содержанию текста
Ходьба на месте
|
Приложение 6
|