Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Васильевская муниципальная основная общеобразовательная школа
Согласовано. Утверждаю.
Заместитель директора по УВР Директор школы
____________ /Лисенкова В.А./ ____________/Федоркина Т.В./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По изобразительному искусству
5-9 класс
2012/2013 учебный год
Рабочую программу составил учитель Изо
Первой квалификационной категории
Киреева Ирина Витальевна
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство 5-9 классы»
Пояснительная записка .
Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы общеобразовательной школы» (под редакцией доктора педагогических наук В.С. Кузина. - М.: Дрофа ,2004).
Уроки изобразительного искусства имеют большое значение для умственного развития детей. Умственное развитие школьника определяется тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои переживания, чувства , впечатления, полученные от взаимодействия с объектом. В процессе создания образа конкретного героя у детей уточняются, закрепляются знания, полученные ранее. Для работы они подключают воображение, память, мышление, чувства. Как отмечает К.Д. Ушинский, «дети …мыслят формами, красками, звуками, формами вообще» (Ушинский, К.Д. О наглядности обучения. Избр. пед. соч.: т. 2 – М:. Просвещение, 1954.)
Настоящее тематическое планирование ориентировано на использование учебно-методических и дополнительных пособий:
- Кузин, В.С. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство в средней школе / В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа,2004;
- Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей / В.С. Кузин. – 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1999;
- Искусство рисования и живописи. Шаг за шагом: практический курс. – М., 2006
- Сокольникова, В.С. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов: в 4-х частях: Рисунок. Живопись. композиция. Краткий словарь художественных терминов /В.С. Сокольникова, В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – Обнинск: Титул, 1999.
В тематическом плане реализуется модифицированная программа «Изобразительное искусство 1-9 классы» (под редакцией доктора педагогических наук В.С. Кузина), 33-35 часов.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ , содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по ИЗО, и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базовый – в 5-8 классах.
Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта, приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.
Обязательный минимум по изобразительному искусству включает основные ценности и достижения национального и мирового искусства, фундаментальные понятия, связанные с языком художественной выразительности изобразительных (пластических) искусств, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся, формирования их социальной и функциональной грамотности в сфере искусства.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по Изобразительному искусству за курс 5-9 классов.
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать:
Основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
Основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объём , ритм, композиция);
Выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
Наиболее крупные художественные музеи России и мира;
Значение изобразительного искусства в художественной культуре;
Уметь :
Применять художественные материалы (гуашь, тушь, акварель, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров и видов изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объём, перспектива,, светотень, композиция);
Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Для восприятия и оценки произведений искусства;
Самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера)
Календарно – тематическое планирование по
изобразительному искусству
(5 -9 классы)
-
№п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
|
1.
2. 3. 4.
5.
6.
7.
8. 9.
10. 11. 12.
13. 14. 15.
16. 17. 18.
19. 20.
21. 22.
23. 24. 25.
26.
1. 2. 3. 4.
5.
6.
7. 8.
9.
10 11. 12.
13.
| 5 класс
Язык изобразительного искусства и художественный образ. Опыт творческой деятельности
Цветовой круг
Экскурсия в осенний парк Декоративный цветок Живописные упражнения, монотипия «Веселые кляксы» «Золотая осень». Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти Рисование фруктов и овощей Декоративно – прикладное искусство. Истоки и современное развитие народных промыслов. Хохлома. Золотые узоры
Рисуем отгадки к народным загадкам Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда
Особенности анималистического и мультипликационного жанров Рыжий кот. Рисование с натуры домашних животных. Мультипликационные герои
Весёлый Дед Мороз
Изобразительное искусство, его виды и жанры. Графика
Раппорт ткани Гравюра на картоне Работа в технике граттажа Изображение с натуры и по памяти человека, отдельных предметов. Опыт творческой деятельности. Наброски с натуры фигуры человека Русские богатыри Транспорт Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта. Натюрморт из геометрических тел. Натюрморт из разнородных предметов Изображение с натуры и по представлению различных предметов
Наброски с натуры модели домика Рисование по представлению. «Старинный терем» из геометрических фигур Создание иллюстраций к литературным произведениям. Буквица Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конёк-Горбунок»
Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Портрет
Портрет в скульптуре
Четыре разных портрета (по одной схеме)
ИТОГО: 6 класс
Язык изобразительно искусства и худ. Образ
Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления
Полный цветовой круг Живописные и графические упражнения Осенний лист, бабочка и фрукты. Жанры изобразительного искусства. Натюрморт . Пейзаж
Рисование натюрморта. Комнатный цветок и яблоко. Корзина с овощами В осеннем лесу, парке Особенности анималистического жанра изобразительного искусства
Наброски домашних животных (лошадь, корова, коза и тд.)
На морском дне
Невиданный зверь Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов и человека
Наброски куклы-игрушки Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль Фигура человека в движении. спорт
Две контрастные фигуры
Современная графика и ее разновидности
|
7 часов
1 час
1 час 2 часа 1 час
1 час
1 час 4 часа
1 час 1 час 2 часа
3 часа
1 час 1 час 1 час 5 часов 1 час 2 часа 2 часа
3 часа
1 час 1 час 1 час 4 часа
2 часа 2 часа
3 часа
2 часа 1 час
3 часа
1 час 2 часа
3 часа 2 часа
1 час
35 часов
4 часа 1 час 1 час 1 час 1 час
3 часа 2 часа
1 час 3 часа 1 час
1 час
1 час
5 часов
1 час
2 часа 1 час
1 час
2 часа
| 14
| Новогодняя открытка
| 1 час
| 15.
| Зимние забавы, комиксы
| 1 час
|
| Особенности натюрморта
| 2 часа
| 16.
| Мы рисуем инструменты
| 2 часа
|
| Изобразительное искусство, его виды и жанры. Дизайн и архитектура
| 2 часа
| 17.
| Знаменитые архитектурные ансамбли Москвы и Санкт-Петербурга
| 1 час
| 18.
| Наши новостройки Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства
| 1 час
3 часа
| 19.
| Красота народного костюма
| 2 ч
| 20.
| Русский быт в прошлые века
| 1 час
|
| Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве
| 1 час
| 21.
| Материнство
| 1час
|
|
Орнамент как основа декоративного украшения
|
1час
| 22.
| Красота орнамента
| 1 час
|
|
Создание иллюстраций к литературным произведениям
|
2 часа
| 23.
| Иллюстрирование литературного произведения
| 2 часа
|
| Художественный образ и выразительные средства графики
| 3 часа
| 24.
| Космические дали
| 2 часа
| 25.
| Афиша цирка
| 1 час
|
| Символический язык в произведениях декоративно-прикладного искусства
| 1 час
| 26.
| Разработка герба
| 1 час
|
|
Жанры изобразительного искусства. Особенности портрета
|
2 часа
| 27.
| Человек и профессия . Поясной портрет.
| 1 час
| 28.
| Портрет - шутка
| 1час
|
| Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта
| 1 час
| 29.
| Весенний букет
| 1 час
|
| ИТОГО :
| 35 часов
|
1. 2. 3. 4
5.
6.
7. 8. 9.
| 7 класс
Многонациональное отечественное искусство
Красота вокруг нас
Народ-творец прекрасного Праздничный натюрморт
Мы- юные краеведы и этнографы Национальный натюрморт
Национальные традиции в культуре народа
Народный праздник Иллюстрации сказок народов России Красота родного края Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры
|
10 часов 1 час
1 час 2 часа 1 час
1 час
1 час
1 час 1 час 1 час 15часов
|
10.
|
Изобразительное искусство эпохи Возрождения
|
1 час
| 11.
| Мир Леонардо
| 1 час
| 12.
| Красота классической архитектуры
| 2 часа
| 13.
| Изобразительное искусство Западной Европы ХVII века
| 1 час
| 14.
| Творчество Рембрандта
| 1 час
| 15.
| Искусство натюрморта
| 2 часа
| 16.
| Изображение человека в движении
| 1 час
| 17.
| Красота фигуры человека в движении
| 1 час
| 18.
| Изобразительное искусство западноевропейских стран XVIII-XX вв.
| 1 час
| 19.
| Античная расписная керамика
| 1 час
| 20.
| Зарубежный друг ( гость )
| 1 час
| 21.
| В мире литературных героев
| 2 часа
|
|
Труд в изобразительном искусстве
|
10 часов
| 22.
| Трудовые ритмы
| 1 час
| 23.
| Трудовые будни
| 2 часа
| 24
| Мы – юные дизайнеры
| 1 час
| 25.
| Рисуем лошадей
| 1 час
| 26.
| Мы охраняем памятники нашей Родины
| 2 часа
| 27.
| Весенний пейзаж
| 1 час
| 29.
| Цветы весны
| 1 час
| 30
| Итоговое занятие
| 1 час
|
| Итого:
8 класс Искусство моего народа
| 35 часов
9 часов
| 1.
| Культура – зеркало русской души
| 2 часа
| 2.
| Русские народные промыслы. Русь деревянная
| 1 час
| 3.
| Народные промыслы – неувядающая ветвь
| 1 час
| 4.
| Родные просторы в произведениях русских художников и поэта А.С. Пушкина
| 2 часа
| 5.
| Русский народный костюм
| 1 час
| 6.
| Традиции русской реалистической художественной школы
| 1 час
| 7.
| Древние образы в народном искусстве. Символы цвета и формы
| 1 час
|
|
Труд и искусство
|
7 часов
| 8.
| В мастерской художника
| 2 часа
| 9.
| Человек – мера всех вещей
| 1 час
| 10.
| Предметы быта – результат творчества человека
| 2 часа
| 11 .
| Мир профессий
| 1 час
| 12.
| Волшебный мир театра
| 1 час
| 13.
| Итоговое занятие
ИТОГО:
| 1 час 17 часов
|
|
9 класс В мире декоративно – прикладного искусства
| 10 часов
| 1.
| Гжельская роспись
| 1 час
| 2.
| Дымковская роспись
| 1 час
| 3.
| Хохломская роспись
| 1 час
| 4.
| Орнамент в архитектуре
| 2 часа
| 5
| Искусство оформления книги
| 2 часа
| 6.
| Знакомство с различными гарнитурами шрифтов
| 1 час
| 7.
| Прикладное искусство и дизайн
| 2 часа
|
|
Изобразительное искусство в жизни людей
|
8 часов
| 8.
| Портрет моего друга
| 1 час
| 9.
| Течения и направления в изобразительном искусстве ХХ века
| 1 час
| 10
| Проект «Фантастический город»
| 1 час
| 11.
| Искусство зарубежных художников конца XIX – начала XX века
| 1 час
| 12.
| Авангардизм в натюрморте настроения
| 1 час
| 13.
| Воздушная перспектива
| 1 час
| 14.
| Природа в изобразительном искусстве
| 1 час
| 15.
| Обобщающее занятие «Я поведу тебя в музей»
| 1 час
|
| Итого:
| 18 часов
| |