Отчет по экспериментальной работе учителя начальных классов МОУ СОШ №118 Калининского района городского округа город Уфа Коршуновой Е.В.
Тема работы - «Развитие литературного воображения как способ формирования креативности личности».
Цель этапа – проведя в контрольном и экспериментальном классах первичный диагностический опрос, экспериментально проверить эффективность системной работы по развитию литературного воображения с целью формирования креативности личности.
Задачи этапа:
выбрать базу эксперимента;
сформировать дидактический материал;
провести первичный диагностические опросы и тестирование;
опытно-экспериментальным путем проверить эффективность комплекса лексико-грамматических упражнений для развития креативных способностей.
Согласно программе исследования, в апреле – мае 2010 года проведены в контрольном и экспериментальном классах первичные диагностические опросы и тестирование.
По результатам констатирующего эксперимента, исходный уровень оригинальности, продуктивности и беглости мышления в контрольном классе выше, чем в экспериментальном. А гибкость мышления по всем уровням лучше в экспериментальном классе.
За 2010 – 2011 учебный год проведена следующая работа:
в рамках внедрения ФГОС разработана программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательскому направлению, в котором один из разделов посвящен развитию воображения обучающихся;
проведены уроки с использованием упражнений, развивающих литературное воображение
Упражнения и их применение на уроках можно увидеть в представленной таблице.
Название упражнения
| Темы уроков
| «Лингвистические кубики»
| На уроках обобщения по разделам во 2 классе: «Учимся работать с текстом», «Слова, слова, слова…», «План и пересказ», «В мире книг» получил»
| «Завиральные истории»
| На этапе проверки домашнего задания во 2 классе по темам: Л.Пантелеев «Как поросенок говорить научился», Л.Пантелеев «Две лягушки», русская народная сказка «Заяц-хваста», В.Авдеенко «Маленькая Баба Яга»
| «Что было потом?»
| Во 2 классе по темам: Л.Пантелеев «Карусель», Л.Пантелеев «Как поросенок говорить научился», Г.Горбовский «Розовый слон», Е.Пермяк «Волшебные краски»
| «Бином фантазии»
| На уроках русского языка во время словарной работы, когда необходимо изучить ничем не связанные между собой слова.
| «Творческая ошибка»
| На уроках русского языка по теме «Работа над ошибками, допущенными в диктантах и изложениях»
| «Слово-Сказка»
| Во 2 классе по темам: М.Пришвин «Еж», В.Даль «Кузовок», Э.Мошковская «Жадина», Н.Носов «Фантазеры»
| «Групповая картина»
| На уроках по темам, где уделяется особое внимание описанию помещений, пейзажей.
Во 2 классе упражнение может быть использовано на уроках по темам: Носов Н. «Живая шляпа», немецкая сказка «Русалочка», Гаршин В. «Лягушка-путешественница», Д.Биссет «Про поросенка, который учился летать», В.Голявкин «В шкафу»
| По итогам работы первого года проведена промежуточная диагностика.
Результаты следующие: отмечается как повышение, так и понижение уровней в экспериментальном и контрольном классах. Но, если в контрольном классе рост незначительный по сравнению с первичной диагностикой, то в экспериментальном классе разница больше.
На следующем этапе планируется:
продолжить систематически проводить упражнения, развивающие и корректирующие литературное воображение, как на уроках, так и во внеурочной деятельности;
создать методические разработки по развитию воображения.
|