№ урока
| Содержание
(разделы, темы)
| Кол-во часов
| Дата проведения
|
плани-руемая
| фактическая
|
1
| Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития уч-ся.
| 1
| 4.09
|
|
| Устное народное творчество (6 часов)
|
2
| Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.
| 1
| 7.09
|
|
3
| Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.
| 1
| 11.09
|
|
4
| Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван-царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки.
| 1
| 14.09
|
|
5
| «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо» -волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки.
| 1
| 18.09
|
|
6
| Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.
|
| 21.09
|
|
7
| Р.Р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение сочинению: «Мой любимый герой русской народной сказки».
|
| 25.09
|
|
| Из древнерусской литературы (1 час)
|
8
| Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.
| 1
| 28.09
|
|
| Из русской литературы 18 века (1 час).
|
9
| М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.
| 1
| 2.10
|
|
| Русская литература 19 века (31 час).
|
10
| Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века).
| 1
| 5.10
|
|
11
| И.А. Крылов. Слово о баснописце. Обличие человеческих пороков в баснях «Волк и ягнёнок», «Волк на псарне».
| 1
| 16.10
|
|
12
| И.А.Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали
| 1
| 19.10
|
|
13
| Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Конкурс инсценированной басни.
| 1
| 23.10
|
|
14
| В.А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.
| 1
| 26.10
|
|
15
| В.А. Жуковский «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады.
| 1
| 30.10
|
|
16
| А.С.Пушкин. Детство и Лицей. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.
| 1
| 2.11
|
|
17
| Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.
| 1
| 6.11
|
|
18
| Урок контроля. Письменные ответы, тестирование
| 1
| 9.11
|
|
19
| А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.
| 1
| 13.11
|
|
20
| Сходство и различие литературной и народной сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Обучение сочинению: «В чём превосходство царевны над царицей в « Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?»
| 1
| 16.11
|
|
21
| Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.
| 1
| 27.11
|
|
22
| В.М.Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.
| 1
| 29.11
|
|
23
| М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.
| 1
| 4.12
|
|
24
| Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения.
| 1
| 6.12
|
|
25
| Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.
| 1
| 11.12
|
|
26
| Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»
| 1
| 13.12
|
|
27
| Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге» Раздумья поэта о судьбе народа. Понятие об эпитете.
| 1
| 18.12
|
|
28
| Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях..»-отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.
| 1
| 20.12
|
|
29
| И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.
| 1
| 25.12
|
|
30
| Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.
| 1
| 27.12
|
|
31
| Р.Р Тургенев-мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму»: «Что воспевает Тургенев в образе Герасима?»
| 1
| 10.01
|
|
32
| Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М. .Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова (письменные ответы на вопросы)
| 1
| 15.01
|
|
33
| А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.
| 1
| 17.01
|
|
34
| Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.
| 1
| 22.01
|
|
35
| Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев
| 1
| 24.01
|
|
36
| А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.
| 1
| 29.01
|
|
37
| Русские поэты XIX в. о Родине и родной природе.Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.
| 1
| 31.01
|
|
38
| Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова
| 1
| 5.02
|
|
| Из русской литературы 20 века (19 часов).
|
39
| И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.
| 1
| 7.02
|
|
40
| В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.
| 1
| 12.02
|
|
41
| Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев.
| 1
| 14.02
|
|
42
| Изображение города и его обитателей в повести. Понятие о композиции литературного произведения. Обучение сочинению по повести Короленко «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?»
| 1
| 26.02
|
|
| А.И.Куприн. Слово о писателе. «Тапер». Талант и труд. Проблемы взаимоотношений детей и взрослых.
| 1
|
|
|
43
| С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение родной природы в стихотворении «Синий май. Зоревая теплынь…». Своеобразие языка стихотворения.
| 1
| 28.02
|
|
44
| П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.
| 1
| 5.03
|
|
45
| Образ Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе.
| 1
| 7.03
|
|
46
| К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб».
| 1
| 12.03
|
|
47
| Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения
| 1
| 14.03
|
|
48
| Вн.чт. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении.
| 1
| 19.03
|
|
49
| С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла.
| 1
| 21.03
|
|
50
| Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке Традиции народных сказок в пьесе Маршака. Подготовка к домашнему сочинению «Добро и зло в сказке С. М. Маршака «Двенадцать месяцев».
| 1
| 26.03
|
|
51
| А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
| 1
| 28.03
|
|
52
| Контрольная работа (тест).
| 1
| 2.04
|
|
53
| В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.
| 1
| 4.04
|
|
54
| «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.
| 1
| 16.04
|
|
55
| Р.Р. Классное сочинение «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?»
| 1
| 18.04
|
|
56-57
| Русские поэты XXв. о Родине и родной природе.
| 2
| 23.04-25.04
|
|
58
| Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон» Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного. Юмор в его рассказах.
| 1
| 30.04
|
|
59
| К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете…». Война и дети. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы ВОВ.
| 1
| 2.05
|
|
| Из зарубежной литературы (9 часов)
|
60
| Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе.
| 1
| 7.05
|
|
61
| Вн.чт. Д.Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона. Характер главного героя.
| 1
| 9.05
|
|
62
| Х.-К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке.. Кай и Герда.
| 1
| 14.05
|
|
63
| В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.
| 1
| 16.05
|
|
64
| Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.-К. Андерсена «Добро и зло в сказках Андерсена», «Какие поступки героев сказок я считаю благородными?»
| 1
| 21.05
|
|
65
| Вн.чт. Ж. Санд «О чём говорят цветы?». Спор героев о прекрасном.
| 1
| 23.05
|
|
66
| Вн.чт. М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе. Внутренний мир героев.
| 1
| 28.05
|
|
67
| Дж.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише» Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. Мастерство автора в изображении жизни северного народа.
| 1
| 29.05
|
|
68
| Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.
| 1
| 31.05
|
|