Скачать 0.85 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №26 г. Томска Программа «Хореография» ( 1 – 4 классы) Автор: Лаптев Сергей Алексеевич, педагог дополнительного образования Томск 2011 Информационная карта образовательной программы
I. Пояснительная записка. 1.1. Общие сведения. Данная примерная программа разработана научно-методической службой ДДТ «У Белого озера» для реализации на базе структурных подразделений и общеобразовательных учреждений – школьных филиалов ДДТ. Направленность программы – художественно-эстетическая. По типу программа является примерной, она составлена на основе программ Министерства образования и науки для учреждений дополнительного образования и программ Министерства культуры для хореографических училищ, авторской комплексной программы школы-студии «Фуэте» томского ДТДиМ, театра танца «Ривьера» ДДТ «У Белого озера» г. Томска, апробированного опыта работы хореографических ансамблей на базе СОШ № 58, гимназии № 13, , гимназии № 26. Данная программа является ориентиром для педагога – руководителя школьного хореографического коллектива (ансамбля, группы, студии, танцевального кружка). Срок реализации программы 2 - 6 лет. В зависимости от содержания образовательного запроса и стартовых возможностей воспитанников, интересов школы, уровня квалификации и подготовленности педагога может быть реализована как в полном объёме (6 лет обучения), так и отдельными учебными модулями (разделами). Программа ориентирована на детей 7-17 лет с минимальным отбором воспитанников (с учетом состояния здоровья, готовности к данному виду деятельности). Предполагает 3 образовательных модуля (подготовительный, основной, самоопределения). По уровню освоения программа является общеразвивающей (подготовительный, основной блоки) и специализированной (блок самоопределения). 1.2. Актуальность данной программы заключается в предоставлении ребёнку и подростку спектра возможностей по реализации его интересов и способностей в сфере хореографии; в обеспечении потребностей школы в формировании общей культуры воспитанников, безопасной и продуктивной организации их свободного времени, создании самостоятельного творческого коллектива, презентации результатов его деятельности на различных уровнях (районном, городском, областном и др.). Востребованность программы со стороны педагогов, воспитанников и их родителей в значительной степени определяется: - интересом к классическим эталонам искусства, определяющим развитие современной музыки, театра, танца; - стремлением к самостоятельным пробам детей и подростков в освоении классических и современных направлений хореографии; - поиском форм, способов, средств поддержки культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, формирования ценностного отношения к физическому и психическому здоровью человека. Искусство танца развивает ребенка многосторонне и гармонично: воспитывает любовь к прекрасному, позволяет самовыразиться, проявить и продемонстрировать свои способности, укрепляет здоровье, дает уверенность в себе, формирует осанку, красоту тела, придает грациозность в походке и движениям. Многоплановость и многожанровость хореографического искусства (от «классики» до «модерна», от сценических постановок до «уличных танцев») позволяет каждому ребёнку проявить свои способности и индивидуальность, и, вместе с тем, найти друзей по интересам, почувствовать себя частью слаженной, «двигающейся в такт» группы. Несмотря на значительное число серьёзных профессиональных коллективов, существующих в учреждениях культуры, дополнительного образования, школьные танцевальные кружки, студии, ансамбли пользуются неизменной популярностью у детей и подростков. Близость к дому, «родные стены» школы, возможность посещать занятия с друзьями и одноклассниками, ориентация расписания занятий и репертуара на реалии школьной жизни, выступления на школьных праздниках перед родителями, друзьями, учителями – всё это зачастую становится решающим фактором в выборе детского объединения. Отбор содержания данной программы основан на идеях И.Я.Лернера о развитии личного опыта учащихся в 4-х аспектах: освоении «готовых» знаний о хореографии, различных способов деятельности человека в танцевальном искусстве, развитии опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного опыта ребенка. 2. Цель и задачи программы. 2. 1. Цель: Развитие творческих способностей детей и подростков средствами искусства хореографии. 2. 2. Задачи:
1.3. Особенности построения программы и организации образовательной деятельности. Срок реализации программы 2-6 лет. Срок реализации программы, выбор предметов и объём содержания каждого из модулей определяется педагогом исходя из стартовых возможностей, специальных способностей и интересов детей, особенностей и условий конкретной школы, контингента воспитанников. Педагог имеет право варьировать содержание учебных предметов, объём учебных часов на освоение воспитанниками тех или иных тем и предметов при обязательном условии отражения изменений в составляемом им ежегодно календарно-тематическом плане. Календарно-тематический план, репертуарный план на каждый год обучения и график предполагаемого участия воспитанников в конкурсах, фестивалях, концертных программах оформляются педагогом как приложение к данной примерной программе. Данная примерная программа является модульной. Каждый из модулей рассчитан на 1 -2 года обучения. Модуль 1. «Подготовительный» (1 - 2 год обучения, 144ч. в год). Основное назначение данного модуля – знакомство детей с миром танца, выявление и развитие танцевальных способностей детей, формирование интереса и мотивации детей к занятиям хореографией. Содержание модуля ориентировано на детей 7 – 10 лет. Для воспитанников более старшего возраста целесообразно вхождение в образовательную программу со 2 модуля. Модуль 2. «Основной» (3 – 4 год обучения, 144 ч. в год). В ходе освоения данного модуля развивается интерес к предметному содержанию образовательного процесса, формируются ценностные ориентации воспитанника, ярче проявляются его общие и специальные творческие способности, склонности к занятиям хореографией, оформляются личностные позиции, связанные не только с заинтересованностью в достижении высоких результатов в области хореографии, но в организаторской, внутри-коллективной деятельности, подготовке концертных выступлений. Активная концертная деятельность, выступления на различных площадках и, прежде всего, презентация работ творческого коллектива на школьных праздниках и мероприятиях способствуют созданию дружного коллектива. Формирование концертного репертуара, распределение обязанностей внутри коллектива с учётом индивидуальных интересов и склонностей способствуют становлению ответственности каждого за достижение общего результата. Модуль 3. «Самоопределения» (5 – 6 год обучения, 324 ч.в год). В процессе освоения данного модуля реализуется стремление подростка разобраться в себе, желание найти свое место в среде сверстников, воспитанник самоопределяется относительно предметного содержания образовательной программы и собственных ценностных ориентаций. Содержание данного модуля предполагает углубленное изучение предметов: классический, народно-сценический и современный танец, возможность самостоятельных постановок. Углублённая предметная подготовка влияет на качество концертных номеров, на разнообразие репертуара, что позволяет воспитанникам принимать активное участие в концертной деятельности и хореографических конкурсах на различных уровнях. Режим занятий: 1-ый год обучения – 2 занятия по 2 часа = 4 часа в неделю, 144 часа в год; 2-ой – 3 занятия по 2 часа или 2 занятия по 3 часа = 6 часов в неделю, 216 часов в год, 3-ий и 4-й годы – 3 занятия по 3 часа = 9 часов в неделю, на 5-м и 6-м годах обучения учебная нагрузка в неделю может составлять до 12 часов в неделю (432 часа в год) при условии организации работы в подгруппах (ансамбль, постановка). Концертмейстерские часы на предметах хореографии, ритмики выделяются в соответствии с учебным планом (100 %). Наполняемость групп определяется годом обучения: 1 год обучения - не менее 15 человек, 2 год и последующие - не менее 12 человек, ансамбль - 10 человек. 1.4. Принципы обучения, воспитания, развития:
1.5. Методы обучения, используемые в реализации данной программы: Словесные: рассказ, объяснение, беседа. Наглядные: показ, демонстрация видео, фото материалов. Практические: упражнения воспроизводящие, тренировочные и т.д. Эвристические: творческие задания импровизационного характера, этюды, самостоятельные постановки. 1.6. Возрастные особенности воспитанников. Ведущие формы и виды деятельности. Программа ориентирована на детей и подростков 7 – 17 лет, проявляющих интерес и способности к хореографии, искусству танца. Ведущими формами организации образовательного процесса являются практическое и репетиционное занятие. Используются такие формы как: мастер-класс, беседа, видео-урок, экскурсия, викторина, коллективное посещение концертов, спектаклей, массовых мероприятий. На занятиях наряду с фронтальными методами используются работа в парах, индивидуальная работа, работа в микрогруппах. Выбор форм, методов и видов деятельности в учебной группе определяется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Психологические особенности возрастной группы 7 – 11 лет:
Выбор методов и форм проведения занятий на данном этапе обусловлен возрастными особенностями воспитанников: это игровые формы, направленные на раскрепощение, снятие страха оценки, формирование доброжелательных отношений внутри учебной группы, на восприятие и осознание искусства, воплощение своих чувств и мыслей в образах; на развитие эмоционально-чувственной сферы, погружение в заданную ситуацию. Психологические особенности возрастной группы 11-15 лет:
Для данной возрастной группы приоритетны игровые, соревновательные формы и методы, коллективная творческая деятельность (КТД), работа в микрогруппах, частая смена состава микрогрупп и позиции участников в совместной деятельности. Выбор методов и форм проведения занятий обусловлен возрастными особенностями воспитанников: показ, воспроизведение, анализ, самостоятельная проба. Важную роль на этом этапе играет метод упражнений, отработки техники через многократное повторение. Активно используются методы создания системы образов, методы тактильного ощущения, самоконтроля. Особое значение для данной возрастной группы имеет такая организация образовательного процесса, которая обеспечивает воспитанникам возможность выбора позиции в совместной деятельности: организатора, «костюмера», «визажиста» и др. Психологические особенности возрастной группы 16-17 лет:
Для старшей возрастной группы более адекватными являются все формы индивидуального сопровождения, встречи с представителями различных профессий, связанных с хореографическим искусством, индивидуальные творческие задания. На первый план выходят методы импровизации, взаимообучения, ролевые игры. Происходит смена педагогической позиции: от мотивирующей и организующей (Основной модуль) к поддерживающей и направляющей (Модуль самореализации). 3. Ожидаемые результаты и мониторинг результативности реализации программы. 3.1. Предполагаемые результаты реализации программы. По окончании курса обучения воспитанник коллектива:
3.2. Ведущими формами мониторинга эффективности реализации программы и динамики продвижения воспитанников являются входная диагностика, промежуточная (декабрь/январь) и итоговая (апрель/май) аттестации воспитанников. Аттестация может проводиться как в форме контрольных (зачётных занятий), так и в форме концертов, конкурсов, выступлений на различных концертных площадках. 4. Содержание образовательной деятельности. 4.1. Учебный план
3. Учебные предметы и дисциплины. Содержание учебного материала и учебная нагрузка. В примерной программе представлены следующие предметы: ритмика, классический танец, народный танец, современный танец, беседы о хореографии, актерское мастерство. Освоение программы предполагает постепенность в овладении лексикой и техническими приемами, систематичность и регулярность занятий, целенаправленность учебного процесса, связь с такими жанрами искусства, как музыка, литература, живопись. Значимой для успешной реализации программы является опора на предмет «Классический танец» на всех этапах обучения. Классический танец не только развивает физические данные воспитанников и формирует необходимые технические навыки, но является источником высокой исполнительской культуры и средством эстетического и нравственного воспитания детей. Владение техникой классического танца позволяет воспитанникам успешно освоить такие жанры, как народный и современный танец. При наличии условий для занятий классическим танцем, на данный предмет отводится 1-2 часа в неделю. Предмет «Ритмика» является основным для 1 года обучения (подготовительный модуль, направлен на развитие музыкально-ритмической выразительности, пространственной ориентации ребенка. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. В дальнейшем ритмическое воспитание осуществляется непосредственно через элементы танцевальных движений в процессе занятий. На практических занятиях дети приучаются к сотворчеству, у них развиваются память, внимание, творческие способности. В процессе освоения подготовительного модуля на 2-м году обучения целесообразно введение предмета «Детский танец» (1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 1 часу). Введение предмета «Актерское мастерство» (1 час в неделю) целесообразно в процессе освоения основного модуля с целью развития эмоционально-чувственной сферы ребенка, подростка. Данный предмет помогает воспитаннику в создании сценического образа. Курс актерского мастерства основан на технологии игрового обучения. На занятиях по актерскому мастерству особое внимание уделяется развитию сценического внимания, воображения и фантазии, мышечной свободы, эмоциональной памяти, взаимодействию (умению слышать, видеть, понимать партнера), актерской смелости, чувства правды и веры (умения погрузиться в предлагаемые обстоятельства, поверить в них и совершить определенные действия). Содержательную основу Основного модуля составляют предметы «Народно-сценический танец» (2 часа в неделю) и «Современный танец» (1 час в неделю). Они направлены на расширение предметных знаний по хореографии и обогащение исполнительских возможностей воспитанников. Народно-сценический танец раскрывает красоту и образность национальных танцев, знакомит с культурой других народов. Современный танец расширяет поле для творческого самовыражения ребенка, способствует более полному физическому и пластическому развитию мышечного аппарата детей, укреплению мышц, связок, суставов для исполнения разнообразных комбинаций современных танцевальных направлений, способствует гармонизации самооценки, успешной адаптации в среде сверстников. Предмет «Беседы о хореографии» (теоретический курс, реализуемый в процессе освоения всех модулей программы, 1 час в неделю) знакомит воспитанников с историей развития хореографии, профессиями, связанными с хореографическим искусством, творчеством выдающихся исполнителей, постановщиков, балетмейстеров. Ансамбль, постановка на протяжении всего срока обучения обеспечивают возможности коллективного творчества и предъявления результатов обучения в виде конкретных продуктов (танцев, этюдов, композиций, концертных номеров и т.д). Учебно-тематическое планирование Ритмика
|