Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/7
Дата публикации30.04.2014
Размер0.85 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6   7
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №26 г. Томска

Программа

«Хореография»

( 1 – 4 классы)

Автор: Лаптев Сергей Алексеевич,

педагог дополнительного образования

Томск 2011

Информационная карта

образовательной программы


I Наименование программы

«Школьный хореографический коллектив»

II Направленность

художественно-эстетическая

III Сведения об авторе (разработчике)




1. ФИО

Лаптев С.А.

2. Год рождения

1983

3. Образование

высшее

4. Место работы

Педагог дополнительного образования

5. Должность

Методист

6. Квалификационная категория

Высшая

7. Адрес, телефон

Г. Томск, ул. Ивана Черных, 97/4, кв. 123

IVСведения о программе




1. Срок реализации

2 - 6 лет

2. Возрастная группа

7-17 лет

3. Тип программы

примерная

4. Характеристика программы




По месту в образовательной модели

разновозрастного детского объединения

По уровню освоения

общеразвивающая, специализированная

По форме организации образовательного процесса

комплексная

5. Цель программы

Развитие творческих способностей детей средствами хореографии

6. Учебные курсы, дисциплины

Ритмика

Классический танец

Народно-сценический танец

Современный танец

Беседы о хореографии

Ансамбль, постановка

7. Ведущие формы и методы образовательной деятельности

Формы: учебно-тренировочные, постановочные, репетиционные занятия, комплексное занятие.

Методы: словесные: рассказ, объяснение, беседа; наглядные: показ, демонстрация; практические: упражнения воспроизводящие, тренировочные и т.д.

8. Формы мониторинга результативности

Промежуточная аттестация (контрольное занятие, тестирование)

Итоговая аттестация (контрольное занятие, концерты, конкурсы,

выступления на различных концертных площадках)

9. Кадровое обеспечение

педагог-хореограф, концертмейстер

11. Дата утверждения






I. Пояснительная записка.

1.1. Общие сведения.

Данная примерная программа разработана научно-методической службой ДДТ «У Белого озера» для реализации на базе структурных подразделений и общеобразовательных учреждений – школьных филиалов ДДТ.

Направленность программы – художественно-эстетическая.

По типу программа является примерной, она составлена на основе программ Министерства образования и науки для учреждений дополнительного образования и программ Министерства культуры для хореографических училищ, авторской комплексной программы школы-студии «Фуэте» томского ДТДиМ, театра танца «Ривьера» ДДТ «У Белого озера» г. Томска, апробированного опыта работы хореографических ансамблей на базе СОШ № 58, гимназии № 13, , гимназии № 26.
Данная программа является ориентиром для педагога – руководителя школьного хореографического коллектива (ансамбля, группы, студии, танцевального кружка).

Срок реализации программы 2 - 6 лет. В зависимости от содержания образовательного запроса и стартовых возможностей воспитанников, интересов школы, уровня квалификации и подготовленности педагога может быть реализована как в полном объёме (6 лет обучения), так и отдельными учебными модулями (разделами).

Программа ориентирована на детей 7-17 лет с минимальным отбором воспитанников (с учетом состояния здоровья, готовности к данному виду деятельности). Предполагает 3 образовательных модуля (подготовительный, основной, самоопределения). По уровню освоения программа является общеразвивающей (подготовительный, основной блоки) и специализированной (блок самоопределения).

1.2. Актуальность данной программы заключается в предоставлении ребёнку и подростку спектра возможностей по реализации его интересов и способностей в сфере хореографии; в обеспечении потребностей школы в формировании общей культуры воспитанников, безопасной и продуктивной организации их свободного времени, создании самостоятельного творческого коллектива, презентации результатов его деятельности на различных уровнях (районном, городском, областном и др.).

Востребованность программы со стороны педагогов, воспитанников и их родителей в значительной степени определяется:

- интересом к классическим эталонам искусства, определяющим развитие современ­ной музыки, театра, танца;

- стремлением к самостоятельным пробам детей и подростков в освоении классических и современных направлений хореографии;

- поиском форм, способов, средств поддержки культуры здорового образа жизни под­растающего поколения, формирования ценностного отношения к физическому и психиче­скому здоровью человека.
Искусство танца развивает ребенка многосторонне и гармонично: воспитывает любовь к прекрасному, позволяет самовыразиться, проявить и продемонстрировать свои способности, укрепляет здоровье, дает уверенность в себе, формирует осанку, красоту тела, придает грациозность в походке и движениям. Многоплановость и многожанровость хореографического искусства (от «классики» до «модерна», от сценических постановок до «уличных танцев») позволяет каждому ребёнку проявить свои способности и индивидуальность, и, вместе с тем, найти друзей по интересам, почувствовать себя частью слаженной, «двигающейся в такт» группы. Несмотря на значительное число серьёзных профессиональных коллективов, существующих в учреждениях культуры, дополнительного образования, школьные танцевальные кружки, студии, ансамбли пользуются неизменной популярностью у детей и подростков. Близость к дому, «родные стены» школы, возможность посещать занятия с друзьями и одноклассниками, ориентация расписания занятий и репертуара на реалии школьной жизни, выступления на школьных праздниках перед родителями, друзьями, учителями – всё это зачастую становится решающим фактором в выборе детского объединения.

Отбор содержания данной программы основан на идеях И.Я.Лернера о развитии личного опыта учащихся в 4-х аспектах: освоении «готовых» знаний о хореографии, различных способов деятельности человека в танцевальном искусстве, развитии опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного опыта ребенка.

2. Цель и задачи программы.

2. 1. Цель: Развитие творческих способностей детей и подростков средствами искусства хореографии.

2. 2. Задачи:

  • Формирование предметной компетентности в области хореографии: знание о мно­гообразии видов и жанров искусства хореографии, истории танцевального ис­кусства, танцевальных жанрах (классический, народный, современный танцы).

  • Формирование базовых хореографических навыков для творческого выражения заданного образа.

  • Приобщение воспитанников к истории искусства танца, его традициям, пониманию значимости танца в жизни народа.

  • Выявление и развитие заложенных в воспитаннике способностей: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, формирование умений говорить на языке танца через эмоции, жесты, пластику, мимику, умение двигаться грациозно.

  • Формирование навыков коллективного творчества, сотрудничества.

  • Формирование таких качеств личности как терпение, целеустремленность, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, выносливость, стремление к самосовершенствованию и творческому росту.

  • Расширение эрудиции и кругозора.

  • Формирования потребностей и навыков сохранения и укрепления здоровья.



1.3. Особенности построения программы и организации образовательной деятельности.
Срок реализации программы 2-6 лет. Срок реализации программы, выбор предметов и объём содержания каждого из модулей определяется педагогом исходя из стартовых возможностей, специальных способностей и интересов детей, особенностей и условий конкретной школы, контингента воспитанников. Педагог имеет право варьировать содержание учебных предметов, объём учебных часов на освоение воспитанниками тех или иных тем и предметов при обязательном условии отражения изменений в составляемом им ежегодно календарно-тематическом плане. Календарно-тематический план, репертуарный план на каждый год обучения и график предполагаемого участия воспитанников в конкурсах, фестивалях, концертных программах оформляются педагогом как приложение к данной примерной программе.

Данная примерная программа является модульной. Каждый из модулей рассчитан на 1 -2 года обучения.

Модуль 1. «Подготовительный» (1 - 2 год обучения, 144ч. в год).

Основное назначение данного модуля – знакомство детей с миром танца, выявление и развитие танцевальных спо­собностей детей, формирование интереса и мотивации детей к занятиям хореографией. Содержание модуля ориентировано на детей 7 – 10 лет. Для воспитанников более старшего возраста целесообразно вхождение в образовательную программу со 2 модуля.
Модуль 2. «Основной» (3 – 4 год обучения, 144 ч. в год).

В ходе освоения данного модуля развивается интерес к предметному содержанию образо­вательного процесса, формируются ценностные ориентации воспитанника, ярче проявляются его общие и специальные творческие способности, склонности к занятиям хореографией, оформляются личностные позиции, связанные не только с заинтересованностью в достижении высоких результатов в области хореографии, но в организаторской, внутри-коллективной деятельности, подготовке концертных выступлений. Активная концертная деятельность, выступления на различных площадках и, прежде всего, презентация работ творческого коллектива на школьных праздниках и мероприятиях способствуют созданию дружного коллектива. Формирование концертного репертуара, распределение обязанностей внутри коллектива с учётом индивидуальных интересов и склонностей способствуют становлению ответственности каждого за достижение общего результата.

Модуль 3. «Самоопределения» (5 – 6 год обучения, 324 ч.в год).

В процессе освоения данного модуля реализуется стремление подростка разобраться в себе, желание найти свое место в среде сверстни­ков, воспитанник самоопределяется относительно предметного содержания образовательной программы и собственных ценностных ориентаций. Содержание данного модуля предполагает углубленное изучение предметов: классический, народно-сценический и современный танец, возможность самостоятельных постановок. Углублённая предметная подготовка влияет на качество концертных номеров, на раз­нообразие репертуара, что позволяет воспитанникам принимать активное участие в кон­цертной деятельности и хореографических конкурсах на различных уровнях.

Режим занятий: 1-ый год обучения – 2 занятия по 2 часа = 4 часа в неделю, 144 часа в год; 2-ой – 3 занятия по 2 часа или 2 занятия по 3 часа = 6 часов в неделю, 216 часов в год, 3-ий и 4-й годы – 3 занятия по 3 часа = 9 часов в неделю, на 5-м и 6-м годах обучения учебная нагрузка в неделю может составлять до 12 часов в неделю (432 часа в год) при условии организации работы в подгруппах (ансамбль, постановка).

Концертмейстерские часы на пред­метах хореографии, ритмики выделяются в соответствии с учебным планом (100 %).

Наполняемость групп определяется годом обучения: 1 год обучения - не менее 15 человек, 2 год и последующие - не менее 12 человек, ансамбль - 10 чело­век.

1.4. Принципы обучения, воспитания, развития:

  • Учета возрастных и индивидуальных особенностей личности воспитанника.

  • Дифференцированного подхода в организации деятельности учебных групп.

  • Связи теории с практикой.

  • Системности, последовательности, осознаваемости.

1.5. Методы обучения, используемые в реализации данной программы:

Словесные: рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные: показ, демонстрация видео, фото материалов.

Практические: упражнения воспроизводящие, тренировочные и т.д.

Эвристические: творческие задания импровизационного характера, этюды, самостоятельные постановки.

1.6. Возрастные особенности воспитанников. Ведущие формы и виды деятельности.

Программа ориентирована на детей и подростков 7 – 17 лет, проявляющих интерес и способности к хореографии, искусству танца.

Ведущими формами организации образовательного процесса являются практическое и репетиционное занятие. Используются такие формы как: мастер-класс, беседа, видео-урок, экскурсия, викторина, коллективное посещение концертов, спектаклей, массовых мероприятий. На занятиях наряду с фронтальными методами используются работа в парах, индивидуальная работа, работа в микрогруппах.

Выбор форм, методов и видов деятельности в учебной группе определяется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Психологические особенности возрастной группы 7 – 11 лет:

  • Смена ведущего вида деятельности с игровой на учебную.

  • Освоение новых видов деятельности при предъявлении ребенку новых социальных требований, возникновении новых ожиданий социума. («Ты уже школьник, ты должен…, можешь, имеешь право…»)

  • Несформированность эмоционально-волевой сферы. Затруднена произвольная регуляция собственного поведения.

  • Незрелость личностных структур (совесть, приличия, эстетические представления).

  • Тревожность, страх оценки.

  • Ориентация на общение со значимым взрослым (педагогом).

  • Формирование навыков учебной рефлексии.

  • Развитие когнитивных функций.

  • Различия в развитии мальчиков и девочек (преобладание логической сферы у мальчиков, эмоционально-чувственной у девочек)

  • Ориентация в поведении на оправдание ожидания и одобрения значимых взрослым

Выбор методов и форм проведения занятий на данном этапе обусловлен возрастными особен­ностями воспитанников: это игровые формы, направленные на раскрепощение, снятие страха оценки, формирование доброжелательных отношений внутри учебной группы, на восприятие и осознание ис­кусства, воплощение своих чувств и мыслей в образах; на развитие эмо­ционально-чувственной сферы, погружение в заданную ситуацию.

Психологические особенности возрастной группы 11-15 лет:

  • Ведущая потребность - общение со сверстниками.

  • Развитие Я – концепции

  • Склонность к риску, острым ощущениям.

  • Быстрая утомляемость и низкая работоспособность, резкие перепады настроения в связи с бурным психофизиологическим развитием.

  • Появление интереса к противоположному полу.

  • Замедление реакции. Подросток не сразу отвечает на вопросы, не сразу начинает выполнять задания

  • Слабо сформированная эмоционально-волевая сфера

  • Ориентация в поведении на поддержание и одобрение со стороны сверстников

  • Необходимость ощущения социальной востребованности (формирование чувства взрослости).


Для данной возрастной группы приоритетны игровые, соревновательные формы и методы, коллективная творческая деятельность (КТД), работа в микрогруппах, частая смена состава микрогрупп и позиции участников в совместной деятельности. Выбор методов и форм проведения занятий обусловлен возрастными особенностями воспитанников: показ, воспроизведение, анализ, самостоятельная проба. Важную роль на этом этапе играет метод упражнений, отработки техники через многократное по­вторение. Активно используются методы создания системы образов, методы тактильного ощущения, самоконтроля. Особое значение для данной возрастной группы имеет такая организация образовательного процесса, которая обеспечивает воспитанникам возможность выбора позиции в совместной деятельности: организатора, «костюмера», «визажиста» и др.
Психологические особенности возрастной группы 16-17 лет:

  • Кризис идентичности. Формирование нового Я – образа (я - взрослый), создание первичной жизненной концепции

  • Профессиональное самоопределение

  • Период формирования, опробования и усвоения системы ценностей и социальных установок.

  • Период формирования социальных компетенций.


Для старшей возрастной группы более адекватными являются все формы индивидуального сопровождения, встречи с представителями различных профессий, связанных с хореографическим искусством, индивидуальные творческие задания. На первый план выходят методы импровизации, взаимообучения, роле­вые игры. Происходит смена педагогической позиции: от мотивирующей и организующей (Основной модуль) к поддерживающей и направляющей (Модуль самореализации).

3. Ожидаемые результаты и мониторинг результативности реализации программы.

3.1. Предполагаемые результаты реализации программы.

По окончании курса обучения воспитанник коллектива:

  • освоит теоретический курс по хореографии

  • Овладеет техникой танцевальных элементов.

  • Научится выражать мысли, чувства, различные эмоциональные состояния своего героя через жесты, мимику, пластику.

  • Разовьет мышечную, зрительную и музыкальную память, а также координацию движений. Научится аккуратности и дисциплинированности.

  • Овладеет основными знаниями и умениями по классической, народной и современной хореографии.

  • Приобретёт опыт коллективного взаимодействия, выступлений на различных концертных площадках.



3.2. Ведущими формами мониторинга эффективности реализации программы и динамики продвижения воспитанников являются входная диагностика, промежуточная (декабрь/январь) и итоговая (апрель/май) аттестации воспитанников. Аттестация может проводиться как в форме контрольных (зачётных занятий), так и в форме концертов, конкурсов, выступлений на различных концертных площадках.
4. Содержание образовательной деятельности.

4.1. Учебный план



Предмет, дисциплина

Количество часов в неделю/в год

Модуль 1.

Подготовительный

Модуль 2.

Основной

Модуль 3.

Самореализация

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

5 год обучения

6 год обучения



Ритмика

50

50















Классический танец

20

20

70

70

100

100



Народно-сценический танец

20

20

20

20

30

30



Современный танец

10

10

10

10

64

64



Беседы о хореографии

10

10

10

10

10

10



Актёрское мастерство

14

14

14

14

20

20



Ансамбль, постановка

20

20

20

20

100

100



Всего часов в неделю/в год

144

144

144

144

324

324



3. Учебные предметы и дисциплины. Содержание учебного материала и учебная нагрузка.
В примерной программе представлены следующие предметы: ритмика, классиче­ский танец, народный танец, современный танец, беседы о хо­реографии, актерское мастерство. Освоение программы предполагает постепенность в ов­ладении лексикой и техническими приемами, систематичность и регулярность занятий, целенаправленность учебного процесса, связь с такими жанрами искусства, как музыка, литература, живопись.

Значимой для успешной реализации программы является опора на предмет «Классический танец» на всех этапах обучения. Классический танец не только развивает физические данные воспитанников и формирует необходимые технические навыки, но является источни­ком высокой исполнительской культуры и средством эстетического и нравственного вос­питания детей. Владение техникой классического танца позволяет воспитанникам успешно освоить такие жанры, как народный и современный танец. При наличии условий для занятий классическим танцем, на данный предмет отводится 1-2 часа в неделю.

Предмет «Ритмика» является основным для 1 года обучения (подготовительный модуль, направлен на развитие музыкально-ритмической выразительности, пространственной ориентации ре­бенка. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. В дальнейшем ритмическое воспитание осуществляется непосредственно через эле­менты танцевальных движений в процессе занятий. На практических занятиях дети при­учаются к сотворчеству, у них развиваются память, внимание, творческие способности.

В процессе освоения подготовительного модуля на 2-м году обучения целесообразно введение предмета «Детский танец» (1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 1 часу).

Введение предмета «Актерское мастерство» (1 час в неделю) целесообразно в процессе освоения основного модуля с целью развития эмоционально-чувственной сферы ребенка, подростка. Данный предмет помогает воспитаннику в созда­нии сценического образа.
Курс актерского мастерства основан на технологии игрового обучения. На занятиях по актерскому мастерству особое внимание уделяется развитию сценического внимания, воображения и фантазии, мышечной свободы, эмоциональной памяти, взаимодействию (умению слышать, видеть, понимать партнера), актерской смелости, чувства правды и веры (умения погрузиться в предлагаемые обстоятельства, поверить в них и совершить определенные действия).

Содержательную основу Основного модуля составляют предметы «Народ­но-сценический танец» (2 часа в неделю) и «Современный танец» (1 час в неделю). Они направлены на расширение предметных зна­ний по хореографии и обогащение исполнительских возможностей воспитанников. Народ­но-сценический танец раскрыва­ет красоту и образность национальных танцев, знакомит с культурой других народов. Современный танец расширяет поле для творческого самовыражения ребен­ка, способствует более полному физическому и пластическому развитию мышечного аппара­та детей, укреплению мышц, связок, суставов для исполнения разнообразных комбинаций современных танцевальных направлений, способствует гармонизации самооценки, успешной адаптации в среде сверстников.

Предмет «Беседы о хореографии» (теоретический курс, реализуемый в процессе освоения всех модулей программы, 1 час в неделю) знакомит воспитанников с историей развития хорео­графии, профессиями, связанными с хореографическим искусством, творчеством выдающихся исполнителей, постановщиков, балетмейстеров.

Ансамбль, постановка на протяжении всего срока обучения обеспечивают возможности коллективного творчества и предъявления результатов обучения в виде конкретных продуктов (танцев, этюдов, композиций, концертных номеров и т.д).

Учебно-тематическое планирование

Ритмика




Темы

Количество часов

теория

практика

всего



Введение в предмет

1

1

2



Элементы музыкальной грамоты

1

33

34



Упражнения на развитие ориентации в пространстве

1

33

34



ОФП

1

19

20



Танцевально-тренировочные упражнения

1

29

30



Повторение, закрепление материала




20

20



Посещение концертных программ, школьных мероприятий с участием хореографического коллектива




4

4













144
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск