Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 67.87 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.04.2014
Размер67.87 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Компетентностный подход и уроки-дебаты
В.К. Мациевская, МОУ "Гимназия № 6"

Я пришел сюда спорить,

чтобы научиться мыслить.

Л.Ф. Лосев

В условиях современной российской действительности институты образования столкнулись с необходимостью разработки программы адаптации молодежи к жизни в новом обществе, формирования у выпускников личностных качеств, которые позволили бы им быть созидателями демократического общества и реализовать свои возможности в нем. Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным, развивающим технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции, необходимые для адаптации в современном обществе.

Одной из таких технологий является технология «Дебаты».

Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам.
Дебаты – соревнование между «играющими», действия которых ограничены определенными условиями и правилами.
Дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.

Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок-игру, но и эффективное средство для развития учащихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Дебаты способствуют развитию и воспитанию следующих компетенций:

  1. Расширению общекультурного кругозора:
    - обогащению знаний, относящихся к гуманитарным областям;
    - развитию интереса к регулярному чтению, формированию мотивации обучения;
    - формированию интереса к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы.

  2. Развитию интеллектуальных способностей:
    - формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями;
    - умению анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;
    - умению различать факты и точки зрения, анализировать полученную информацию.

  3. Развитию исследовательских и организационных навыков:
    - собирать и анализировать материалы из различных источников;
    - оценивать различные версии и мнения;
    - собирать доказательную базу и грамотно ее применять.

  4. Развитию творческих качеств:
    - умению по-новому взглянуть на проблему, использовать нетрадиционные способы для ее решения, видеть новое, необычное.

  5. Развитию коммуникативных умений:
    - умению слушать и слышать собеседника;
    - терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толерантности;
    - способности работать в команде.

  6. Развитию ораторских способностей:
    - навыков публичного выступления;
    - уверенности в себе;
    - умению четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;
    - способности привлечь слушателей интонацией, жестами, мимикой.

  7. Формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе:
    - способности формулировать и отстаивать собственную точку зрения;
    - способности принимать другую точку зрения и оценивать идею, а не человека, ее декларирующего;
    - уважительному отношению к общечеловеческим и национальным ценностям, различным культурам, традициям;
    - стремлению использовать свои знания в практике общественной жизни; умению брать на себя решение каких-либо проблем.

Организационно-педагогическими условиями, способствующими осуществлению процесса социализации в условиях проведения дебатов, являются взаимосвязь и взаимопроникновение следующих компонентов:

  • игровой основы педагогической работы по социализации учащихся, которая заключается в том, что игра используется как возможность попробовать свои силы в различных социальных ролях;

  • разнообразия социальных взаимодействий ученика, включенного в различные сферы жизнедеятельности;

  • обеспечения возможности выбора ценностей, норм, форм деятельности учащегося, который обеспечивается разнообразием и интенсивностью деятельности, широким набором социальных ситуаций и проб, расширением зоны общения и взаимодействия в различных аспектах (деловое сотрудничество, игровое взаимодействие, эмоциональное и т. д.).

Дебаты включают технологию, способствующую обновлению и трансформации гуманитарного образования, развитию творческой активности учащихся и учителей через включение в дебатный процесс: от поиска информации и изучения материалов по определенной проблеме до детальной разработки двух разных подходов к ее решению (утверждающего и отрицающего), что дает возможность учащимся понять многогранность и сложность поднимаемых проблем. При изучении произведений мировой художественной литературы, особенно русской литературы, в которой решаются социальные, политические и нравственные вопросы, причин для проведения дебатов великое множество. Прежде всего это сложные актуальные проблемы, о которых нельзя говорить с полной уверенностью.

Целевые функции и возможности технологии «Дебаты» широки.

Социализирующее значение выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяющим учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе имеющихся знаний и умения применять эти знания.

Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс.

Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам.

Дидактическое значение выражается в том, что дебаты являются основой для формирования у учащихся общеучебных умений и практических навыков, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку.

Основные элементы дебатов

Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы относительно предложенного тезиса, чтобы убедить нейтральную третью сторону и судей в их правильности.

  1. Тема. Тема должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы, быть пригодной для спора, то есть иметь альтернативные варианты. Тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения (например, на уроке русского языка: «Причастие и деепричастие – самостоятельные части речи» или на уроке литературы по повести М. Булгакова «Собачье сердце»: «Эксперимент удался, его следует продолжить»).

  2. Утверждающая сторона пытается убедить судей в правильности своих позиций относительно формулировки темы.

  3. Отрицающая сторона пытается убедить судью в том, что позиция утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация имеет недостатки.

  4. Аргументы. Каждая команда с целью доказательства создает систему аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее позиция является наиболее правильной.

  5. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить свидетельства поддержки (цитаты, факты и т. д.), доказывающие их позицию.

  6. Перекрестные вопросы. Наибольшее количество видов дебатов предоставляет каждому участнику возможность отвечать на вопросы оппонента.

Существуют различные модели технологии «Дебаты»: свободные дебаты в больших аудиториях, панельные дебаты, круглый стол и др. В нашей гимназии используются «Экспресс-дебаты», подготовка к которым осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или сообщению учителя. Этот тип дебатов может рассматриваться как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала или как форма активизации познавательной деятельности (например: «-ТЬ в инфинитиве – суффикс»). В старших классах на уроках литературы проводятся «Модифицированные дебаты», в которых используются отдельные элементы технологии дебатов, изменяются некоторые правила дебатов: сокращается регламент выступлений; увеличивается число игроков в командах; осуществляется ролевая игра, то есть учащиеся исполняют какую-либо роль; изменяется роль ведущего игры – учителя, которая определяется в зависимости от подготовленности учеников.

Основные этапы проведения дебатов

  1. Подготовительный (за неделю до проведения дебатов):
    - формирование команд (6–8 человек);
    - бейджи для команд, фишки двух цветов для судей, песочные часы, гонг;
    - формулировка тезиса. Команды получают задание подготовить аргументы, доказательства, подобрать цитаты из произведений, критической литературы и т. д. «за» и «против» предложенного тезиса;
    - правила дебатов, кодекс чести дебатера, этикет проведения дебатов.

  2. Проведение дебатов
    - жеребьевка (определяется утверждающая и отрицающая команды);
    - строгое соблюдение регламента, правил работы в команде, в соответствии с которой следует не переходить на личности, обсуждать аргумент, а не позицию;
    - критерии оценки.

  3. Заключительный
    - вопросы для анализа дебатов;
    - рефлексия (письменно).

Библиографический список

  1. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории. – М.:БОНФИ, 2001.

  2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. – Рига: Педагогический центр «Эксперимент»,1995.

  3. Омаров Н.Б. Использование приемов активизации познавательной творческой деятельности подростков в процессе работы клуба «Дебаты» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:\дебаты\Омаров Н-Б.htm.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск