Скачать 178.89 Kb.
|
7 класс. Поурочное планирование по русской словесности. ( Учебник Р.И.Альбетковой). Урок №1. Тема: Материал словесности. Слово и словесность. Ход урока.
- Листаем учебник: изучаем строение, систему обозначений. - Значение языка в жизни человека и общества. Стр. 6,7. 3. Слово и словесность. - «Дежурный по словарю» знакомит детей со значениями слова «язык». - Примеры из учебника. Стр. 8, 9. - Словесность. Работа со словарём. Три основных значения. - Учебник стр. 10, 11. - Вывод: что такое словесность. 4. Русская словесность. - Примеры из литературы (м.б. подготовлены заранее). Стр. 12, 13. 5. Вывод. - Чему научились? - Что узнали? - Что повторили? - Обобщение сказанного стр. 14. 6. Д.з. стр.16, 17. Задания 2-6. Урок № 2. Тема: Разновидности употребления языка. Разговорный язык. Его назначение, свойства, использование. Ход урока.
- Что такое словесность? - Различные значения и примеры из задания №2. -Афоризмы и толкования. - Слово учителя. Библия. В начале было слово. - Стр. 20, 21. Примеры. 2. Разговорный язык и его назначение. - Две основные разновидности употребления языка. - Зависимость языка от обстановки. - Три главных назначения языка. -В.В. Виноградов. Роль разговорного языка в человеческом обществе. 3. Свойства разговорного языка. - Связь с ситуацией. - Диалог. - Монолог. - Мимика. Жесты. Интонация. - Синтаксис разговорной речи. 4. Использование разговорного языка в художественных произведениях. - Примеры из литературы. 5. Вывод. - Что узнали? - Чему научились? - Что повторили? - Стр. 31. Обобщим сказанное. 6. Д.з. Сообщение о В.В.Виноградове.Упр. 14,16. Урок №3. Тема: Разновидности разговорного языка. Ход урока.
??? Всем понятны слова песни? Будут ли они понятны жителю другого региона? Поймёт ли их любой человек ? Слова просты и понятны. Этот язык принадлежит всем и называется « общим» разговорным языком. - Свойства разговорного языка, следование нормам. 5. Просторечие. - Ситуация. - Примеры из литературы. - Значение. - А.П.Чехов. Использование просторечия для создания художественного образа. - Не забывай о нормах языка! 6. Территориальные диалекты. - Фонетические диалектизмы. - Грамматические диалектизмы. - Лексические диалектизмы. - А.Н.Афанасьев. - П.П.Бажов. 7. Профессиональные диалекты. - Игра « Разбери предметы». 8. Жаргоны. Арго. - Знакомство со словарём молодёжного сленга. - Использование жаргонизмов в художественной литературе. 9. Обобщим сказанное. Стр.39. 10. Вывод. -Что узнали? - Чему научились? - Что повторили? 11. Д.з. Сообщение об А.Н.Афанасьеве, П.П.Бажове. Отрывок из сказки с примерами. Урок №4. Тема: Литературный язык и его разновидности. Ход урока.
- Основной признак- нормированность. - Орфоэпические нормы. - Лексические нормы. - Грамматические нормы. - Стилистические нормы. - Правила письма: орфографические, пунктуационные. - Современные нормы языка. - Вывод. Что такое литературный язык?
- Зависимость стиля от сферы употребления. - Стили литературного языка: официально- деловой, научный, публицистический. 5. Практическая работа. Пишем заявления, изучаем документы. Можно составить свой официальный документ. Например, «Правила поведения на перемене», «Руководство по технике безопасности во время дежурства по классу» , «Указ о наступлении осени», «Закон об использовании шпаргалок» -упр.14. - Не злоупотребляй о/д стилем! К.И. Чуковский о «канцелярите». 5. Научный стиль литературного языка. - Признаки научного стиля (повторение). - Исследование текста стр. 44, 45. - Вывод. Для чего нужен научный стиль?
- Характеристика (повторение). - Пример. Текст стр. 47. Основные черты публицистического стиля- вывод. 6. Вывод урока. - Что узнали? - Чему научились? - Что повторили? - Обобщение сказанного. Что такое литературный язык?
Урок №5. Тема: Язык художественной литературы. Ход урока.
К какому стилю относится этот текст? Назовите основные признаки публицистического стиля. Мы можем выделить такую черту: стиль призван воздействовать, побуждать к действию.
Здесь тоже побуждение к действию, призыв. Но это не публицистический стиль. Главное здесь- картина жизни. Это язык художественной литературы.
- Язык в литературе, как в живописи- краски, в скульптуре- мрамор или бронза, в музыке- звуки, в балете- движения человеческого тела. - Главная особенность языка художественной литературы- использование всех разновидностей языка. 7. Вывод. Какова функция всех разновидностей средств языка в художественном произведении? Язык художественного произведения- не материал, а результат творчества, важнейшая сторона произведения словесности.
Для чего служит язык художественной словесности? Вопросы стр. 51.
Урок № 6. Тема: Формы словесного выражения в нехудожественной и художественной словесности. Сказ. Ход урока.
- Стилистические разновидности языка. - Какие незнакомые слова вам встретились? Каково их значение в словаре?
- Устная и письменная формы словесного выражения. - Диалог (повторение). - Монолог ( повторение). - Диалог в нехудожественной словесности. - Монолог в нехудожественной словесности. 6. Вывод. Какие формы словесного выражения вы знаете? Каковы их функции в нехудожественной словесности?
- Диалог в художественной словесности. - Монолог в художественной словесности. -Тексты стр. 66-68. 7. Сказ. -Особенности сказа. - Материал разговорного языка для создания образа рассказчика. 8. Вывод. - Что нового узнали? - Чему научились? - Что повторили? Какова функция диалога и монолога в художественном произведении? 9. Д.з. Упр.1-3, 7. Урок №7. Тема урока: Стихи и проза. Их различие. Слово в стихах и в прозе. Ход урока.
- сделать сообщение по теории ( Упр. 1-3, 7) - поиграть с карточками: Упр.1 – соединить разновидности языка и возможные для них формы выражения, Упр.2: открыв учебник литературы, работаем с ним, Упр. 3: работа с текстом, Упр. 7: работа с текстом. 3. Использование слайдов. - Презентация стихотворения - Презентация произведения, написанного прозой. 4. Вопросы классу. - Какое произведение звучит ритмично? - По какой причине, по вашему мнению это происходит? - В каком произведении речь прямо движется вперёд? Итак, тема урока- «Стихи и проза. Их различие».
- Проза – от латинского prosa-прямая. Это свободно движущаяся прямо вперёд речь. - Стихи- от греческого stichos- ряд, порядок, строй. Это речь, которая делится на ряды, выстраивающиеся в определённом порядке. 6. Двусложные размеры стиха. - Ямб. Ударные слоги чётные. - /-/-/- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана. Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, ещё какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! М.Ю. Лермонтов. -Хорей. Ударные слоги нечётные. /-/-/-/-/-/ Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня! М.Ю. Лермонтов
- Дактиль. Первый слог ударный, два последующих- безударные. /--/--/--/-- Молча сижу под окошком темницы; Синее небо отсюда мне видно: В небе играют все вольные птицы; Глядя на них, мне и больно и стыдно. М.Ю. Лермонтов - Амфибрахий. Второй слог ударный, первый и третий- безударные. -/--/--/- По синим волнам океана, Лишь звёзды блеснут в небесах, Корабль одинокий несётся, Несётся на всех парусах. М.Ю. Лермонтов - Анапест. Третий слог ударный, первый и второй- безударные. --/--/--/ Не дождаться мне, видно, свободы, А тюремные дни будто годы; И окно высоко над землёй, И у двери стоит часовой! М.Ю. Лермонтов
- Что нового узнали? - Чему научились? - Что повторили? 11. Д.З. Стр. 70- 74 ( теория). Упр. 4. Урок № 8. Тема урока: Ритм в стихах и в прозе. Интонация. Стих и смысл. Значение традиций в стихотворной речи. Ход урока.
- Определяем размер стихов. - Приводим свои примеры. 3. Повторение материала темы « Интонация». - Интонация различна в стихах и в прозе. Интонация- лат. intonare- громко произношу. - В интонации можно выделить элементы: ударение, паузы, повышения и понижения голоса, темп речи. 4. Поговорим об интонации в стихах и в прозе. - Интонация стиха. Стих ритмизирован. Следовательно: обязательные паузы в конце каждой строки, ударения на определённых местах в строке, стих требует укрупнённого произнесения каждого слова и создаёт особую мелодическую окраску высказывания. - Интонация в прозе. Интонация- только в устной речи. В письменной речи- порядок слов ( повторим тему « Инверсия»), знаки препинания ( но не всегда). В художественном произведении интонация передаётся благодаря средствам художественной выразительности. ( Повторим изобразительно-выразительные средства художественной речи. Материал 6-го класса). - Сравнение - Аллегория - Эпитет - Метафора - Олицетворение - Метонимия - Синекдоха - Гипербола - Инверсия В прозе тоже можно найти ритм. Например, чередование эпизодов описательных и повествовательных. 5. Работа с текстами. - Стихотворные- М.Ю. Лермонтов, прозаические- Н.В.Гоголь. 6. Стих и смысл. Зависимость размера стиха от смысла. Стр. 82-85. Дать понятие гекзаметра.
- Что нового узнали? - Чему научились? - Что повторили? - Какие выводы сделали? Выводы. В художественной словесности формы словесного выражения- диалог и монолог, описание, повествование и рассуждение- служат созданию картины жизни, посредством которой автор выражает свои мысли о мире и человеке. Большое значение имеют стихи и проза, в которых языковые средства по-разному организованы. Ритм в стихах- повторение сходных по звучанию речевых отрезков, ритм в прозе- чередование форм словесного выражения. Интонация определяется смыслом слов и особенностями синтаксиса, но в стихах, кроме того она подчинена стихотворному ритму: длинные строки звучат медленно, короткие- быстро.
Примечание. На уроке, работая с текстами, используем материалы упражнений: 12-16. Урок №9. Тема урока: Стилистическая окраска слова. Стиль. Эмоционально- экспрессивная окраска слова. Ход урока.
Стихотворный. А.Т. Твардовский « Василий Тёркин», глава « О награде», раздаточный материал распечатан. Задание: определить размер стиха, рифму, ритм. Прозаический. Б. Васильев « Не стреляйте белых лебедей», глава 2. (Материал также прилагается). Докажите, что проза ритмизирована.
- Употребление различных слов в разговорном и различных стилях литературного языка. Работа с текстом Б. Васильева. Работа с текстом на стр. 104. - Лексическое значение слова. - Смысл слова. Работа с толковым словарём. Смысл слова= Лексическое значение+ стилистическая принадлежность+ эмоционально- экспрессивная окраска слова. Экспрессивная – от лат. expressio- выразительность и французского expressif- выразительный- значит « выразительная» , то есть окрасчка речи , в которой ярко проявляется чувство. Слова - нейтральные Употребляются и в разговорном. И в книжном языках и не несут дополнительной окраски, зависящей от сферы употребления или от эмоции. - разговорные Встречаются в разговоре. Непринуждённый разговор друзей. - книжные Встречаются в книжной речи. - официальные -научные И т. д. Словари. Сфера употребления слова обозначается специальными пометами. Книжн. – книжное, книжного стиля. Офиц. – принадлежащее к официально- деловому стилю. Разг. – разговорное. Прост. – просторечное. Обл. – областное, диалектное. Спец., проф. – специальное, принадлежащее к профессиональному диалекту. Устар. – устаревшие слова. Перен. – переносное значение слова. Высок. – высокого стиля. Ирон. – ироническое. Шутл. – шутливое. Презр. – презрительное. Бран. – бранное. Ласк. – ласкательное.
Упр. 1. Словарь Ожегова, Шведовой. Отсутствие стилистических помет- общелитературное значение.
- Что нового узнали? - Чему научились? - Что повторили? 7. Д.з. Упр. 2, Упр. 3, Упр.4. Урок № 10. Тема урока: Синонимы. Стилистическая окраска слова в художественном произведении. Стилистические возможности фразеологии. Ход урока.
Фестиваль сказа. Например. « Сказ о том, как я каникулы провёл», « Сказ о том, как ученик контрольную писал» и т. д. Материалы Упр. 2, 3. Ответы на вопросы Упр. 4. Докажи правильность своего мнения.
- Наличие в языке синонимов. Повторение темы « Синонимы». - Работа с текстом стр. 106. И. Ильф, Е. Петров « Двенадцать стульев». - Богатство синонимических выражений, каждое из которых несёт особую стилистическую и эмоциональную окраску, поэтому отличный от других синонимов смысл. Следовательно- синонимы мы употребляем для более точного выражения мысли. От того, какой из синонимов употребляем, зависит смысл сказанного. Яркость речи- богатство синонимии. - Работа со словарём синонимов. « Учебный словарь синонимов русского языка» Л.А Введенской. Стилистическая окраска слова в художественном произведении . - Работа с текстом. Н.А. Некрасов. « Железная дорога».
- нейтральные - просторечные, разговорные (примеры стр.110) - книжные Стилистическая окраска фразеологизма зависит от сферы его употребления.
- Стр. 112. - Что нового узнали? - Чему научились? - Что повторили? 8. Д.З. Упр. 5- 8. Урок № 11. Тема урока: Стилистические возможности грамматики. Стилистические возможности существительного и прилагательного. Стилистические возможности глагола. Стилистические возможности синтаксиса. Ход урока.
- Работа с текстом Упр.5,6. - Вспомним стихотворения об осени ( это входило в д.з.). - Своеобразие стиля Д.Б. Кедрина. - Языковые средства для стилистической окраски текста Упр.8.
- Формы слов и предложений. - Падеж имён существительных. Сравнение м.б. выражено сущ. В Т.п. Например. Хвост крючком, нос пятачком. Книжная и разговорная речь предполагают разные варианты использования формы П. п. Например. Сидит ворон на дубу, он играет во трубу. (разг.). Златая цепь на дубе том. (книжн.)
- Употребление прилагательного в роли сказуемого. В разговорном языке не употребляется, в книжном- употребляется. - Работа с текстом Мятлева « Как хороши, как свежи были розы…» 6. Стилистические возможности глагола. - Употребление наклонения и времени глаголов. На равных употребляются все наклонения и времена глаголов- признак разговорной речи. Настоящее время в разговоре- постоянное действие. Прошедшее время- повествование о событиях. Некоторые формы прошедшего времени придают тексту разговорную окраску. Например. Сидел- сиживал Говорил- говаривал Употребление в значении прошедшего времени повелительное наклонение с частицей. Например. А я возьми да и скажи…-разговорное выражение.
- Работа с текстом . А.С. Пушкин « Станционный смотритель». Докажем, что перед нами книжный язык. - Работа с текстом. Б. Васильев « Не стреляйте белых лебедей». Отрывок из главы 1. Докажите, что это разговорный язык. 7. Вывод. Стилистическая окраска высказывания создаётся средствами грамматики: одни грамматические формы придают речи разговорную окраску, другие- книжную.
Что нового узнали? Чему научились? Что повторили?
Урок № 12. Тема урока: Стиль писателя и стиль произведения. Стиль эпохи и стиль народной поэзии. Ход урока.
- Художественная литература. Стиль писателя: - язык - обрисовка героев - построение сюжета - излюбленные размеры стиха (если это поэт). Все эти элементы составляют единство. Оно называется стилем. О чём расскажет стиль. - Времени, в которое жил писатель. - Какие произведения он любил. - С кем из авторов спорил. - О его интересах и пристрастиях. - Каким человеком был писатель. 4. Работа с текстами . - Н.А. Некрасов « Железная дорога» (вступление). - И.А. Бунин « Листопад». Стр. 116. Вывод. Стиль- единство элементов художественной формы.
- Отрывки из « Повести временных лет», « Слова о полку Игореве». Можно взять отрывки из « Повести о Петре и Февронии Муромских» (учебник литературы 7 класс). - М.В. Ломоносов «Ода …»( учебник литературы 7 класс). 6. Народно- поэтический стиль. Стр. 118. 7. Вывод и итог урока. Стиль- единство всех элементов художественной формы отдельного произведения, произведений одного писателя, ряда писателей, целой эпохи, народной словесности или жанра. - Что нового узнали? - Чему научились? - Что повторили? 8. Д.З. Упр. 12. |