Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 178.89 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.04.2014
Размер178.89 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
7 класс.

Поурочное планирование по русской словесности.

( Учебник Р.И.Альбетковой).

Урок №1.

Тема: Материал словесности. Слово и словесность.
Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Знакомство с учебником.

- Листаем учебник: изучаем строение, систему обозначений.

- Значение языка в жизни человека и общества. Стр. 6,7.

3. Слово и словесность.

- «Дежурный по словарю» знакомит детей со значениями слова «язык».

- Примеры из учебника. Стр. 8, 9.

- Словесность.

Работа со словарём. Три основных значения.

- Учебник стр. 10, 11.

- Вывод: что такое словесность.

4. Русская словесность.

- Примеры из литературы (м.б. подготовлены заранее).

Стр. 12, 13.

5. Вывод.

- Чему научились?

- Что узнали?

- Что повторили?

- Обобщение сказанного стр. 14.

6. Д.з. стр.16, 17. Задания 2-6.

Урок № 2.

Тема: Разновидности употребления языка. Разговорный язык. Его назначение, свойства, использование.
Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Работа по д.з.

- Что такое словесность?

- Различные значения и примеры из задания №2.

-Афоризмы и толкования.

- Слово учителя.

Библия. В начале было слово.

- Стр. 20, 21. Примеры.

2. Разговорный язык и его назначение.

- Две основные разновидности употребления языка.

- Зависимость языка от обстановки.

- Три главных назначения языка.

-В.В. Виноградов. Роль разговорного языка в человеческом обществе.

3. Свойства разговорного языка.

- Связь с ситуацией.

- Диалог.

- Монолог.

- Мимика. Жесты. Интонация.

- Синтаксис разговорной речи.

4. Использование разговорного языка в художественных произведениях.

- Примеры из литературы.

5. Вывод.

- Что узнали?

- Чему научились?

- Что повторили?

- Стр. 31. Обобщим сказанное.

6. Д.з. Сообщение о В.В.Виноградове.Упр. 14,16.


Урок №3.

Тема: Разновидности разговорного языка.
Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Игра « Приказы властителя» ( дома готовили упр. 14).

  3. Игра «Посещение художественной галереи». Упр. 16.

  4. Слушаем песню О.Митяева «Давай с тобой поговорим».

??? Всем понятны слова песни?

Будут ли они понятны жителю другого региона?

Поймёт ли их любой человек ?

Слова просты и понятны. Этот язык принадлежит всем и называется « общим» разговорным языком.

- Свойства разговорного языка, следование нормам.

5. Просторечие.

- Ситуация.

- Примеры из литературы.

- Значение.

- А.П.Чехов. Использование просторечия для создания художественного образа.

- Не забывай о нормах языка!

6. Территориальные диалекты.

- Фонетические диалектизмы.

- Грамматические диалектизмы.

- Лексические диалектизмы.

- А.Н.Афанасьев.

- П.П.Бажов.

7. Профессиональные диалекты.

- Игра « Разбери предметы».

8. Жаргоны. Арго.

- Знакомство со словарём молодёжного сленга.


- Использование жаргонизмов в художественной литературе.

9. Обобщим сказанное. Стр.39.

10. Вывод.

-Что узнали?

- Чему научились?

- Что повторили?

11. Д.з. Сообщение об А.Н.Афанасьеве, П.П.Бажове.

Отрывок из сказки с примерами.

Урок №4.

Тема: Литературный язык и его разновидности.
Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Игра «Откуда ты, друг?» (д.з. по диалектизмам и т. д.)

  3. Признаки литературного языка.

- Основной признак- нормированность.

- Орфоэпические нормы.

- Лексические нормы.

- Грамматические нормы.

- Стилистические нормы.

- Правила письма: орфографические, пунктуационные.

- Современные нормы языка.

- Вывод.

Что такое литературный язык?

  1. Стили литературного языка.

- Зависимость стиля от сферы употребления.

- Стили литературного языка: официально- деловой, научный, публицистический.

5. Практическая работа.

Пишем заявления, изучаем документы.

Можно составить свой официальный документ. Например, «Правила поведения на перемене», «Руководство по технике безопасности во время дежурства по классу» , «Указ о наступлении осени», «Закон об использовании шпаргалок» -упр.14.
- Не злоупотребляй о/д стилем!

К.И. Чуковский о «канцелярите».

5. Научный стиль литературного языка.

- Признаки научного стиля (повторение).

- Исследование текста стр. 44, 45.

- Вывод.

Для чего нужен научный стиль?

  1. Публицистический стиль литературного языка.

- Характеристика (повторение).

- Пример. Текст стр. 47. Основные черты публицистического стиля- вывод.

6. Вывод урока.

- Что узнали?

- Чему научились?

- Что повторили?

- Обобщение сказанного.

Что такое литературный язык?

  1. Д.з. Упр. 1-5 стр. 51-53.


Урок №5.

Тема: Язык художественной литературы.
Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Игра «Начальник» ( определяем, правильно ли составлена официальная бумага).

  3. Игра «Сигнальщики» ( надо узнать стиль литературного языка).

  4. Чтение текста стр. 46, 47.

К какому стилю относится этот текст?

Назовите основные признаки публицистического стиля.

Мы можем выделить такую черту: стиль призван воздействовать, побуждать к действию.

  1. Чтение ст/тв А.Яшина «Спешите делать добрые дела».

Здесь тоже побуждение к действию, призыв. Но это не публицистический стиль.

Главное здесь- картина жизни.

Это язык художественной литературы.

  1. Язык как материал словесности и результат творчества.

- Язык в литературе, как в живописи- краски, в скульптуре- мрамор или бронза, в музыке- звуки, в балете- движения человеческого тела.

- Главная особенность языка художественной литературы- использование всех разновидностей языка.

7. Вывод.

Какова функция всех разновидностей средств языка в художественном произведении?

Язык художественного произведения- не материал, а результат творчества, важнейшая сторона произведения словесности.

  1. Обобщим сказанное.

Для чего служит язык художественной словесности?

Вопросы стр. 51.

  1. Упр.6, 8, 9, 10,11.

  2. Д.з. Упр. 12-14(три карточки).

  3. Индивидуальные задания: упр. 16. 17, 18.


Урок № 6.

Тема: Формы словесного выражения в нехудожественной и художественной словесности. Сказ.
Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Проверка индивидуального задания.

  3. Беседа по текстам д.з.

- Стилистические разновидности языка.

- Какие незнакомые слова вам встретились?

Каково их значение в словаре?

  1. Начинаем составление словаря из карточек (можно продолжать работу в течение учебного года).

  2. Формы словесного выражения в нехудожественной словесности.

- Устная и письменная формы словесного выражения.

- Диалог (повторение).

- Монолог ( повторение).

- Диалог в нехудожественной словесности.

- Монолог в нехудожественной словесности.

6. Вывод.

Какие формы словесного выражения вы знаете?

Каковы их функции в нехудожественной словесности?

  1. Формы словесного выражения в художественной словесности.

- Диалог в художественной словесности.

- Монолог в художественной словесности.

-Тексты стр. 66-68.

7. Сказ.

-Особенности сказа.

- Материал разговорного языка для создания образа рассказчика.

8. Вывод.

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Что повторили?

Какова функция диалога и монолога в художественном произведении?

9. Д.з. Упр.1-3, 7.

Урок №7.

Тема урока: Стихи и проза. Их различие. Слово в стихах и в прозе.
Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Беседа по домашнему заданию. ( В зависимости от уровня класса, возможно, предложу учащимся:

- сделать сообщение по теории ( Упр. 1-3, 7)

- поиграть с карточками: Упр.1 – соединить разновидности языка и возможные для них формы выражения, Упр.2: открыв учебник литературы, работаем с ним, Упр. 3: работа с текстом, Упр. 7: работа с текстом.

3. Использование слайдов.

- Презентация стихотворения

- Презентация произведения, написанного прозой.

4. Вопросы классу.

- Какое произведение звучит ритмично?

- По какой причине, по вашему мнению это происходит?

- В каком произведении речь прямо движется вперёд?
Итак, тема урока- «Стихи и проза. Их различие».

  1. Использование слайдов

- Проза – от латинского prosa-прямая. Это свободно движущаяся прямо вперёд речь.

- Стихи- от греческого stichos- ряд, порядок, строй. Это речь, которая делится на ряды, выстраивающиеся в определённом порядке.

6. Двусложные размеры стиха.

- Ямб. Ударные слоги чётные. - /-/-/-
Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана.

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

М.Ю. Лермонтов.

-Хорей. Ударные слоги нечётные. /-/-/-/-/-/
Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня!

М.Ю. Лермонтов


  1. Трёхсложные размеры стиха.

- Дактиль. Первый слог ударный, два последующих- безударные. /--/--/--/--
Молча сижу под окошком темницы;

Синее небо отсюда мне видно:

В небе играют все вольные птицы;

Глядя на них, мне и больно и стыдно.

М.Ю. Лермонтов
- Амфибрахий. Второй слог ударный, первый и третий- безударные. -/--/--/-
По синим волнам океана,

Лишь звёзды блеснут в небесах,

Корабль одинокий несётся,

Несётся на всех парусах.

М.Ю. Лермонтов
- Анапест. Третий слог ударный, первый и второй- безударные. --/--/--/

Не дождаться мне, видно, свободы,

А тюремные дни будто годы;

И окно высоко над землёй,

И у двери стоит часовой!

М.Ю. Лермонтов


  1. Стихи без рифмы- белые стихи.

  2. Тоническое стихосложение.

  3. Свободный стих- верлибр.

  4. Итог урока.

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Что повторили?

11. Д.З. Стр. 70- 74 ( теория). Упр. 4.

Урок № 8.
Тема урока: Ритм в стихах и в прозе. Интонация. Стих и смысл. Значение традиций в стихотворной речи.
Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Работа по проверке домашнего задания.

- Определяем размер стихов.

- Приводим свои примеры.

3. Повторение материала темы « Интонация».

- Интонация различна в стихах и в прозе.

Интонация- лат. intonare- громко произношу.

- В интонации можно выделить элементы: ударение, паузы, повышения и понижения голоса, темп речи.

4. Поговорим об интонации в стихах и в прозе.

- Интонация стиха.

Стих ритмизирован. Следовательно: обязательные паузы в конце каждой строки, ударения на определённых местах в строке, стих требует укрупнённого произнесения каждого слова и создаёт особую мелодическую окраску высказывания.

- Интонация в прозе.

Интонация- только в устной речи. В письменной речи- порядок слов ( повторим тему « Инверсия»), знаки препинания ( но не всегда).

В художественном произведении интонация передаётся благодаря средствам художественной выразительности. ( Повторим изобразительно-выразительные средства художественной речи. Материал 6-го класса).

- Сравнение

- Аллегория

- Эпитет

- Метафора

- Олицетворение

- Метонимия

- Синекдоха

- Гипербола

- Инверсия
В прозе тоже можно найти ритм. Например, чередование эпизодов описательных и повествовательных.

5. Работа с текстами.

- Стихотворные- М.Ю. Лермонтов, прозаические- Н.В.Гоголь.

6. Стих и смысл.

Зависимость размера стиха от смысла.

Стр. 82-85.
Дать понятие гекзаметра.

  1. Итог урока.

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Что повторили?

- Какие выводы сделали?
Выводы.

В художественной словесности формы словесного выражения- диалог и монолог, описание, повествование и рассуждение- служат созданию картины жизни, посредством которой автор выражает свои мысли о мире и человеке. Большое значение имеют стихи и проза, в которых языковые средства по-разному организованы. Ритм в стихах- повторение сходных по звучанию речевых отрезков, ритм в прозе- чередование форм словесного выражения. Интонация определяется смыслом слов и особенностями синтаксиса, но в стихах, кроме того она подчинена


стихотворному ритму: длинные строки звучат медленно, короткие- быстро.


  1. Д.З. Упр. 21, 10,17,18.

Примечание.

На уроке, работая с текстами, используем материалы упражнений: 12-16.

Урок №9.

Тема урока: Стилистическая окраска слова. Стиль. Эмоционально- экспрессивная окраска слова.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Проверка домашнего задания. Сильный класс- сообщение по Упр. 16, 17, 18. Слабый класс- игра « Интервью». Работа в группах. Задаём вопросы писателям. Писатели отвечают. Контрольное время- 5 минут. Творческий отчёт каждой группы.

  3. Работа с текстами.

Стихотворный.

А.Т. Твардовский « Василий Тёркин», глава « О награде», раздаточный материал распечатан.

Задание: определить размер стиха, рифму, ритм.

Прозаический.

Б. Васильев « Не стреляйте белых лебедей», глава 2. (Материал также прилагается).

Докажите, что проза ритмизирована.

  1. Стилистическая и эмоционально- экспрессивная окраска слова.

- Употребление различных слов в разговорном и различных стилях литературного языка.

Работа с текстом Б. Васильева.

Работа с текстом на стр. 104.

- Лексическое значение слова.

- Смысл слова. Работа с толковым словарём.

Смысл слова= Лексическое значение+ стилистическая принадлежность+ эмоционально- экспрессивная окраска слова.
Экспрессивная – от лат. expressio- выразительность и французского expressif- выразительный- значит «


выразительная» , то есть окрасчка речи , в которой ярко проявляется чувство.
Слова

- нейтральные

Употребляются и в разговорном. И в книжном языках и не несут дополнительной окраски, зависящей от сферы употребления или от эмоции.

- разговорные

Встречаются в разговоре.

Непринуждённый разговор друзей.

- книжные

Встречаются в книжной речи.

- официальные

-научные

И т. д.
Словари. Сфера употребления слова обозначается специальными пометами.
Книжн. – книжное, книжного стиля.

Офиц. – принадлежащее к официально- деловому стилю.

Разг. – разговорное.

Прост. – просторечное.

Обл. – областное, диалектное.

Спец., проф. – специальное, принадлежащее к профессиональному диалекту.

Устар. – устаревшие слова.

Перен. – переносное значение слова.

Высок. – высокого стиля.

Ирон. – ироническое.

Шутл. – шутливое.

Презр. – презрительное.

Бран. – бранное.


Ласк. – ласкательное.

  1. Работа с текстом.

Упр. 1. Словарь Ожегова, Шведовой.

Отсутствие стилистических помет- общелитературное значение.

  1. Итог урока.

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Что повторили?

7. Д.з. Упр. 2, Упр. 3, Упр.4.

Урок № 10.

Тема урока: Синонимы. Стилистическая окраска слова в художественном произведении. Стилистические возможности фразеологии.
Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Работа по домашнему заданию.

Фестиваль сказа.

Например.

« Сказ о том, как я каникулы провёл», « Сказ о том, как ученик контрольную писал» и т. д.

Материалы Упр. 2, 3.

Ответы на вопросы Упр. 4.

Докажи правильность своего мнения.

  1. Стилистические возможности фразеологии.

- Наличие в языке синонимов.

Повторение темы « Синонимы».

- Работа с текстом стр. 106.

И. Ильф, Е. Петров « Двенадцать стульев».
- Богатство синонимических выражений, каждое из которых несёт особую стилистическую и эмоциональную окраску, поэтому отличный от других синонимов смысл.

Следовательно- синонимы мы употребляем для более точного выражения мысли.

От того, какой из синонимов употребляем, зависит смысл сказанного. Яркость речи- богатство синонимии.
- Работа со словарём синонимов.

« Учебный словарь синонимов русского языка» Л.А Введенской.

Стилистическая окраска слова в художественном произведении .

- Работа с текстом. Н.А. Некрасов.

« Железная дорога».

  1. Стилистическая окрашенность фразеологизмов.

- нейтральные

- просторечные, разговорные (примеры стр.110)

- книжные

Стилистическая окраска фразеологизма зависит от сферы его употребления.

  1. Работа с фразеологическим словарём.

  2. Итог урока.

- Стр. 112.

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Что повторили?

8. Д.З. Упр. 5- 8.

Урок № 11.

Тема урока: Стилистические возможности грамматики. Стилистические возможности существительного и прилагательного. Стилистические возможности глагола. Стилистические возможности синтаксиса.
Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Проверка домашнего задания.

- Работа с текстом Упр.5,6.

- Вспомним стихотворения об осени ( это входило в д.з.).

- Своеобразие стиля Д.Б. Кедрина.

- Языковые средства для стилистической окраски текста Упр.8.


  1. Стилистические возможности существительного.

- Формы слов и предложений.

- Падеж имён существительных.

Сравнение м.б. выражено сущ. В Т.п.

Например. Хвост крючком, нос пятачком.

Книжная и разговорная речь предполагают разные варианты использования формы П. п.

Например. Сидит ворон на дубу, он играет во трубу. (разг.).

Златая цепь на дубе том. (книжн.)

  1. Работа с иллюстрацией к стихотворению « У Лукоморья» И.Н. Крамского, текстом произведения А.С.Пушкина.

  2. Стилистические возможности прилагательного.

- Употребление прилагательного в роли сказуемого.

В разговорном языке не употребляется, в книжном- употребляется.

- Работа с текстом Мятлева « Как хороши, как свежи были розы…»

6. Стилистические возможности глагола.
- Употребление наклонения и времени глаголов.

На равных употребляются все наклонения и времена глаголов- признак разговорной речи.

Настоящее время в разговоре- постоянное действие.

Прошедшее время- повествование о событиях.

Некоторые формы прошедшего времени придают тексту разговорную окраску.

Например. Сидел- сиживал

Говорил- говаривал

Употребление в значении прошедшего времени повелительное наклонение с частицей.

Например. А я возьми да и скажи…-разговорное выражение.

  1. Вывод. Стилистические возможности синтаксиса.

- Работа с текстом . А.С. Пушкин « Станционный смотритель». Докажем, что перед нами книжный язык.

- Работа с текстом. Б. Васильев « Не стреляйте белых лебедей». Отрывок из главы 1. Докажите, что это разговорный язык.

7. Вывод.

Стилистическая окраска высказывания создаётся средствами грамматики: одни грамматические формы придают речи разговорную окраску, другие- книжную.

  1. Итог урока.


Что нового узнали?

Чему научились?

Что повторили?

  1. Д.З. Упр.11. Продолжить один вариант по выбору.


Урок № 12.

Тема урока: Стиль писателя и стиль произведения. Стиль эпохи и стиль народной поэзии.
Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Игра «Издатель и писатель». Домашнее задание по Упр. 11.

  3. Стиль писателя и стиль произведения.

- Художественная литература.

Стиль писателя:

- язык

- обрисовка героев

- построение сюжета

- излюбленные размеры стиха (если это поэт).

Все эти элементы составляют единство. Оно называется стилем.

О чём расскажет стиль.

- Времени, в которое жил писатель.

- Какие произведения он любил.

- С кем из авторов спорил.

- О его интересах и пристрастиях.

- Каким человеком был писатель.

4. Работа с текстами .

- Н.А. Некрасов « Железная дорога» (вступление).

- И.А. Бунин « Листопад». Стр. 116.

Вывод.

Стиль- единство элементов художественной формы.

  1. Стиль эпохи и стиль народной поэзии.
    У каждой эпохи есть черты присущего только ей стиля.

  2. Работа с текстами.

- Отрывки из « Повести временных лет», « Слова о полку Игореве». Можно взять отрывки из « Повести о Петре и Февронии Муромских» (учебник литературы 7 класс).

- М.В. Ломоносов «Ода …»( учебник литературы 7 класс).

6. Народно- поэтический стиль. Стр. 118.

7. Вывод и итог урока.

Стиль- единство всех элементов художественной формы отдельного произведения, произведений одного писателя, ряда писателей, целой эпохи, народной словесности или жанра.
- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Что повторили?

8. Д.З. Упр. 12.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск