Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 62.24 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.05.2014
Размер62.24 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

И.Г. Хуснуллина
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» Чистопольского муниципального района РТ г. Чистополь
Аннотация. В данной статье рассматриваются методы, приёмы и средства обучения русскому языку в 5 классе в условиях билингвизма. Формирование языковой компетенции учащихся проходит при изучении следующих разделов русского языка: фонетика, морфология, морфемика, стилистика, синтаксис.

Ключевые слова: в условиях двуязычия, учащиеся сельской школы, проблемное обучение, продуктивный метод, обучение функциональным стилям речи, это наблюдение за языковыми фактами, методика работы над восприятием и воспроизведением ритмов стихотворений и текстов, развитие навыков успешной коммуникации, с учетом лингвистического опыта школьников в родном языке, мощное средство межнациональной коммуникации в многоязычном государстве.

В методической науке стало аксиомой положение о том, что усвоение чужого языка осуществляются через взаимодействие родного и неродного языков. Отсюда становится очевидной необходимость их сопоставительного анализа. Учёный-энциклопедист, просветитель-педагог Каюм-Насыри одним из продуктивных приёмов обучения языку считал сопоставление и сравнение неродственных языковых явлений. Он писал: «Тому, кто не владеет родным языком, овладеть другим языком будет гораздо сложнее».

Л.В.Щерба настаивал на необходимости создания сопоставительных грамматик различных языков в целях преподавания. Глубокому сопоставительному анализу подвергнуты татарский и русский языки в работах видных учёных Н.К.Дмитриева, В.М.Чистякова.

В основу данной краткой сопоставительной характеристики основных вопросов фонетики, орфоэпии, морфологии и синтаксиса татарского и русского языков положены наблюдения казанских учёных – лингвистов Р.С. Газизова, Н.Д.Григорьева, Ф.С.Сафиуллиной, Э.М.Ахунзянова.

Когда мы говорим об обучении русскому языку в условиях двуязычия, то исходим не только из специфики содержания русского языка как предмета, но и из особенностей родного языка обучающихся. Известно, что явления двух языков могут быть рассмотрены двояко: в плане тождества и различия. Самая большая трудность возникает именно тогда, когда сталкиваются два противоположных явления – закономерность русского и закономерность родного языков.

Учащиеся сельской школы, где нет достаточного языкового окружения, не всегда могут обнаружить допущенные ошибки. Поэтому, на мой взгляд, наиболее оправданное решение проблемы – это наблюдение за языковыми фактами, их сравнение, сопоставление, анализ, классификация и посильные выводы учащихся о новых грамматических правилах.

III.1. Работа по фонетике.

Важное место на уроках русского языка в 5-м классе занимает артикуляционная зарядка, которую мы выполняем с участием голоса, без голоса, хором всем классом, по рядам, индивидуально, прошу сделать эти упражнения дома перед зеркалом. Начинаем урок с дыхательной гимнастики и разминки артикуляционного аппарата:

  • глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемую свечу так, чтобы «пламя» легло, и держать его в таком положении до конца выдоха;

Для отработки ясной и четкой дикции предлагаю специальное упражнение, например:

  • произнесите отчетливо гласные в словах: был – бил, выл-вил, лыжи-лижет, рысь-рис, пылать-пилить; бы-бэ, гы-гэ, вы-вэ, гы-гэ;

В течение многих лет провожу различные упражнения на постановку ударения. Очень полезна и помогает в работе «Детская риторика» Г.А. Ладыженской1, «Уроки риторики и общения» А.Г.Мансуровой2. Учу детей слышать темп, ритм, рифму. Очень любят пятиклассники слушать и читать стихи. При чтении поэтического текста обязательно обращают внимание на ритм и рифму.

Метод методической ритмики Т.М.Власовой представлен в качестве приема работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи слабослышащих детей, но может быть использован в школах обучения детей любой национальности. Т.М.Власова предлагает определенную методику в работе над восприятием и воспроизведением ритмов стихотворений и текстов, которую я использую в работе.

III. 2. Работа по морфологии и морфемике.

Для более успешного усвоения категории рода мной проводится словарная работа. Если русским детям для объяснения значения слова проще подобрать синоним, то в наших условиях лучше перевести с русского на татарский. Но чаще прибегаем к графическим рисункам, моделям, схемам, ставя задачу развития абстрактного мышления. Очень эффективен в этой ситуации следующий методический прием, который можно назвать так: «Поймай ошибку». Объясняя материал, я намеренно допускаю ошибки в окончаниях прилагательных. Дети учатся реагировать на ошибки и условным знаком пресекают их. Можно предложить несколько грамматических правил, одно из которых неверно. Дается задание: найти и доказать ошибку. Такую работу лучше всего проводить в группах, где ребята совещаются, спорят, приходя к определенному выводу, оглашают своё решение.

Большую роль в активизации мыслительной деятельности учащихся играет проблемное обучение. Непроблемно можно изучить те явления языка, усвоение которых не представляет особых трудностей. Продуктивным методом при изучении раздела «Морфология» также является индуктивный метод, путь наблюдений над языковыми фактами, их сравнение, сопоставление, анализ и посильные выводы учащихся о новых правилах.

III .3. Работа по стилистике, теории и практике создания текста.

В центре внимания ставлю работу по обучению функциональным стилям речи, их структуре. На каждом уроке даю детям в начале или середине урока в виде «стилистической разминки» тексты различного стиля и типа. Учащиеся читают про себя и вслух, пересказывают, определяют стиль речи и доказывают, задают друг другу вопросы по содержанию текста. Развитие навыков успешной коммуникации невозможно без эмоционального контакта детей. Для этого я на уроке провожу специальные тренинги, в процессе которых, работая в группе, каждый ребенок получает возможность донести до всех, что нового случилось в его жизни, выразить свои эмоции, свое отношение к происходящему. Эффективными в данном случае оказываются взаимные интервью в парах, когда детям предлагается взять друг у друга интервью на определенную тему. К этому типу относятся задания с инструкциями: «Спроси его и расскажи о том, что он сказал», «Повтори предыдущего, а потом скажи сам», «Обсудите в группах, а потом пусть один скажет за всех, а другие дополнят».

III. 4. Работа по синтаксису.

Объектом изучения синтаксиса в 5 классе являются сочетания слов, словосочетания, предложения, текст. Со всеми этими синтаксическими единицами учащиеся уже знакомились в процессе изучения синтаксиса в начальных классах, поэтому известный детям материал нельзя изучать как новый. Эффективность работы будет зависеть от соблюдения принципов преемственности. Практика показывает, что учащиеся 5 класса затрудняются в определении главных членов предложения. Принимая во внимание тот факт, что при изучении существительного и прилагательного школьники получают знания о синтаксической функции этих частей речи, необходимо отрабатывать умение находить грамматическую основу в тех предложениях, где подлежащее и сказуемое выражается этими частями речи. Большое внимание следует уделять отработке умения определять количество основ в сложных предложениях. Необходимо предлагать для разбора учащимся такие задания, где нужно определять количество предложений в составе сложного, связанного союзами и, а, но, или без союзов, и сложноподчинённого со словами что, который, потому что.

Русский язык является надежным хранилищем универсальной информации человечества, мощным средством межнациональной коммуникации в многоязычном государстве. Через русский язык открываются широкие возможности выхода народов нашей страны к достижениям мировой цивилизации. Поэтому особую актуальность сегодня приобретает обучение русскому языку, с учетом лингвистического опыта школьников в родном языке.

Практическое значение проведённой работы, думаю, велико: она позволит как начинающему, так и имеющему опыт работы учителю восполнить возможный пробел в знаниях об условиях преподавания русского языка в период перехода учащихся из начального звена в среднее в условиях билингвизма, избежать ошибок в работе и добиться высоких результатов.

Список литературы:

  1. Бадиков К.Г. Уроки татарского языка. – Казань. Татарское книжное издательство, 2007.

  2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. М. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2010.

  3. Газизов Р.С. Сопоставительная грамматика татарского и русского языков. - Казань. Татарское книжное издательство, 2004.

  4. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика. - Москва, «С-ИНФО», 1994.

  5. Мансурова А.Г. Уроки риторики и общения. - Бишкек, «Мектеп», 1994.

  6. Сафиуллин Ф.С. Татарский язык. - Казань. Татарское книжное издательство, 1992.

  7. Харисов Ф.Ф. Научные основы обучения татарскому языку как неродному. – Казань, Тарих, 2003.

  8. Шакирова Л.З. Двуязычие и педагогические аспекты его формирования // Магариф. – 1990. – №1.

1[ Ладыженская Т.А. др. «Детская риторика» - Москва, С-Инфор, 1994г.]

2[ Мансурова А.Г. «Уроки риторики и общения» - Бишкек, «Мектэп», 1994г.]

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск