Скачать 83.96 Kb.
|
У Быкова Е.С., учитель русского языка и литературы МОУ МООШ №4 рок внеклассного чтения Тема урока: «М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик»» Цели урока: образовательные: помочь учащимся осмыслить особенности характера главного героя сказки «Дикий помещик», совершенствовать умения и навыки анализа эпизодов сказки; развивающие: развивать творческие способности учащихся, устную и письменную монологическую речь; воспитательные: воспитывать уважение к человеку, к труду; воспитывать чуткое отношение к художественному слову. Оборудование: тексты сказки у каждого учащегося, рабочие тетради, распечатанные таблицы для сравнительно анализа. Ход урока:
– « Я русский литератор и потому имею две рабские привычки: во-первых, писать иносказательно и, во-вторых, трепетать. Привычке писать иносказательно я обязан … цензурному ведомству. Оно до такой степени терзало русскую литературу, как будто поклялось стереть ее с лица земли. Но литература упорствовала в желании жить и потому прибегала к обманным средствам…». Как вы думаете, кому могут принадлежать это слова? + М.Е. Салтыкову-Щедрину, он писал иносказательно, прибегал к «обманному средству» – «сказка – ложь», нарушал законы правдоподобия.
– Мы продолжаем знакомится с творчеством М.Е.Салтыкова- Щедрина, анализируя его следующее произведение – сказку «Дикий помещик». Вспомните вопросы к размышлению (ваше домашнее задание) и попытайтесь сформулировать задачи, стоящие перед нами сегодня. + Проанализировать сказку «Дикий помещик». + Провести сравнительный анализ двух изученных сказок. + Сформулировать ответ на вопрос: «В чем заключается общественное значение сказок?»
Опрос по тексту – викторина вопросов (за каждый правильный, точный ответ дается жетон). – Чего было довольно у помещика? + « … и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов». – Что же было непереносимо сердцу помещика? + Много развелось мужика! – В какой газете помещик прочитал важный для себя совет, и как он звучал? + Важный для себя совет помещик прочитал в газете «Весть»; написано было всего лишь одно слово: «Старайся!». – Как формулируют мужики свой вывод о хозяине, когда он начинает их штрафовать? Можете + «Господи! Легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» – Кто первым приехал в гости к помещику и каково было его впечатление от опустевшей усадьбы? + Первым приехал актер Садовский. Увидел он пустой дом, неухоженного хозяина, немедленно и сам уехал, и актерок увез. – К каким последствиям привело решение помещика в масштабе губернии? + « Как вы думаете, кто теперь подати будет вносить?... кто будет невинными занятиями заниматься?». В уезде решили упразднить казначейство; распространились грабежи, разбои и убийства. – Сколько раз и кто обозвал помещика дураком? + Три раза помещика обозвали дураком, сначала – актер Садовский, затем – генералы, наконец – исправник. – Как обыгрывается в сказке вопрос: «Знаете ли вы, чем это пахнет?». + Исправник, выясняя причину исчезновения крестьян, обвиняет помещика в отсутствии провизии на рынке, задает вопрос: «Знаете ли вы, чем это пахнет?». – Почему мужики пролетали над городом «роем», а не «стаей»? + Рой –
а) активная беседа с элементами сравнительного анализа; – Сказка «Дикий помещик» отражает жизненные процессы пореформенного времени. Все процессы представлены как повседневные проявления. На первый взгляд в сказке все просто и ясно, но это далеко не так. Уже современники Салтыкова-Щедрина сознавали, что творчество столь оригинального мастера слова, в основе которого был «рабский», эзопов язык, основанный на приемах иносказаний и аллегории, достигло такой масштабности, что требовало глубокого осмысления и разъяснений. – Прочитав данную сказку, вы, наверно, отметили ее сходство со сказкой «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Выясним эти сходства и занесем их в нашу таблицу (у каждого учащегося):
+ В обеих сказках Салтыков-Щедрин использует элементы русской народной сказки, сказочные формулы: традиционный зачин, сказочное число «три», сказочные выражения (заполняется первая строка таблицы; можно попросить выписать цитаты из текста). + Сближает и то, что в обоих случаях мужик, крестьянин – кормилец и создатель жизненных ценностей. Значит, главным героем является мужик (мужики). (Заполняется вторая строка таблицы). + Генералы и помещик – глупы, но читают газеты. – Хочу добавить, газета «Весть», как и «Московские ведомости» – консервативные газеты, они призывали помещиков не делать уступок крестьянам, стараться и в пореформенное время сохранить свои привилегии. Для наших героев газеты – руководство к жизни. Одно только слово прочитал помещик: «Старайся!». Слово то одно, но оно… «золотое». Давайте расшифруем это загадочное слово. – Почему помещик так опасался мужика!? + Боялся, что мужик приберет все его добро, «все добро приест». – К каким решительным мерам прибегает Урус-Кучум-Кильдибаев? + Решает он сначала довести крестьян до полного разорения, а это приведет к физическому уничтожению, к «сокращению» ненавистного мужика. – Зачитайте данный эпизод в тексте. – Что за прием использует автор, когда говорит о «русском помещике» Урус-Кучум-Кильдибаеве? + Один из приемов иносказания. Эта тюркская фамилия возникла не случайно. Только ордынское иго можно сравнить с игом крепостным, только врагу придет в голову мысль «сократить» население, уничтожить русского кормильца. – В пореформенное время возникло немало адвокатских контор, рассматривавших претензии помещиков к крестьянам. Они (конторы) предлагали свои услуги и через газеты, советуя штрафовать за порубки, за выпасы на тех землях, которые прежде принадлежали крестьянским общинам, а после реформы помещики присоединили эти земли к своим. Неграмотные в большинстве своем крестьяне не понимали новых хитрых порядков и нередко попадали даже под суд. Подобная ситуация и описана М.Е. Салтыковым-Щедриным в сказке. – Помещик и мужики поочередно обращаются к Богу. Подумайте, в чем разница этих обращений? + У помещика Бог должен исполнять любые его прихоти, в данном случае – убрать из поместья крестьян, чтобы не мешали ему нежиться. Мужики же обращаются к Богу как единственному спасителю от гибели. – Прочитаем эти реплики вслух, передавая соответствующую интонацию в голосе. – Кому «помогает» Бог? Как вы думаете, почему не «помог» помещику, он же представитель власти!? – Прочитайте эпизод исчезновения мужика из поместья (вслух). Чем решил заняться помещик? + Решил понежить свое «белое, рыхлое, рассыпчатое» тело. – Все не так просто в сказке, М.Е. Салтыков-Щедрин покажет нам сейчас глупость помещика, а значит – власти. Рассмотрим этапы выявления глупости помещика. б) краткий пересказ эпизода сказки; Вспомним, кто приезжал в гости и как реагировал (ли) на новые изменения в поместье. + Первым приехал актер Садовский с «актерками». Пустота помещения, отсутствие работников, грязный, неухоженный вид помещика вызвал отвращение и насмешку над его «глупостью». – Решил завести театр – первая барская затея, закончилась она неудачно. + Пригласил соседей генералов в гости, решил сыграть с ними в карты. – Чему никак не могли надивиться генералы? + Свежему воздуху и отсутствию мужика. Но этой радости сразу пришел конец, как только генералы проголодались. Рассерженные генералы, назвав в свою очередь помещика глупым, «разбрелись по домам». – Подумайте, чем эти генералы были похожи на генералов из сказки, которую мы анализировали на предыдущем уроке? + Генералы были голодными, поэтому очень скоро приехали. – Теперь у помещика были все основания призадуматься над правильностью своего поведения. Ведь второй раз его называют дураком. При возникших сомнениях в правильности избранного пути он решил… погадать на картах, но гаданье показало, что поступил он правильно, что «надо не взирать». «Уж если, – говорит, – сама фортуна указывает, стало быть, надо быть твердым до конца». в) чтение эпизода сказки по ролям; + Приезжал капитан-исправник, помещик был ему несказанно рад. – Прочитаем диалог между помещиком и капитаном-исправником по ролям. – Какие чувства охватывают помещика после отъезда капитана-исправника? + Страх, беспокойство, беспомощности, даже мышонок его не боится. + Однако, твердость души его не покидала; от своих принципов не отступает. – Именно нежелание поступиться принципами во вред себе, во вред государству определяется автором как «дикость», дикость гражданская, интеллектуальная. Неприятие новых форм жизни – одна из сторон существа помещика, которая позволила автору и нам назвать Урус-Кучум-Кильдибаева «диким помещиком». Другая сторона – физическое одичание, которое после нравственного пошло полным ходом. Как это характеризуется автором? Можете зачитать текст. + Дикий помещик «сделался силен ужасно, до того силен, что даже счел себя вправе войти в дружеские отношения с тем самым медведем, который некогда посматривал на него в окошко». – Помещик стал по-настоящему «диким», неуправляемым, опасным. Здесь уже было о чем призадуматься властям. – Вспомните, как М.Е.Салтыков- Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» относится к мужику. А как сейчас автор относится к власти, которую представляет «дикий помещик» (заполняется третья строка таблицы).
– Как решается проблема? Покажите, в чем абсурдность ситуации. + Абсурдность ситуации в том, что ни в чем неповинного мужика как преступника «изловили и водворили», а дикого помещика, приобретшего звериный облик, несмотря даже на то, что он «всей смуте зачинщик», фанфаронства свои прекратил и больше препятствий для казначейства не чинил. – С появлением мужика что изменилось в уезде, зачитайте ответ на вопрос текстом. + «… запахло в том уезде мякиной и овчинами; … на базаре появилась и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками от удивления…» – Какой можно сделать вывод? + Без мужика приходит в упадок экономика. – В чем еще мы наблюдали упадок?! Это прослеживается и в сказке о генералах и мужике! + За счет мужика, пахнущего мякиной и овчиной, существует и «культурный» помещик. – Что же могло случиться с генералами на необитаемом острове, если бы они не встретили мужика? – Как вы относитесь к героям прочитанных сказок (высказывают свои мнения, заполняется четвертая строка таблицы). – В чем заключается общественное значение сказок Салтыкова-Щедрина? Актуальны ли они в наше время?! + Несмотря на небольшой объем сказок, автор рассматривает проблемы больные для России того времени, проблемы государственной важности. Сатирик сумел раскрыть политические проблемы через повседневный быт в форме фольклора. Действия происходят будто в рамках одного имения или необитаемого острова, но вовлекается уезд, губернский город, страна. + Автор призывает отстаивать свои права, бороться за себя. + Сказки учат в самом простом видеть чудесное, необыкновенное. + Сказки учат трудиться и уважать труд других. – Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина обращены в настоящее. Они заставляют каждого читателя задуматься над такими вескими и ценными слова как: стыд, совесть, честь, правда, долг, которые ныне забыты. Писатель очень хотел, чтобы человечество рассталось со своими пороками, со своим прошлым
– Творческое домашнее задание (варианты):
|