Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования № 1486
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор Локотко Е.Г.
___________________
«____» ______2013г.
Рабочая программа
по музыке
7 класс
2013-2014 учебный год
Разработчик:
Матвеевская Н.С.
учитель музыки
Обсуждена и согласована
Методиста СВАО
Бирюкова Н.В.
Протокол №_____от «___»_____201_г. Принята на педагогическом совете
Протокол №_____от «___»_____201_г.
Год разработки
2013
Пояснительная записка Целью уроков музыки в 7 классе является расширение представлений учащихся о многообразии музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, камерной и симфонической музыки, и изучение особенностей драматургического развития музыкальных образов в камерной и симфонической музыки.
Тема первого полугодия «Музыкальный образ» строится на изучении интонационной природы лирических, эпических и драматических музыкальных образов, на выявлении взаимосвязей различных образных сфер в музыкальном искусстве, приемов развития музыкальных образов. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках, как воплощение творческих замыслов композитора и того или иного жизненного содержания в народной, духовной, классической и современной музыке.
Во втором полугодии учащиеся изучают музыкальный образ в единстве жизненного содержания и художественной формы, в которой это содержание воплощено. Тема второго полугодия «Музыкальная драматургия» строится на изучении особенностей драматургии вокальной, камерной и симфонической музыки. На основе главных принципов развития и построения музыки, таких как сходство и различие, повтор, вариативность, учащиеся знакомятся с сонатной формой и изучают взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год);
утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 13 декабря 2007 г. № 349 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников частично используются учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6-7 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 7 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке). Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 года в программу учебного курса «Музыка» в 7 классе добавлены следующие содержательные темы:
«Импрессионизм в музыке и живописи»;
«Духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал»;
«Развитие музыкальных образов в католической и православной духовной музыки»;
«Развитие музыкальных образов в духовной музыки русских композиторов»;
«Драматургия русских народных песен»;
«Музыкальная драматургия кантаты К. Орфа «Кармина бурана»;
стилистические особенности музыкального языка Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С.
В связи с освоением новых содержательных тем значительно обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:
современная музыка XX века (К. Дебюсси «Диалог ветра с морем» из симфонической сюиты «Море»; «Лунный свет» из «Бергамской сюиты»; фрагменты из сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана» по выбору учителя);
выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре (Мини-сообщения на темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Вторая жизнь русской народной песни»; «Известные исполнители музыки народной традиции»);
духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал (И.С. Бах. Хорал «Иисусе, радость сердец людских»);
духовная музыка русских композиторов (П.Г. Чесноков «Ангел вопияше»; С.В. Рахманинов «Придите, поклонимся» и «Ныне отпущаеши»; П.Г. Чесноков «Да исправится молитва моя»).
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод проектов.
Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Авторская песня: любимые барды» и др. В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов. В Ш четверти при подготовке мини-сообщений и исследовательских проектов учащиеся готовят или мини-сообщение, или исследовательский проект по выбору.
Учебно-тематический план
| № п/п
| Тема урока
| Кол. час.
| Формы контроля
|
| I четверть«Музыкальный образ»
| 9 час.
|
| 1.
| Лирико-эпические образы в музыке.
Характерные черты музыки Прокофьева С.С.
| 1 ч.
|
| 2.
| Драматические образы в музыке Ф. Шуберта.
Романтизм в западноевропейской музыке.
| 1 ч.
|
| 3.
| Многообразие образов в музыке
А.Н. Скрябина.
| 1 ч.
|
| 4.
| Живописные образы в музыке С.В. Рахманинова.
Стилевые особенности музыки С.В. Рахманинова.
| 1 ч.
| Викторина по произведениям С.В. Рахманинова.
| 5.
| Образ борьбы и победы в музыке Л. Бетховена.
Характерные черты музыки Л. Бетховена
| 1 ч.
|
| 6.
| Образ единого развивающегося танца в музыке М. Равеля. Динамическое и оркестровое развитие музыки
| 1 ч.
|
| 7.
| Воплощение национальных образов-тем в музыке Ф. Листа. Интерпретация музыки.
| 1ч.
|
| 8.
| Импрессионизм в музыке и живописи.
Образ-пейзаж.
| 1 ч.
|
| 9.
| Обобщающий урок по теме «Музыкальный образ»
| 1 ч.
| Фронтальный опрос по теме «Музыкальный образ»
|
| II четверть «Музыкальный образ»
| 7 час.
|
| 10.
| Образы движения в музыке
| 1 ч.
|
| 11.
| Музыкальные образы вальсов Ф. Шопена
| 1 ч.
| Викторина по произведениям Ф. Шопена
| 12.
| Образы музыки И.С. Баха. Традиции и новаторство классицизма.
| 1 ч.
|
| 13.
| Духовная музыка западноевропейской традиции. Музыкальный образ григорианского хорала.
| 1 ч.
|
| 14.
| Образ зла и разрушения в музыке Д.Д. Шостаковича
| 1 ч.
|
| 15.
| Образ грусти и печали в музыке скандинавских композиторов
| 1 ч.
|
| 16.
| Обобщение темы четверти «Музыкальный образ»
| 1 ч.
| Фронтальный опрос по теме «Музыкальный образ»
|
| III четверть«Музыкальная драматургия»
| 11 ч.
|
| 1.
| Сопоставление музыкальных образов в сонатной форме на примере экспозиции увертюры М.И. Глинки
| 1 ч.
|
| 2.
| Сопоставление музыкальных образов в сонатной форме на примере увертюры М.И. Глинки
| 1 ч.
| Викторина по произведениям Л. Бетховена
| 3.
| Столкновение и конфликт музыкальных образов в сонатной форме на примере экспозиции увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена
| 1 ч.
|
| 4.
| Столкновение и конфликт музыкальных образов в сонатной форме на примере увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена
| 1 ч.
|
| 5.
| Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции сонаты Э. Грига
| 1 ч.
| Викторина по произведениям Э. Грига
| 6.
| Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере сонаты Э. Грига
| 1 ч.
|
| 7.
| Развитие музыкальных образов в католической и православной духовной музыки.
| 1 ч.
|
| 8.
| Развитие музыкальных образов в духовной музыки русских композиторов.
| 1 ч.
|
| 9.
| Драматургия русских народных песен
| 1 ч.
| Мини-сообщения на темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Вторая жизнь русской народной песни»; «Известные исполнители музыки народной традиции».
| 10-11.
| Обобщение темы четверти «Музыкальная драматургия»
| 2 ч.
| Защита исследовательских проектов по темам: «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Авторская песня: любимые барды»
|
| VI четверть«Музыкальная драматургия»
| 8 ч.
|
| 12.
| Сопоставление музыкальных образов на примере «Полонеза» М. Огинского.
| 1 ч.
|
| 13.
| Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции симфонии №40 В.А. Моцарта.
| 1 ч.
|
| 14.
| Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере симфонии №40 В.А. Моцарта.
| 1 ч.
| Викторина по произведениям В.А. Моцарта
| 15.
| Столкновение и конфликт музыкальных образов на примере экспозиции увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского.
| 1 ч.
|
| 16.
| Столкновение и конфликт музыкальных образов на примере увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского.
| 1 ч.
| Викторина по произведениям Чайковского
| 17.
| Музыка войны
| 1 ч.
| Мини-сообщения на темы: «Песни военных лет»; «Истории военных песен»; «Современные композиторы о войне».
| 18.
| Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере кантаты К. Орфа «Кармина бурана».
| 1 ч.
|
| 19.
| Обобщение темы четверти «Музыкальная драматургия»
| 1 ч.
| Фронтальный опрос по теме «Музыкальная драматургия»
|
| За учебный год:
| 35ч.
|
| |