Скачать 41.04 Kb.
|
Разработка открытого урока, посвященного Дню славянской письменности «Сначала Аз да Буки, а потом науки» Цель: знакомство учащихся со славянской культурой в свете изучения родного языка. Задачи: ознакомить учащихся с истоками создания славянской азбуки и её создателями; развитие познавательного интереса во внеурочное время. Мероприятие проведено с использованием мультимедийной презентации. Ход урока
2. Актуализация знаний. Слайды 1-3 - Какой праздник отмечает наша страна 24 мая?
Расскажу я вам о далёких временах, о Руси нашей матушке и о людях её великих. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добры матушки, бородатые мудры батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Они родились в Византийском городе Солуни в семье военачальника. Детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде – дома говорили по-славянски, а в школе – на греческом языке. Латинский язык был неизвестен солунцам. И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку. -Как называется эта азбука? (Кириллицей). -А почему она так названа? ( По имени Кирилла, одного из ее создателей). 4-й ведущий. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет своё имя: веди, люди, аз, земля, глагол. 3-й ведущий. Название букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».
6. Практическая работа с алфавитом. - Попытаемся представить себя учениками древнерусской школы. Задание 1. - Попробуйте, ребята, сложить слова из букв. Добро, он, мыслете (дом). Ша, како, он, люди, аз (школа) Задание 2.Самостоятельная работа. А сейчас самостоятельно прочитайте и запишите в тетрадь прочитанное предложение. Покой, рцы, иже, ша, люди, аз, веди, есть, слово, наш, аз, добро, ук, есть, твёрдо, веди, есть, твёрдо, есть, рцы. (Пришла весна, дует ветер) Задание 3: напишите кириллицей слово «человек» (на доске и в тетрадях) 7. Преобразование алфавита - Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более 7 столетий. Лишь в петровские времена в наш алфавит потребовалось внести изменения. Выходит мальчик с указом в руках ( Пётр 1): - Господа! Царским указом велено упростить наше письмо. Отныне отменяются буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «зело», «омега». Они стали обузой в русском языке и поэтому из него исключаются. (Показывает их и выбрасывает). - Почему Пётр 1 произвёл реформу русского языка? (Много было одинаковых букв) - Во второй половине 18 столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было прежде в славянской азбуке. Это буквы Э, Я, Й, которые узаконила Академия наук в 1735 году. А букву Ё в 1797 году впервые применил писатель Карамзин. - В начале 20 века снова понадобилось упростить русский алфавит и правописание. Такую реформу провели в 1918 году. Выходит красноармеец и читает: -Товарищи! Указом наркома просвещения упраздняются буквы «и-десятеричное», «ять», «фита», «ижица», «ер» на конце слов. (Выбрасывает буквы). - Букву «ЯТЬ» до изгнания из азбуки называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила на «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение «Знать на ять» свидетельствовало о наилучших познаниях. -Буква «ижица» напоминала перевёрнутый кнут, отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало – выпороть, выдрать, а в более широком смысле – устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй. 8. Пословицы и поговорки о пользе учения. Слайд 10. - Я назову начало, а вы закончите.
9. Закрепление полученных знаний. Слайд 11-12. - Разгадаем кроссворд:
10. Итог урока. Продолжите фразы: Сегодня на уроке мы… Мне понравилось… Использованная литература:
Интернет ресурсы: |