Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 41.04 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.05.2014
Размер41.04 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Разработка открытого урока, посвященного Дню славянской письменности
«Сначала Аз да Буки, а потом науки»
Цель: знакомство учащихся со славянской культурой в свете изучения

родного языка.

Задачи: ознакомить учащихся с истоками создания славянской азбуки и её создателями; развитие познавательного интереса во внеурочное время.

Мероприятие проведено с использованием мультимедийной презентации.

Ход урока

  1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Слайды 1-3

- Какой праздник отмечает наша страна 24 мая?

  1. Подготовка к восприятию нового материала. Слайд 4-6

Расскажу я вам о далёких временах, о Руси нашей матушке и о людях её великих.

Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добры матушки, бородатые мудры батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Они родились в Византийском городе Солуни в семье военачальника. Детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде – дома говорили по-славянски, а в школе – на греческом языке. Латинский язык был неизвестен солунцам. И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку.

-Как называется эта азбука?

(Кириллицей).

-А почему она так названа?

( По имени Кирилла, одного из ее создателей).
4-й ведущий. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет своё имя: веди, люди, аз, земля, глагол.
3-й ведущий. Название букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».

  1. Фронтальная беседа.

    - Что вы узнали о создателях азбуки?

    - Как их звали?

    - Где они родились?

    - За что Кирилла прозвали философом?

    - Как она называлась?

    5. Знакомство с кириллицей. Слайды7-9

    - Давайте познакомимся с церковнославянской азбукой и посмотрим, как она преобразовалась в русском языке. В церковнославянской азбуке всего 43 буквы, и каждая имеет своё название, в отличие от букв русского алфавита.

    Прочитаем их.

    - Раньше азбука давалась детям нелегко.

    Стихотворение об учении читает ученик.

    Трудно грамота давалась

    нашим предкам в старину.

    А девицам полагалось

    Не учиться ничему.

    Обучались лишь мальчишки.

    Дьяк с указкою в руке

    Нараспев читал им книжки

    На славянском языке.

    А да Б, как Аз да Буки,

    В как Веди, Г – Глагол,

    И учитель для науки

    По субботам их порол.

    - Почему нелегко давалась азбука?

    (Сначала нужно было вызубрить названия букв (А-аз, б-буки..). Но ещё сложнее было из букв складывать слова.


6. Практическая работа с алфавитом.

- Попытаемся представить себя учениками древнерусской школы.

Задание 1.

- Попробуйте, ребята, сложить слова из букв. Добро, он, мыслете (дом). Ша, како, он, люди, аз (школа)
Задание 2.Самостоятельная работа.

А сейчас самостоятельно прочитайте и запишите в тетрадь прочитанное предложение.
Покой, рцы, иже, ша, люди, аз, веди, есть, слово, наш, аз, добро, ук, есть, твёрдо, веди, есть, твёрдо, есть, рцы.

(Пришла весна, дует ветер)

Задание 3: напишите кириллицей слово «человек» (на доске и в тетрадях)

7. Преобразование алфавита

- Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более 7 столетий. Лишь в петровские времена в наш алфавит потребовалось внести изменения.

Выходит мальчик с указом в руках ( Пётр 1):

- Господа! Царским указом велено упростить наше письмо. Отныне отменяются буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «зело», «омега». Они стали обузой в русском языке и поэтому из него исключаются. (Показывает их и выбрасывает).

- Почему Пётр 1 произвёл реформу русского языка? (Много

было одинаковых букв)
- Во второй половине 18 столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было прежде в славянской азбуке. Это буквы Э, Я, Й, которые узаконила Академия наук в 1735 году. А букву Ё в 1797 году впервые применил писатель Карамзин.
- В начале 20 века снова понадобилось упростить русский алфавит и правописание. Такую реформу провели в 1918 году.


Выходит красноармеец и читает:

-Товарищи! Указом наркома просвещения упраздняются буквы «и-десятеричное», «ять», «фита», «ижица», «ер» на конце слов. (Выбрасывает буквы).
- Букву «ЯТЬ» до изгнания из азбуки называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила на «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение «Знать на ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.

-Буква «ижица» напоминала перевёрнутый кнут, отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало – выпороть, выдрать, а в более широком смысле – устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй.

8. Пословицы и поговорки о пользе учения. Слайд 10.

- Я назову начало, а вы закончите.

  1. Грамоте учиться - …(всегда пригодится.)

  2. Век живи - …( век учись.)

  3. Ученье - свет, …(а неученье - тьма.)

  4. Повторение – мать учения.

  5. Грамоте учиться - …(всегда пригодится.)

  6. Любишь кататься… (люби и саночки возить).


9. Закрепление полученных знаний. Слайд 11-12.
- Разгадаем кроссворд:


  1. Славянский алфавит. (Кириллица)

  2. Одна из 33 сестриц. (Буква)

  3. То, чем писали в 19 веке. (Перо)

  4. Место рождения братьев-просветителей. (Солунь)

  5. Все буквы по порядку. (Алфавит)

  6. Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)

  7. Изображение святого. (Икона)

  8. Картина, выполненная по мокрой известке. (Фреска)


10. Итог урока.

Продолжите фразы:

Сегодня на уроке мы…

Мне понравилось…

Использованная литература:

  1. Журнал «Наша школа», 2002 г, № 4

  2. Журнал «Читаем, учимся, играем», 2001 г, № 5

  3. Журнал «Библиотека в школе», 2004 г, № 13

  4. «Сто друзей», приложение к «Учительской газете», 2002, №51


Интернет ресурсы:

  1. http://nsportal.ru

  2. http://shkolnie.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск