Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 66.54 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации05.05.2014
Размер66.54 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Методическая база занятия.
Я сначала учитель, потом лишь поэт.
Две стези моей жизни оставят в ней след:
Часть души отзовется в ребячьих сердцах,
А другая звучать будет вечно в стихах.
З.Кантышева.

Тема урока:

Урок-исследование происхождения лексики современного русского языка.

( по учебнику «Русский язык 10-11 классы»; авторы-составители: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина)

Тип урока - интегрированный урок с использованием ИКТ, групповой технологии и технологии проектного обучения; третий урок по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография».

Тема происхождения лексики современного русского языка выбрана мною для интегрированного урока не случайно. Слово – главный «инструмент» и в русском языке и в литературе. Не случайно авторы-составители учебника Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина начали повторение русского языка не с первого раздела языкознания – фонетики, а с лексики. Главное – это слово. Не случаен и эпиграф к уроку:

Слово – дело великое. Великое потому,

что словом можно соединить людей,

словом можно разъединить людей,

словом можно служить любви,

словом можно служить вражде и ненависти.

Берегитесь такого слова, которое разъединяет.

Л.Н.Толстой.

Я думаю, что Лев Николаевич Толстой сказал о слове предельно емко. К этому уроку я написала стихотворений о русском языке. Поэзия – это дар богов, это вершина умения владеть словом. Ведь не случайно в системе штилей М.Ломоносова лирика занимает высшую строчку – это высокий штиль. Частенько на уроках русского языка и литературы я читаю детям только что написанные строчки своих стихотворений. Поверьте, нет более благодарного слушателя и зрителя! ( Отдельным файлом прилагаю свои произведения. Быть может они кому-нибудь понравятся, а возможно и пригодятся в педагогической деятельности)

Цели урока:
образовательные: повторить, углубить и обобщить знания о слове, как центральной единице языка; отработать навыки выделения главного в содержании текста.

развивающие: развивать навыки рассуждения, аргументирования ответа, умения анализировать - необходимых для монологической речи и участия в диалоге; развитие способностей обобщать, систематизировать и делать выводы.

воспитательные: воспитание интереса к слову, русскому и родному языкам, к литературе; гражданско-патриотическое воспитание учащихся;

воспитание коммуникативной культуры учащихся;

воспитание целеустремлённости, толерантности, инициативности и творческого отношения к делу.

Методы, используемые на уроке: фронтальный опрос, беседа, диалог, самостоятельная работа по вариантам, карточки-задания, работа со слайдами презентации – обсуждение их, проектная работа – исследование заимствованных слов из ингушского языка в части произведений великих классиков и новый взгляд на слова родного ингушского языка, составление алгоритмов для более успешного осмысления изучаемого учебного материала.

Формы организации учебной деятельности учащихся: интегрированный урок-исследование происхождения современной русской лексики. «Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области», - Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока».

И.Г. Песталоцци утверждал, что «процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий».

«Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся потому, что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов», - Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока»
Закономерности интегрированного урока:

  • Весь урок подчинен авторскому замыслу;

  • Урок объединяется основной мыслью (стержень урока);

  • Урок составляет единое целое, этапы урока это фрагменты целого;

  • Этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости;

  • Отобранный для урока материал соответствует замыслу.

Каждый урок я конструирую, используя именно то, что мне необходимо в данное время, на этом уроке. Здесь я совместила интеграцию с традиционной формой обучения. Из последней, традиционной, я использовала форму - этапы урока. Анализ текстов литературных произведений, проектно-исследовательская работа и многое другое из нетрадиционной парадигмы обучения…

Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения. Для осуществления ее, мечты, все способы хороши: и традиционные (соблюдение этапов урока) и нетрадиционные (интеграция). Хотя в традиционной школе на каждом уроке нужно было использовать межпредметную связь наряду с другими не менее важными компонентами.

Для учителей словесников главная из межпредметных связей – связь русского языка и литературы, та глубинная связь, когда знания по русскому языку, речевые умения и навыки закрепляются на уроках литературы, а знания по литературе обогащают речевую практику учащихся на уроках русского языка. На уроках литературы анализируется язык художественных произведений. Уроки русского языка строятся на материале художественных текстов, изучаемых произведений.

Я постаралась через литературные произведения показать процесс обогащения современного русского языка, используя диалог (вопросы-ответы), практикум - самостоятельная работа с учебником, ответы-монологи по защите своих проектов, групповую и индивидуальную работу. Важно было заинтересовать учеников, увлечь их процессом детального изучения слов как русского языка, так и своего родного ингушского. Для этого были выбраны произведения, имеющие отношение к нашему краю. Здесь уместны слова Д.К.Ушинского: « Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа». На уроке использовала разнообразные виды работ: самостоятельную, работу с карточками-заданиями, работа с техническими средствами – показ и обсуждение презентации, проверку – контроль полученных знаний – выборочный диктант.

Сегодня существует множество педагогических технологий, помогающих учителю в его работе. Свои уроки я конструирую, выбирая те методы, которые мне помогут реализовать задуманную цель. Особенно близки мне технология развивающего обучения Л.В.Занкова и пошаговая теория от простого к сложному Ш.А.Амонашвили, хотя последняя и рассчитана на детей младшего школьного возраста. Приведу некоторые положение из этих моделей обучения, взятых мною на вооружение и используемых в своей работе.

Реализация принципов развивающего обучения
Л.В. Занкова
на уроках русского языка в средней школе


  • Являясь личностно ориентированной, система отличается верой в каждого ребенка, в его силы, она принимает его таким, каков он есть.

  • как учить без принуждения, как развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным, желанным?

  • Ядром системы является не изолированное изучение отдельных тем программы, а системность обучения.


Система, основанная на гуманно-личностном подходе (Ш.А.Амонашвили).

  • Новизна опыта выражается в следующих положениях:

  • Строить педагогический процесс – педагогику обучения и воспитания – совместно со взрослеющими школьниками (реализация личностно – ориентированного подхода);

  • Пробуждать живой интерес к окружающим, способствовать накоплению положительного опыта эмоциональных впечатлений;

  • Расширять круг общения детей, предлагая те формы работы, при которых приобретается жизненный опыт и опыт активной деятельности;

  • Воспитывать на уроках русского языка словом, любая истина (философская, нравственная) может быть осознана посредством слова и высказана с его помощью, чтобы стать убеждением, а значит, частью взглядов личности.

А эти слова служат для меня девизом: «Человеческий язык – сложная система, и обучение языку должно быть организовано таким образом, чтобы ученик привыкал искать связи между различного уровня языковыми единицами, мог рассматривать слово с разных точек зрения (фонетики, графики, словообразования, лексикологии, грамматики), в то же время осознавая неповторимое единство всех этих сторон в одном слове, восхищаясь удивительным даром – языком» Л.В.Занков.

А еще мне нравится новое явление в нашей педагогике – метапредметность, когда все разрозненные школьные предметы будут объединены в единое целое, и ученик будет видеть не детали, а целостную картину мира.

Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это «кусок истории личностной судьбы ребенка». И от того, насколько комфортно ему в школе, от того, как происходит процесс обучения и воспитания зависит формирование личности ребенка.

Но и сам учитель должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество.

“Школу делает школой учитель», - совершенно точно сказал А.Гин.
«Дело преподавания есть искусство…, оконченность и совершенство недостижимы,- а развитие и совершенствование бесконечны»

Л.Н.Толстой


.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск