Скачать 66.54 Kb.
|
Методическая база занятия. Я сначала учитель, потом лишь поэт. Две стези моей жизни оставят в ней след: Часть души отзовется в ребячьих сердцах, А другая звучать будет вечно в стихах. З.Кантышева. Тема урока: Урок-исследование происхождения лексики современного русского языка. ( по учебнику «Русский язык 10-11 классы»; авторы-составители: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина) Тип урока - интегрированный урок с использованием ИКТ, групповой технологии и технологии проектного обучения; третий урок по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография». Тема происхождения лексики современного русского языка выбрана мною для интегрированного урока не случайно. Слово – главный «инструмент» и в русском языке и в литературе. Не случайно авторы-составители учебника Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина начали повторение русского языка не с первого раздела языкознания – фонетики, а с лексики. Главное – это слово. Не случаен и эпиграф к уроку: Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить людей, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет. Л.Н.Толстой. Я думаю, что Лев Николаевич Толстой сказал о слове предельно емко. К этому уроку я написала стихотворений о русском языке. Поэзия – это дар богов, это вершина умения владеть словом. Ведь не случайно в системе штилей М.Ломоносова лирика занимает высшую строчку – это высокий штиль. Частенько на уроках русского языка и литературы я читаю детям только что написанные строчки своих стихотворений. Поверьте, нет более благодарного слушателя и зрителя! ( Отдельным файлом прилагаю свои произведения. Быть может они кому-нибудь понравятся, а возможно и пригодятся в педагогической деятельности) Цели урока: образовательные: повторить, углубить и обобщить знания о слове, как центральной единице языка; отработать навыки выделения главного в содержании текста. развивающие: развивать навыки рассуждения, аргументирования ответа, умения анализировать - необходимых для монологической речи и участия в диалоге; развитие способностей обобщать, систематизировать и делать выводы. воспитательные: воспитание интереса к слову, русскому и родному языкам, к литературе; гражданско-патриотическое воспитание учащихся; воспитание коммуникативной культуры учащихся; воспитание целеустремлённости, толерантности, инициативности и творческого отношения к делу. Методы, используемые на уроке: фронтальный опрос, беседа, диалог, самостоятельная работа по вариантам, карточки-задания, работа со слайдами презентации – обсуждение их, проектная работа – исследование заимствованных слов из ингушского языка в части произведений великих классиков и новый взгляд на слова родного ингушского языка, составление алгоритмов для более успешного осмысления изучаемого учебного материала. Формы организации учебной деятельности учащихся: интегрированный урок-исследование происхождения современной русской лексики. «Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области», - Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». И.Г. Песталоцци утверждал, что «процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий». «Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся потому, что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов», - Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока» Закономерности интегрированного урока:
Каждый урок я конструирую, используя именно то, что мне необходимо в данное время, на этом уроке. Здесь я совместила интеграцию с традиционной формой обучения. Из последней, традиционной, я использовала форму - этапы урока. Анализ текстов литературных произведений, проектно-исследовательская работа и многое другое из нетрадиционной парадигмы обучения… Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения. Для осуществления ее, мечты, все способы хороши: и традиционные (соблюдение этапов урока) и нетрадиционные (интеграция). Хотя в традиционной школе на каждом уроке нужно было использовать межпредметную связь наряду с другими не менее важными компонентами. Для учителей словесников главная из межпредметных связей – связь русского языка и литературы, та глубинная связь, когда знания по русскому языку, речевые умения и навыки закрепляются на уроках литературы, а знания по литературе обогащают речевую практику учащихся на уроках русского языка. На уроках литературы анализируется язык художественных произведений. Уроки русского языка строятся на материале художественных текстов, изучаемых произведений. Я постаралась через литературные произведения показать процесс обогащения современного русского языка, используя диалог (вопросы-ответы), практикум - самостоятельная работа с учебником, ответы-монологи по защите своих проектов, групповую и индивидуальную работу. Важно было заинтересовать учеников, увлечь их процессом детального изучения слов как русского языка, так и своего родного ингушского. Для этого были выбраны произведения, имеющие отношение к нашему краю. Здесь уместны слова Д.К.Ушинского: « Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа». На уроке использовала разнообразные виды работ: самостоятельную, работу с карточками-заданиями, работа с техническими средствами – показ и обсуждение презентации, проверку – контроль полученных знаний – выборочный диктант. Сегодня существует множество педагогических технологий, помогающих учителю в его работе. Свои уроки я конструирую, выбирая те методы, которые мне помогут реализовать задуманную цель. Особенно близки мне технология развивающего обучения Л.В.Занкова и пошаговая теория от простого к сложному Ш.А.Амонашвили, хотя последняя и рассчитана на детей младшего школьного возраста. Приведу некоторые положение из этих моделей обучения, взятых мною на вооружение и используемых в своей работе. Реализация принципов развивающего обучения Л.В. Занкова на уроках русского языка в средней школе
Система, основанная на гуманно-личностном подходе (Ш.А.Амонашвили).
А эти слова служат для меня девизом: «Человеческий язык – сложная система, и обучение языку должно быть организовано таким образом, чтобы ученик привыкал искать связи между различного уровня языковыми единицами, мог рассматривать слово с разных точек зрения (фонетики, графики, словообразования, лексикологии, грамматики), в то же время осознавая неповторимое единство всех этих сторон в одном слове, восхищаясь удивительным даром – языком» Л.В.Занков. А еще мне нравится новое явление в нашей педагогике – метапредметность, когда все разрозненные школьные предметы будут объединены в единое целое, и ученик будет видеть не детали, а целостную картину мира. Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это «кусок истории личностной судьбы ребенка». И от того, насколько комфортно ему в школе, от того, как происходит процесс обучения и воспитания зависит формирование личности ребенка. Но и сам учитель должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество. “Школу делает школой учитель», - совершенно точно сказал А.Гин. «Дело преподавания есть искусство…, оконченность и совершенство недостижимы,- а развитие и совершенствование бесконечны» Л.Н.Толстой . |