Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации05.05.2014
Размер63.6 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Этапы работы при подготовке к 0

написанию сочинения-рассуждения (часть С)

Гусева Ирина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ№1 г. Дубны Московской области


Работа основывается на ранее выработанных умениях и навыках анализа текста. Начиная с 5 класса и на уроках русского языка, и на уроках литературы постепенно накапливается нужный для написания части С опыт. Поэтому в 10 классе с сентября начинаю работу над сочинением по тексту.

Этапы выработаны из практики проведения подобных занятий с самого первого экзамена ЕГЭ.

  1. Раздаю презентацию ученикам для домашнего пользования, а также отпечатанные критерии оценивания.



  1. Начинаем работу с определения проблемы. Тексты на парте, работа в группах по 4 человека, затем по 2, далее каждый индивидуально определяет проблему. За одно занятие удается определить от 5 до 9 проблем.



  1. Следующий этап – определение позиции автора. Тексты могут быть те же самые. Как автор сам отвечает на поставленный вопрос? Что советует? К чему призывает?



  1. Комментарий к проблеме – это третий этап. Сначала нужно объяснить, что требуется написать в комментарии. Для этого использую выдержку из презентации Цыбулько И.П.:

«Комментируя сформулированную проблему, экзаменуемый как бы проходит обратный авторскому мыслительный путь, обозначая те её стороны, которые интересовали автора. Именно комментарий выделенной экзаменуемым проблемы показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему, сумел увидеть её аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Иными словами, комментирование проблемы должно обнаружить степень адекватности восприятия текста экзаменуемым, умения «дешифровать» его содержание.

В идеале мысль адресанта и мысль, полученная адресатом, должны были бы совпасть. Однако на практике подобное невозможно. Подобное могло бы произойти, если бы читатель совершенно тождественно автору воспринимал все уровни текста.

В реальности это, естественно, невозможно, то есть невозможно воспринять текст идентично авторскому замыслу».

В реальности мы пытаемся понять замысел автора, отразить его, не сбиваясь на пересказ текста. Поэтому приходится для начала давать образцы хороших работ, чтобы проследить логику построения комментария. Опираясь на примеры, пишем комментарии, используя тексты, содержащие разные проблемы.

Обязательно записываем, что такое текстуальный комментарий.

Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

  • Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

  • На чём заостряет внимание? Почему?

  • Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?

  • Какие эмоции автора выражены в тексте?

  • Как выражено отношение автора к изображаемому? В чём это проявляется?

  • Что помогает выявить авторское отношение к проблеме?

Этот тип комментария на данном этапе более актуален, чем

концепционный, так как сейчас рекомендуется делать комментарий

в опоре на текст.



  1. Затем создаём банк тезисов. Сначала даю примеры мудрых мыслей сама, потом предлагаю ребятам. Постепенно копилка тезисов пополняется.

Примеры тезисов: «Жить в обществе и быть свободным от общества

нельзя»;

человек является частью природы;

пошлость опасна, «заразна»;

милосердным нужно быть не на словах, а на

деле;

не ошибается тот, кто ничего не делает и т.д.

Желательно подобрать тезисы по основным проблемам, встречающимся в текстах. Обязательно даю книгу Д.С. Лихачёва «Письма о добром».

  1. Создаём банк аргументов: используем готовые разработки, приводим примеры произведений, прочитанных на уроках литературы. Теперь, изучая то или иное произведение, мы сразу записываем круг проблем, над которыми размышляет автор. Например, рассказ А.Платонова «Юшка» : проблема милосердия

взаимоотношения человека и природы

«маленького человека»

самоотверженности

смысла жизни

человеческой жестокости

доброты и мн.др.

Некоторые произведения нужно посоветовать ученикам прочитать, например: К.Чуковского «Живой как жизнь»

А.Дудинцев «Белые одежды»

В.Распутин «Уроки французского» и т.д.

Конечно, в этот список входят все программные произведения по литературе. Очень понравился банк аргументов из сборника

Цыбулько И.П. «Экспресс – подготовка». Он называется «Тематический банк примеров формулировок, цитат и аргументов».

  1. Четвёртый этап – аргументация собственного мнения. После освоения приёмов комментирования переходим к написанию аргументов. В презентации есть схема, которую предложил Нарушевич А. Г. Там же есть пример этой части сочинения.

Учимся приводить аргументы. Даю тезис, ученики приводят аргументы. Сначала устно, затем дома письменно.

Например, «массовая литература разрушающе действует на духовное развитие человека», «способность к сочувствию – важнейшее качество человека», «игромания – настоящая болезнь современного общества», «все люди на земле – братья», «в жизни важно сохранить в себе ребёнка» и т.д. и т.п.

  1. Пятый этап – вывод, заключение. Опираясь на приведённые аргументы, учимся обобщать высказанное по данной проблеме и делать вывод. Обычно это нетрудно, если присутствуют логически связанные тезисы и аргументы.



  1. И последний этап – вступление к сочинению, хотя не всегда ученики его пишут. Нужно сказать, что вступление должно быть связано с выводом, заключением и должно быть «мостиком» к проблеме.



  1. Теперь, когда по отдельности проработаны все пункты плана сочинения, делаем попытку создать законченную работу по предложенному тексту. Раздаю шаблон, предупредив, что пользоваться им можно только на первых порах, пока не «набьёте руку». Радость, что ученик сам может создать большой связный текст, окрыляет его. То, что он состоит из сплошных речевых клише, пока не комментируем. Но постепенно стараемся избавляться от большинства из них. Удивительно, что и самим ребятам надоедает этот шаблон, они начинают писать по-своему, что мы всемерно поддерживаем, зачитывая на уроках наиболее удачные отрывки из их сочинений.



  1. Затем раздаю бланки для сочинений (см. в приложении). С этого момента оценку ставлю не отдельно за содержание и грамотность, а одну за набранное количество баллов. Конечно, работы у учителя прибавится, но видеть баллы, выставленные по различным критериям,

чрезвычайно полезно ученикам.

  1. До сих пор мы пишем сочинения дома. Теперь усложняем задачу – пишем в классе без предварительного знакомства с текстом. Можно на первых порах работать в группах. Очень интересны работы, созданные сообща. Затем можно перейти к индивидуальной работе.



  1. На последнем этапе усвоения навыков работы над сочинением

убираем бланки с отдельными графами и с этого момента пишем на обычных бланках для части С1 на ЕГЭ.

ПРИМЕЧАНИЕ. Оценки выставляются сначала по такой шкале:

от 19 до 23 – «5»

от 15 до 18 – «4»

от 10 до 14 – «3»

менее 10 - «2»

Следующий уровень оценок такой:

от 21 до 23 – «5»

от 17 до 20 – «4»

от 12 до 16 – «3»

менее 12 - «2» и т.д.

То есть учитель сам поднимает планку оценивания по мере

улучшения качества работ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск