Скачать 63.6 Kb.
|
Этапы работы при подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С) Гусева Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ СОШ№1 г. Дубны Московской области Работа основывается на ранее выработанных умениях и навыках анализа текста. Начиная с 5 класса и на уроках русского языка, и на уроках литературы постепенно накапливается нужный для написания части С опыт. Поэтому в 10 классе с сентября начинаю работу над сочинением по тексту. Этапы выработаны из практики проведения подобных занятий с самого первого экзамена ЕГЭ.
«Комментируя сформулированную проблему, экзаменуемый как бы проходит обратный авторскому мыслительный путь, обозначая те её стороны, которые интересовали автора. Именно комментарий выделенной экзаменуемым проблемы показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему, сумел увидеть её аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Иными словами, комментирование проблемы должно обнаружить степень адекватности восприятия текста экзаменуемым, умения «дешифровать» его содержание. В идеале мысль адресанта и мысль, полученная адресатом, должны были бы совпасть. Однако на практике подобное невозможно. Подобное могло бы произойти, если бы читатель совершенно тождественно автору воспринимал все уровни текста. В реальности это, естественно, невозможно, то есть невозможно воспринять текст идентично авторскому замыслу». В реальности мы пытаемся понять замысел автора, отразить его, не сбиваясь на пересказ текста. Поэтому приходится для начала давать образцы хороших работ, чтобы проследить логику построения комментария. Опираясь на примеры, пишем комментарии, используя тексты, содержащие разные проблемы. Обязательно записываем, что такое текстуальный комментарий. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
Этот тип комментария на данном этапе более актуален, чем концепционный, так как сейчас рекомендуется делать комментарий в опоре на текст.
Примеры тезисов: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»; человек является частью природы; пошлость опасна, «заразна»; милосердным нужно быть не на словах, а на деле; не ошибается тот, кто ничего не делает и т.д. Желательно подобрать тезисы по основным проблемам, встречающимся в текстах. Обязательно даю книгу Д.С. Лихачёва «Письма о добром».
взаимоотношения человека и природы «маленького человека» самоотверженности смысла жизни человеческой жестокости доброты и мн.др. Некоторые произведения нужно посоветовать ученикам прочитать, например: К.Чуковского «Живой как жизнь» А.Дудинцев «Белые одежды» В.Распутин «Уроки французского» и т.д. Конечно, в этот список входят все программные произведения по литературе. Очень понравился банк аргументов из сборника Цыбулько И.П. «Экспресс – подготовка». Он называется «Тематический банк примеров формулировок, цитат и аргументов».
Учимся приводить аргументы. Даю тезис, ученики приводят аргументы. Сначала устно, затем дома письменно. Например, «массовая литература разрушающе действует на духовное развитие человека», «способность к сочувствию – важнейшее качество человека», «игромания – настоящая болезнь современного общества», «все люди на земле – братья», «в жизни важно сохранить в себе ребёнка» и т.д. и т.п.
чрезвычайно полезно ученикам.
убираем бланки с отдельными графами и с этого момента пишем на обычных бланках для части С1 на ЕГЭ. ПРИМЕЧАНИЕ. Оценки выставляются сначала по такой шкале: от 19 до 23 – «5» от 15 до 18 – «4» от 10 до 14 – «3» менее 10 - «2» Следующий уровень оценок такой: от 21 до 23 – «5» от 17 до 20 – «4» от 12 до 16 – «3» менее 12 - «2» и т.д. То есть учитель сам поднимает планку оценивания по мере улучшения качества работ. |