Скачать 45.78 Kb.
|
Тимофеева Наталья Викторовна учитель музыки МКОУ ООШ с. Казакевичево Разработка урока в 1 классе по программе Е. Критской (2-я четверть 1 урок) Тема урока: «Музыкальные инструменты» Цели урока:
Задачи:
Используемые учебники и учебные пособия: Учебник Музыка 1 класс автор Е.Д.Критская Музыкальный материал: «Полянка», русский народный наигрыш (свирель); «Во кузнице», русский народный наигрыш (рожок); «Как под яблонькой», импровизация на тему русской народной песни (гусли); «Пастушья песня», французская народная песня, сл. Т. Сикорской; «Пастушья песенка», на тему из 5-й части «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена, сл. Алемасовой; «Камышинка-дудочка», В. Поплянова, сл. В. Татаринова. Проблема урока: как появились музыкальные инструменты? Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, Дополнительный материал: разворот учебника «Музыкальные инструменты», листы бумаги для изготовления рожков форматов А3, А4, А5. Ход урока
Музыкальное приветствие в виде распевки -Первый урок новой четверти начинаем с выяснения того, какую музыку ребята слышали в дни осенних каникул, что из услышанного им запомнилось и почему. - А на чём исполняли услышанную вами музыку? (На музыкальных инструментах). - А хотите узнать, как появились первые музыкальные инструменты? Увидеть эти инструменты нам поможет Муза. 2. Работа с учебником. - Откроем наш учебник, что подсказывает нам Муза? (Рассматривание изображения на страницах разворота). - Мы видим мальчика-пастушка. (Читаем текст «Пастушьей песни»). - На каком инструменте играл пастушок? (На дудочке). - Дудочка, сделанная из камыша, была первым музыкальным инструментом и появилась очень давно. А хотите узнать, как она появилась? (Да!) - Ну, тогда слушайте… Жил-был мальчик-пастушок. Пас он своих коровушек по полям-по перелескам, да однажды забрел с ними в болото. Разбрелись коровушки по болоту, уплетая молодые побеги камыша… Испугался пастушок – стал кричать, звать животных, а они не слышат. Расстроенный мальчик срезал палочку камыша – он любил погрызть его, случайно дунул и услышал приятный звук. Обрезав с двух сторон аккуратные отверстия, пастушок с интересом стал дуть и не заметил, как все коровки собрались возле него. С тех пор мальчик всегда брал с собой дудочку и животные никогда у него не терялись. Вот такая сказка, а может быль есть о дудочке. А у Музы есть песня о камышинке-дудочке. «Камышинка-дудочка», В. Поплянова, сл. В. Татаринова – разучивание. - Эта песня может звучать каждый раз по- разному, если импровизировать мелодию дудочки.
- Прошло время, и дудочка прижилась в народе. С дудочкой не только пасли овец, коров, но и её звучанием изображали пение птиц, настроение природы. - В народе этот инструмент стали называть свирелью. Как вы думаете, почему? (За её необыкновенный звук, похожий на свист). - А сейчас мы побываем на одном из концертов русских народных инструментов. - Представьте, что у вас в руках свирель. Сыграйте на ней. Звучит «Полянка», русский народный наигрыш (свирель). (Дети имитируют исполнение на свирели). - Звуки свирели стали пробовать передать и голосом. Так появилась одна из французских народных песен. Вот как это звучит. «Пастушья песня», французская народная песня, сл. Т. Сикорской – разучивание (метод эха). - О чём рассказывается в песне? (ответы) - Как поёт свирель? (ответы) 4. Работа с учебником. - Посмотрим опять на страницу учебника. Муза показывает изображение ещё одного мальчика. - На что похож его инструмент? (На рог животного). - Да, это на самом деле рог! А что его отличает от свирели? (ответы) - Может ли быть пастушком мальчик? - А если его инструмент похож на рог, то какое название у него могло быть? (Рожок). - Зачем пастушку понадобился именно такой инструмент? (Чтобы собирать заблудившихся животных). - Рожок тоже прижился в народе, им пользовались пастушки. - Царь Пётр создал в русской армии целый оркестр из рожечников. Называли его «Роговой оркестр». - Сейчас мы попробуем стать таким оркестром. Для этого нам надо самим сделать рожок из листочка, который лежит у каждого из вас на столе, и свернуть его в рупор. Обратите внимание, что листочки разного формата, а значит, что инструменты будут разными по объему! 5. Игра «Оркестр рожечников». Звучит фрагмент р. н. п. «Во кузнице». - А теперь послушаем, как играют настоящие рожечники. «Во кузнице», русский народный наигрыш (рожок). - Услышали ли вы знакомые звуки? - Вся ли мелодия знакома? (Сейчас играли три рожка. И исполнили они русский народный наигрыш «Во кузнице»). - А теперь послушаем ещё одну русскую народную песню. Звучит «Как под яблонькой», импровизация на тему русской народной песни (гусли). - Какой инструмент звучал? - Чем отличается его звучание? - Чем отличается звучание духового инструмента от струнного?
Вывод: - В завершении урока вспомним, что нового нам сегодня рассказала Муза, что нового вы узнали, (ответы) о каких инструментах сегодня шла речь, какие сказки и песни вы узнали и услышали? - Все это были русские народные инструменты – духовые (дудочка, свирель, рожок) и струнные (гусли). |