Скачать 129.2 Kb.
|
Уроки по сказу Н.С.Лескова «Левша» 7 кл 7 кл Н. С. Лесков – выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народной жизни и народного слова. сказ «Левша» Цели: сообщить учащимся краткие биографические сведения о Лескове; познакомить с историей создания «Левши», начать работу над сказом. Ход урока I. Изучение нового материала. 1. Вступительное слово учителя о Н. С. Лескове и его творчестве. Детство Николая Семеновича Лескова (1831–1895 гг.) прошло, как постоянно подчеркивал писатель, «…в самом народе», в мелкопоместном именьице Панино на Орловщине. «По происхождению я принадлежу к потомственному дворянству Орловской губернии, но дворянство наше молодое и незначительное, приобретено оно моим отцом по чину коллежского асессора (в царской России гражданский чин 8 го класса). Род наш собственно происходит из духовенства, и тут за ним есть своего рода почетная линия. Мой дед, священник Дмитрий Лесков, и его отец, дед и прадед – все были священниками в селе Лесках, которое находится в Карачаевском или Трубневском уезде Орловской губернии. От этого села Лески и вышла наша родовая фамилия – Лесковы… Отец мой, Семен Дмитриевич Лесков, «не пошел в попы», а пресек свою духовную карьеру тотчас же по окончании курса наук в Севской семинарии. Это, говорили, будто очень огорчило деда и едва ли не свело его в могилу… Выгнанный дедом из дома за отказ идти в духовное звание, отец мой бежал в Орел с сорока копейками меди, которые подала ему его покойная мать «через задние ворота»… С сорока копейками отец пришел в Орел и «из-за хлеба» был взят в дом местного помещика Хлопова, у которого учил детей, и должно быть, успешно, потому что от Хлопова его «переманул» к себе помещик Михаил Андреевич Страхов, служивший тогда орловским уездным предводителем дворянства… На месте учителя в доме Страхова отец обратил на себя внимание своим прекрасным умом и честностью, которая составляла отменную черту всей его многострадальной жизни… Я родился 4 февраля 1831 года Орловского уезда в селе Горохове, где жила моя бабушка, у которой на ту пору гостила моя мать… Жили мы в крохотном домике, который состоял из одного большого крестьянского сруба, оштукатуренного внутри и покрытого соломой… В деревне я жил на полной свободе, которой пользовался как хотел. Сверстниками моими были крестьянские дети, с которыми я и жил, и сживался душа в душу. Простонародный быт я знал до мельчайших подробностей и до мельчайших же оттенков понимал, как к нему относятся из большого барского дома, из нашего «мелкопоместного курничка», из постоялого двора и с Поповки… За М. А. Страховым была замужем родная сестра моей матери, Наталья Петровна, большая красавица… Плодом супружества Страхова и моей тетки было шесть головок детей – три дочери и три сына, из которых двое были немного меня старше, а третий ровесник. И так как для их воспитания в доме были русский и немецкий учители и француженка, а мои родители ничего такого держать для меня не могли, то я жил у Страховых почти до восьми лет, и это послужило мне в пользу: я был хорошо выдержан, то есть умел себя вести в обществе прилично, не дичился людей и имел пристойные манеры – вежливо отвечал, пристойно кланялся и рано болтал по-французски. Но зато с этими благоприятностями для моего воспитания в душу мою вкрались и некоторые неблагоприятности: я рано почувствовал уколы самолюбия и гордости, в которых у меня выразилось большое сходство с отцом. Я был одарен, несомненно, большими способностями, чем мои двоюродные братья, и что тем доставалось в науках с трудностями, то мне шло нипочем. Немецкий учитель Кольберг имел неосторожность поставить это на вид тетке, и я стал замечать, что мои успехи были ей неприятны. Дело в том, что по докладу неосторожного, но честного Кольберга меня за благонравие и успехи хотели «поощрять». Для этого раз вечером собрали в гостиную всех детей. Это было в какой-то праздник, и в доме случилось много гостей с детьми почти равного возраста… Мне велели подойти к столу и получить присужденную мне семейным советом награду, что я и исполнил, сильно конфузясь, тем более что замечал какие-то неодобрительные усмешки у старших, а также и у некоторых детей, коим, очевидно, была известна затеянная против меня злая шутка. Вместо похвального листа мне дали объявление об оподельдоке*, что я заметил уже только тогда, когда развернул лист и уронил его при общем хохоте. Эта шутка возмутила мою детскую душу, и я не спал всю ночь, поминутно вскакивал и спрашивал: «За что, за что меня обидели?». С тех пор я ни за что не хотел оставаться у Страховых и просил бабушку написать отцу, чтобы меня взяли. Так и было сделано, и я стал жить в нашей бедной хибарке, считал себя необыкновенно счастливым, что вырвался из большого дома, где был обижен без всякой с моей стороны вины. Но зато, однако, мне негде было более учиться, и я снова теперь возвращаюсь к тому, что меня отвезли в Орловскую гимназию… Я скучал ужасно, но учился хорошо, хотя гимназия…велась из рук вон плохо, дурно… Ездил я домой в год три раза: на летние каникулы, на святки и на страстной неделе с Пасхою. При этой последней побывке мы с отцом всегда вместе говели – что мне доставляло особенное удовольствие, так как в это время бывает распутица и мы ездили в церковь верхом». Вопрос: – Что, по-вашему, означают слова и выражения: «из-за хлеба» был взят в дом», «пристойные манеры», «уколы самолюбия», «благонравие», «держал речь»? К впечатлениям детства у Лескова добавляется опыт гимназических лет в Орле, а также незабвенные киевские годы. Но самым важным шагом к его истинному призванию явилась частная служба: в течение трех лет будущий писатель ездит по России, сопровождая партии крестьян-переселенцев. Поэтому Лесков хорошо знал народ. Впечатления этих лет и составили уникальную кладовую его памяти. Когда возникло желание поделиться этими впечатлениями, Н. С. Лесков уезжает в Москву (1861), а затем перебирается в Петербург, где и прошла вся его 35-летняя служба на литературном поприще. В литературу будущей писатель приходит уже 35-летним человеком, имея за плечами богатейший жизненный путь. «Он взялся за труд писателя зрелым человеком, превосходно вооруженный не книжным, а подлинным знанием жизни» (М. Горький). Вся предыдущая жизнь подготовила его к литературному труду и выполнению той задачи, которая исторически выпала ему как художнику. По силе таланта Н. С. Лескова можно поставить в один ряд с И. С. Тургеневым, Ф. М. Достоевским, Л. Н. Толстым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, А. П. Чеховым. Он создал такие шедевры, как «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Тупейный художник» и многие другие. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» принадлежит к шедеврам лесковского творчества» (Ю. Нагибин). Лесков в первых печатных редакциях (1881) предпослал рассказу такое «предисловие»: «Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра I. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по строгой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением». Но вскоре автор сам «разоблачил» себя: «…я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года; и левша есть лицо мною выдуманное». К вопросу о выдуманности левши Лесков будет возвращаться неоднократно, а в прижизненном собрании сочинений уберет «предисловие» окончательно. Вся эта выдуманная история была нужна Лескову для создания иллюзии непричастности автора к содержанию сказа. 2. Работа с учебником. – Что такое «сказ»? (с. 254-255 учебника). Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером, складом речи. 3. Чтение учителем первых трех глав «Сказа…». 4. Анализ прочитанного. – Когда и где происходит действие? – Выделите и прочитайте цитаты, характеризующие царя Александра Павловича, а затем Платова. Запись цитат в тетрадях. Александр Павлович: «Объездил он все страны и везде через свою ласковость имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми». «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся». «Государь на все это радуется». «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может». «Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко». «Пожалуйста, не порть мне политики». «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут». «Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве». Платов: «Платов… этого склонения не любил… И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, – и чем-нибудь отведет». «…а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит». «Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле». «…а Платов доводил, что и наши на что взглянут – все могут сделать, но только им полезного учения нет… у английских мастеров совсем на все другие правила жизни, науки и продовольствия…». II. Подведение итогов урока. Домашнее задание: 1) читать главы 4–10; 2) выделить (и записать) цитаты, характеризующие царя Николая Павловича, Платова, левшу; 3) приготовить художественный пересказ одной из глав; 4) читать вступительную статью учебника (с. 257–259). 2-й урок. Анализ «Сказа…» Цели: продолжить чтение и анализ глав «Сказа…»; работать над выборочным пересказом, особенностями языка произведения, словарем. Ход урока I. Проверка домашнего задания. 1. Художественный пересказ глав 4, 6, 7, 8, 9. 2. Анализ «Сказа…» – работа с иллюстрациями, беседа по вопросам. – Внимательно рассмотрите данные рисунки. Опишите их. Обратите внимание на то, как каждый из художников изобразил героев. Каково отношение художников к изображаемому? – Что общего в манере художников и чем их рисунки отличаются друг от друга? – Какие иллюстрации вам понравились больше, почему? – Озаглавьте рисунки словами текста. – Один из критиков так выразил свое мнение о рисунках Н. Кузьмина к сказу «Левша»: «Лесковский штрих у Кузьмина… озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый… Стиль… рожден самим текстом, в который вошел художник, чтобы пережить «изнутри» его события». Согласны ли вы с этим утверждением? – Еще раз обратите внимание на иллюстрации Кукрыниксов к «Левше». Можно ли, по-вашему, согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за левшу, так что чувствуется почти личная их обида»? – Сказ «Левша» иллюстрировали и другие художники: И. Глазунов, Б. Семенов, Ст. Косенков, Т. Шишмарева. (Показ иллюстраций.) Чем они отличаются друг от друга? Подумайте, какие бы сцены выбрали вы, если бы рисовали иллюстрации к «Левше»? II. Изучение нового материала. 1. Комментированное чтение глав 11–14 с последующей характеристикой царя Николая Павловича и Платова. Учащиеся зачитывают выписанные дома цитаты, а затем продолжают эту работу в классе. Николай Павлович: «Государь Николай Павлович был в своих русских людях очень уверенный». «…Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают». «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано». «…Государь и тут своей веры не потерял, а только сказал: «Привести сейчас ко мне этого оружейника». «– Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!». Платов: «…надо бы подвергнуть ее русским пересмотрам в Туле или Сестербеке, не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались». «Сиди, – говорит, – здесь до самого Петербурга вроде пубеля, – ты мне за всех ответишь». «А Платов им вместо ответа показал кулак – такой страшенный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся – и, погрозивши, говорит: «Вот вам тугамент!». «…выбежал на подъезд, словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели». «Платов ему 100 рублей дал и говорит: «Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал». Задание: сравните двух царей. Вывод: цари Александр I и Николай I почти лишены индивидуальных черт, хотя в определенной плоскости противопоставлены. В Александре I выделены «ласковость», симпатии к промышленному Западу и недоверие к собственной нации. Защитником нации во время заграничных экскурсий царя выступает Платов. Результатом его заступничества и вмешательства в «политику» Александра I была опала, а затем и удаление недипломатичного героя на «досадную укушетку». «Ужасно какой замечательный и памятный» царь Николай I, напротив, превосходит патриотизмом даже Платова, не теряя веры в русских мастеров в самые щекотливые моменты. 2. Работа с учебником. – Кто же такой Платов? В Энциклопедическом словаре сообщаются следующие сведения о нем: «Платов, Матвей Иванович (1751–1818), русский военный деятель, генерал от кавалерии, соратник А. В. Суворова и М. И. Кутузова. В 1790 году Платов командовал колонной при штурме Измаила… В Отечественной войне 1812 года Платов, командуя военным корпусом, прикрывал отход 2-й армии Багратиона, а затем 1-й и 2-й русских армий. В Бородинском сражении провел успешный маневр в тыл левого крыла французских войск. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков». – Чем отличается это сообщение от изображения Платова в «Сказе…»? – Каким его изобразил Н. С. Лесков? (Цитаты.) – Что главное в его характере? – Над чем и почему подсмеивается автор? – Что не принимает и отвергает он? III. Подведение итогов урока. Домашнее задание: читать «Сказ…» до конца (гл. 11–20); выразительное чтение одного из диалогов. 3-ий урок. «Портрет» Левши. продолжение работы над «сказом…» Цели: начать работу над характеристикой левши; отметить своеобразие произведения, его связь с фольклором; продолжить работу над новыми, непонятными учащимся словами; составление цитатного плана. Ход урока I. Проверка домашнего задания. Чтение по ролям диалогов: а) Левши и царя (гл. 13, 14); б) Левши и англичан (гл. 15). II. Изучение нового материала. 1. Характеристика левши. Беседа по вопросам: – Перечитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царем и его окружением? При чтении сцены подчеркните простоту и непосредственность левши, удивление царя и его свиты. Прочитайте так, чтобы почувствовалась авторская едкая насмешка. – Почему «на каждой подковке мастерово имя выставлено», а имени левши там не оказалось? – Почему левша понравился англичанам? Как он ведет себя за границей? – Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии? 2. Фигура рассказчика в «Сказе…». Учитель. Рассказчик выступает от лица народа, как его своеобразный рупор. Он передает не точку зрения отдельного человека, а воплощает «народный глас». – Найдите и прочитайте те места в сказе, где виден сказитель, обратите внимание на его речь. («Через свою ласковость», «домой манил», «на свою сторону преклонять хотели», «чужестранностью пленить» и т. д.) Вывод: сказ близок к произведениям устного народного творчества. – Выделите приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку – и подумайте, какую роль они играют в этом произведении. – По признанию Лескова, замысел «Левши» возник из поговорки: «Англичане сделали блоху из стали, а русские ее подковали». В языке сказа много русских пословиц и поговорок, например: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина», «Утро ночи мудренее» и другие. Найдите еще пословицы и поговорки. 3. Работа над новыми словами. Учитель. В сказе о левше много новых слов. Словотворчество начинается там, где рассказчик или герой сталкиваются с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Мастеровой, рассказывая о вещах ему незнакомых и чужеземных, искажает их названия согласно своему представлению о них. Но вместе с тем рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка – укушетка, вестовые – свистовые, таблица – долбица. Продолжите эти примеры. Обратите внимание на тех персонажей, кому принадлежат эти слова. 4. Изучение вопроса об авторской позиции в «Сказе…». Учитель. Со слов простодушного рассказчика мы узнаем о русских самодержцах, военачальниках, о людях другой нации, о талантливых русских людях. А что же думает о том же самом автор? Все содержание лесковского сказа дает нам ответ на этот вопрос: правители отчуждены от народа, пренебрегают своим долгом перед ним, они привыкли к абсолютной власти и ни перед кем не несут ответственности; не верховная власть озабочена честью и славой нации, а простые тульские мужики. Они-то и берегут честь и славу России и составляют ее надежду. И вместе с тем автор дает возможность понять трагическую судьбу этого народа. 5. Обсуждение цитатного плана к рассказу о левше (в. 5, с. 307). – Подумайте, какими пунктами можно было бы дополнить этот план. – Лесков говорил: «…там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени, и даже прозвище его пишется с маленькой буквы. – Рассмотрите портрет левши художника Н. Кузьмина. Охарактеризуйте его: а) в какой момент изображен герой; б) на что художник обращает внимание во внешнем облике левши; в) определите главную мысль рисунка. – Сравните портрет левши Кузьмина с рисунком художников Кукрыниксов. – Какой из портретов, по-вашему, наиболее верно передает характер героя? – Какой из них произвел на вас большее впечатление? III. Подведение итогов урока. Домашнее задание: подготовиться к изложению на тему «Левша в гостях у англичан». |