Скачать 0.6 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33 Г.ЛИПЕЦКА ИМЕНИ П.Н. ШУБИНА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 7 б,г КЛАССА
2013-2014 уч.год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа, поэтому как учебный предмет он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практически важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся. Цели преподавания русского языка в школе – изучение русского языка и обучение русской речи, предполагающее и её совершенство. Эти цели обуславливают следующие задачи: 1) изучение основ науки о языке, дающее определённый круг знаний из области фонетики, графики, орфографии, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, его развитии, о месте русского языка среди языков мира, а также умение применять эти знания на практике; 2) развитие речи учащихся: обогащение активного и пассивного запаса слов, грамматического строя речи учащихся; овладение нормами литературного языка; формирование и совершенствование умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью, формирование умений связно излагать мысли в устной и письменной формах; 3) формирование орфографических и пунктуационных навыков. 4) развитие образного мышления у учащихся; 5) развитие творческих способностей учащихся. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы и программы по русскому к учебному комплексу для 5-9 классов. (Автор программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, Ю.А. Купалова.) Обозначенные рабочей программой задачи реализуются с помощью трёх книг для учащихся, которые образуют учебный комплекс: 1. Учебник «Русский язык. Теория» для 5-9 классов с системным изложением теоретических сведений, иллюстрированных литературными приёмами (без упражнений). Тематическое планирование предусматривает системное изложение теории, что призвано обеспечить прочную базу для формирования практически важных умений и навыков учащихся. 2. Учебное пособие «Русский язык. Практика» (сборник задач и упражнений 7класс) обеспечивает освоение основ науки о языке, а также совершенствование практически важных умений и навыков системой знаний, учитывающих возрастание и (в некоторых случаях) индивидуальные особенности учащихся 7 класса. Различные формы, элементы уроков предполагают активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие логического и образного мышления, систематизацию изученного, умение находить теоретическое обоснование решения задач, формирование стойкого интереса к изучению русского языка и совершенствованию речи. 3. Учебное пособие «Русская речь» (7класс) обеспечивает специальные уроки по развитию связной речи как системой понятий и правил, так и задачами и упражнениями, формирующими и совершенствующими умения и навыки устной и письменной речи учащихся 7класса. Уроки по развитию речи помогают учащимся формировать коммуникативные умения, развивать творческие способности В тематическом планировании запланированы уроки, отражающие связь работы по развитию речи с социальным опытом учащихся, по развитию устной и письменной речи, по развитию речи с изучением русского языка, по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения. Количество запланированных часов, различные формы контроля позволяют регулярно отслеживать как теоретические, так и практические знания, умения и навыки. Программа включает в себя следующие блоки для изучения: Литературный русский язык. Нормы, их изменчивость. МОРФОЛОГИЯ Причастие. Деепричастие. Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие. Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. Переход слов из одних самостоятельных частей речи в служебные. Междометие. ПОВТОРЕНИЕ Обоснование выбора:
Особенностью данной программы является концентрический принцип подачи материала, который лежит в основе программы и комплекса в целом, позволяет постоянно совершенствовать учащимся полученные знания, умения, навыки.Организация и содержание программы обеспечивают учителю условия для гибкого её использования, реализации практической направленности обучения, развития индивидуальных способностей учащихся. Формы контроля знаний, умений и навыков: диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, «Проверь себя», с грамматическим заданием, словарно-орфографический, орфоэпический), тест, изложение (подробное, выборочное, сжатое), списывание (осложнённое и неосложнённое, с условными пояснениями), сочинение ( по данному сюжету, по данному началу, по рисунку), устное сообщение на лингвистическую тему Количество часов (175 ч.) (5 часов в неделю). Из них на развитие речи – 35ч.; сочинение – 10; изложение - 8 ; контрольный диктант -9. Формы организации образовательного процесса: урок, собеседование, консультация, лекция, зачёт, заочное путешествие, защита индивидуальных творческих проектов, выполнение тестовых заданий, контрольная работа, сочинение, изложение. Технологии обучения: технологии развивающего образования: личностно-ориентированное развивающее обучение; технология саморазвития личности учащегося; социально-воспитательные технологии: технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями; технология работы с проблемными детьми; технологии сотрудничества. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: опора на субъективный опыт учащихся при отборе заданий, использование открытых (с неопределённым заранее результатом) и закрытых (с заранее запланированным ответом) учебных заданий; использование практико-ориентированных ситуаций – как для постановки проблемы (введение в задания), так и для её решения; использование избыточной информации (в предельном случае образовательной среды) для выработки навыков работы в условиях неопределённости; возможность создания учениками собственного индивидуального продукта. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ VII класс (175ч.) ВВЕДЕНИЕ (1ч.) Литературный русский язык. Нормы, их изменчивость. Повторение изученного в 5-6 классах. ( 5ч.) Морфология. Правописание имен существительных и прилагательных. Правописание глаголов и наречий. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Перечень контрольных мероприятий: контрольный диктант, мини-сочинение, сочинение. МОРФОЛОГИЯ Причастие (38ч.) Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Признаки прилагательного у причастия: Изменение по родам, числам и падежам; Согласование с существительным; наличие полной и краткой формы, их роль в предложении. Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего). Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова. Словообразование действительных причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксами –вш- и –ш-. Словообразование страдательных причастий. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание Н в кратких формах страдательных причастий. Правописание гласных в причастиях перед НН и Н. Правописание НН в причастиях и Н в омонимичных прилагательных. Правописание НЕ с причастиями. Умения и навыки: аргументированно доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупностям признаков; различать однокоренные слова разных частей речи по характеру общего значения – признака, который они обозначают;согласовывать причастия с определяемыми словами, расположенными дистантно; соблюдать видовременную соотнесенность употребляемых предложении причастий с формой глагола – сказуемого; соблюдать нормы порядка слов в предложении с причастными оборотами и в причастном обороте; Перечень контрольных мероприятий: контрольный диктант, диктант ,тест, мини-тест, самостоятельная работа, перфокарты, карточки с индивидуальным заданием. Деепричастие (17ч.) Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот. Выделение запятыми деепричастного оборота. Словообразование деепричастий несовершенного вида. Умения и навыки: аргументированно доказывать принадлежность слова к деепричастиям; соотносить деепричастие с подлежащим в предложении; использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к глаголу-сказуемому и к придаточным предложениям. Перечень контрольных мероприятий: контрольный диктант, диктант, тест, словарный диктант. Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие(1ч.) Служебные части речи. Понятие о служебных частях речи (1ч.) Предлог (15ч.) Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи. Разряды предлогов по значению: пространственные, временные, причинные, целевые и др. Многозначность предлогов. Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные. Переход других частей речи в предлоги. Раздельное написание производных предлогов. Слитное написание производных предлогов. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие. Умения и навыки: определять по совокупности признаков производные предлоги и отличать их от самостоятельных частей речи; употреблять предлоги с нужным падежом в зависимости от главного слова в словосочетании; правильно строить словосочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки; употреблять предлоги в предложениях с однородными членами ;пользоваться в деловом и разговорном стилях речи предлогам –синонимами. Перечень контрольных мероприятий: диктант, словарный диктант, изложение, словарный диктант.. Союз (15ч.) Понятие о союзе. Назначение союзов в речи. Употребления союзов в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях и для связи частей текста. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях. Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато. Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении. Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненном предложении. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, причинные, условные, сравнительные, следственные изъяснительные. Правописание составных подчинительных союзов. Правописание союзов чтобы, оттого что и др.( в отличие от местоимений с частицами и предлогами). Умения и навыки: отличать союзы от других частей речи по совокупности признаков; выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями; пользоваться повтором союзов в целях усиления выразительности речи. Перечень контрольных мероприятий: контрольный диктант, тест, словарный диктант. Частица (24ч.) Понятие о частицах. Значение частиц. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи (обобщение). Правописание –то, -либо, -нибудь, -кое, -таки, -ка. Умения и навыки: отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков; определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки; использовать частицы для связи частей текста. Перечень контрольных мероприятий: контрольный диктант, тест, словарный диктант, самостоятельная работа, изложение. Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные(1ч.) Междометие(4ч.) Понятие о междометии. Значение междометий в речи. Признаки междометий. Знаки препинания при междометиях. Повторение (14ч.) Перечень контрольных мероприятий: контрольный диктант, изложение. Развитие речи (35ч.) Описание общего вида местности. Описание действий (трудовых процессов). Описание действий (в спорте). Рассказ на основе услышанного. Сообщение. Отзыв о книге. Характеристика литературного героя. Общая характеристика публицистического стиля. Союз как средство связи предложений и частей текста. Умения и навыки: анализировать текст с разнотипными частями и различными средствами связи между ними; излагать повествовательный текст, осложненный элементами описания, рассуждения, с заменой лица рассказчика; сжато излагать повествовательный текст, осложненный диалогом; сжато и выборочно излагать текст; отбирать материал по одному источнику; писать сочинения с элементами художественного описания явлений природы и трудовых процессов ( по картине или на основе воображения); писать сочинения типа описания на основе материала, собранного в результате длительных наблюдений; создавать текст аналогичного содержания в деловом стиле (заметка в газету); строить устные и письменные высказывания типа рассуждения на лингвистические темы. Перечень контрольных мероприятий: изложение, сочинение, мини-сочинение. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Требования к уровню подготовки обучающихся7 класса Учащиеся 7 класса должны уметь: речевая деятельность: аудирование:
говорение:
письмо:
фонетика и орфоэпия:
морфемика и словообразование:
лексикология и фразеология:
морфология:
орфография:
синтаксис и пунктуация:
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
|