Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 80.86 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации10.05.2014
Размер80.86 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Захарнёва Наталья Васильевна, учитель МОУ СОШ №6 города Кондопоги Республики Карелия

Урок литературного чтения по программе Горецкого в 3-ем классе
Тема. А. П. Платонов «Ещё мама»
Цели урока:

  • продолжить изучение творчества А. П. Платонова;

  • познакомить детей с новым произведением «Еще мама»;

  • научить определять отношение автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения «Еще мама»;

  • помочь детям выразить своё отношение к происходящим событиям;

  • расширять читательский опыт учащихся;

  • развивать речь, мышление;

  • отрабатывать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения;

  • тренировать наблюдательность;

  • воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

  • учебник «Родная речь» (книга 2, часть 2) (авт. М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова);

  • таблицы;

  • тренажеры;

  • сигнальные карточки;

  • книга А. П. Платонова «Ещё мама».

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя. Упражнение на внимание

Слайд 1

Работа с поисковым тренажером.

(Поиск по двум ориентирам. Учитель пишет слово из таблицы большими печатными буквами и указывает координаты.
Например,

«учитель»- желтый ряд, колонка под квадратом

«кабинет» - синий ряд, колонка под квадратом

«собака»- синий ряд, колонка под треугольником

Дети, найдя слово, прочитывают молча)
Перед тем как начать разговор по теме урока мне бы хотелось задать вам два вопроса :

Первый - согласны ли вы с утверждением, что школа – это второй дом?

Второй – родные люди – это… Продолжите фразу.

На этом уроке мы продолжим знакомство с творчеством Андрея Платоновича Платонова – знатока деревенской жизни, доброго человека, талантливого писателя.

-Какие вехи из жизни писателя вам особенно запомнились?

(Трудное детство, ранний трудовой опыт в ж/д депо, жизнь в деревне, привязанность к первой учительнице, активная жизненная позиция)
Уч.- Для дальнейшей работы приведем в порядок речевой аппарат.

Артикуляционная разминка.

1.Улыбнитесь, покажите зубки, вытяните губы вперед трубочкой, чередуйте положение губ в улыбке и трубочкой.

2.Язычек проснулся, сильно-сильно потянулся, на качелях покатался (чередовать движения языка вверх-вниз), почистил зубки (кончиком языка ,,почистить,, нижние зубы, делая движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх), нашел грибок (приклеить язык к небу), поиграл на гармошке (улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу, и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот), поскакал на лошадке (пощелкать кончиком языка), встретился с дятлом (быстро произнести д-д-д-р-р)

3.Упражнения на дыхание: надуем шарик, шарик прохудился (длительное произношение звука с-с-с на выдохе), студим чай, сдуем пушинку.
На прошлом уроке мы читали рассказ Андрея Платоновича.

-Как он называется? ( «Цветок на земле»)

-Где происходит действие?

Проверка домашнего задания
Слайд 2

Упражнения по тренажеру

С А Ц З А

Д В В Ж Ф

Е Т Е Ц О

Д О Т Щ Н

А Р О А Я

Ч К К С Ш
Задание 1. Уч.- На этом тренажёре «затерялись» действующие лица из рассказа «Цветок на земле». Помогите их найти. (дед, Афоня, цветок, автор)

Ответьте на вопрос: Как мёртвое , безжизненное превращается в живое и цветущее? (трудом и любовью, неизвестный цветок, случайно выросший на камнях и глине, «трудится день и ночь, чтобы жить и не умереть», собирая росу и живительные пылинки чёрной, плодородной земли. Можно понять эту простую и глубокую мысль писателя. Ведь он пишет здесь не только о цветке, но и о человеке. Человек не склоняется перед трудностями жизни, и жизнь даёт силы его душе.)

Вспомните, какую пословицу мы положили в кузовок?

Старание и труд всё перетрут.
Работа с новым материалом.

Звучит «Колыбельная» в исполнении Анны Герман (альбом «Последняя встреча»)

- Кто и кому может исполнять эту песню? (Мама сыну или дочери перед сном)

Слайд 3

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Андрея Платоновича «Еще мама», которое входит в серию рассказов для детей.

Прочитав эту маленькую книжку, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из вас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной.

Человек будет добрее и лучше ,если по-прежнему останется неравнодушен ко всему . Об этом и напоминает писатель.

- Посмотрите какое интересное название у произведения.

- Как ещё можно назвать маму?

Обратимся к словарю синонимов и антонимов Михаила Ростиславовича Львова

Мама

Мамочка

Мамуля

Маменька

Матушка

Родимая

На какое слово похоже слово родимая?( Родина)

Словарная работа.

Перед чтением произведения познакомимся с некоторыми трудными словами и попробуем их объяснить

Слайд 4

3.Упражнение «Фотоглаз»

марля

горевать

ступай

изгородь

спозаранку

оробел

Правила работы.

а) Открыть на 5 секунд для запоминания.

-Какие слова запомнили?

б) Выслушать ответы учащихся.

в) Объяснить значение слов.


Слайд 5

2.Трудночитаемые слова

А-пол-ли-на-рия

у-чи-тель-ни-ца

ог-ля-нул-ся

ос-та-но-вил-ся

по-у-чишь-ся

Первичное восприятие произведения.(чтение хорошо читающими детьми)

Уч. – К какому жанру относится прочитанное мною произведение? (рассказ)

Уч. – Почему вы так решили? Докажите. ( все события происходят в реальной жизни)

Давайте обратимся к словарю. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой сказано: «Рассказ - …повествовательное произведение небольшого размера…»

Анализ текста (вопросно- ответная беседа)

Уч. – Кто главный герой в рассказе?

Уч. – Почему рассказ называется «Ещё мама»?

- Правильно ли поступила мама, отправив Артёма одного в школу?

- Кто из вас побежал бы обратно следом за мамой, а кто пошёл бы в школу, как Артём?

- С какими чувствами Артём расставался с матерью?

- С кем он встретился по дороге в школу?

- Как учительница встретила его в школе?

- Почему она оставила его на коленях?

- Почему Артём не слушал учительницу?

- Почему учительница оставила Артёма после уроков?

- Как она смогла убедить мальчика, что надо учиться?

- Какие слова написала учительница на доске? Почему именно эти слова?

- Вернёмся к нашим вопросам.
Слайд 6

1.Антиципация частей слова.

сме---лый

доб---рый

воспи ----танный

ответ----ственный

забот----ливый

- О ком можно так сказать? (Об Артёме)

- Какими ещё прилагательными можно описать характер Артёма?

- Как автор относится к своему герою?

Физкультминутка.

( Команды отдаются тихим голосом в тон музыке)

1.Откинутся назад. Сделать глубокий вдох. Наклониться вперед - выдох.

2.Руки положить на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки.

3.Поднять глаза кверху, посмотреть на тренажер. Сделать глазами круговые движения по часовой стрелке, затем – против, по направлению, указанному на тренажере.



4.Руки вытянуть вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, сделать вдох, руки опустить - выдох.


Слайд 7

Работа с текстом.

Попробуем дать характеристику маме Артёма.

-Какими из этих качеств обладает наша героиня?

  • умная

  • злая

  • добрая

  • заботливая

  • ласковая

  • равнодушная

  • трудолюбивая

  • переживающая

- Найдите, как автор описывает чувства матери при расставании с сыном.

- Как надо относиться к родителям?

-А теперь попробуем дать характеристику учительнице?

  • добрая

  • злая

  • умная

  • равнодушная

  • заботливая

  • ленивая

  • трудолюбивая

  • переживающая

  • внимательная

  • строгая

- Прочитайте, как автор описывает учительницу.

- С какими людьми вам хотелось бы общаться?

- Как надо относиться к учителям?
Построение сюжетной линии. Парная работа.
Кульминация (наивысшее

напряжение действия)

Развитие действия Развязка(заключи-

тельный момент)

Завязка (начало развития

событий)
экспозиция (изображение

положения действующих

лиц до начала действия)
Дети по картинкам выстраивают сюжетную линию.

Составление картинного плана рассказа.

Соотнесение рисунков с текстом.

- Найдите рисунки, оказавшиеся лишними.

Рассказ в учебнике напечатан в сокращении, поэтому я хочу предложить вам прочитать часть рассказа, не вошедшую в учебник.

Самостоятельное чтение.

И Артём увидел в окне чёрную голову быка. Бык глянул на Артёма одним кровавым глазом и пошёл к школе.

- Мама! – закричал Артём.

Учительница схватила мальчика и прижала его к своей груди.

- Не бойся! – сказала она. – Не бойся, маленький мой. Я тебя не дам ему, он тебя не тронет.

- У –у –у! – прогудел бык.

Артём обхватил руками шею Аполлинарии Николаевны, а она положила ему свою руку на голову.

- Я прогоню быка.

Артём не поверил.

- Да. А ты не мама!

- Мама!...Сейчас я тебе мама!

- Ты ещё мама? Там мама, а ты ещё, ты тут.

- Я ещё. Я тебе ещё мама!...
Чтение по ролям.
Итог урока.

Уч. -Подводя итог нашего урока, я хочу спросить у вас, ребята: понравились ли вам рассказы А. П. Платонова?

Чему научило вас это произведение?

- В наш кузовок мы должны собрать пословицы, которые относятся к данному рассказу.

Групповая работа. Соотнести начало и конец пословицы.

1 группа –

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

2 группа –

Сердце матери лучше солнца греет.

Нет лучше дружка, чем родимая матушка.

При солнышке тепло – при матери добро.

Та матушка, что родит, и та, что уму – разуму научит.

3 группа –

Мир не без добрых людей.

На добрый привет добрый и ответ.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

4 группа –

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Без муки нет и науки.

Где терпенье, там и уменье.
Андрей Платонович Платонов – один из хранителей прекрасного русского языка, помогающего человеку по-новому увидеть не только окружающий мир, но и самого себя. Он учит уразуметь, т.е. понять то, что видишь, слышишь и чувствуешь и поступать по совести.
Домашнее задание.

Нарисовать понравившийся эпизод.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск