Скачать 64.84 Kb.
|
Министерство образования Республики Башкортостан Отдел образования Администрации Городского округа город Кумертау Государственное общеобразовательное учреждение Башкирская республиканская гимназия-интернат №3 «Русский язык - важнейшее средство общения» и вторая часть СП предложения с придаточными обстоятельства. (Частичное повторение и закрепление.) Учитель русского языка и литературы Касимова Назима Сахиевна Кумертау - 2009 год. Эпиграф: «Наш язык - это важнейшая часть нашего поведения в жизни». Д. С. Лихачев. Учитель: Тема нашего урока: «Русский язык - важнейшее средство общения» и вторая часть СП предложения с придаточными обстоятельства. (Частичное повторение и закрепление.) Цели и задачи урока: 1 .Образовательные - дать представление о целях и задачах изучения русского языка, качество речи.
Ход урока: Урок состоит из двух частей.
Учитель: 1) Перед вами лежат высказываниями великого мастера словесности о языке Льва Николаевича Толстого. Прочитайте их, вдумываясь в содержание, соблюдая информацию, передавая оттенки выражений. 1 и 2 группа - каждая отдельно читает про себя, затем вслух. 1. « Настоящий, сильный, где нужно - нежный, трогательный, где нужно - строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно - бойкий и живой язык народа ». Л. Н. Толстой. 2. « Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...» Л. Н. Толстой. - Итак, вы послушали высказывания великого писателя о языке, какой вывод можете сделать? (богат, мелодичен, музыкален.) о русском языке дополнить.
(Легенда о «Языке».) Вывод: Значит, как у Л. Н. Толстого « Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей». Переход ко второй части урока. Учитель: - Далее будем работать по теме: СП предложения с придаточными обстоятельственными, (схема №1). 1 группа. А) Устные ответы. Б) Письменно (по карточке) у доски. (1 ученик). 2 группа. А) Устные ответы. Б) Письменно (по карточке) у доски. (1 ученик). Письменные задания по группам: Расставить знаки препинания. Начертить схему предложений, подчеркнуть основы предложений. Взаимопроверка. Задание на компьютерах: Задание: Расставить знаки препинания. Определить вид придаточных. (Проверяют друг - друга.) Выводы по уроку - оценки за урок. Как утверждал Дмитрий Сергеевич Лихачев, выдающийся ученый в области литературоведения и истории русской и мировой культуры, «Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни». Д/задание: Написать мини - сочинение о «Языке общения». Легенда о языке. Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки, получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы; просить, приветствовать; мириться, давать; получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет лучше языка». Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все были удивлены. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне найти самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить и ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что - нибудь хуже языка»! По преданию не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа. А) Устные ответы. Б) Письменно (по карточке) у доски. (1 ученик). Письменные задания по группам: Расставить знаки препинания. Начертить схему предложений, подчеркнуть основы предложений. Взаимопроверка. Задание на компьютерах: Задание: Расставить знаки препинания. Определить вид придаточных (Проверяют друг - друга.) Выводы по уроку - оценки за урок.
Как утверждал Дмитрий Сергеевич Лихачев, выдающийся ученый в области Литературоведения и истории русской и мировой культуры, «Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни» Д/задание: Написать мини - сочинение о «Языке общения». Описание конкурсных материалов
|