Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 80.36 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.05.2014
Размер80.36 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Открытый урок по предмету «Музыка»

с использованием приёмов театрализации,

и музейных экспонатов

«Рукотворное чудо»

учитель музыки и МХК

МАОУ СОШ №2 г.Губкин

Валяева Т.В.

2011
Музейный урок – творческая мастерская.
Тема: «Рукотворное чудо»
Цель: Формирование у учащихся основ нравственной и эстетической культуры через приобщение к исторической народной памяти, истокам народной культуры, развитие творческих способностей детей с помощью основ рукодельного ремесла- мастеров народных промыслов.
Оформление:

-Зрительный ряд: иллюстрации «Народные промыслы России», «Хохлома», «Городецкие игрушки», «Богородские игрушки», Семеновские, Филимоновские и Сергиев- Посадские матрешки.

- экспозиция школьного музея –

матрешки, столовый сервиз из Хохломы, богородские игрушки «Медведь», «Мужик и медведь», семеновские копилки и погремушки, коллекция пасхальных яиц;

- набор инструментов для работы по дереву;

- звукоаппаратура

Музейный урок рекомендуется проводить для учащихся 3-4 классов начальной школы на базе школьного музея этнографического направления.

Ход урока:

Учитель:

- Здравствуйте ребята! Сегодня я приглашаю Вас в сказку. В сказку необычную- сказку народных игрушек. Создана она не с помощью слов, а с помощью вот этих всем известных инструментов ( показ)

  1. ножик- косяк

  2. стамеска , резец

  3. брусок дерева

  4. кисточка

  5. краски.


Сказка эта могла родиться, наверное, только долгими осенними и зимними вечерами, потому что яркие краски этих расписных деревянных изделий напоминают нам о жарком солнце, зелени листьев и трав, о ягодах и яблоках, о самой благодатной поре- солнечном лете.
( Звучит фонограмма «Иван Купала». Учитель набрасывает на себя шаль, одевает фартук, раскладывает по столу игрушки.)
- Итак, сказка наша называется
«Деревянная игрушка»
Поверьте, это одна из самых интересных и фантастических в мире сказок, потому что донесли ее до нас не уста сказителя, а волшебные руки мастеров и мастериц.

I. Задать детям вопросы – «Что такое игрушка?». «Твоя любимая игрушка в детстве?»
- Когда люди творить эту сказку? Говорят, с давних – давних пор…

В кургане над Днепром , на месте древних славянских поселений, археологи откопали крошечного деревянного конька. Это, наверное была самая первая известная нам игрушка. Этой игрушкой тешился наш далекий предок. Маленькому мальчику предстояло вырасти. Научиться ездить на лихом скакуне и стать воином на богатырской заставе.

Игрушка – извечная спутница человечества. Возраст самой древней в мире игрушки, найденной на Ближнем Востоке – около з-х тысяч лет. Но это- чистая случайность. Игрушке столько же лет, сколько и человечеству.

И в старину, и в наше время детство всегда было самым светлым воспоминанием взрослых людей, а память о любимой игрушке многие из них сохраняют на всю жизнь.
Посмотрите на ваши любимые игрушки: (показ карточек со стихами и фигурками игрушек) – бычок, мячик, мишка.
Чтение фрагмента из книги «Живая Древняя Русь» Евг. Осетрова. (с.190.)
2.Народные промыслы.

Были ли знаменитые игрушечники в древней Руси? Конечно, были. Но летописи о них умалчивают. А память людская хранит вот что:

С давних времен научился человек использовать дерево для своих нужд. Деревянными делали избы и терема, сани и прялки, разную утварь, ложки да плошки и игрушки – ребятне на потеху. Но постепенно стало игрушечное дело серьезным занятием. Когда-то, в средневековье выдающийся русский философ и писатель, монах – отшельник Сергий Радонежский радовал детей тех. Кто приходил к нему за советом, самолично вырезанными игрушками.

Шли годы. На месте скита вырос богатый монастырь, окруженный огромным поселком- посадом. В праздники в монастырь стекались люди со всей страны, на посадской площади шумела ярмарка, где продавались изделия местных мастеров, и, конечно, деревянные игрушки. Место это стало называться Сергиев Посад, а изготовление различных изделий по народным традициям- народным промыслом. В Сергиевом Пасаде – музей игрушки.

Народные мастера с помощью нехитрых инструментов – стамесок и ножей – вырезали фигурки людей, раскрашивали их и продавали.

Сергиевским мастерам сначала помогали окрестные селяне. Поначалу они доставляли в Посад лишь черновые заготовки, но постепенно превратились в самостоятельно работающих игрушечников. Особенно выделялось село Богородское, где и поныне вырезают из дерева миниатюрные скульптуры. В Богородском игрушку не раскрашивали – она оставалась цвета дерева – это отличало ее от Сергиево- посадских игрушек. Любимые сюжеты и персонажи: звери и животные рядом с людьми; игрушки с движением. Это:

«Вершки и корешки»;

«Кузнецы»;

«Как медведь с мужиком муху прогонял»;

«Как медведь и мужик сапоги чинили»;

«Как медведь лапти надевал».

( показ)

А близ города Семенова делали из дерева расписные погремушки, яблоки, шары и пирамиды, грибы- копилки. ( показ)

Здесь работали семьями. Глава семьи точит игрушки, а жена и дети расписывают яркими, сочными красками. Семеновские деревянные барышни всегда в ярких сарафанах, кавалеры – в нарядных рубахах , всегда держат в руках пышный букет цветов. А грибы – копилки – ярких, небывалых в природе цветов. Прознав о куклах – матрешках, стали семеновские мастера изготавливать и такие игрушки. ( показ).
Герои каких народных сказок могли играть в детстве такими игрушками?
А родилась матрешка в конце ХIХ века в Абрамцевских мастерских Саввы Мамонтова . Как видите, она не является старинной народной игрушкой, но, наверное, самой популярной, своего рода символом России. Делают матрешек и в Сергиевом Посаде, и в Семенове, и в Майдане.Оттого –то они разные обличьем и платьем.

Сегодня матрешка занимает почетное место в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Есть там и самая первая – это девочка в зеленом сарафане и белом фартуке, на голове – скромный платочек. Лицо круглое, веселое. А в ней еще семь, девочки и мальчики. У одного в руке жбан с квасом – у другой бублик, третья палец сосет, а самая последняя – несмышленыш – пеленашка. И все похожи друг на друга, и всех зовут одним самым распространенным именем – Матрешка.

Вытачивали ее из осиновых брусочков, потому что осина – дерево убивающее микробы и именно ее использовали при изготовлении посуды и детских игрушек.
3. Моя любимая игрушка.
Волшебная корзинка.
Учитель: А сейчас я покажу вам коллекцию моих любимых игрушек. Только прежде отгадайте, о какой игрушке идет речь, как она называется?
Под ледком, под ледком

Стоит чашечка с медком.
Избушка нова –

Жильца нет.

Жилец появится –

Изба развалится.
( достает из корзинки яичко)

Правильно, это яичко. Только яичко это не простое, а деревянное, ярко раскрашенное. В старину яйцо было символом перехода от неживого к живому, символом вечно обновляющейся жизни.

Вопрос: Кто сможет рассказать , на каком всенародном празднике и для чего люди одаривали друг друга яйцами?

(Рассказ ученика). Дополнение учителя.

Рассказ учителя о раскрашенных яичках.

Вопрос: Кто из вас сможет определить, какое яичко раскрашено в соответствии с древними традициями.
4. Золотая Хохлома.
Вижу, ребята, вы немного устали.

-А теперь давайте с вами поиграем. Игра у нас будет старинная, русская. Называется она – в платочек.

Фонограмма русской песни.

( Описание игры:

Дети стоят кругом, руки назад. Водящая ходит за кругом с платочком в руках. Вложив платочек кому – нибудь в руку, убегает. Тот, у кого платочек, пытается ее догнать, пока она не успела, обежав круг, занять его место. Не успел догнать – будет водящим. Тот, кто успел догнать или убежать – выиграл. Играть до 3-4 человек).

- победители в этой игре будут участвовать в поисках слова. В моей волшебной корзинке вы найдете несколько предметов, которые помогут вам отгадать, о чем я сейчас вам расскажу. Отгадку вы назовете хором. Итак, я начинаю, а вы заканчиваете:

Что за чудо? Что за диво?

Так нарядно, так красиво!

Краски яркие горят,

С нами будто говорят.

Здесь и травка, и листочек,

Здесь и аленький цветочек,

Здесь и ложки есть и плошки,

И рябины здесь горошки.

Весело-весело мастерит все село.

Расступись, честной народ,

Нижний Новгород идет!

К нам приехала сама

Золотая Хохлома.
В ожерелье народных ремесел современная Хохлома – наш драгоценный бриллиант. Вы приходите на выставку – первое, что бросается в глаза – бочонок, чашка, украшенные золотом и киноварью.

Вот беру я бочонок – так массивный, тяжелый с виду, но совсем-совсем легкий. Тяжести ожидаешь потому, что похож он на металлический. На нем незатейливые узоры: «травка», «листочки», «яблочки» также расписаны ( показать, что).

А название свое эти изделия получили от крупного торгового селения Хохломы, куда привозили свои изделия ложкари из окрестных селений – Большие и малые хрящи, Семино, Кулыгино, Новопокровское. Есть сейчас в Семенове, что близ Нижнего Новгорода, школа народных ремесел и творческое содружество мастеров ложкарей. Есть в Семенове и музей, собравший местные хохломские изделия.

Мы не знаем точно, когда ремесло появилось в заволжских краях. В музее есть вещи XVII-XVIII веков. Несомненно, что знаменитое хохломское «золото» и его орнаменты основаны на существовавших многовековых традициях.

Почему же именно «золото» пришлось по душе мастерам? Разве мало других веселых, радующих глаз красок?

Золото всегда было олицетворением счастливой, богатой жизни, довольства, красоты и чистоты. В народе говорили:

«Золото не горит, чудеса творит»;

«Золото веско, а кверху тянет»;

«Живут – золото весят» ( то есть, живут в полном достатке).

А теперь давайте вместе подумаем, почему я поставила хохломскую посуду рядом с игрушками?

Ответы ребят.

-Конечно же! Представьте – крестьянин собирал свадебный пир. Бедна была домашняя деревенская обстановка. Подумайте, как радостно, весело и приятно было в семье поставить на стол хлебопашца отливающую золотом посуду, украшенную золотым фоном, гроздьями рябины, травным орнаментом?

Хохломская нарядная посуда становились взрослыми игрушками для взрослых детей. В их тяжелой повседневной жизни она дарила радость и красоту.

( Рассмотреть посуду, игрушки подробнее).

Отдохнули все по праву!

Мастерам воздали славу!

Что узнали, не забудем,

Долго – долго помнить будем!

5.

А теперь, ребята, заглянем одним глазком в наши будущие встречи. О чем я буду говорить, что показывать? Как мы должны подготовиться к следующим занятиям, какое задание я вам дала?
Сообщение:- «Бабушкин сундук»



  1. Заключение.

Ну, понравилась вам моя сказка? А вы знаете, у этой сказки есть одна удивительная особенность- это сказка без конца. Потому, что не перевелись мастера – умелые руки на Русской земле, по-прежнему создают они свои замечательные изделия, радующие наши глаза и души. А на смену им подрастают новые мастера, и скоро мы с вами познакомимся с изделиями наших местных, губкинских мастеров. (показ).

Закрепление материала – «Этнографическое лото»

А пока – до свидания, до следующей встречи в нашем школьном краеведческом музее «Русский дом».

Песня:

Пора, пора домой идти (2 раза)

До папеньки, до маменьки (2 раза).






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск