Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации12.05.2014
Размер62.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МОУ «Казинская средняя общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

Открытый урок по окружающему миру

в 4 классе
«Как развивалось образование после Петра I. Первые университеты в России».


Подготовила и провела

Салихова В.Н.


Цель урока:

-уточнить и расширить исторические представления учащихся;

- формировать знания об особенностях просвещения в России XVIII века;

- развивать речь, умение анализировать учебный текст, работать в парах;

- воспитывать интерес к истории русского народа.
Оборудование:

- портреты Петра I, Екатерины II, М.В. Ломоносова;

- карточки для индивидуальной работы;

- учебник (Виноградова Н.Ф., Г.С. Калинова. Окружающий мир: учебник. 4 класс. – М.: Вентана-Граф);

- рабочая тетрадь (Виноградова Н.Ф., Г.С. Калинова. Окружающий мир: рабочая тетрадь №2. 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010).

Ход урока

I.Организационный момент

II.Повторение пройденного

Учитель. Вспомним предыдущий урок. Чему он был посвящён и что вам особенно понравилось?

Учащиеся. Мы узнали, что школы в России появились в X веке.

1-й ученик. Был указ князя Владимира, я запомнил слова из этого указа: нужно собирать детей и «отдавать их в обучение книжное».

2-й ученик. А мне запомнился случай с горчицей, то есть с банкой, которую нашли археологи, а на ней была надпись «горчица». Это значит, что в X веке уже были грамотные люди, раз банку подписали.

3-й ученик. А мне очень понравился рассказ в учебнике о первой «Азбуке». Уже букв «аз» и «буки» в русском языке нет, а первая книга всё так же и называется.

Учитель. Проведём индивидуальную работу по карточкам и проверим, как мы запомнили значение важных исторических слов.

Индивидуальная работа по карточкам

Карточка 1

Объясните значение следующих слов и ответьте на вопросы:

Летописец; летопись; очевидец; берестяная грамота.

В каком городе и в каком веке обнаружили первые берестяные грамоты?

Кто учился в первых школах и когда они были открыты?
Карточка 2

Объясните значение следующих слов:

Печатник; литературный памятник; красная строка.

Ответьте на вопросы:

Кто был первым русским печатником?

Сколько букв было в алфавите
Учитель. Оценим выполнение индивидуальной работы. Сверьте свои ответы с правильными, которые указаны на доске. У кого были ошибки? Почему они возникли?
А теперь все вместе отгадаем кроссворд на тему «Просвещение в Древней Руси». Используем для этого плакат и буквы алфавита.


По вертикали:

1. Книга, напечатанная в первой русской типографии (Апостол)

2. Запись наиболее важных событий по годам (Летопись).

3. Имя мальчика чьи письма были найдены в Новгороде (Онфим).

4. Материал для письма в древней Руси (береста)

5. Русский город в котором были найдены первые памятники письменности (Новгород)

6. Имя автора первой русской азбуки. Он же её напечатал (Иван)

7. Литературный памятник, созданный в XVI веке («Домострой»)

(В выделенной строке по горизонтали слово «алфавит»)


III.Объявление темы и цели урока.

IV.Работа над темой урока

Учитель. Шло время, один царь сменял другого. И вот на престол вступил Пётр I. Эта эпоха считается в истории особенно яркой и полезной для расцвета России. Давайте поговорим об этом времени.

Поработаем с учебником. Разделимся на 2 группы. Одна группа читает текст «Чему и как учились в России при Петре I», другая – 2Как развивалось образование после Петра I». При чтении обратим внимание на следующее: почему Пётр I, Екатерина II заботились о просвещении народа? Обсудите ответы в группах и представьте всем своё мнение.

1-й ученик. Петр I много сделал для образования народа. В его царствование было открыто 110 начальных школ, в которых учились дети бедных. Этот царь хорошо понимал, что без образования страна будет оставаться бедной и отсталой.

2-й ученик. Дело Петра I продолжали его дочь императрица Елизавета, а потом Екатерина II. Они ценили людей умных и образованных. В их царствование многие простые свободные крестьяне, солдаты учились и стали знаменитыми учёными, писателями, военными. Наверное, они так же, как Петр I, хотели, чтобы Россия была образованная и богатая страна.

3-й ученик. Мне папа рассказывал, что если бы не было Петра I в нашей истории, то и не было бы потом Пушкина…

Учитель. Действительно, есть мнение, что деятельность Петра I определила развитие нашей российской культуры на многие столетия. Но мы с вами должны хорошо понимать, что все цари отчасти боялись просвещения России. Вот так об этом говорила сама Екатерина II: «Черни не должно давать образование: поскольку будут знать столько же, сколько вы да я, то не станут нам повиноваться в такой мере, как повинуются теперь». Как вы понимаете эти слова? Посмотрим в словарик, какого значение слова «чернь».

1-й ученик. Если человек много знает, то может ответить на вопросы, на которые не ответит сама царица!

2-й ученик. Образованный человек не станет работать крепостным крестьянином. Он будет бунтовать! И если все будут грамотными, то кто будет работать на богатых?

Учитель. И все же образованных людей
в России с каждым годом становилось все
больше. Я предлагаю вам сравнить учебные
планы, то есть предметы, которые изучались
в начальной школе XVIII века, с учебным
планом нашей школы. Посмотрим на доску.
В таблице представлены все предметы, которые изучали дети того далекого времени и изучаем мы.


Таблица
Учебные предметы начальной школы России

В XVIII веке

В XXI веке

1. Закон Божий

1. Русский язык

2. Чтение

2. Литературное чтение

З. Письмо

З. Иностранный язык

4. Математика

4. Математика

5. История

5. Музыка

6. География

6. Окружающий мир

7. Физика

7. Физическая культура

8. Архитектура

8. Технология

9. Рисование

9. Изобразительное искусство



Учитель. Сделаем вывод: многие предметы остались в начальной школе с тех далеких времен. Некоторые предметы преобразовались в другие. Например, предмет «Окружающий мир» вместил в себя и «Физику» (мы же изучали неживую природу), и «Географию» (мы работаем с картой, глобусом), и «Историю» (об этом говорит наш настоящий урок). Появились и новые предметы.

V.Закрепление изученного
А теперь минутка эрудита. Кто быстрее ответит на вопросы:
1. Сколько лет нужно было учиться в морской академии, если поступали в нее в 12 лет, а заканчивали в 20?

2. Мог ли Петр I пользоваться микроскопом, если он был открыт в 1590 году?

З. Могла ли Екатерина II смотреть на звезды через телескоп, если он был открыт в 1609 году?

1-й ученик. В морской академии учились
8 лет.
2-й ученик. Петр I вполне мог пользоваться микроскопом, потому что, когда он родился в 1672 году, микроскоп уже был сделан.
3-й ученик. Екатерина II могла смотреть на звезды через телескоп, потому что жила она через 150 лет.

Учитель. А теперь поработаем с рубрикой учебника «Картинная галерея» (учебник, с. 71). Рассмотрим репродукцию картины В.М. Васнецова «Книжная лавочка». Что привлекло внимание героев картины? Могут ли они что-то купить в книжной лавочке? Почему? Продолжим рассказ:
Яркий солнечный день, небольшая книжная лавочка...
1-й ученик. Яркий солнечный день, небольшая книжная лавочка. Плохо одетые дети рассматривают яркие картинки. Но купить они их не могут, они очень бедные, не ходят в школу, не умеют читать. Но, наверное, им очень хотелось бы читать. Я бы постарался их научить читать, если бы жил тогда.
2-й ученик. А мне кажется, что эти бедные дети умеют читать. Они бегают сюда каждый день. Продавец их не прогоняет, и они уже выучили буквы. Хорошо, что погода стоит солнечная, а не дождливая. Жалко бедных детишек, босые, в рваной одежде...
Учитель. Наверное, и художник, увидев похожую картинку в жизни, испытал такие же чувства к грамотным, бедным и голодным ребятишкам, но стремящимся к грамоте. И решил написать историю про этих детей на полотне красками.

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Учитель. -Что нового вы узнали на уроке?
Сделаем вывод. Россия развивалась, открывались школы, многие простые люди становились грамотными. Но не для всех школа была доступной. Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.
- Выскажите свое мнение: вы довольны уроком?

VII.Домашнее задание.
Запишите домашнее задание. Прочитайте в учебнике текст о Михаиле Васильевиче Ломоносове. Ответьте на вопрос: справедливы ли слова А.С. Пушкина, который назвал Ломоносова «первым нашим университетом»?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск