Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 100.32 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации13.05.2014
Размер100.32 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


Уроки литературного чтения ( автор курса Ефросинина Л.А.) направлены на формирование речевой и читательской деятельности учащихся. Они призваны помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт, развить интерес к чтению и книге. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности: организация читательского пространства, подбор материала для чтения и овладение элементарными литературными представлениями и знаниями.

Конспект урока разработан

Волокитиной Н.А., учителем начальных классов

МБОУ «Гимназия «САН» г. Пензы

«Литературное чтение» 4 класс
Тема урока: Произведения Л.Н. Толстого. Былина «Святогор - богатырь»
Задачи урока:

Образовательные: познакомить детей с былиной Л.Н.Толстого «Святогор-богатырь»; выявлять художественные особенности былин (напевность, повторы, устойчивые выражения, эпитеты, гиперболы); обучать работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения, литературоведческие представления, обучать различным видам чтения; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Развивающие: развивать связную речь, воображение, целостное восприятие, умение сравнивать, анализировать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать любовь к русской словесности, патриотические чувства и нравственные качества личности, воспитывать умение работать сообща.
Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование.

  2. Презентация.

  3. Карточки со схемами.


Материал к уроку:

Для учителя:

  1. Литературное чтение: программа: 1-4 классы / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2013 г.

  2. Литературное чтение: 4 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина- М.: Вентана-Граф, 2012 г.

  3. 3-5 книги с произведениями Толстого Л.Н.


Для ученика:

7. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / Л.А. Ефросинина, М.И.Оморокова – 3-е изд. дораб.- М.: Вентана-Граф, 2013 г.

8. Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / Л.А.Ефросинина - М.: Вентана-Граф, 2013 г.

9. Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова – 3-е изд.дораб.- М.: Вентана-Граф, 2013 г.

Ход урока

I. Работа по выявлению читательского опыта учащихся


  1. Работа с выставкой книг

Учитель:

- Ребята, пройдите к выставке и рассмотрите книги. Какие книги вам знакомы?

(Дети дают полные названия книг.)

- На какие 2 группы можно разделить эти книги.

(Книга - произведение и книга - сборник.)

- Что объединяет все эти книги?

(Их объединяет один автор - Л.Н.Толстой.)

- Правильно. Все эти произведения написал великий русский писатель Л.Н.Толстой.

(Слайд 1)
Комментарий:

На уроках литературного чтения и слушания необходимо обращаться к книгам, к книжным выставкам. Это важно для формирования специальных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения, работать с аппаратом книги, сравнивать, классифицировать). Работа с выставками книг включает каждого ребёнка в активный познавательный процесс, побуждает детей к чтению, развивает интерес к читательской деятельности.


  1. Работа со схемой

Учитель:

- А какие произведения по жанру писал Л.Н.Толстой? Чтобы ответить на этот вопрос, заполните схему на карточке, которая лежит на вашем столе.
рассказы Л.Н.Толстой писал ?

художеств.

? ?

? ?

- А теперь сверьте ваши схемы с готовой. Дополните, если что - то забыли написать.

(Самопроверка. Слайд 2)

- Приведите примеры произведений Л.Н.Толстого к каждому из записанных вами жанров. Не забывайте называть тему произведения.

(Ответы детей. Дополнения.)

- Молодцы. Вы знаете очень много произведений Л.Н. Толстого.
Комментарий:

Схемы и таблицы – это виды заданий, которые вводятся для обобщения полученных знаний, развития читательской зоркости. Эта работа позволяет детям увидеть свой уровень начитанности. Схема, которую заполнили дети, обобщила их знания о жанровом разнообразии произведений Л.Н.Толстого. Формирование самоконтроля и самооценки – важнейший этап работы на уроках литературного чтения. Самопроверка по образцу – эффективный приём выработки читательской зоркости, важный элемент учебной и читательской деятельности.
II. Работа с новым произведением


  1. Слушание

Учитель:

-Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением Л.Н.Толстого. Это былина «Святогор - богатырь». Найдите её в учебнике. Приготовьтесь слушать. Сейчас я вам почитаю. После прочтения вы должны ответить на вопросы: Понравилось ли вам это произведение? Что больше всего запомнилось?

(Чтение былины учителем.)
Комментарий:

Главная задача этого этапа урока – овладение детьми умением слышать художественное произведение, почувствовать его, задуматься о нравственных категориях, высказать собственное отношение к прочитанному.
2. Беседа после слушания и работа с текстом

- Понравилось вам это произведение? Что больше всего запомнилось? Назовите правильно произведение.

(ответы детей)

- Ребята, посмотрите на словарь к этому произведению. Давайте прочитаем слова и их значения. Найдите предложения с этими словами в тексте.

(Работа со словарём в учебнике стр.22-23)

- О чём же рассказывает Л.Н.Толстой в былине «Святогор-богатырь»?

(Л.Н.Толстой рассказывает в былине о встрече двух русских богатырей - Святогора и Микулы Селяниновича.)

- Прочитайте описание Святогора и его могучей силы.

(Чтение детьми отрывка вслух)

- Чему был удивлён Святогор? Найдите в тексте и прочитайте ответ на этот вопрос.

(Чтение детьми отрывка вслух )

- Найдите и прочитайте диалог Святогора с Микулой Селяниновичем.

(Чтение детьми отрывка вслух)

- Как ведут себя богатыри?

(Святогор хвастается своей силой, а Микула Селянинович очень скромен.)

- Докажите, что это былина. Что характерно для всех былин?

(Это произведение о русских богатырях, которые защищали родную землю. В нём есть устойчивые выражения, эпитеты, гиперболы.)

- Найдите и прочитайте эти характерные признаки в былине.

(ответы детей) Слайд 3.

- Молодцы. Вы правильно назвали все характерные признаки былин и нашли их в тексте.
Комментарий:

Работа со словарём позволяет вести лексическую работу, обогащать словарный запас, отрабатывать навык чтения, овладевать различными видами чтения, организовывать анализ текста и его единиц (предложения, абзаца, эпизода, отрывка). Ученики читают в словаре слово и его значение, находят в тексте и читают предложение с данным словом, выделяют абзацы с данным словом и познают его в контексте.

На данном этапе формировалось умение ориентироваться в тексте. Вопросы и задания носят поисковый характер, нацеливают учеников на анализ текста, его

особенности и понимание смысла. Ведётся одновременная работа над языком произведения и над речью детей.
3. Повторное чтение былины детьми вслух

- Ребята, давайте попробуем почитать былину Л.Н.Толстого. Какой вы выберете тон, темп чтения? Как надо читать эту былину?

(Эту былину надо читать напевно, медленно, негромко, с гордостью.)

(Чтение былины детьми вслух)
Комментарий:

Формирование навыка чтения остаётся одной из главных задач каждого урока. На уроках постоянно совершенствуется техника чтения учащихся, отрабатывается выразительное чтение, развивается внимание детей к авторскому слову.
III. Сравнение былины Л.Н.Толстого «Святогор -богатырь» и народной былины «Святогор»

1. Дидактическая игра «Вспомни и назови»

- Ребята, вы сегодня назвали былины, которые написал Л.Н.Толстой. Давайте вспомним, какие народные былины вы знаете? Я буду читать отрывки из былин, с которыми мы знакомились на уроках литературного чтения, а вы должны их назвать. Называя былину, называйте и имена русских богатырей. Эти имена вы будете записывать в схему, которая находится в тетради на стр.13, задание 3.
(Учитель читает отрывки, дети называют знакомые былины и записывают в схему имена богатырей).

1. …Пошёл Илья по воду, а его и впрямь земля не несёт: нога в земле, что в болоте, вязнет, за дубок ухватился – дуб с корнем вон, цепь от кольца, словно ниточка, на куски разорвалась…

(Русская народная былина «Как Илья из Мурома богатырём стал»)

2. …На развилке горюч – камень лежит, а на камне надпись написана: «Если прямо ехать – убитому быть, направо ехать – женатому быть, а налево ехать – богатому стать». Прочитал Илья надписи да призадумался …

(Русская народная былина «Три поездки Ильи Муромца»)

3. …Но не испугался Змеи Добрыня: успел ловко на берег выскочить. Схватил он свой колпак в три пуда весом да как хватит Змею по голове! Вмиг отшиб у неё хоботы ядовитые…

(Русская народная былина «Добрыня и Змея»)

4. …Сидят гости - и видят: отворяется дверь дубовая, идёт в горницу чудо поганое. Вышиною, и верно, - три сажени, шириною – в два обхвата. Никому не кланяется, не здоровается, прямо за стол идёт…

(Русская народная былина «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич»)

5. …И отправил Вольга всю свою дружину разом – крестьянскую соху из земли тянуть. Но и вся княжина дружина не смогла с сохой справиться…

(Русская народная былина «Вольга и Микула»)

6. … Слез Святогор с коня, схватил сумочку обеими руками, собрал всю свою диковинную силушку, приподнял сумочку выше колен и чувствует старый богатырь, что ушёл он по колена в землю, а по лицу не пот струится от натуги – кровь потекла богатырская…

(Русская народная былина «Святогор»)

- Если вы вспомнили ещё каких - то богатырей, дополните схему, а потом проверьте работу друг друга.

(взаимопроверка)

- А теперь сверьте ваши записи с готовой схемой. Дополните, если что – то забыли написать.

(Слайд 4)
Святогор Микула Волх Яким

Селянинович Всеславьевич Иванович

Вольга

Святославович Русские богатыри
Добрыня Илья Алёша Никита

Никитич Муромец Попович Кожемяка
2. Сравнение былин

- А какую былину вы прочитали дома? Назовите.

(Русская народная былина «Святогор».)

- Давайте сравним былину Л. Н. Толстого «Святогор - богатырь» и народную былину «Святогор». Что общего и чем отличаются эти две былин?

(Схожи былины в том, что в них рассказывается об одних и тех же богатырях – Святогоре и Микуле Селяниновиче. В обеих былинах описывается их встреча, беседа. Одинаково описывается сила богатырей. Различны сюжеты и концовки этих произведений. Различны былины и по форме: народная былина написана в прозе, а авторская – в стихах.)

Дети подтверждают свои ответы отрывками из текстов.

- Молодцы, ребята. Вы правильно сравнили эти былины. Назвали много схожего и различного в них.
Комментарий:

Повторение изученных произведений, их героев повышает уровень начитанности школьников. С большим интересом эта работа проходит в форме дидактического упражнения «Вспомни и назови». Параллельно ведётся работа в тетради. Эта работа проверяется и обсуждается.

Сравнение двух произведений (авторской и народной былин) ещё раз заставляет школьников обратиться к текстам, используя различные виды чтения. Сравниваются названия, структурные элементы, содержание, характеристики героев. Все свои ответы дети подтверждают словами из текста.
3. Характеристика былинных героев

- В былинах «Святогор - богатырь» и «Святогор» рассказывается о реальных первых богатырях Русской земли - Святогоре и Микуле Селяниновиче, которые землю пахали, народ кормили и защищали родную землю, Отечество от врагов.

(Слайд 5. Изображение богатырей)

- А какими были русские богатыри? Какими качествами они обладали? Что делали? Чем занимались? Какие синонимы вы можете подобрать к слову «богатырь»? Давайте запишем всё это в схему.

(Слайд 6)
Русские богатыри
Какие они? Их действия Синонимы

… … …

… … …
-Выполнять это задание вы будете в группах. Каждый ряд – одна группа. Подойдите к первым партам, на которых лежат карточки. Выберите одноклассника, который будет записывать в схему ваши ответы. Работаем в группе сообща. Потом сравним ваши результаты. У какой группы схема будет полнее.

(Каждая группа сначала зачитывает свои ответы, а потом оценивает ответы других групп и выбирают самый лучший полный ответ.)

- Молодцы. Хорошо справились с этим заданием. Русские богатыри защищают русскую землю, русский народ. А что даёт им силу богатырскую?

(Родная русская земля даёт богатырям силу.)

- Богатыри любят родную землю, защищают её. А Отечество и русский народ любит своих героев. Поэтому Микула Селянинович говорит такие слова: «…Меня любит мать сыра земля». А Илья Муромец говорит : «В русском сердце – честь да любовь к Руси- матушке».
Комментарий:

Работа в группах позволяет использовать на уроках литературного чтения технологии личностно – ориентированного обучения, воспитывает ответственность, сплочённость.
IV. Выводы и обобщение

Учитель:

- С какими произведениями мы работали сегодня на уроке?

(Авторская былина Л. Н. Толстого «Святогор - богатырь», народная былина «Святогор».)

- Какими же были богатыри? (Ответы детей)

- Почему имена этих богатырей живут и в XXI веке? (Ответы детей)

- Правильно. Родину, ребята, называют самыми дорогими словами – матерью, Отечеством. Родная земля нас кормит, поит. Мы должны любить, беречь и защищать нашу родину. Так было всегда, во все времена. Русские богатыри испокон веков защищали нашу русскую землю. И в наше время есть богатыри – русские солдаты, которые и сейчас защищают нашу Родину. Поэтому до сих пор никакой враг не смог завоевать нашу Россию – матушку.

(Слайд 7)
Комментарий:

Читательский опыт ребёнка – это его интеллектуальный багаж, основа его развития. Важной задачей литературного чтения является развитие речи учащихся (диалогической и монологической). Необходимо следить за тем, чтобы дети давали полные обоснованные ответы.
V. Домашнее задание ( дифференцированно)

  1. Выполнить задания № 1 и 2 в тетради.

  2. Выразительное чтение былины Л.Н.Толстого «Святогор - богатырь».

III. Подготовить в группах мини – проекты «Произведения о русских богатырях» по плану:

1.Имя героя.

2.Его подвиг.

3.Книги и произведения о нём.

4.Почему имя богатыря живёт в XXI веке?

(Аргументация – 3-5 предложений).

По выбору:

  • Придумать историю встречи Святогора с другими былинными героями. Рассказать её.

  • Взять в библиотеке книгу с былинами и прочитать дополнительно любую былину.


Комментарий:

Для домашней работы предлагаются варианты заданий, чтобы каждый ученик мог выбрать задание, соответствующее его возможностям и уровню подготовки. Посильные задания вызывают у ребёнка удовлетворение, чувство успеха, развивают интерес к читательской деятельности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск