Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации13.05.2014
Размер94.5 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

Урок по литературе учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 4 г. Меленки Комягиной Галины Валерьевны.
Тема: Идея о возрождении доброты и милосердия в людях в святочном рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчику Христа на ёлке».
Класс: 7
Форма: внеклассное чтение с элементами театрализации.
Цели: 1. Создать условия для понимания детьми идеи рассказа через углублённый анализ текста, помочь ребятам увидеть актуальность проблемы добра и милосердия и в наши дни.

2. Продолжить формирования умений:

- излагать свои мысли ясно и понятно;

- выбирать в развитии действия главное;

- отличать главное от второстепенного;

- аргументировать собственные высказывания;

- с помощью элементов театрализации расширить культурный багаж, учить понимать специальный театральный язык.

3. Воспитывать чувства сострадания и уважения к окружающим, не писателя низвести до уровня ученика, а ученика поднять до понимания мировоззрения писателя.
Задачи: раскрыть смысл возрождения милосердия в людях через углублённый анализ текста,

попытаться вызвать чувство сострадания, душевную боль за судьбу детей-сирот в предусмотрении реальной возможности каждого ученика быть соавтором разворачивающегося сценария урока, в предусмотрении права ученика на выбор темпа усвоения и способа понимания информации.
4. Принцип построения: построен по принципу проблемного обучения: от чтения произведения и сопоставления персонажей до попыток самостоятельного рассуждения на тему: «Возрождение доброты и милосердия в людях».

Использован опыт театральной педагогики, спроецированной на преподавание литературы.

Оборудование: иллюстрации к рассказу, музыкальная композиция (Моцарт «Фантазия»), выставка книг, стенд для театральной постановки, детские рисунки, убеждения Ф.М. Достоевского.
Эпиграф: «Даже веками раскаяния нельзя возместить упущенную на земле возможность сотворить доброе дело».

(Ч. Диккенс)
Выставка книг. Тема детского сострадания в произведениях поэтов и писателей.

1) Ч. Диккенс «Рождественская песнь в прозе».

2) Г. X. Андерсен «Девочка со спичками».

3) А. П. Чехов «Спать хочется».

4) В.Кульков «Чистая тетрадь».
Ход урока
I Организация начала урока.

II. Сообщение темы и целей урока

Тема нашего урока...

На протяжении всего урока мы будем обращаться к убеждениям и высказываниям Ф. М. Достоевского, соглашаться или не соглашаться с ними. А основной целью я считаю создать условия для понимания вами идеи рассказа через углублённый анализ текста, а также попробуем увидеть актуальность проблемы возрождения доброты и милосердия и в наши дни.

Ш Вступительное слово учителя:

- В те дни, когда нам новы все впечатления бытия, дети Достоевского - «выкидыши общества», «случайные члены «случайных» семейств», обречённые на обездоленность, одиночество, надорванность души, ожесточение, холод и голод. Мысль о детях, об их ранних впечатлениях, о первых их затаённых страданиях, обманутых ожиданиях проходит сквозь всё творчество писателя, начиная с ранних рассказов и повестей.

В «Дневнике писателя» за 1876 год он сообщает: «Я давно уже поставил себе идеалом написать роман о русских теперешних детях, ну и, конечно, о теперешних их отцах...» «Дневник писателя» - произведение публицистическое, в котором писатель горячо откликался на волновавшие его события, защищая детей от жестокого обращения. В рождественские дни он побывал на богатой детской ёлке в клубе художников «с бесплатными подарками для детей, акробатами, фокусниками...», а затем в колонии малолетних преступников на окраине Петербурга. Переживание увиденного контраста усугубила встреча с мальчиком, о котором Ф. М. рассказал в очерке «М. с ручкой». Итак, в январской книжке «Дневники писателя» за 1876 год появился рассказ «Мальчик у Xриста на ёлке».

Достоевский был уверен в чистоте и безупречности детской души и настаивал: «Слушайте...» (приложение)

Рассказу предшествует фрагмент «Мальчик с ручкой», в котором повествует о встрече автора с мальчиком «никак не более лет семи» и о множестве других мальчишек.

IV. Углублённый анализ текста.

1) - Как вы думаете, какие чувства испытывал Достоевский, когда писал этот рассказ? (Достоевский ощущал душевную боль за судьбу детей, сострадание и ненависть к преступному равнодушию взрослых, к их душевной чёрствости)

2) - Рассказ условно можно разделить на 2 части. Вначале автор описывает реальное событие, во второй части домысливает увиденное.

3) - Какая домысленная автором деталь бросается в глаза? (мальчик с красными окоченевшими руками возвращается в «какой-нибудь подвал, где...)

Замёрзшие ручки ребёнка - это то, что наглядно показывает бедственное положение мальчика.

4)- Только ли физический холод от январского мороза он чувствует?

(Нет, не только физический холод, но и душа его томится в холоде, потому что он никому не нужен).

5)- Какой эпизод из жизни уличных детей показывает холодное равнодушие к ним окружающих? («Один из них ночевал несколько ночей...»)

6)- Как вы думаете, почему автор употребил несовершенный вид глагола «не замечал»? Почему не слово «заметил»? Есть ли отличия в значении этих слов?
(Глагол н.в. подчёркивает постоянство действия, не заметил -действие однократное; «не замечал» выражает безразличие людей к судьбе ребёнка как обыденный факт)

7)- Как считал Достоевский, преступное равнодушие взрослых является причиной преступления детей. Какое предложение говорит об этом? («Само собою, становятся воришками») Каков вывод? Преступление детей - следствие преступления взрослых.

8) -Прочитайте конец рассказа. Что же ждёт, согласно Достоевскому, такое общество в будущем? Какова перспектива?

(Дикость, незнание того, что такое дом, семья. Родина, Бог, а ведь это то, чем «скрепляется» жизнь человечества)

- На этой тревожной ноте заканчивается рассказ о непростой судьбе детей - бедняков. Сюжет следующего произведения вымышлен, но «мне всё мерещится, - писал Достоевский, - что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз».

9) - Это произведение принято относить к жанру святочных

рассказов. Какие дни в году мы называем святками?

(Как известно, святки - это праздничные дни в честь

Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие

святочных рассказов происходит как раз в эти праздничные

дни. В них присутствует элемент чудесного. В них хаос, тьма

вытесняются, замещаются добром, светом. Чудо в них связано

с явлением самого Господа нашего Иисуса Христа. Но

одновременно сверхъестественное в них изображается как

явление естественное) стихотворение «Рождество». Л. Горская (выучить наизусть) - это небольшое лирическое отступление

10)- Рассказ начинается с экспозиции. Что нам становится известно о мальчике?

11)- Как автор показывает отношение окружающих к мальчику? Зачитайте («Мимо шел блюститель порядка и отвернулся, чтобы не заметить мальчика»)

12)- Вспомните о посещении писателем со своей дочерью праздника с бесплатными подарками. Это нашло отражение в рассказе. Зачитайте.

13)- Скажите, принёс ли этот св. праздник радость нашему герою? (Нет. Праздник гостеприимства соседствует с жестокостью и бездушием)

Проблемный вопрос

14)- Как вы думаете, какие художественные средства использует в этом фрагменте Ф.М.Достоевский, чтобы заставить читателя ощутить боль и страдания героя? Я вам помогу.

Известно, что восклицательные предложения передают радостные чувства и переживания. Есть ли они здесь и что помогают выразить? (Восклицательные предложения передают то восхищения мальчика, то его боль и страх)

-Вопросительные предложения содержат вопрос. В этом фрагменте кто спрашивает: автор или мальчик? (Читая слова автора, мы слышим голос самого мальчика)

15) - Какие члены предложения создают эффект присутствия, делают описание более детальным? (однородные члены) (Глядит, дивится, смеётся, а у него уж болят..)

16)- Далее автор описывает восхищение мальчика маленькими куколками. Мальчик думает, что они живые.

Кому противопоставляются эти «живые» куколки? (Мёртвым душам людей)

17) - Какой приём использует автор? (Противопоставление)

18)- Что же ждёт нашего маленького беззащитного героя? Звучит музыка. Моцарт «Фантазия»

V. Элемент театрализации

(Со слов «…и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, -- и присел за дровами: "Тут не сыщут, да и темно".

Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: "Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, - подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, - совсем как живые!.." И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. "Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!"

- Пойдем ко мне на елку, мальчик, - прошептал над ним вдруг тихий голос.

Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и... и вдруг, - о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, -- но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.)
В постановке участвуют ученики класса.
- Обратимся к убеждениям Ф.М.Достоевского: «Неужели невозможна...» (приложение)

19)- Куда же попадает мальчик?

Слово учителя: Автор также использует приём противопоставления, когда описывает сказочную ёлку у Христа.

20)- Чем отличаются эти два рождественских праздника: ёлка на земле и «Христова ёлка»?

(На ёлке у Христа мальчик попадает в атмосферу любви и участия, обретает то, чего у него не было на земле)

-Актуальна ли проблема добра и милосердия в людях в наши дни? Что означает слово «милосердие»? К кому из героев рассказа можно отнести это слово?

21)- Испорченная «картина мира» со времён исказилась ещё больше. Статистика выдаёт страшные цифры. (Слово ученицы. Сообщение «Права ребёнка»)
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания
Слово учителя: Ф. М. Достоевский говорил о большом значении семьи в жизни каждого ребёнка. Утверждение Ф.М. Достоевского:

«Создаётся общество...» (приложение)

Достоевский убеждён, что духовное воспитание в семье не зависит от её благосостояния. Мало хорошо одевать и кормить детей. Чтобы юноша не вышел в жизнь «один, как перст», чтобы устоял в борьбе с соблазнами и невзгодами, сердце его должно быть прочно связано с прошлым, с семейством, с детством


VI. Чтение стихотворения В. Кулькова «Молитва».
VII. Подведение итогов урока.

Итоговый вопрос: Кто виноват в смерти мальчика? (В мире, где нет места состраданию и любви, мучаются и плачут дети, а это, как считал Достоевский, признак несправедливого устройства жизни;

- А можно ли назвать счастливым финал рассказа Достоевского?

В святочном рассказе «Мальчик у Христа на ёлке» нашли отражения горестные раздумья и переживания писателя над жизнью тех, о коих Господь сказал: «Пускайте детей и не препятствуйте им приходить ко мне». Обратимся к эпиграфу. Зачитайте.

В ваших глазах я читаю немой вопрос: «Почему слова

Ч. Диккенса, а не Достоевского?» Дело в том, что Диккенс был одним из любимейших писателей Достоевского.

- Как вы понимаете эти слова? (Необходимо спешить творить благие дела, иначе добро «потеряет адресата»)
VIII. Работа с выставкой книг. Тема страдания детей мучила не только Достоевского, но и ...
IX. Домашнее задание.

Проанализировать оставшиеся утверждения Ф.М.Достоевского, согласиться или не согласиться и дать обоснование.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск