Скачать 0.7 Mb.
|
Анализ методической работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловская средняя общеобразовательная школа №3 за 2012-2013 учебный год Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса, система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, школы в целом, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитание и развитие школьников. В соответствии с приоритетами образовательной политики государства и ориентируясь на социальный заказ, коллектив школы продолжил работу над темой: «Личностно-ориентированное обучение как средство развития и саморазвития личности». Методическая работа в текущем учебном году была направлена на реализацию цели:
Задачи:
Для реализации поставленных задач в школе на начало года имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты, программа методической работы. Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, повышению мотивации к учению у учащихся, использование инновационных форм воспитательной работы, способствующих социализации школьников, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой. В течение года методическим советом было проведено 5 заседаний, которые помогли правильно спланировать и провести методическую работу школы. Для учителей школы стали традиционными отработанные формы методической работы, которые позволяют решать проблемы и задачи, стоящие перед школой. Формы методической работы: - педагогический, методический совет, - заседания методических объединений - творческие отчеты, - открытые уроки и их анализ, - взаимопосещение уроков, - предметные недели и олимпиады - работа учителей над темами самообразования, - индивидуальные беседы по организации и проведению уроков, - организация и контроль курсовой системы повышения квалификации - аттестация. Подбор и расстановка кадров Кадровый и качественный состав педагогических кадров Таблица 1
В коллективе наблюдается повышение количества педагогических работников с первой квалификационной категорией. Этот факт объясняется тем, что основную часть коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы, обладающие высоким профессионализмом. Образование педагогов соответствует базовому образовательному преподаваемому предмету, за исключением старшего вожатого, не имеющего педагогического образования. Таким образом, в школе созданы необходимые условия для обеспечения качества образования. Повышение квалификации педагогических кадров Условия, созданные в школе, способствуют росту профессионального мастерства учителей, в этом году произошли изменения в повышении мастерства учителей. Аттестация педагогических работников Аттестация педагогических работников школы в 2012-20123учебном году проводилась в соответствии с Положением «О порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений» и на основании личных заявлений педагогов. Аттестация способствовала росту педагогического мастерства педагогических работников школы и положительно сказалась на результатах их труда. Таблица 2
Три педагога прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности ( Ткаченко Л.С., учитель английского языка, Мищенко А.А., учитель физической культуры, Бондаренко Л.С., учитель музыки). Все учителя, заявившие на указанные квалификационные категории успешно прошли аттестацию в намеченные сроки, подтвердили соответствие требованиям, предъявляемым к заявленным категориям. Курсовая переподготовка Важным направлением работы школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителя через курсовую переподготовку повышения квалификации. В 2012-2013 курсовую переподготовку прошли 8 педагогических работников; двое из них, Кушнарева М.М., Емельяненко И.А., дважды. Таблица 3
В этом учебном году учителя Березанова Т.Н. и Севостьянова Т.В. прошли дистанционные курсы на сайте «Мой университет» - «Технология целеполагания». Березанова Т. Н. прошла курсы «Технология АМО», приобрела электронную версию методического пособия «Образовательные технологии новых стандартов». 100 % учителей, запланированных на курсы, прошли курсовую переподготовку. Необходимо отметить низкую активность учителей по повышению квалификации через дистанционные курсы. Для решения этой проблемы нужно мотивировать учителей на непрерывное повышение педагогического мастерства; в начале учебного года предоставить список сайтов в Интернете, где предлагают дистанционное обучение. Повышение профессионального мастерства Педагог получает возможность на практике в ходе каждодневной работы закреплять и обогащать свои теоретические знания в области новейших достижений педагогической науки и практики, освоения и внедрения новейших педагогических и информационных технологий, изучения актуального педагогического опыта учителей-новаторов, новых программ, деятельности своих коллег. В прошедшем учебном году были проведены семинары: - «Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную ступень»; - «Реализация развивающей системы Л.В.Занкова в условиях ФГОС второго поколения» (для районного методического объединения учителей начальных классов); - «Требования к проведению современного урока»; - «Результаты, проблемы, эффекты первого этапа введения ФГОС». Тематические педагогические советы: - «Основные положения ФГОС начального общего образования. Реализация ФГОС общего образования в начальной школе»; - «Основные положения ФГОС основного общего образования. Реализация ФГОС основного общего образования». В течение года учителя школы принимали участие в различных областных семинарах, конференциях: - Федоренко Н.М. – «ФГОС. Исследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций»; - Емельяненко И.А. – «Реализация федерального государственного стандарта средствами УМК «Перспективная начальная школа», «Реализация требований ФГОС и формирование УУД на примере УМК «Начальная инновационная школа» издательства «Русское слово»; - Колодько В.Н. – «Требования ФГОС основного общего образования и их реализация в преподавании химии», авторский семинар для учителей химии Орловского района по проблеме «Учебно-методическая линия УМК по химии И.И.Новошинского и Н.С.Новошинской как средство реализации ФГОС». - Марьянина Л.М. приняла участие в работе конференции для образовательных учреждений, внедряющих образовательную программу по основам предпринимательства и в ХVII Димитриевских образовательных чтениях на тему «Традиционные ценности и современный мир». - Лысенко Е.Г. приняла участие в учительской конференции «Актуальные вопросы преподавания основ православной культуры в средней школе в курсе ОРКСЭ». Одна из форм самообразования учителей – различные дистанционные курсы, вебинары, он-лайн конференции. Березанова Т.Н. участвовала в работе трёх вебинаров издательства «Дрофа»:
и одного вебинара издательства «Мнемозина» (Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Русский язык» под ред. С.И. Львовой) - 17 апреля Белозерова С.П., Колодько В.Н., Пустоварова С.В. приняли участие в вебинаре на тему «Проектная деятельность учащихся как средство достижения метапредметных результатов в условиях ФГОС» Учителя истории приняли участие в форуме на сайте института «ЕГЭ по обществознанию, истории, географии как измеритель нового качества образования». Обобщение педагогического опыта учителей, самообразование. У каждого учителя школы определена индивидуальная тема по самообразованию, которая анализируется через участие педагогов в работе методических объединений, семинаров, педсоветов, творческих отчетах. Можно сказать, что работа по обобщению и распространению педагогического опыта в школе ведется целенаправленно и системно на уровне школы, отмечаются положительные тенденции в качественном и количественном составе участников школьных мероприятий по распространению опыта работы. На протяжении шести лет свои достижения учителя отмечают в Портфолио. В 2011-2012 учебном году учителями школы созданы электронные Портфолио. Продолжается работа по созданию электронной базы данных на педагогических работников. Ежегодно в школе проводиться конкурс «Учитель года», на протяжении нескольких лет в нем побеждает учитель химии и биологии, высшей квалификационной категории Колодько Валентина Николаевна. В текущем учебном году она стала лауреатом муниципального конкурса в области образования за 2012 год в номинации «Учитель года». Валентина Николаевна принимала участие в областном конкурсном отборе лучших учителей на получение денежного поощрения в рамках ПНПО и стала лауреатом премии Губернатора Ростовской области. Педагоги нашей школы Колодько В.Н., Березанова Т.Н., Марьянина Л.М.,Изварина А.Н., Емельяненко И.А. своим опытом делятся не только с коллегами в школе, но и на страничках различных сайтов. Участвуют в работе интернет - сообществ (Учительский портал, Завуч.инфо, Открытый класс, Всероссийский интернет-педсовет и др.) . Емельяненко И.А. – член Объединения профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Районный уровень Таблица 4 Школьный уровень Таблица 5
Открытые уроки и внеклассные мероприятия были показаны учителями во время проведения предметных недель и в рамках аттестации на первую и высшую квалификационную категорию. Необходимо отметить, что все педагоги школы приняли участие в запланированных предметных неделях, большинство из них проводили открытые уроки или мероприятия. Внедрение современных педагогических технологий: Учителя нашей школы владеют методикой личностно - ориентированного обучения. Данилова Т.В., Изварина А.Н., Колодько В.Н., Пустоварова С.В., Джафарова Н.Ф., Березанова Т.Н.. Марьянина Л.М., Севостьянова Т.В., Емельяненко И.А. и др. используют на своих уроках проектную технологию, методы игрового обучения, дифференцированного обучения. Использование информационных технологий в урочное и внеурочное время позволяет значительно снизить потери времени, которое затрачивается учителями на решение организационных задач, и, соответственно, увеличить объем собственно учебного времени. Использование современных компьютерных технологий как средства обучения действительно является мотивационной основой учебной деятельности. Используют информационные технологии на своих уроках большинство учителей Следует отметить, что многие учителя нашей школы уделяют много внимания индивидуальной работе с учащимися с низкой мотивацией, проводят индивидуальные занятия, используют на уроках дифференцированные формы обучения. Современный дидактический принцип личностно - ориентированного обучения требует использования таких технологий обучения, которые содействует сохранению здоровья школьника. Учителя-предметники нашей школы также стараются применять нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно-ориентированной ситуации (метод развития творческого самочувствия, игровые методы, творческого самовыражения). В воспитательной работе многие классные руководители используют игровые технологии, ориентированные на социализацию личности. Учителя иностранного языка, математики, русского языка, начальной школы владеют методикой здоровьесберегающих технологий и делятся своим опытом с коллегами. Все учителя начальной школы работают по технологии развивающего обучения Занкова. В 2010 году наша школа была определена пилотной школой по внедрению обучающей программы по основам малого предпринимательства (учитель Лысенко Е.Г.), с 01.11.2012 года школа начала апробацию учебной программы по основам малого предпринимательства (модуль в предмете «Обществознание») (учитель Марьянина Л.М.). С 1 сентября 2011 году учителя начальной школы Малинкина Н.А. и Должикова Н.А., а в 2012 году Емельчненко И.А., Федоренко И.И., Склярова Т.В. со своими учениками перешли на ФГОС. С 01.09.2012года наша школа ввела в четвертых классах новый комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики». В школе была проведена большая подготовительная работа: создана нормативная база, план мероприятий, проведена работа с родителями, заказаны учебники. - учителя школы принимают активное участие в методической жизни школы и района: экспертиза рабочих программ, экзаменационного материала, конкурсных работ, олимпиадных работ, организаторы на ЕГЭ. - Колодько В.Н., Березанова Т.Н., Пустоварова С.В. своим опытом делятся не только с коллегами в школе но и на страничках различных сайтов. Участвуют в работе интернет - сообществ ( Учительский портал, Завуч.инфо, Открытый класс, Всероссийский интернет-педсовет и др.) . Деятельность школьных методических объединений В школе действует 8 методических объединений Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников и классных руководителей, является методическое объединение (МО). Это коллективный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала. В нашей школе работает 8 методических объединений: Таблица 6
Планирование работы ШМО строится на основании задач, вытекающих из оценки школы, методического объединения, из проблемных полей деятельности всех методических подразделений, вытекающих из анализа результативности работы за предыдущий год. В рамках ШМО организуется самообразование учителей. Этот компонент занимает особое место в нашей системе методической работы и в обеспечении её целостности. Организовать же её эффективнее всего можно в рамках ШМО: на заседаниях ШМО учитель отчитывается о проделанной работе по самообразованию, представляя итоги в различной форме: доклады, открытые уроки, творческие отчёты. Всё это планируется заранее и контролируется руководителем ШМО. Самообразование учителей пронизывает все компоненты системы методической работы, обеспечивая более высокий уровень их функционирования, поэтому оно является системообразующим компонентом. Каждое методическое объединение имеет свой план работы, разработанный в соответствии с темой и целями и задачами методической службы школы. Проанализировав работу методических объединений, следует отметить, что все они работают над созданием системы обучения, обеспечивающей развитие каждого ученика, исходя из его склонностей, интересов и возможностей. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у школьников навыков творческой деятельности, развитию общеучебных навыков, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды. Анализируя образовательную деятельность МО, можно отметить следующие аспекты: Реализация целей и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов всех уровней образования, была направлена на защиту интересов и прав обучаемых; Все учителя-предметники осуществляли образовательный процесс по рабочим программам, основу которых составляют примерные программы Министерства образования РФ для общеобразовательных школ, по учебникам, утвержденным министерством образования и науки РФ. Организация внеурочной работы Основное направление деятельности коллектива школы – реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности. В новом учебном году коллектив продолжит работу с одаренными детьми по таким направлениям как правовое, экологическое воспитание, усилит подготовку детей к предметным олимпиадам, спортивным мероприятиям. Выявлением одаренных детей занимаются психолог, школьные методические объединения, учителя – предметники. Формы работы – элективные курсы, кружки по интересам, занятия исследовательской деятельностью, конкурсы, интеллектуальный марафон, участие в предметных неделях, в предметных олимпиадах. Работа кружков - «Юный краевед» - 6-10 классы; - «Юный эколог» - 7-8 классы; - «Математика +» - 10-11 классы; - «Юный журналист» - 6-8 классы; |