Урок русского языка 5 класс
Тире между подлежащим и сказуемым
| Цель деятельности учителя
| Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, отрабатывать умение правильно ставить тире в предложении
| Тип урока
| Урок рефлексии
| Планируемые образовательные результаты
| Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило постановки тире в предложении типа « Сущ. – сущ »; различать по смыслу подлежащее и сказуемое, выраженные существительным.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
| УМК
| Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012
|
Технологическая карта урока.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| УУД
| 1
|
|
|
| 1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. 2м
| Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку (приложение №1)
| Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
| Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей
| 2)Этап актуализации и пробного учебного действия.7м
| Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Выдвигает проблему. Подводит к теме урока (на основе просмотра мультимедийной презентации по теме, сопровождающей ход урока)
(приложение №2)
| Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов, составляют схему.
| Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы
| 3)Этап локализации индивидуальных затруднений.7м
| Предлагает выполнить письменную работа с последующей взаимопроверкой(приложение №3)
Физкультминутка
| Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и од-
ноклассниками делают выводы. Выполняют элементарные физические упражнения
| Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков, осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
| 4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
7м
| Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода: работа с учебными пособиями: заучивание правила, выполнение упр.№234, с.73, объяснение постановки тире, составление схем предложений с постановкой тире
| Составляют в группе памятки, знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей
| Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач
| 5) Этап реализации построенного проекта.
5м
| Предлагает выполнить письменную работу в группах (приложение №4)
| Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей
| Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
| 6) Этап обобщения затруднений во внешней речи.
4м
| Предлагает выполнить творческую работа в группах - игра «Корректор» (приложение №5)
| Анализируют знаки препинания, записывают предложения, отвечают на вопросы
| Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления
| 7)Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.6м
| В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для самостоятельного выполнения учащимися
| Выполняют упражнения
| Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
| 8) Этап включения в систему знаний и повторения.
5м
| Учитель обобщает (работа со стихотворением): в этом стихотворении паузами отграничиваются друг от друга реплики диалога, слова автора, выделяются сказуемые, выраженные именами существительными (приложение №6)
| Слушают, отвечают на вопросы
| Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
| 9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.2м
| Проводит заключительную беседу по вопросам; заслушивает монологические высказывания, дает домашнее задание (приложение №7)
| Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений
| Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу
|
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение №1
Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки;
В одной запятые, в другой были скобки,
В третьей – тире, в остальных – многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.
Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в скобки,
Также частенько и этак и так
Использует он восклицательный знак.
Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится знак вопросительный.
В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит тире,
Порою кавычки, порой двоеточие.
И не жалел для концов многоточия.
– О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской? С правилом постановки какого знака препинания вы еще не знакомы?
- Сегодня, ребята, речь пойдёт о знаках препинания, точнее об одном каком-то знаке, о нём мы узнаем из кроссворда, но для этого мы должны вспомнить, что же мы узнали на предыдущих уроках о предложении, о главных членах предложения. Кроссворд
-
| 1.
| П
| У
| Н
| К
| Т
| У
| А
| Ц
| И
| Я
|
|
|
|
|
| 2.
| С
| И
| Н
| Т
| А
| К
| С
| И
| С
|
|
|
|
|
| 3.
| П
| Р
| Е
| Д
| Л
| О
| Ж
| Е
| Н
| И
| Е
| 4.
| С
| К
| А
| З
| У
| Е
| М
| О
| Е
|
| 1. Какой раздел русского языка рассказывает нам о правилах постановки знаков препинания? Его название? 2. Какой раздел русского языка изучает строение словосочетаний? 3. Зачем нужно знать все о словосочетание? Где оно всегда встречается? 4. Один из главных членов предложения называется…
– Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматиках многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н. М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появилось в начале 1820-х годов. ( Сообщение ученика)
Приложение №2
– Но прежде повторим изученное. Найдите главные члены предложения, выпишите их. Укажите, какими частями речи они выражены. Расскажите о подлежащем и сказуемом.
Вариант 1.
1.За поворотом дороги показалось море.
2.Оно сверкало лучами солнца.
3.Залив был великолепен.
4.Ландыш свеж и душист.
5.Его аромат наполняет комнату.
6.Весна- прекрасная время года.
(Самопроверка. Ключ на доске.) - Объяснить знаки препинания в предложении № 6 нам поможет лингвистическая сказка. Послушайте и переведите ее на научный язык.
(Сообщение учащихся)
– При каком условии между подлежащим и сказуемым ставится тире?
(Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.)
– Обратите внимание на предложения. Задайте вопросы к сказуемому.
Лес – наше богатство.
Лес – защита земли от засух и суховеев.
– Объясните смысл этих предложений. Объясните постановку тире.
– Составим, опираясь на материал презентации, карточку-схему по теме урока. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ СУЩ. И.П. СУЩ.И.П.
____________ ___________________________
___________________________
Что?Кто? Что это такое? Кто это такой? Приложение№3
Списать микротекст, решая орфографические и пунктуационные задачи. Графически обозначить особенности интонации второго предложения. Нет на земле (н…)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и просто хорош…го настр…ения! Приложение №4
– Прочитайте текст. Объясните пропущенные знаки препинания.
1-я группа.
Май весна цветов. Так называл этот месяц писатель Михаил Пришвин.
Март весна света апрель весна воды. Но вот пришел май, началось буйное цветение растений.
2-я группа.
На просторных полянах пустырях по обочинам дорог золотом по малахитовой зелени рассыпались одуванчики.
Май красивый по-праздничному радостный месяц года Приложение №5
Упражнение “Корректор”
- По вине рассеянного наборщика произошла неприятность: перепутались слова в предложении, и потерялся важный знак препинания. Определим, кто из вас самый внимательный и быстро работающий “корректор”.
Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета
Приложение №6
– Прослушайте запись и определите грамматическую основу предложения. Попробуйте обосновать постановку тире, определить роль пауз.
– Время – хлеб, – считает тракторист.
– Километры, – вторит машинист.
– Время – сталь, – отрубит сталевар.
– Жар в котле, – дополнит кочегар.
– Если песня оставляет след, время – строки, – говорит поэт.
Приложение №7
Дифференцированная работа:
А: подобрать 5-6 пословиц или предложений из научного текста, в которых стоит тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ. В И.п.
Б: написать мини-сочинение на тему «Наш кабинет», в котором предложения будут содержать изученную пунктограмму. |