Скачать 75.36 Kb.
|
МОУ «Мочалищенская средняя общеобразовательная школа» Открытый урок по литературе в 5 классе на тему: «Друг, который не предаст» (по рассказу Э. С- Томпсона «ЧИНК») Провела: Бондаренко Н.Б. учитель русского языка и литературы, I кв. категория. Мочалище 2012 Цель: Обучение вдумчивому чтению. Задачи:
Оборудование: компьютер; ММ проектор; нарисованные яблоня и красные и зеленые яблоки для рефлексии. I Настрой детей учителем. (Доброе утро! На нашем уроке присутствуют гости. Прошу вас, дети, не стесняться. Желаю всем хорошего настроения на весь день! ) II Стадия вызова. Мы приступили к изучению раздела, в котором героями произведений являются животные. Да и трудно представить жизнь нашу без животных, которые преданы нам, без которых невозможно обойтись. Не случайно и памятники установлены не только людям, но и животным, в частности собакам. В Париже установлен памятник сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек. В Берлине есть памятник собаке – проводнику слепых. В Санкт-Петербурге, где жил и работал великий русский ученый академик И.П. Павлов, сооружен памятник собаке, служащей науке. Псу, по кличке Верный, есть памятник в Италии. 14 лет каждый вечер этот пес упорно ходил к поезду встречать своего хозяина, убитого на войне. - А теперь, ребята, послушайте непростую историю, рассказанную Сергеем Грубовым. (Звучит стихотворение «Собачье сердце»). СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ 1 От самолета трап отходит. Взлохматив холку напослед, От пса родного взгляд отводит Его предавший человек. А пес ещё не понимает, Он ждет команды и молчит, А самолет уж в небе тает, И белый след за ним кипит. Собака села поудобней, Где приказали ей сидеть, Проходит время – пить охота – Придется, видно, потерпеть… А к глотке подступали слезы. Он выполнял команду «ждать». С такой отличной родословной Нельзя при людях зарыдать. 2 И в голове его собачьей Не умещается пока, Что друг его сегодня бросил И не окликнет никогда. Уж пасть от жажды пересохла, И мысли все трудней собрать… Искал в толпе лицо родное, С надеждой продолжая ждать. Смешались дни, смешались ночи… И, обходя его, толпа Бросала хлебушка кусочки, Которых есть ему нельзя. Облезла шерсть, крошатся зубы… Скиталец встал и напрямик – Никто не скажет, что трехлетка – На трассу выползал старик. - Какое впечатление у вас от этой истории? - А добавлю к этому еще газетное сообщение: небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень радушно и гостеприимно. Хозяйка дома, где остановились гости, метала из печи на стол разные охотничьи яства, одновременно рассказывая про свой дом, быт, жилье. - Вот этот пушистый коврик… мы его очень любим. Правда, красивы? Это у нас была собака-лайка Ролик, Очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности, право, как пуделек. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу её пристрелить. - А что делать? – посетовал охотник. – Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа, мне помощник нужен. - Что скажете? Мне хочется узнать ваше отношение к поступку охотника.
ПРОБЛЕМА: Какими должны быть отношения между человеком и животным? 1. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС. - Какой же вопрос мы будем рассматривать на уроке? (Взаимоотношение человека и животных). Какими должны быть отношения между человеком и животным? Человек не царь природы, а лишь один из ее сыновей и не всегда лучший. 2. РАБОТА С ТЕКСТОМ. - Дома вы должны были прочитать рассказ Эрнеста Сетона Томпсона «Чинк». Но прежде чем перейти к работе над рассказом, мы предоставим слово эрудиту. Он познакомит нас с жизнью писателя. (рассказ ученицы) - Какие рассказы этого автора вы читали?(«Снап», «Арно», «По следам оленя», «Королевская аналостанка»). А прежде чем начать читать рассказ «Чинк», спрашивали ли вы себя: «Что такое Чинк?». Как отвечали? -Наблюдали ли вы когда-нибудь за поведением щенка? Расскажите о самых ярких впечатлениях. -А как изображает характер и поведение щенка С.-Томпсон в начале рассказа? (Комментированное чтение 1-го абзаца). (Запись в тетрадях: «Большой щенок», «воображал себя взрослой собакой». «На взрослую собаку не похож», «не свиреп», «не внушителен», «один из самых шумных и глупых щенков», «всё грызёт». -А что можете сказать о поведении? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 2-я глава. –Какое событие из истории взросления Чинка легло в основу 2-ой части рассказа? (Приключение с шакалом). -А кто такой шакал? (Слово любителю животных- Алтынову Д.) Шакал (кайот)- хищное животное из семейства собачьих, питающееся падалью. - Объясните причину «нахального» поведения шакала. (он понимал, что как и прочие дикие обитатели йеллоустонского парка, находится под защитой закона, который запрещал здесь стрелять и охотиться. Убежден был в своей безнаказанности). - А как вы думаете, только ли животным, «не встречающим противодействия», свойственно такое поведение? (нет, так ведут себя и люди, убежденные в своей безнаказанности). Чинк и шакал (мучение). Творческий пересказ истории от лица Чинка. «В шутку», «Мы смеялись, хозяин только посмеивался». 3-я глава. «Был сторожевым псом». - Какие чувства испытывал Чинк? Голод – борется с собой Страх – борется с шакалом. (Зачит.: Четыре злосчастных дня и четыре ночи провел этот маленький пес, почти не сходя с места и стойко охраняя палатку и хозяйское добро от шакала, который все время держал его в смертельном страхе. На пятый день… старый Обри вспомнил, что он не у себя дома, а лагерь в горах оставлен на попечение щенка… и направился в обратный путь. На полдороге в его голове мелькнула мысль, что он оставил Чинка без всякой еды…) (Инсценирование (появляется Билл на коне). Отрывок из мультика: ощетинившись и рыча друг на друга, стояли – морда к морде- большой злобный шакал и бедный маленький Чинк). III Стадия размышления. Концептуальная беседа по тексту. - Так о чем же рассказ? (об отношениях человека и «меньших братьев наших»). О верности собаки, преданности. - Что помог понять маленький Чинк своему хозяину? (настоящий друг не бросит в беде). - Почему Билл Обри, изгнанный из парка, ни о чем не жалел? (потому что так именно должен поступить настоящий друг). - Как же мы назовем свой урок? (Сторожевой пес и его хозяин. Друг, который не предаст.) - Мы не можем без них или они без нас? ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. СИНКВЕЙН. (2 ученика на доске).
Рефлексия. Я узнал новое на уроке. Урок понравился (зеленое яблоко). Я ничего не понял. Урок не понравился (красное яблоко). Домашнее задание.
С.-Томпсона «Чинк». Самоанализ урока литературы, проведенного 25 апреля 2012 года в 5 классе. Урок дан в 5 классе. В классе 19 учащихся. Класс обычный. Есть ребята с высокой работоспособностью. Есть ребята со средним уровнем работоспособности и внимания. Но над такими детьми нужен контроль. Есть слабые ученики, которые нуждаются в постоянной помощи. Цель: Обучение вдумчивому чтению. Задачи:
Тип урока: усвоение новых знаний. Форма проведения урока: комбинированная. Использование компьютера и ММ проектора помогло оформить наглядную сторону урока. Содержание учебного материала: Учебный материал подбирался с учетом принципов научности и доступности. Материал для урока подбирался таким образом, чтобы он был актуален и связан с жизнью. Методы обучения:
Образовательные технологии:
Средства обучения: На уроке работали у доски, в тетрадях. Использовала на уроке КТ. Конечный результат: Все поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Урок цели достиг. На уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера. Ребята получили удовольствие от плодотворной работы на уроке. Рефлексия. В конце урока были использованы вопросы рефлексии. |