Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 75.36 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.05.2014
Размер75.36 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МОУ «Мочалищенская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок

по литературе в 5 классе

на тему:

«Друг, который не предаст»

(по рассказу Э. С- Томпсона «ЧИНК»)

Провела:

Бондаренко Н.Б.

учитель русского языка и

литературы,

I кв. категория.

Мочалище

2012
Цель: Обучение вдумчивому чтению.
Задачи:

  1. образовательные: сформировать представление о роли героя – животного в художественной литературе, о проблеме взаимоотношений человека и природы.

  2. развивающие: развивать диалогическую и монологическую речь, умение комментировать текст, выявлять композиционные части предложения малого прозаического жанра.

  3. воспитывающие: способствовать воспитанию нравственности учащихся.


Оборудование: компьютер; ММ проектор; нарисованные яблоня и красные и зеленые яблоки для рефлексии.

I Настрой детей учителем. (Доброе утро! На нашем уроке присутствуют гости. Прошу вас, дети, не стесняться. Желаю всем хорошего настроения на весь день! )
II Стадия вызова.

Мы приступили к изучению раздела, в котором героями произведений являются животные.

Да и трудно представить жизнь нашу без животных, которые преданы нам, без которых невозможно обойтись.

Не случайно и памятники установлены не только людям, но и животным, в частности собакам.

В Париже установлен памятник сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек. В Берлине есть памятник собаке – проводнику слепых. В Санкт-Петербурге, где жил и работал великий русский ученый академик И.П. Павлов, сооружен памятник собаке, служащей науке. Псу, по кличке Верный, есть памятник в Италии. 14 лет каждый вечер этот пес упорно ходил к поезду встречать своего хозяина, убитого на войне.

- А теперь, ребята, послушайте непростую историю, рассказанную Сергеем Грубовым. (Звучит стихотворение «Собачье сердце»).
СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ

1

От самолета трап отходит.

Взлохматив холку напослед,

От пса родного взгляд отводит

Его предавший человек.

А пес ещё не понимает,

Он ждет команды и молчит,

А самолет уж в небе тает,

И белый след за ним кипит.

Собака села поудобней,

Где приказали ей сидеть,

Проходит время – пить охота –

Придется, видно, потерпеть…

А к глотке подступали слезы.

Он выполнял команду «ждать».

С такой отличной родословной

Нельзя при людях зарыдать.

2

И в голове его собачьей

Не умещается пока,

Что друг его сегодня бросил

И не окликнет никогда.

Уж пасть от жажды пересохла,

И мысли все трудней собрать…

Искал в толпе лицо родное,

С надеждой продолжая ждать.

Смешались дни, смешались ночи…

И, обходя его, толпа

Бросала хлебушка кусочки,

Которых есть ему нельзя.

Облезла шерсть, крошатся зубы…

Скиталец встал и напрямик –

Никто не скажет, что трехлетка –

На трассу выползал старик.
- Какое впечатление у вас от этой истории?

- А добавлю к этому еще газетное сообщение: небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень радушно и гостеприимно. Хозяйка дома, где остановились гости, метала из печи на стол разные охотничьи яства, одновременно рассказывая про свой дом, быт, жилье.

- Вот этот пушистый коврик… мы его очень любим. Правда, красивы? Это у нас была собака-лайка Ролик, Очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности, право, как пуделек. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу её пристрелить.

- А что делать? – посетовал охотник. – Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа, мне помощник нужен.

- Что скажете? Мне хочется узнать ваше отношение к поступку охотника.

СОБАКА

ЧЕЛОВЕК

Верность, преданность

Предательство

ПРОБЛЕМА:

Какими должны быть отношения между человеком и животным?

1. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.

- Какой же вопрос мы будем рассматривать на уроке? (Взаимоотношение человека и животных). Какими должны быть отношения между человеком и животным?

Человек не царь природы, а лишь один из ее сыновей и не всегда лучший.

2. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

- Дома вы должны были прочитать рассказ Эрнеста Сетона Томпсона «Чинк».

Но прежде чем перейти к работе над рассказом, мы предоставим слово эрудиту. Он познакомит нас с жизнью писателя. (рассказ ученицы)

- Какие рассказы этого автора вы читали?(«Снап», «Арно», «По следам оленя», «Королевская аналостанка»).

А прежде чем начать читать рассказ «Чинк», спрашивали ли вы себя: «Что такое Чинк?». Как отвечали?

-Наблюдали ли вы когда-нибудь за поведением щенка? Расскажите о самых ярких впечатлениях.

-А как изображает характер и поведение щенка С.-Томпсон в начале рассказа? (Комментированное чтение 1-го абзаца).

(Запись в тетрадях: «Большой щенок», «воображал себя взрослой собакой».

«На взрослую собаку не похож», «не свиреп», «не внушителен», «один

из самых шумных и глупых щенков», «всё грызёт».

-А что можете сказать о поведении?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2-я глава.

–Какое событие из истории взросления Чинка легло в основу 2-ой части рассказа? (Приключение с шакалом).

-А кто такой шакал? (Слово любителю животных- Алтынову Д.)

Шакал (кайот)- хищное животное из семейства собачьих, питающееся падалью.

- Объясните причину «нахального» поведения шакала. (он понимал, что как и прочие дикие обитатели йеллоустонского парка, находится под защитой закона, который запрещал здесь стрелять и охотиться. Убежден был в своей безнаказанности).

- А как вы думаете, только ли животным, «не встречающим противодействия», свойственно такое поведение? (нет, так ведут себя и люди, убежденные в своей безнаказанности).

Чинк и шакал (мучение). Творческий пересказ истории от лица Чинка.

«В шутку», «Мы смеялись, хозяин только посмеивался».
3-я глава. «Был сторожевым псом».

- Какие чувства испытывал Чинк?

Голод – борется с собой

Страх – борется с шакалом.

(Зачит.: Четыре злосчастных дня и четыре ночи провел этот маленький пес, почти не сходя с места и стойко охраняя палатку и хозяйское добро от шакала, который все время держал его в смертельном страхе. На пятый день… старый Обри вспомнил, что он не у себя дома, а лагерь в горах оставлен на попечение щенка… и направился в обратный путь. На полдороге в его голове мелькнула мысль, что он оставил Чинка без всякой еды…)

(Инсценирование (появляется Билл на коне).

Отрывок из мультика: ощетинившись и рыча друг на друга, стояли – морда к морде- большой злобный шакал и бедный маленький Чинк).

III Стадия размышления.

Концептуальная беседа по тексту.

- Так о чем же рассказ? (об отношениях человека и «меньших братьев наших»). О верности собаки, преданности.

- Что помог понять маленький Чинк своему хозяину? (настоящий друг не бросит в беде).

- Почему Билл Обри, изгнанный из парка, ни о чем не жалел? (потому что так именно должен поступить настоящий друг).

- Как же мы назовем свой урок? (Сторожевой пес и его хозяин. Друг, который не предаст.)
- Мы не можем без них или они без нас?

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. СИНКВЕЙН.

(2 ученика на доске).


1 вариант

2 вариант

СОБАКА

ЧЕЛОВЕК

Маленькая, верная,

сторожит, спасает, верит.

Умеет быть верной, преданной.

Добрый, заботливый

Любит, заботится, кормит.

Человек собаке настоящий друг.

ДРУГ.

ДОБРО.


Рефлексия.

Я узнал новое на уроке. Урок понравился (зеленое яблоко).

Я ничего не понял. Урок не понравился (красное яблоко).
Домашнее задание.

  1. Сочинение о любимом животном.

  2. Нарисуйте своего домашнего любимца или создайте иллюстрацию к рассказу

С.-Томпсона «Чинк».
Самоанализ урока литературы, проведенного

25 апреля 2012 года в 5 классе.
Урок дан в 5 классе. В классе 19 учащихся. Класс обычный. Есть ребята с высокой работоспособностью. Есть ребята со средним уровнем работоспособности и внимания. Но над такими детьми нужен контроль. Есть слабые ученики, которые нуждаются в постоянной помощи.

Цель: Обучение вдумчивому чтению.

Задачи:

  1. образовательные: сформировать представление о роли героя – животного в художественной литературе, о проблеме взаимоотношений человека и природы.

  2. развивающие: развивать диалогическую и монологическую речь, умение комментировать текст, выявлять композиционные части предложения малого прозаического жанра.

  3. воспитывающие: способствовать воспитанию нравственности учащихся.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма проведения урока: комбинированная.

Использование компьютера и ММ проектора помогло оформить наглядную сторону урока.

Содержание учебного материала:

Учебный материал подбирался с учетом принципов научности и доступности. Материал для урока подбирался таким образом, чтобы он был актуален и связан с жизнью.

Методы обучения:

  • Побуждающий от проблемной ситуации диалог;

  • Словесные;

  • Наглядные;

  • Практические;

  • Частично-поисковый;

  • Репродуктивный.

Образовательные технологии:

  • Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»;

  • Технология проблемно-диалогического обучения;

  • Личностно-ориентированная технология обучения.

Средства обучения:

На уроке работали у доски, в тетрадях. Использовала на уроке КТ.

Конечный результат:

Все поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Урок цели достиг. На уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера. Ребята получили удовольствие от плодотворной работы на уроке.

Рефлексия. В конце урока были использованы вопросы рефлексии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск