Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 156.52 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.05.2014
Размер156.52 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Светлогорска

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ № 1»

г. Светлогорска

В.В. Морозова

«__»_____________2013г.

Рабочая программа

по курсу «Живое слово»

5 класс

Учитель высшей категории

Р.А. Смирнова

Обсуждена и согласована

на методическом объединении

протокол №__от «__»______2013г.

Принята на методическом совете

протокол №__ от «__»_______2013г.

г. Светлогорск 2013/2014 учебный год

Пояснительная записка

Курс «Живое слово» является составной частью проекта регионального компонента наравне с курсами истории, литературы, МХК, технологии. В соответствии с разработанной и утвержденной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования и Национальной доктриной российского образования была утверждена в Калининградской области концепция регионального компонента, суть которой заключается в углубленном изучении российской национальной культурно-исторической традиции.

Главным в построении курса русской словесности «Живое слово» является принцип историзма, позволяющий рассматривать произведения в историко-культурном контексте каждого периода с учетом всех его составляющих: веры, уклада жизни, системы духовно-нравственных ценностей, особенностей национального мироощущения, выразившегося в особом характере поэтики произведений.

Вера, душа, духовность, смысл жизни, честь, любовь, совесть, милосердие, память, Отчизна, семья – это основные концептуальные понятия всей русской литературы. Возможности уроков литературы в превращении этих аксиологических понятий в личностные ценностные ориентиры ученика очень широки: нужно помогают подростку увидеть в произведениях художественной литературы их общий человеческий смысл, вечные проблемы, закономерности самой жизни, постичь нравственные, философские идеи.

Целями курса являются следующие:

  • усвоение школьниками традиций и ценностей русской национальной культуры, истории, быта;

  • воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего историю и культуру своего отечества;

  • воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;

  • нравственное развитие подростков на основе традиционных для России ценностей, помощь учащимся в национальной идентификации;

  • формирование у подростков нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурных ценностей;

  • воспитание любви к родному слову, обогащение и развитие речевой культуры школьников;

Достижение этих целей возможно путем решения следующих задач:

- чтение и анализ ряда художественных произведений русских писателей и поэтов, произведений древнерусской литературы и устного народного творчества, отвечающих целям курса;

- раскрытие, уяснение и интериоризация духовных, нравственных и культурно-исторических ценностей, отраженных в этих произведениях;

- создание у подростков устойчивого представления о русском национальном характере;

анализ и уяснение особенностей авторского восприятия Руси, России, русского человека в произведениях курса;

- анализ художественного и языкового своеобразия изучаемых произведений.

Методологическим основанием представленного курса являются идеи развития национальной отечественной культуры русских философов (И. Ильин, П. Флоренский, С. Булгаков, В. Соловьев, Н.О. Лосский, Н. Бердяев, Георгий Флоровский), известных культурологов, исследователей русской и мировой словесности (А.Ф. Лосев, Г.П. Федотов, В.Н. Топоров, Д.С. Лихачев, С. Аверинцев) и современных литературоведов, изучающих национальную специфику русской словесности и ее духовно-нравственную составляющую (В.С. Непомнящий, И.А. Есаулов, В.Н. Захаров, А.Н. Ужанков и др.); идеи духовно-практического отношения к человеку (И.А.Ильин), личностно-духовного отношения к знанию – (Б.Рассел), а также личностно ориентированные технологии.

Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)

Используется УМК: «Живое слово»: Методическое пособие для учителей (Русская словесность. 5 – 6 классы) / под общ. Ред. Л. Г. Дорофеевой. – Калининград: Изд-во «НЭТ», 2007; «Живое слово»: Хрестоматия по курсу регионального компонента: Русская словесность. 5 – 6 классы / Сост. Л. Г. Дорофеева. – Калининград: ООО «Новые электронные технологии», 2007.
Программа 5 класса включает 3 раздела:

I – «Истоки русской культуры: от язычества к христианству», посвященный изучению истории перехода от языческой к христианской Руси, выбору духовно-нравственных ценностей, отразившихся в устном народном творчестве.

II – «Мир фольклора», включающий обрядовую и календарную поэзию, связанную с Рождеством, Масленицей и Пасхой, загадки, пословицы и поговорки, народные предания и легенды, и, конечно же, русские народные сказки;

III – «Литературные притчи сказки: освоение народной традиции».
Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов







УМК

(д/з)

Оборудование


Вид тренинга

1

Вводный

1







Мини-сочинение о возможностях слова

Макет солнышка, лит. Тексты

Работа в парах, упр. «Ассоциации»

  1. Истоки русской культуры: от язычества к христианству. Выбор Древней Руси

2

«Повесть временных лет» о древних славянах – язычниках

1







Ответы на вопросы

Отрывки из ПВЛ, изображение двора и дома славянина

беседа

3

От язычества к христианству: выбор Древней Руси

1







По тезисам пересказ

Отрывок из главы «Про Перуна – бога и Илью –пророка

лекция

4 – 5

Древнерусская летопись «ПВЛ» о принятии Русью христианства

2







Мини-сочинение «Почему крестилась Русь?», инд. Отрывки из произведений о князе Владимире

Картина В. М. Васнецова «Крещение Руси»

Инсценирование эпизодов, рассказ учителя

  1. Мир фольклора и русская словесность

  1. Русский крестьянский мир и народное творчество.

6

Крестьянский уклад жизни и народное творчество

1







Учить народные песни

Картины о крестьянской жизни

беседа

7

Русская народная песня

1







Сопоставить песню «Степь» с рассказом С. Т. Аксакова «Буран»

Народные музыкальные инструменты, аудиозаписи

инсценирование

  1. От Рождества до Пасхи. Народная духовная поэзия и стихи русских поэтов.

8

«Днесь Христово Рождество» (тема Рождества в русском фольклоре)

1







Нарисовать символы Рождества

Худ. тексты колядок, тропаря

Работа в группах

9

Рождество в русской поэзии

1







Выучить одно стих.

Рождественские открытки, картины «Поклонение волхвов», икона Рождества Христова

Выразительное чтение, анализ иллюстративного ряда

10

Масленица в народной поэзии и русской литературе

1







Мини-сочинение «Просить прощения – зачем?»

Репродукция В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», макет солнышка

Рассказ учителя, работа в группах

11

Поэзия пасхального цикла: Страстная седмица

1







Выучить 1 стих.

Репродукция эскиза «росписи для Владимирского собора в Киеве «Распятый Иисус Христос», «Плащаницы» В.М. Васнецова

Работа в парах

12

Пасха в русской словесности

1







Написать стилизацию под народное предание, взяв за основу идею преданий «Чудо на мельнице», «Христос – странник»

А. Иванов «Воскресение», аудиозапись

Анализ волочебных песен, самост. работа

  1. Духовно-нравственные идеалы в русской народной сказке и былине

13

Сказка «Бой на Калиновом мосту»

1







Придумать продолжение сказки

К. Васильев «Бой Добрыни со Змием»

Работа в группах, словесное рисование

14

Первый бой Ильи Муромца. Тема татаро-монгольского нашествия в былинном творчестве

1







Пис. ответить на вопрос: «Какие черты характера мне нравятся в Илье Муромце и почему?»

Иллюстрации с изображением родных просторов, православных храмов, модель щита

Инд. сообщение ученика о сказителях, беседа

15

Русская народная сказка «Иван Бесталанный и Елена Премудрая»

1







Пересказ отрывка

Репродукции

Иллюстрирование фрагментов

16

«Сказка о Василисе, золотой косе…»

1







Инсценирование отрывков

Рисунки учеников

Выразительное чтение по ролям

  1. Идеалы народной несказочной прозы. Предания, сказания, легенды

17

Народное предание и тема русской истории

1







По выбору: подготовить семейное предание или найти исторические предания

Карточки с заданиями

Работа в группах

18

Образ русского царя в исторических преданиях. Царь Петр I

1







Подготовить рассказы о Петре I из доп. Источников

Лит. Тексты

Инд. рассказ учащегося, чтение преданий

19

«Чудо – богатырь» земли Русской. Народное предание о А. В. Суворове

1







Подг. сообщения о Суворове

Портрет А. В. Суворова

Работа в группах

20 – 21

«Чудо – вождь» земли Русской (жизнь и подвиги А. В. Суворова)

2







Выяснить значение слова «легенда»

Репродукции картин в. И. Сурикова «Портрет Суворова», «переход через Альпы»

Рассказы учащихся, составление таблицы, работа в группах

22

Духовно – нравственные ценности в христианских народных легендах

1







Прочитать легенду «Повесть о царе Аггее»

Лит. матерал

Беседа. Заполнение таблицы

23

Духовно – нравственные ценности в христианской народной легенде «Повесть о царе Аггее…»

1







Мини-сочинение «Что такое мудрость?»

Карточка – словарь

Аналитическая беседа

  1. Литературная притча в русской словесности

24

«Чтобы познать мудрость и наставление»: притчи царя Соломона.

1







Написать свою притчу о душе, радости

Иллюстрации к Библии, изображение храма царя Соломона

Рассказ учителя, работа в группах, работа со словарем

25

Евангельские притчи

1







Написать притчу об отношении детей и родителей

Икона Иисуса Христа, изображение виноградной лозы

Рассказ Батюшки об Иисусе, заполнение таблицы, работа в группах

26

Притча о блудном сыне

1







Описать случай, который содержит идею притчи

Репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

Аналитическая беседа, работа с репродукциями

27

«Кто мой ближний?» (тема милосердия)

1







Ответ на вопрос «Может ли возникнуть ситуация, когда вы не станете человеку помогать?»

Иллюстрации Г. Доре к Библии

Работа со словарем, эвристическая беседа, работа в парах

28

«Будьте милосердны…»

1







Определите идею стих. И. Тургенева «Христос»

И. Репин «Странник»

Работа со словаре, анализ стихов

29

«Что такое счастье и где его искать?»

1







Мини-сочинение «Я счастлив(а)» или «Что мешает мне быть счастливым?»

Макеты фигурок человечков с шариками

Работа в группах

  1. Литературная сказка: освоение народной традиции

30

Чему учат сказки А. С. Пушкина

1







Письменный ответ «Кого их героев сказок можно назвать счастливым? Почему?»

Портрет А. С. Пушкина, фрагменты фильмов к сказкам

Работа в группах, заполнение таблицы

31

П. П. ершов «Конек – Горбунок»

1







Худ. пересказ эпизода

Портрет П.П. Ершова, иллюстрации к сказке

Беседа, иллюстрирование фрагментов

32

С Т Аксаков «Аленький цветочек»

1







Иллюстрации к сказке

Выставка работ

Чтение по ролям

33

Сказки Степана Григорьевича Писахова

1







Повторить пройденный материал, кроссворд, вопросы, задания

Сборник сказок С.Г. Писахова, мультфильм «Морожены песни»

Рассказ учителя

34

Заключительный урок

1













Работа в группах

Требования к уровню подготовки

Знать:

  • традиции и ценности русской национальной культуры, истории, быта;

  • прошлое своего народа, восстановление исторической памяти.


Уметь приобрести такие важные качества, как:

  • чувство собственной ценности;

  • уверенность в поддержке;

  • доверие к оценке, отношениям, чувствам (школьник готов высказать свое мнение по разным вопросам);

  • способность к сопереживанию;

  • способность к сотрудничеству.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск