Скачать 156.52 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Светлогорска «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ № 1» г. Светлогорска В.В. Морозова «__»_____________2013г. Рабочая программа по курсу «Живое слово» 5 класс Учитель высшей категории Р.А. Смирнова Обсуждена и согласована на методическом объединении протокол №__от «__»______2013г. Принята на методическом совете протокол №__ от «__»_______2013г. г. Светлогорск 2013/2014 учебный год Пояснительная записка Курс «Живое слово» является составной частью проекта регионального компонента наравне с курсами истории, литературы, МХК, технологии. В соответствии с разработанной и утвержденной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования и Национальной доктриной российского образования была утверждена в Калининградской области концепция регионального компонента, суть которой заключается в углубленном изучении российской национальной культурно-исторической традиции. Главным в построении курса русской словесности «Живое слово» является принцип историзма, позволяющий рассматривать произведения в историко-культурном контексте каждого периода с учетом всех его составляющих: веры, уклада жизни, системы духовно-нравственных ценностей, особенностей национального мироощущения, выразившегося в особом характере поэтики произведений. Вера, душа, духовность, смысл жизни, честь, любовь, совесть, милосердие, память, Отчизна, семья – это основные концептуальные понятия всей русской литературы. Возможности уроков литературы в превращении этих аксиологических понятий в личностные ценностные ориентиры ученика очень широки: нужно помогают подростку увидеть в произведениях художественной литературы их общий человеческий смысл, вечные проблемы, закономерности самой жизни, постичь нравственные, философские идеи. Целями курса являются следующие:
Достижение этих целей возможно путем решения следующих задач: - чтение и анализ ряда художественных произведений русских писателей и поэтов, произведений древнерусской литературы и устного народного творчества, отвечающих целям курса; - раскрытие, уяснение и интериоризация духовных, нравственных и культурно-исторических ценностей, отраженных в этих произведениях; - создание у подростков устойчивого представления о русском национальном характере; анализ и уяснение особенностей авторского восприятия Руси, России, русского человека в произведениях курса; - анализ художественного и языкового своеобразия изучаемых произведений. Методологическим основанием представленного курса являются идеи развития национальной отечественной культуры русских философов (И. Ильин, П. Флоренский, С. Булгаков, В. Соловьев, Н.О. Лосский, Н. Бердяев, Георгий Флоровский), известных культурологов, исследователей русской и мировой словесности (А.Ф. Лосев, Г.П. Федотов, В.Н. Топоров, Д.С. Лихачев, С. Аверинцев) и современных литературоведов, изучающих национальную специфику русской словесности и ее духовно-нравственную составляющую (В.С. Непомнящий, И.А. Есаулов, В.Н. Захаров, А.Н. Ужанков и др.); идеи духовно-практического отношения к человеку (И.А.Ильин), личностно-духовного отношения к знанию – (Б.Рассел), а также личностно ориентированные технологии. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) Используется УМК: «Живое слово»: Методическое пособие для учителей (Русская словесность. 5 – 6 классы) / под общ. Ред. Л. Г. Дорофеевой. – Калининград: Изд-во «НЭТ», 2007; «Живое слово»: Хрестоматия по курсу регионального компонента: Русская словесность. 5 – 6 классы / Сост. Л. Г. Дорофеева. – Калининград: ООО «Новые электронные технологии», 2007. Программа 5 класса включает 3 раздела: I – «Истоки русской культуры: от язычества к христианству», посвященный изучению истории перехода от языческой к христианской Руси, выбору духовно-нравственных ценностей, отразившихся в устном народном творчестве. II – «Мир фольклора», включающий обрядовую и календарную поэзию, связанную с Рождеством, Масленицей и Пасхой, загадки, пословицы и поговорки, народные предания и легенды, и, конечно же, русские народные сказки; III – «Литературные притчи сказки: освоение народной традиции». Календарно-тематическое планирование
Требования к уровню подготовки Знать:
Уметь приобрести такие важные качества, как:
|