Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 154.95 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.05.2014
Размер154.95 Kb.
ТипСценарий
100-bal.ru > Литература > Сценарий
Сценарий устного журнала, посвящённого

поэту-песеннику Сергею Есенину

Родился я с песнями в травном одеяле…”
Автор: Братченко Светлана Викторовна

Должность: учитель начальных классов

Учреждение: МАОУ СОШ № 46 г. Улан-Удэ
Цели:

1.Заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине

2. Побуждать детей к чтению поэтических произведений; способствовать развитию литературного образования, воспитания и культуры школьников через обновление содержания, форм и методов внеурочной работы по литературе.

3. Учить детей чувствовать и слышать красоту родного слова; формировать нравственно-эстетические ценности , развивать творческие способности детей.

Форма проведения: литературно- музыкальная композиция

Класс: 4-5
Оборудование:
1)фотографии

2)портреты поэта

3)иллюстрации к стихотворениям

4)песни и романсы на стихи Есенина

5)сборники стихов поэта

6) слайды, мультимедиа, компьютер

Слайд 1

Чтец:

Сергей Есенин! Это имя

В лесах родной моей России,

В березах нежных и осинах,

В сережках желтовато-синих,

В лугах из зелени весенней.

В твоих стихах, Сергей Есенин!
Ведущий:

Наша устный журнал посвящается великому поэту России – Сергею Александровичу Есенину. Имя Сергея Есенина дорого и близко каждому русскому человеку. Его лирика согрета горячей любовью к Родине.
Слайд 2
Ведущий:

Родился Сергей Александрович Есенин 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии, что расположилось на высоком холмистом берегу Оки. Место это необыкновенно красивое. Внизу – заливные луга, заросшая камышами Старица. А обзор с холмов такой, что, кажется, ты соприкасаешься с голубым небом.

Слайд 3

Клип о родине поэта – селе Константиново. ( нажать на белый фон).
Слайд 4

Сам Есенин так писал о своем рождении.
Чтец:

«Матушка в Купальницу по лесу ходила...», 1912.
«…Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
Только не по совести счастье наготове,

Выбираю удалью и глаза и брови.
Как снежинка белая, в просини я таю

Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю…»

Слайд 5.

Ведущий:

Перед вами фотография усадьбы Есениных.

Когда старый двухэтажный дом деда Есениных в 1910 году сгорел, родители поэта построили новый. Это была простая деревенская изба. Сейчас в этом доме находится музей.

Ее внутреннее расположение было удобно, а с улицы она выглядела очень красивой. Наличники, карниз и светелка на крыше были причудливо вырезаны и выкрашены белой краской. Из окон был виден

синеющий вдали лес, излучина Оки и заливные луга.

Чтец:

Низкий дом
«Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,-

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Нежность грустную русской души.
Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,

Да ракитник, кривой и безлистый,

Да разбойные слышали свисты,

От которых легко умереть.
Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними

Уж не юные веют года...

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.
Слайд 6.

Ведущий:

Вы видите жилую часть дома, а именно небольшую кухню, место, где хозяйка дома готовила для всей семьи. Видим русскую печь, небольшой стол, различные предметы домашней утвари: ухват, крынки, умывальник и прочее.
Слайд 7.

Из кухни мы можем пройти в комнату, принадлежавшую Татьяне Федоровне, в которой видим небольшую кровать, сундуки, другие вещи, часть из которых сделаны руками самой хозяйки.
Слайд 8.

Самая большая и светлая комната в доме – горница. В «красном» углу – иконы Татьяны Федоровны и ее нательный крестик.

Дом, все, что с ним связано, детство и моменты, когда поэт навещал родителей, отразилось в творчестве поэта.
Слайд 9.

Чтец:

«…А сейчас, как глаза закрою,

Вижу только родительский дом.

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилег ко плетню.

Держат липы в зеленых лапах

Птичий гомон и щебетню.

Я любил этот дом деревянный,

В бревнах теплилась грозная морщь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь…»
Слайд 10.

Ведущий:

Перед вами фотография родителей Сергея Есенина- Александр Никитич и Татьяна Федоровна.


Слайд 11, 12.

Александр Никитич Есенин - отец поэта, будучи ещё мальчиком, пел в церковном хоре. У него был прекрасный голос. По всей округе возили его к богатым на свадьбы и похороны. Когда ему исполнилось 12 лет, его матери предложили отдать сына в Рязанский собор певчим, но он не согласился, и тогда его отправили в Москву в мясную лавку.
Слайд 13

Ему было 18 лет, когда он приехал в село жениться. Матери Есенина - Татьяне Федоровне - не было ещё 17 лет, когда она вышла замуж. После свадьбы Александр уехал работать в Москву, а его жена осталась жить со свекровью. Отец присылал все, что зарабатывал в мясной лавке бабушке. Мать же Есенина вспоминала, что бабушка даже иногда и молока не давала ее детям. Мать, чтобы купить молоко продавала вещи из приданого.

Тогда мать отдала маленького сына Сергея на воспитание в семью деда по матери, Федора Андреевича, и бабушки - Натальи Евтеевны, а сама уехала в город на заработки.
Бабушка Наталья Евтеевна очень любила внука и по-матерински заботилась о нем. Именно её он считал самым близким человеком. Вот как вспоминает об этом сам Сергей Есенин.
Слайд 14 .

Ролик «Самый близкий человек».
Слайд 15

Ведущий:

Бабушка Наталья Евтеевна была искусной сказительницей. В долгие зимние вечера бабушка рассказывала ему сказки, пела песни, читала духовные стихи, унося воображение мальчика в мир старинных преданий и легенд:

«Под окнами костер метели белой,

Мне 9 лет. Лежанка, бабка, кот.

И бабка что-то грустное, степное пела,

Порой зевая и крестя свой рот.»
Есенин не только с интересом слушал, но и сам под впечатлением рассказанного начинал фантазировать и сочинять.
«Толчки давала бабка, — пишет Есенин. — Она рассказывала сказки. Некоторые сказки были с плохими концами, и я их переделывал на свой лад».

Слайд 16

В стихотворении "Бабушкины сказки", опубликованном в 1915 году в детском журнале "Доброе утро", Есенин вспоминает, как в долгие зимние вечера они, деревенские ребятишки, с любопытством слушали увлекательные истории.
Читают ученики:
В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовет.

Сказки все. Пора в постели...

Но, а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

«Что ж, сидеть-то до зари?»

Ну, а нам какое дело, —

Говори да говори.
Слайд 17.

Ведущий:

По свидетельству родных поэта, многие черты характера Есенин

унаследовал от деда, человека интересного и своеобразного.

Федор Андреевич Титов в делах был удачлив и смел, в работе спор, знал,

чем расположить собеседника, понравиться окружающим. Имея приятный голос, неплохо пел, любил слушать старинные народные песни, с детьми был добр и ласков, вместе с тем вспыльчив, временами даже жесток.

Вот как о нем вспоминает сам Есенин.
Слайд 18

Ролик «Кому больше всего Есенин доверял?»
По настоянию деда читать Сергей начал в пять лет, грамоте он учился по церковным книгам, с 9 лет начал слагать стихи. Стихи начал писать, подражая частушкам.
Слайд 19

Среди сверстников Сергей, имевший прозвище Серега Монах, был неутомимым выдумщиком по части различных мальчишеских игр и забав.

« …Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой…»
Слайды 20-23

В 9 лет у коновода константиновских ребят появилась первая серьезная

обязанность в жизни: он переступил школьный порог и сел за парту.

Учился он хорошо, но за шалости в третьем классе был оставлен на второй год. Окончил он школу в 1909 году и за отличную успеваемость был награжден похвальным листом. Этот похвальный лист много лет висел на стене в застекленной раме.
Слайд 24.

К этому времени ссора между родителями Есенина, продолжавшаяся почти пять лет, улеглась. Мать вернулась в Константиново, отец по-прежнему работал в Москве приказчиком в мясной лавке. Несколько раз в год он приезжал проведать семью.

«…От природы Татьяна Федоровна была наделена недюжинным умом, красотой, чудесным песенным даром. Она обладала редким мастерством исполнения русских народных песен... Каких только песен она не знала: и шуточных, и величальных, и игровых, и обрядовых, и полюбовных! Казалось, что нет такой русской народной песни, которую

бы не знала его мать... Топила ли она печку, шила, пряла ли, за любой

работой можно было услышать ее пение. Сергей Есенин и его

сестры, постоянным спутником которых с колыбели была материнская песня, незаметно сами приобщались к "песенному слову".

Может быть поэтому, так много стихов Есенина положено на музыку. Называем ли мы их песнями или романсами – не столь важно. Важно то, что они настолько лиричны, настолько проникновенны и образны, что как бы сами ложатся на музыку.

Слайд 25

Клип. Романс «Отговорила роща золотая» (Нажать на белый фон)
Слайды 26, 27.

Ведущий:

Когда Сергей подрос, из него очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали учиться в Спаско-Клепиковская школу Есенин без труда сдал вступительные экзамены и поселился в интернате при школе. При школе находился интернат. Без разрешения дежурного педагога

отлучаться не разрешалось. Поначалу чувствовал себя одиноким, тосковал по дому. Весь день воспитанники были в здании школы: утром - на занятиях, вечером готовили уроки под наблюдением учителей. В субботу и в воскресенье - обязательное присутствие на церковной службе. По вечерам ученики собирались обычно в одной из комнат интерната.

Завязывались беседы о прочитанных книгах, обсуждались стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, а потом кто-либо читал свои стихи. Чаще всего это бывал Есенин. Именно здесь начал поэт свое "сознательное творчество", мечтая всю душу "выплескать в

слова". Школу Сергей закончил с похвальной листом.
Слайд 28

После окончания в 17 лет Есенин покинул родимый дом и уехал в Москву .

Чтец:

«Да! Теперь - решено. Без возврата

Я покинул родные края.

Уж не будут листвою крылатой

Надо мною звенеть тополя.
Низкий дом без меня ссутулится,

Старый пёс мой давно издох.

На московских изогнутых улицах

Умереть, знать, сулил мне Бог.
Я люблю этот город вязевый,

Пусть обрюзг он и пусть одрях.

Золотая дремотная Азия

Опочила на куполах…»
Ведущий:

Иной мир открылся Есенину. И мог ли тогда кто представить, что пройдут годы и этот рязанский паренек станет великим поэтом России...

Слайд 29.

Пройдет совсем немного времени и выйдет первая печатная книга “Радуница”. О ней много писали. И все говорили, что Есенин – это талант!

За “Радуницей” вышли “Голубень”, “Преображение”, “Сельский часослов”, “Часы Марии”, “Исповедь хулигана”, “Москва кабацкая”.
Слайд 30

В своих стихах Есенин писал о природе, о красоте русской земли. Его стихи наполнены звуками, запахами, красками: звенят удила, плачут глухари, шумят тростники, пахнет яблоками, медом и ладаном, ласкает взор алый свет зари, мягкая зелень полей…
Слайд 31.

Ученики читают стихи о природе.
Слайд 32.

Ведущий:

Уже став известным, Есенин много путешествовал, объездил Западную Европу, Северную Америку, был в Мурманске и на Кавказе, на Соловках и в Туркестане.

Но Сергей очень скучал по родной земле, родной деревне, по природе, по дому. Они для него всё.
Чтец :

«Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.»

Ведущий

Он так скучал по родному краю, что в каждом письме жаловался, что хочет домой. Он старался хоть на несколько дней вырваться из города и уехать в село, и «каждый раз, приезжая в Константиново, был по-настоящему счастлив.
Слайд 33.

Чтец:

Я снова здесь в семье родной,

Мой край задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Седины пасмурного дня

Плывут всклокоченные мимо,

И грусть вечерняя меня

Волнует непреодолимо.

Над куполом церковных глав

Тень от зари упала ниже,

О, други игрищ и забав,

Уже я вас больше не увижу.

В забвенье канули года,

Вослед и вы ушли куда-то

И лишь по-прежнему вода

Шумит за мельницей крылатой.
Слайд 34.

Ведущий:

Находясь далеко от родного гнезда, он изнывает от мятежной тоски и мечтает поскорее вернуться в низенький, но очень уютный дом. Ведь там самый родной и дорогой для него человек – его мать. Любовь к матери, к ее проникновенным песням Есенин сохранил и пронес через всю свою жизнь. В один из тяжелых моментов своей жизни он напишет нежное обращение к ней, полное любви и заботы.

Чтец

ПИСЬМО МАТЕРИ
« Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто xодишь на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.
я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,

Не волнуй того, что не сбылось,-

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не xоди так часто на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.»

Слайд 35.
Ведущий:

Каждая встреча поэта с матерью после долгой тревожной разлуки, когда он, отогревшись душой, рассказывал ей о самом дорогом и сокровенном, навсегда оставляла добрый след в памяти сердца:

Чтец:

«Вот я опять за родительским ужином,

Снова я вижу старушку мою.

Смотрит, а очи слезятся, слезятся,

Тихо, безмолвно, как будто без мук,

Хочет за чайную чашку взяться -

Чайная чашка скользит из рук.

Милая, добрая, старая, нежная,

С думами грустными ты не дружись,

Слушай - под эту гармонику снежную

Я расскажу про свою тебе жизнь…»

Слайд 36.

Ведущий:

В последние годы Есенин жил в Москве. В декабре 1925 года он уехал из Москвы в Ленинград, мечтая начать новую жизнь, но этим намерениям не суждено было сбыться. В ночь с 27 декабря на 28 поэта не стало.
Наша встреча заканчивается стихотворением С.Есенина. Это произведение было последним в его жизни. Мы обращаемся к поэту строками его же стихотворения.
«До свиданья, друг мой до свиданья!» Клип.

Интернет- ссылки:


  • Литературно-музыкальная композиция по творчеству С. Есенина "Несказанное, синее, нежное…" Архипова Татьяна Петровна, http://festival.1september.ru/articles/210529/




  • Вечер "Поющее сердце России"

Алексеева Марина Ивановна, учитель русского языка и литературы




  • Юрий Прокушев. Сергей Есенин http://moy-bereg.ru/imazhinizm/yuriy-prokushev.-sergey-esenin-4.html

  • «Матушка в Купальницу по лесу ходила...»

http://rupoem.ru/esenin/matushka-v-kupalnicu.aspx




  • «Все живое особой метой

Отмечается с ранних пор…»

http://rupoem.ru/esenin/all.aspx

  • «Да! Теперь - решено. Без возврата

Я покинул родные края. ..»

http://rupoem.ru/esenin/all.aspx





  • Письмо матери:

http://stavcur.ru/stihi/Esenin/93.htm




Музыкальное сопровождение презентации:





  • Александр Пиняев·

Отговорила роща золотая - слова С.Есенина, муз. Г.Пономаренко, исп. Н.Кадышева Романс «Отговорила роща золотая» http://www.youtube.com/watch?v=a8uX1nziQXA


  • Клип: «До свиданья , друг мой до свиданья!»

http://www.youtube.com/watch?v=_fWNYBgg690


  • Программа Мой живой журнал Сергей Есенин http://my.mail.ru/video/mail/ryabizova/665/#video=/mail/ryabizova/665/4285



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск