Автор проекта
|
Фамилия, имя отчество
| Михайлюк Екатерина Андреевна
|
Регион
| Г. Москва
|
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
| Г. Москва
|
Номер и/или название школы/ОУ
| №1202
|
Описание проекта
|
Название темы вашего учебного проекта
|
Сергей Есенин. Особенности изучения лиро-эпического произведения на уроке литературы в старших классах.
|
Краткое содержание проекта
|
Данный проект предоставляет учителю несколько видов уроков по творчеству С.Есенина, презентацию по поэме “Анна Снегина”, публикацию “Лиро-эпическое путешествие по поэме”, доклад “Cергей Есенин: загадка жизни и творчества”, статью “Использование презентации при изучении поэмы” и презентацию ученика по С.Есенину.
|
Предмет(ы)
|
Литература и информатика
|
Класс(-ы)
|
Проект предназначен для учеников 11-ых классов
|
Приблизительная продолжительность проекта
|
7 уроков, 3 недели
|
Основа проекта
|
Образовательные стандарты
|
Проект ориентирован на выполнение государственных стандартов по курсу литературы
в основной школе (базового уровня).
Согласно государственному образовательному стандарту по литературе учащиеся
должны знать:
* содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
* историко-культурный контекст изучаемых произведений;
* основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
* работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать
фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
* определять принадлежность художественного произведения к одному из
литературных родов и жанров.
|
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
|
Цели:
- Пробудить у ребят интерес к творчеству поэта;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- помочь учащимся представить личность и творческую судьбу Сергея Есенина;
- воспитать чувства любви к женщине;
- развить творческие и познавательные способности студентов;
- воспитать любовь к Родине;
- воспитать духовно-нравственную культуру студентов;
- изучить особенности жанровой специфики поэмы С.Есенина.
|
Вопросы, направляющие проект
|
Основополагающий вопрос
| Особенности изучения лиро-эпического произведения на уроках литературы в старших классах. (С.Есенин “Анна Снегина”).
|
Проблемные вопросы учебной темы
| Каковы особенности лиро-эпического произведения?
Каковы особенности поэзии С.Есенина?
Каковы особенности использования презентации при изучении поэмы “Анна Снегина”?
|
Учебные вопросы
| В чем особенность лирики С.Есенина?
Какова особенность жанра поэмы?
Как время отражается в поэме?
Какие плюсы и минусы несет в себе метод презентативного изучения поэмы?
|
План оценивания
|
График оценивания
|
До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
1.Формирующее оценивание в ходе фронтальной беседы;
2. Знакомство с критериями текущего и итогового оценивания работы группы и портфолио.
| 1. Листы планирования
работы в группе;
2. Оценивание
продвижения учащихся
по проекту.
| Итоговое оценивание (сравнение с успеваемостью и результатами других групп);
2. Презентация на родительском собрании или для учеников 11 классов или на открытом уроке для учителей школы.
|
Описание методов оценивания
|
Работа в ходе проекта начинается с того, что учитель дает лекционный материал о лирике С. Есенина, что очень важно для учащихся, потому что дальнейшее исследование будет вытекать из основных положений его поэзии. Целью здесь является раскрыть творческий путь С. Есенина и художественные средства его лирики. Урок начинается с сообщения учителя о творчестве писателя, затем следуют небольшие сообщения учеников и оканчивается урок выразительным чтением стихотворений. Доклады учащиеся готовят заранее и выступать с ними могут несколько уроков (в выделенное для этого на уроке время). Доклады оцениваются учителем в конце урока по данным критериям:
-содержательность;
-логично-построенная структура сообщения;
-регламент.
На следующем уроке учитель представляет учащимся публикацию о Сергее Есенине, где знакомит класс с поэмой “Анна Снегина”.
Следующий этап – это презентация учителя по поэме “Анна Снегина”, в которой присутствует ряд вопросов. Предполагается небольшая дискуссия по этим вопросам, которая оценивается после завершения работы. Каждый ученик должен быть вовлечен в диалог, должен высказать свое мнение по предлагаемому вопросу. Критерии оценивания таковы:
- Активность на уроке;
- cодержательность ответа;
- регламент.
На следующем уроке учитель дает лекционный материал об использовании презентации при изучении поэмы С. Есенина. Задача учащихся - записи в тетради, вопросы учителю по изучаемой теме. По записям, которые ученики сделали у себя в тетрадях, учитель может провести небольшую проверочную работу.
На следующем уроке классу представляется презентация ученика, который заранее готовил данный ему материал. Критерии оценивания:
- Содержательность материала;
- объем презентации;
- соответствие с изучаемой темой;
- логичность построения слайдов;
- регламент.
На следующем уроке учитель и учащиеся организуют в игровой форме литературную гостиную, посвященную жизни и творчеству С. Есенина. На игру выделяют 2 смежных урока. Ведущие и чтецы проводят урок. Присутствуют декорации, фотографии С. Есенина, сборники его стихов, горят свечи, что придает еще большее настроение и расширяет фантазию. Критерии оценивания:
-Содержание подготовленного материала;
- уровень импровизации учеников;
- оценка выразительного чтения стихов.
|
Сведения о проекте
|
Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
Первоначальные знания по творчеству Сергея Есенина, полученные ранее на уроках
литературы.
Умение находить необходимую информацию, анализировать, делать выводы.
Начальные навыки работы в программах Word, Power Point.
|
Учебные мероприятия
|
Знакомство с темой проекта. Постановка задачи.
Знакомство учащихся с представленной темой начинается с теоретического материала, который дает учитель на первых уроках: это и лекционное сообщение о творчестве писателя, и публикация о нем и его поэме, и презентация по поэме “Анна Снегина”.
Далее отслеживается и оценивается работа учащихся: непосредственно активное участие старшеклассников в беседах на уроках, их подготовленные сообщения по лирике писателя, презентация и ролевая игра в ходе игрового урока “Литературная гостиная”.
Подводятся итоги всей работы по определенным критериям, которые были описаны выше.
|
Материалы для дифференцированного обучения
|
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| Включается в работу, выполняя при этом посильные для себя задания. Он имеет возможность пользоваться помощью одноклассников и может пережить ситуацию успеха вместе со всем классом, что в дальнейшем может стать для него хорошей мотивацией к учёбе.
|
Одаренный ученик
| В работе над проектом имеет возможность углубиться в изучаемую тему, выйти за рамки проекта, провести дополнительные исследования, выполнить творческую работу.
|
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)
|
Принтер
Персональный компьютер с доступом в интернет
|
Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
|
Microsoft Office (Word, Excel, Publisher, Power Point)
|
Материалы на печатной основе
| Учебники, методические пособия, хрестоматии, лабораторные пособия, справочный материал и т.д.
|